Эксклюзивное интервью «Страны Игр» с одним из самых влиятельных людей индустрии прошло на выставке Gamescom, в бизнес-зоне стенда Ubisoft. До этого я не раз слышал выступления Ива Гильмо – в Париже на мини-выставке UbiDays, в Лос-Анджелесе на пресс-конференциях перед E3 – но впервые смог поговорить с ним в формате один-на-один. Переговоры об интервью начались еще прошлой осенью, и в Кёльне наши расписания, наконец, пересеклись в одной точке.
Из Франции с любовью (к играм) ? Для начала, расскажите, пожалуйста, что происходит с Beyond Good and Evil 2 и I am Alive.
С ними все хорошо. I am Alive выходит в конце 2011 года. Сейчас мы завершаем работу над проектом, дорабатываем мелкие детали. А вот Beyond Good & Evil 2 появится уже на следующем поколении консолей. ? Но если I am Alive выйдет в конце года, почему не показываете ее на Gamescom?
Игра еще не готова к этому. К тому же, она будет распространяться только в цифре, в сервисах, вроде XBLA, поэтому демонстрация ее на выставке необязательна. ? Почему вы вообще отложили эти проекты? Как принимаются такие решения в Ubisoft?
Все дело в контроле качества. Нам важно, чтобы потребители были довольны полученным продуктом. Иногда получается так, что игры требуют значительно больше времени на достижение необходимого уровня качества, чем мы изначально рассчитывали. ? В структуре компании появилось подразделение Ubisoft Motion Pictures, занимающееся фильмами. Зачем вам понадобилось самим браться за эту тему, ведь можно же просто сотрудничать с голливудскими студиями?
Мы считаем, что важно брать наши большие проекты – существующие, популярные, состоявшиеся игры – и транслировать их в другие медиаформаты, чтобы привлекать новых потребителей. Поэтому мы сформировали небольшую команду, которая готовит правильные идеи и сценарии фильмов, чтобы затем киностудия – в синергии с разработчиками игр – могла без особого труда снять хорошую ленту, отражающую дух и замысел оригинала. ? А не получится так, что Ubisoft будет вкладывать в кино деньги, которые могли бы быть потрачены на новые игры?
Совсем наоборот. Наш план – сделать так, чтобы кинобизнес сам по себе тоже приносил деньги, а их мы уже в свою очередь будем вкладывать в игры.
? Вы активно поддержали Wii U, как до этого очень много сил вложили в игры для Wii. Но презентация консоли на E3 была не вполне удачной – даже курс акций Nintendo упал. Вы все еще считаете, что Nintendo действует правильно?
Для начала давайте вспомним, что Wii – самая популярная система текущего поколения. Nintendo продала консолей больше, чем Sony и Microsoft, вместе взятые! Даже если в следующем поколении Wii U всего лишь опустится на один уровень Sony и Microsoft, это тоже будет чрезвычайно важная платформа. Очень много геймеров любят Nintendo. Если компания предложит им любую новую систему и классные игры для нее, они купят все это без лишних раздумий. Что касается конкретно железа Wii U, то любые инновации непросто понять и принять сразу. Я уверен, что как только геймеры увидят реальные приложения для платформы, они поймут, почему Nintendo выбрала этот путь. ? Есть мнение, что на платформах Nintendo хорошо продаются только игры от Nintendo. Я знаю, что у Ubisoft были крайне успешные проекты, вроде Red Steel и Rayman Raving Rabbids, но все же они продавались значительно хуже, чем Assassin’s Creed на менее популярных PlayStation 3 и Xbox 360. Можно ли в принципе добиться аналогичного результата на Wii U?
Здесь все зависит исключительно от качества продукта и времени выхода. Если все сделать правильно, продать можно очень много копий. Например, прошлой осенью отличный результат показала Just Dance 2 (8.14 млн. копий, – Прим. ред). Серьезно, это была игра номер один на Wii и в США, и в Великобритании. Когда вы делаете качественную игру, которая действительно нужна людям, проблем с продажами не возникает. ? Немного необычный вопрос. У вас есть студии в Париже и Монпелье, но подавляющее большинство сотрудников живут и работают за границей – от Шанхая до Бухареста. То есть, вроде бы, Ubisoft – исконно французское издательство, но игры для него делают всем миром. Мне очень нравятся, например, работы Мишеля Анселя, они очень французские. А вот остальные игры, пусть и хорошие, слишком космополитичны. Почему вот так сложилось?
Все дело в том, что французские студии не могут делать все, у них есть определенная специализация. Довольно часто мы делаем действительно международные проекты, где происхождение игры уже сложно определить. Например, французская Ubisoft Annecy делает мультиплеер для Assassin’s Creed: Revelations. Чисто отечественных игр тоже выходит немало – например, Just Dance или недавняя From Dust. К сожалению, во Франции просто не так много талантливых разрабочтиков, которых можно нанять на работу. Именно поэтому мы и ищем людей и целые студии за рубежом. ? Нас очень обрадовало то, что вы издали игру Child of Eden Тэцуи Мидзугути. Увидим ли мы в вашей линейке другие необычные японские проекты?
Мы можем, конечно, издавать такие игры, но лишь время от времени. Дело в том, что их не то чтобы очень хорошо покупают. Поэтому нам нужно убедиться в том, что доходы от проекта будут достаточны.
? А зачем вы вообще за это взялись, раз денег много заработать все равно не получится? Есть мнение, что факт издания ярких авторских игр, вроде Child of Eden, улучшает имидж издательства. Так ли это?
Нет-нет. Нам просто понравилась игра. И разработчика ее мы очень уважаем. Поэтому наша команда, сотрудники Ubisoft, решила, что сотрудничество с Мидзугути пойдет нам на пользу. То есть, дело не в имидже компании. Проект благотворно повлиял на творческую атмосферу внутри Ubisoft – мы все были вдохновлены работой над Child of Eden и получили ценный опыт. ? Несколько лет назад на Ubidays вы сказали, что будущее индустрии – за 3D-телевизорами. С тех пор вы выпустили игру по мотивам фильма «Аватар», еще несколько 3D-игр. В наши дни стереоскопическим 3D занимаются буквально все, есть вот даже консоль Nintendo 3DS. Получается, что вы угадали? Но вот, например, немало геймеров говорят, что им 3D вообще не нравится. Как вы это прокомментируете?
Я согласен, что проблемы есть, но не все геймеры так уж ненавидят 3D. Я думаю, что чем больше 3D-телевизоров будет появляться в домах потребителей, тем больше будет выходить и интересных игр, удачно использующих 3D. Пока вся технология находится на раннем этапе развития, а чем дальше – тем более качественной она будет. Поживем – увидим. ? В последние годы игровые компании стремятся укрупниться. Появились Square Enix, Activision Blizzard. Даже вот, я помню, EA собиралась купить Ubisoft. Насколько вам важно оставаться независимым? Есть ли смысл заключить альянс с крупным партнером?
На мой взгляд, чрезвычайно важно быть независимым в момент смены поколений платформ. Это позволяет принять верное стратегическое решение, не оглядываясь на чужие интересы. А уж как все сделано, можно уже рассмотреть и варианты сотрудничества. ? Как раз сменой поколений часто и объясняют мотивы слияния. Говорят, что стоимость производства AAA-игр постоянно растет, поэтому небольшие и даже средние издательства с трудом могут их финансировать. Собственно, поэтому и объединяются. Понятное дело, что сейчас это к вам не относится, но что будет с играми масштабов Assassin’s Creed через пару поколений консолей? Сможет ли даже Ubisoft потянуть проект?
Не беспокойтесь. Цена производства никогда не будет слишком высока, если у вас достаточно потребителей. ? Да, но с другой стороны традиционным играм угрожают платформы Apple. У них достаточно высока производительность, пользовательская база огромна. Да еще и игры очень дешевые – буквально несколько евро. Это развращает пользователей, они отвыкают от мысли о том, что за развлечения надо платить много. Сможет ли традиционная бизнес-модель с играми уровня Assassin’s Creed за 50-60 евро выжить в таких условиях?
Не уверен, что сохранится нынешняя система, когда вы покупаете диск с игрой, а потом ждете год, пока не выйдет продолжение. Возможно, вы будете платить ежемесячно и по чуть-чуть, регулярно получая обновления к имеющемуся продукту. То есть, не удивлюсь, если нам придется продавать игры иначе, сменить бизнес-модель. Но все равно традиционные, большие, дорогие проекты с крутой графикой никуда не денутся. ? Еще есть еще такая проблема, как пиратство. Говорят, что оно убивает игры, особенно на PC. Как можно победить пиратство? Может быть, сделать непрошибаемую защиту, – PlayStation 3 ведь сумела продержаться четыре года…
Я думаю, что самый надежный способ борьбы с пиратством – использование онлайн-сервисов, требующих постоянную связь с Интернетом. То есть, привычные нам игры будут мутировать так, чтобы все онлайн-дополнения, онлайн-бонусы к ним становились все более и более интересными, а сидеть за консолью в одиночку было бы не так весело, как с подключением к Сети.
? Но что делать, если геймеру вообще не нужен мультиплеер? Человек может скачать пиратскую копию, пройти сингл, а отсутствие онлайна проигнорировать…
Совершенно верно. Однако он постоянно будет думать, что чего-то лишен – не может поделиться достижениями с друзьями, рассказать в фейсбуке о том, во что сейчас играет, и так далее. В конце концов, он пойдет и купит легальную копию. ? Есть, однако, и пример более жестокой системы защиты. В Assassin’s Creed 2 даже легальные пользователи не могли пройти сингл без подключения к серверам. И это никому не понравилось, да и пираты без труда все взломали…
Да, тогда мы получили много негативного фидбека. Многие пользователи были раздражены нашей системой защиты, и это, конечно, плохо. Но мы многому научились и поняли, что действовать нужно иначе. Необходимо предлагать в играх как можно больше дополнительных преимуществ для легальных пользователей, добавить мультиплеер, другие онлайн-сервисы и привлечь геймеров именно этим. ? Ubisoft издает большинство игр и на PC тоже. Но штука в том, что в России игры для PC стоят дешевле, чем на консолях, плюс пиратство гораздо более доступно. Поэтому покупать Assassin’ Creed для PlayStation 3 не так комфортно, зная, что есть дешевая версия ровно той же игры для PC. Гораздо легче тратить деньги на консольные эксклюзивы. Может быть, вам вообще не выпускать игры на PC? В конце концов, продажи на этой платформе все равно невелики – и, возможно, вы смогли бы продать больше копий на консолях…
Когда мы принимаем решение о выпуске игры на PC, то смотрим, можем ли мы на PC сделать что-то новое по сравнению с консольными версиями. Главный плюс персональных компьютеров – то, что мы технически ничем не ограничены и можем экспериментировать, пробовать разные штуки. А результаты потом применять уже в других играх. ? И последний вопрос. Увлекаетесь ли вы играми лично и считаете ли их искусством?
Я играю, хотя и не так много, как прежде. И, конечно, я очень их люблю. Что касается искусства, то вопрос в том, какой опыт мы получаем от игр. Как минимум, они приносят в нашу жизнь радость, веселье. На мой взгляд, искусство – это когда вы можете улучшить собственную жизнь, получая опыт от взаимодействия с творчеством. И в играх действительно такое случается – в них часто поднимаются важные проблемы, геймеру позволяется делать выбор и показываются последствия решения. С развитием индустрии мы все чаще мы будем сталкиваться с игровыми опытами, которые обогащают нашу жизнь, позволяют осознать что-то новое. И чем больше мы играем, тем большее количество деталей подмечаем и тем лучше понимаем творческий замысел их создателей. Взять хотя бы Assassin’s Creed – игра показывает, как была устроена жизнь много лет назад, что волновало людей, позволяет побывать в их шкуре и лично прочувствовать ту эпоху.