Факт: большинство из тех, кто жалуется на смену курса сериала в четвертой-пятой частях, даже не играли в лучший классический «Резидент» – созданный самим Синдзи Миками римейк оригинала.
Давайте бросим беглый взгляд на состояние Nintendo к концу 2001 года. Во время жизненного цикла Nintendo 64 лидерство на рынке перешло к Sony – причем лидерство было настолько беспрекословным, что PS2 еще до выхода на ней сколь-либо заметных эксклюзивов, буквально одной репутацией загнала DreamCast в могилу. В 90-е Nintendo натворила множество ошибок (в основном связанных с форматом носителей информации), и Nintendo 64 была одной из них. Ограничения «железа» и привлекательность условий Sony привели к тому, что сторонние разработчики перебежали в стан конкурентов, а поддержку 64-битной платформы со стороны самой «Большой N» можно было назвать лишь удовлетворительной.
Но затем Nintendo выпустила GameCube – консоль, к которой претензий могло быть куда меньше. Топовое для того времени железо (заметно круче PS2, например), четыре слота для контроллеров, крайне низкая цена ($150 на запуске и $100 менее чем через пару лет) и обилие самых разнообразных эксклюзивов – мечта, да и только.
И это не пустые слова. Эксклюзивами для GameCube были уникальный триллер Eternal Darkness: Sainty’s Requiem, без двух минут лучшая часть Metal Gear Solid – The Twin Snakes, JRPG-дилогия Baten Kaitos, крышесносящий шутер Geist, две части блистательной Star Wars: Rogue Squadron, дополненная версия Skies of Arcadia, ни на что не похожие Final Fantasy Crystal Chronicles и The Legend of Zelda: Four Swords Adventures – кооперативные игры, в которых у каждого игрока был еще и свой персональный экранчик GBA. И это не говоря уже о «Капкомовский пятерке»! Одних только Killer7, P.N. 03, Viewtiful Joe и трех «Резидентов» (два из которых эксклюзивами и остались) должно было хватить, чтобы выбить из геймерских голов всю эту дурь про «консоль для детей». Не хватило.
Да и сама Nintendo тогда была не чета нынешней. Никаких мозготренингов, никаких попрыгушек на весах – лишь Игры с большой буквы. Metroid Prime, образцовый перенос двумерного сериала в 3D, до сих пор входит в десятку лучших игр за все время существования индустрии. The Legend of Zelda: Wind Waker потрясающе красива и по сей день; она была одним из первых экспериментов с cel-shading (и во многом популяризовала эту технологию), и ее стилистика выше всех похвал. Super Smash Bros. Melee, самая продаваемая игра на консоли, – по-настоящему выдающийся файтинг, категорически непохожий на других представителей жанра и сбалансированный настолько хорошо, что многие профи после выхода SSB Brawl продолжили проводить турниры по Melee.
F-Zero GX, созданная «трайфорсом» из Nintendo, Sega и Namco, – красивейшая, головокружительно быстрая и по-настоящему хардкорная гонка. Paper Mario: A Thousand Year Door – нетривиальная и грамотно сделанная JRPG. Список продолжается стратегической дилогией Pikmin, TRPG Fire Emblem: Path of Radiance, увлекательной ритм-игрой Donkey Konga и огромным количеством мультиплеерных игр с участием Марио, незаменимых для веселых геймерских посиделок.
На GameCube выходили отличные, замечательные игры.
Они оказались никому не нужны.
Мультиплеер в Geist работал любопытным образом: в нем приходилось выбирать не оружие, а тела солдат с той или иной экипировкой. Раненую «оболочку» можно было отвести в дальний угол и оставить, полетев искать себе новый приют
Geist, в которой мы играли роль призрака, была адвенчурой ровно в той же мере, что и шутером: по мере прохождения неоднократно приходилось пугать тех или иных персонажей, чтобы затем, воспользовавшись паникой, обрести контроль над ними. Больше всего, правда, мне запомнился момент, типичный для шутеров: оказавшись запертым в коридоре под шквальным огнем многочисленных противников, я переселился в брошенную мной ранее гранату и, управляя ей, подкатился прямо к ногам кемперящих спецназовцев.
GameCube, на самом деле, был оснащен технологией для показа стереоскопического 3D-изображения – но, поскольку публика в то время была еще к этому не готова, Nintendo ограничилась экспериментами с 3D за закрытыми дверями, в предрелизной версии Luigi’s Mansion. Microsoft сделала ставку на лишенных какого-то вкуса, легко внушаемых американских подростков со своим Halo, рекламировавшимся как «a giant can of whoopass» – и вуаля, 24 миллиона проданных консолей, 16 из которых пришлись на США. Nintendo сделала ставку на хардкорных геймеров, выпустив для «куба» выдающихся представителей, кажется, всех жанров вообще, – и финишировала третьей. Удивительно ли, что после подобного она повернулась к широкой аудитории, к людям, ранее игры в глаза не видавшим?
Так что так называемым хардкорным геймерам грешно ныть и сетовать на нынешнее состояние индустрии – сами ведь ее туда загнали, когда пошли на поводу у популярного мнения и окрестили GameCube, почти что консоль мечты, детской. «Ну это же Nintendo!»
Прежде чем переходить к Wii, стоит бросить быстрый взгляд на портативный сегмент рынка, где в начале 2000-х Nintendo была чуть ли не монополистом. Но как только на горизонте замаячил серьезный конкурент – PSP со всей убийственной силой бренда PlayStation – Ивата и компания быстро взялись за создание наследницы GBA. Так и погиб бренд Game Boy: монохромный «первенец» прожил без малого 10 лет, а Advance едва исполнилось три года, как вышла Nintendo DS. «Большая N», конечно, обещала поддерживать и GBA, заявляя, что DS станет третьей консолью компании, существующей параллельно с «геймбоями», но всем были понятны ее приоритеты. GBA-релизов от Nintendo хватило еще на год – а в 2006-м она выпустила лишь Mother 3 и Rhythm Tengoku, и то только в Японии. Вышедший в конце 2005 года GB Micro мгновенно затонул под давлением широкомасштабной маркетинговой кампании DS, и на этом история бренда Game Boy заканчивается. Забавно здесь вот что: продажи протянувшего совсем недолго GBA в четыре раза превысили продажи GameCube, хоть на крутые эксклюзивы GBA была заметно беднее.
Разговор о Wii начну с того, что, на мой взгляд, Nintendo сделала правильно. В первую очередь – отказ от HD-графики. Понимаю, что в глазах общественности это едва ли не главный недостаток, но… Недаром ведь «графика в играх – не главное» – один из важнейших постулатов, которые мы пытаемся донести до читателей уже многие годы.
Плюс тут первичен другой аспект: на шестом поколении консолей их вычислительная мощь достигла такого уровня, когда с ее помощью в играх можно было реализовать буквально всё. Подробная лицевая анимация, достойно выглядящие сценки на движке, огромные открытые миры без экранов загрузок – все это пришло к нам именно тогда, десять лет назад. Нынешнее же поколение консолей нам не дало ровным счетом ничего (даже стоящие уже поперек горла укрытия в шутерах дебютировали в Operation Winback еще на Nintendo 64).
Disclaimer
Зная, насколько некоторые люди любят навешивать ярлыки (меня записывали в число фанбоев и Sony, и Microsoft, и Nintendo, хотя я в последние годы в гораздо большей мере приверженец Steam), расскажу вкратце о своем личном отношении к Nintendo. Я, как и многие, тоже когда-то был подвержен стереотипу «Nintendo = детское». Ошибку свою я осознал сразу же, как только у меня в руках оказался GameCube и Metroid Prime, вмиг занявшая место в моем списке любимейших игр. По долгу службы я обозревал GC-игры (моей первой статьей для «СИ» был обзор F-Zero GX, например), и благодаря этому попробовал достаточно много хороших игр для этой консоли. Во многом этот материал вырос из моего желания обратить внимание общественности на незаслуженно забытые GC-эксклюзивы. При всем этом меня вряд ли можно назвать фанатом Nintendo: из всех ее популярных IP мне нравятся только «взрослые» Metroid и Fire Emblem – и, пожалуй, еще Advance Wars. А из «Марио» и «Зельд» я до конца прошел, стыдно сказать, только по одной игре на сериал, и то благодаря кооперативному режиму на четверых. DS и Wii я приобрел на запуске (опыт с «Кубом» вселил уверенность в Nintendo), и об этом никогда не жалел; с приобретением 3DS, однако, не тороплюсь и, судя по всему, осторожен буду и с приобретением Wii U.
Baten KaitosDSPrintsMoney
Super Smash Bros. Melee.F-Zero GX
Поэтому более чем резонно было вовремя остановить гонку технологий, что Nintendo и сделала. Что это дало? Как минимум – значительно меньшую стоимость разработки и, как следствие, не повысившуюся (в отличие от PS3 и Xbox 360) цену игр для консоли. Дешевая разработка, в свою очередь, способствует тому, чтобы издатели были готовы идти на риск, создавая для консоли оригинальные IP и в целом экспериментируя куда больше, чем в случае с дорогущими HD-релизами. И всем от этого лучше – игрокам в том числе.
Отличной была и идея с пультом (хоть и с оговорками, но о них позже). Новый способ управления играми неизбежно ведет к появлению игр совершенно нового толка, таких, которые невозможны нигде еще; да и в старые и знакомые схемы может привнести что-то необычное. И это замечательно. В конце концов, в индустрии слишком много самоповторов, кальки с успешных решений и стремления к безопасным решениям – которые для умудренных опытом геймеров будут казаться скучными, давно уже испробованными. В Nintendo DS была реализована полная свобода управления в двумерной плоскости, на Wii пульт дал ту же самую свободу, только в 3D. В теории. С практикой все оказалось туговато – но это уже другой вопрос.
Наконец, немаловажно то, что Wii создавалась как консоль, способная заменить все предыдущие приставки Nintendo. С GameCube – настоящая обратная совместимость (в Wii есть слоты под карточки памяти и контроллеры «Куба»), для всего остального – Virtual Console, онлайн-магазин классических игр. И здесь уже начинаются недостатки.
Если HD-картинка геймплею не дает ровным счетом ничего, то толковый онлайн-сервис значит очень многое – и в 2006-м его отсутствие уже было большим упущением. Иронично то, что сам Ивата рекламировал Wii как систему с онлайном – даже упомянув о возможности играть в Super Smash Bros. по Сети (притом, что тогда договоренности с Масахиро Сакураем о создании SSB Brawl еще не существовало). На деле же магазин был организован через одно место, а мультиплеер требовал ввода френд-кодов в каждой игре отдельно.
Небезупречным оказался и контроллер: обещанной точности на запуске консоли он так и не дал, и ему потребовался апгрейд в виде MotionPlus, последовавший лишь через два с половиной года. Но это потом. Wii же вышла в конце 2006-го с триумфом, сразу же на запуске продемонстрировав, на что способна: идущая в комплекте с консолью Wii Sports показала, как преображает геймплей простеньких спортивных игр использование акселерометров, а Wii Play, которую люди в основном покупали ради дополнительного пульта, сконцентрировалась на лазерной указке. Их органично дополнила WarioWare: Smooth Moves, вышедшая парой месяцев позже: она состояла из пары сотен мини-игр длиной в пять секунд каждая, демонстрирующих едва ли не все возможные варианты применения пульта крайне креативными способами. Довольно иронично, что сейчас, на закате жизненного цикла Wii, эти три игры остаются одними из лучших мультиплеерных забав на консоли. И это притом, что популярное мнение видит Wii в первую очередь как развлечение для компании!
Capcom изрядно подгадила Nintendo, анонсировав PS2-версию Resident Evil 4 до выпуска ее на GameCube (когда Синдзи Миками головой ручался за GC-
эксклюзивность релиза).
Twin Snakes, на мой взгляд, – лучшая после Snake Eater часть MGS. Все-таки сцены, поставленные Рюхеем Китамурой, гораздо больше подходят постмодернистскому бурлеску Кодзимы. Так считает и сам господин Хидео – например, когда Китамура оставил сцену противостояния Солида и Ликвида на крыше башни довольно близкой к оригиналу, Кодзима настоял, чтобы она была переделана.
Вспоминая Е3 2008, сложно оторвать ладонь от лица. Она выглядела как издевка над хардкорщиками – дескать, смотрите, как нам без вас замечательно, как прекрасно, что теперь домохозяйки и пенсионеры тоже могут играть в видеоигры.
Изначальный дизайн GBA был лишен даже подсветки! Лишь в 2003-м появился новый, облик консоли, GBA SP.
В общем, запуск Wii оказался удачным (также во многом благодаря тому, что The Legend of Zelda: Twilight Princess, долгожданная часть сериала для GameCube, была перенесена на год, чтобы выйти также и на новой консоли «Большой N»). Это, судя по всему, оказалось неожиданностью для многих игровых издательств, не воспринимавших Wii всерьез. Ubisoft впоследствии даже извинялась за то, что не проявила достаточного внимания к качеству своих лонч-тайтлов – признав, то есть, что выпустила полную дрянь. Так или иначе, активная разработка third-party эксклюзивов для Wii началась только после выхода консоли, и поэтому 2007-й год Nintendo вытягивала сама.
Fire Emblem: Radiant Dawn, Super Paper Mario, Metroid Prime 3: Corruption, Mario Party 8, Battalion Wars 2, Donkey Kong: Barrel Blast, Super Mario Galaxy. Затем подключились и сторонние издатели: Sega c Nights 2, MadWorld и «Сониками»; Capcom с RE: The Umbrella Chronicles, Zack & Wiki, Tatsunoko vs. Capcom и Monster Hunter Tri; Rising Star c No More Heroes, Little King’s Story, Muramasa и Fragile Dreams; Atlus c Trauma Center: New Blood; Square Enix с кучей спин-оффов Final Fantasy; Electronic Arts c Boom Blox и Dead Space: Extraction; Konami c Silent Hill: Shattered Memories; Disney c Epic Mickey и многие другие. Все это в совокупности выглядит довольно убедительно, не правда ли? Когда же дела Nintendo пошли наперекосяк?
Тревожные нотки прозвучали уже на Е3 2007, где пресс-конференция Nintendo началась с самодовольного «я Реджи, и я счастлив», вслед за которым последовало нудное обмусоливание статистики, призванное показать осуществленное «Большой N» расширение аудитории. Затем – анонс Wii Zapper, никчемного пластикового корпуса для пульта с нунчаком, делающего все только неудобнее, и Wii Fit – весов с программой аэробики в комплекте. На Е3 2008 появилась отвратительная Кэмми Данэвэй – типичная мамаша-казуал, настоящее олицетворение нового курса Nintendo, столь противного геймерам-хардкорщикам. Из всего сказанного на сцене во время той гротескной презентации запомнить стоило лишь короткую реплику Реджи «имитация не заставит себя ждать». В напоминании о том, что привезли на следующую Е3 Sony и Microsoft, думаю, не нуждается никто.
К слову о конкурентах – вряд ли кто-нибудь забудет, насколько позорным было выступление Sony на Е3 2006 (то самое, с гигантским вражеским крабом и прочими прелестями). Именно после него репутация Sony упала настолько низко, что компании потребовалось несколько лет, многочисленные кадровые перестановки и выпуск огромного количества качественных игр, чтобы вернуть себе хотя бы подобие былого уважения.
Когда контроллер Wii был только-только показан публике, та сразу же ахнула – дескать, с таким управлением надо делать игру про дуэли на световых мечах из «Звездных войн». Ближе всего к такой игре мечты оказалось фехтование из Wii Sports Resort – совсем не то, чего люди ожидали.
Готовясь встать на весы при демонстрации
Wii Fit на E3 2007, Реджи заявил, цитирую: «мое тело готово». Даже комментировать это не хочется.
Как Microsoft собирается отмываться после того, что она показала на Е3 2011, нам еще предстоит увидеть, а вот Nintendo ощутила последствия своего казуального фиаско уже в 2009-м. К этому времени она сама практически прекратила выпуск новых хардкорных игр для Wii, бросив все усилия на насыщение прожорливого массового потребителя. Собственно, весь 2009-й Wii держалась исключительно на сторонних издателях – но и у них вскоре дела стали идти вовсе не так, как ожидалось.
Геймеры разочаровались в Wii – не исключено, что как раз из-за позиции платформодержателя. Изначальный энтузиазм угас, и продажи core-игр стали стремительно падать. Так, Resident Evil: The Umbrella Chronicles (2007) и первая Red Steel (2006) стали миллионниками, а результаты Darkside Chronicles (2009) и Red Steel 2 (2010) были на порядок хуже (хотя в случае с Red Steel качество самой игры выросло неимоверно).
И – да, Nintendo опомнилась, взялась за создание эксклюзивов для сore-аудитории. И создала их. И теперь самое время задать вопрос: что хуже – просто не делать хороших игр или же делать их, но не выпускать за пределы Японии?
Ведь это на Западе от релизов Nintendo остались лишь рожки да ножки.
У себя на родине же компания регулярно (в среднем – раз в месяц) выпускает игры для Wii и до сих пор. Например, основанный на скандинавской мифологии экшн Zangeki no Reginleiv, или две выдающиеся JRPG от признанных мастеров жанра – Тецуи Такахаси и Хиронобу Сакагути. И с их локализацией она не торопится. Так, Xenoblade ждала своей очереди год с лишним (представители Nintendo of Europe прямо заявили, что запуск «Кирби» для них приоритетнее), и The Last Story уготована та же участь (ее релиз назначен на 2012 год без какой-либо конкретики). Но это еще что – в Америке, например, обе игры вообще не собираются выходить! Какого черта, Nintendo?! Как можно говорить о желании привлечь хардкорщиков, создавать игры для них, а потом отказываться выпускать их в других регионах – особенно в Америке, где число владельцев Wii больше, чем где бы то ни было?
И это далеко не первый случай. Говоря о той же Wii, нельзя забыть про четвертую часть Project Zero (она же Fatal Frame), которую издавала сама Nintendo – но лишь в Японии. Геймеры бросились с расспросами к Tecmo Koei, но та пожала плечами – мол, права не у нас, мы ничего поделать не можем.
А Nintendo of America заявила, что знать ничего не знает о такой игре, и спрашивать надо у Tecmo Koei. Круг замкнулся, и последняя часть популярного хоррор-сериала так и не увидела свет на английском.
Я же точу зуб на Nintendo из-за канувших в Лету DS-релизов. Soma Bringer от Monolith Soft, авторов Xenosaga, – практически идеальная action-RPG с увлекательным кооперативным прохождением и мудреным сюжетом в лучших традициях Тецуи Такахаси – не вышла на английском и не выйдет. Об английском релизе Fire Emblem Shin Monshou no Nazo, прямого продолжения вышедшей на Западе Fire Emblem: Shadow Dragon, ни слуху ни духу. И это притом, что Сатору Ивата говорил о возможности выпуска ранее не переведенных DS-игр для поддержки уходящей на покой консоли во время запуска 3DS. Вообще говоря, что им мешает нанять лишнюю команду локализаторов? От них, в конце концов, требуется всего лишь выдать качественный перевод, а не создавать целые игры с нуля. Затраты на маркетинг будут явно небольшими – выживает же Atlus со своими бесконечно нишевыми релизами.
Завядшие таланты
Одни из самых ярких эксклюзивов консолей Nintendo в 90-х были созданы британской студией Rare: Killer Instinct, трилогия Donkey Kong Country и дилогия Banjo, Goldeneye, Perfect Dark и Conker’s Bad Fur Day – что ни игра, то хит! Однако во время разработки Star Fox Adventures (GC, 2002) Nintendo отчего-то решилась отдать Rare в руки Microsoft. С тех пор разработчики выпустили лишь две хоть как-то заметных игры – Viva Pinata и Banjo-Kazooie: Nuts and Bolts. Ни та, ни другая не удовлетворили фанатов Rare – но той, кажется, все равно. Сейчас ее сотрудники гордятся тем, что Kinect Sports продалась тиражом в три миллиона копий и готовят к ней продолжение. Схожая судьба постигла и Silicon Knights, авторов замечательных Eternal Darkness и MGS: The Twin Snakes для GameCube. Они перенесли свою разработку-долгострой Too Human с GC на Xbox 360, откладывая релиз год за годом, а когда она таки увидела свет, все разговоры об оставшихся двух частях запланированной трилогии быстро сошли на нет. Через три года после провала Too Human (то есть, пару месяцев назад) студия выпустила X-Men: Destiny, удостоившуюся еще более суровой критики.
Классический контроллер для Wii, может быть, был бы и неплох, если бы только его не приходилось подключать к чертову пульту.
Wii Vitality Sensor, заявленный как логическое продолжение идей Brain Training и Wii Fit, сгинул в development
hell. Его преждевременный анонс – это
настолько не по-нинтендовски!
Ну, и если уж говорить об ущемлении американцев – Last Window и Another Code R так и не вышли в США, хотя первые части обеих дилогий там появились, словно дразнясь. Но если недовольство по поводу этих двух адвенчур было умеренным, то за RPG хардкорщики встали горой. Социальные сети захлестнула масштабная акция под названием Operation Rainfall, к которой присоединились сотни тысяч человек, желающих выхода в США Xenoblade, The Last Story и Pandora’s Tower (это еще одна RPG – не столь успешная и именитая, правда). Что-бы доказать, что эти игры востребованы, участники «операции» оформили столько предзаказов на Xenoblade в Amazon (самом большом онлайн-магазине в мире, хочу заметить), что подняли ее на первое место по продажам среди всех видеоигр.
А Nintendo of America на это наплевать – в ответ лишь каменное лицо и «у нас нет планов относительно релиза этих игр». Молодцы, что еще сказать. Когда геймеры напрямую приходят и просят выпустить для них продукт за который они готовы платить, Nintendo отмалчивается – какой реакции они ожидают, мне интересно? Думаю, далеко не один хардкорщик из числа тех, в ком еще теплилась надежда на Nintendo, в ответ на такое послал ее к чертям. И совершенно не ясно, как после подобного компания собирается возвращать себе потерянный кредит доверия.
Его подрыву изрядно поспособствовала и 3DS. А ведь вспомните, с каким ажиотажем был воспринят ее анонс! После Е3 2010 публика была готова поверить в то, что на замену DS идет достойный преемник – но чем ближе был релиз консоли, чем больше обнаруживалось подробностей о новом хэндхелде, тем менее привлекательным он выглядел.
Подумать, только, аккумулятор на 3-5 часов работы! И это притом, что живучесть батареи всегда была одним из козырей хэндхелдов от Nintendo! Регионлок – это вообще уже преступление против человечества. Если есть что-то, что может заставить даже убежденного потребителя лицензии взломать свою консоль, – это подобные ограничения (от которых, к слову, GBA и DS были полностью свободны). Катастрофически скудный список лонч-тайтлов, в который не попали обещанные Kid Icarus: Uprising и The Legend of Zelda: Ocarina of Time 3D.
Все растущее число отмененных проектов для 3DS: My Garden от EA, Saints Row: Drive-By от THQ, Assassin’s Creed: Lost Legacy of Ubisoft, DJ Hero 3D от Activision… Вставила свой нож в спину Nintendo и Konami, отложив до 2012 года Metal Gear Solid 3: Snake Eater 3D Edition и приготовив к выпуску в конце 2011-го Metal Gear Solid HD Collection, который впоследствии появится и на PS Vita. Зачем кому-то 3D, когда есть HD?
Да и сама стереоскопия вышла не такой уж привлекательной (без сомнения, вечно наводящие панику по поводу и без повода СМИ наверняка распугали изрядное число потенциальных казуальных пользователей сенсационными откровениями о вреде 3D). Главная же проблема 3DS – в том, что она не несет в себе никаких инноваций, которые были бы полезны, собственно, играм.
Metroid Prime Trilogy, в которую вошли переработанные под Wii первые две части сериала, вышла во всех регионах, но ограниченным тиражом.
Одних только Wii Fit было продано больше, чем «Геймкубов»
Красочная адвенчура Zack & Wiki от Capcom почему-то осталась незамеченной геймерами.
Гироскопы Nintendo опробовала еще в картриджах для GBA (WarioWare: Twisted и Yoshi’s Universal Gravitation), и этой парочкой их применение ограничилось. Да и сочетание управления посредством наклона консоли с 3D-эффектом, требующим статичного положения экрана относительно глаз игрока, видится весьма сомнительным.
Что же до камер, то они были введены еще в DSi – много ли вы найдете действительно хороших DSi-эксклюзивов, заточенных под камеры? Вот и я о том же. Меня вообще от одного воспоминания о WarioWare: Snapped воротит.
Вот и выходит, что у 3DS есть только «тридэ без очков», от которого геймплею толка ноль. Нет, эффект классный, не спорю, но это что-то уровня динамика в пульте от Wii – забавно, но не более. Изюминки нет. А у главного конкурента, PS Vita, по сравнению с предшественницей, улучшений вагон и маленькая тележка, и по совокупности различных устройств ввода она как раз догнала гораздо более слабую в плане мощности 3DS. А кое в чем и перегнала – у нее есть, например, второй аналог, незаменимый во многих играх (PSP, помнится, при попытках имитировать релизы для домашних консолей обычно спотыкалась именно об отсутствие второго аналога). Да, у 3DS есть тачскрин, способный в отдельных случаях взять на себя обязанности недостающего компонента (вспомните любую толковую DS-игру от первого лица, например), но его применение в любом случае сильно ограничено, благо перекрывает доступ к основным кнопкам.
До Nintendo осознание необходимости во втором аналоге дошло слишком поздно – наверное, лишь когда компания пыталась обеспечить 3DS сильными эксклюзивами. Наверное, именно поэтому вместе с Monster Hunter Tri G была анонсирована и насадка для хэндхелда, содержащая второй аналог и две пары «шифтов» вместо одной. Подумайте только – насадка! Для портативной системы! Опциональная!
К чести Nintendo стоит отметить, что насадка эта смотрится весьма органично, по форме напоминая привычный контроллер (хоть и с находящимся черте где правым аналогом). Взгляда на эту конструкцию хватает, чтобы понять, почему Nintendo не собирается выпускать новую итерацию 3DS со встроенным вторым аналогом и прочим – формфактор становится совершенно иным, более громоздким и не подходящим для использования тачскрина со стилусом.
Резонно предположить, что экшн-игры вроде Resident Evil Revelations будут активно использовать эту насадку (хотя она обещает быть опциональной – интересно, как разработчики будут выкручиваться), а для завязанных на тачскрине игр ее придется снимать. Несколько омрачает картину ценник в 1500 иен (чуть более 200 рублей) и необходимость подпитывать аксессуар с помощью одной ААА-батарейки.
Впрочем, история с насадкой меркнет на фоне колоссальной уценки 3DS в августе 2011-го. Меньше чем через полгода после выхода консоли Nintendo снизила ее рекомендованную розничную стоимость на добрую треть, признавшись таким образом, что 3DS далеко не так удачна, как на то рассчитывали ее создатели (и что грести бабло, продавая консоль по цене, заметно превышающей себестоимость, уже не выходит). Одновременно с этим Сатору Ивата объявил о значительном снижении зарплат в руководстве компании, а также принес извинения всем, кто купил 3DS задорого, предложив им компенсацию в виде 20 бесплатных NES- и GBA-игр для скачивания. Только вот незадача – eShop в России недоступен, поэтому для нас за покупку консоли по бешеной цене (11500 рублей?!) никакой компенсации не полагается. Спасибо, Nintendo!
Четвертая часть Project Zero, срежиссированная Гоити Судой, не покинула пределов Японии.
Эксклюзивная для Wii «книжная» дилогия
«Соников» вышла не очень удачной.
Fire Emblem: Radiant Dawn.
Red Steel 2 до выхода The Legend of Zelda: Skyward Sword оставалась единственной хардкорной игрой, грамотно использующей Wii MotionPlus.
В отсутствие официального перевода Soma Bringer фанаты сделали свой, весьма толковый.
И – кстати, да, почему бы не открыть онлайн-магазин для России? Wii Shop, помнится, еще пять лет назад принимал выпущенную у нас кредитку, а цены в долларах никого у нас не удивят (хороший пример – Steam, перешедший на рубли лишь в этом сентябре). Складывается впечатление, что Nintendo ничего не мешает, и она просто не хочет наших денег.
Релиз 3DS не прошел без последствий: акции компании падают в цене на протяжении всего года, и инвесторы, кажется, окончательно разуверились в способности «большой N» охватить еще большую аудиторию, нежели ранее.
«Не думаю, что новые игры хоть что-то изменят. Nintendo добилась успеха, привлекая не-геймеров, чьи нужды сейчас удовлетворяются не Nintendo, а мобильными телефонами», – сказал Мицусиге Акино, представитель Ichiyoshi Investment. Сатору Ивата, впрочем, к призывам начать выпускать игры для телефонов не прислушивается – и правильно. Но и отрицать, что рынок дешевых мобильных игр (заметно выросший в последнее время благодаря появлению централизованных платформ вроде iOS и Android) оттянет от 3DS и ее игр за $40 значительную часть казуальной аудитории, было бы глупо. А хардкорщикам главная «фишка» 3DS, эта хваленая стереоскопия, и даром не сдалась, и для них пока что 3DS с ее этой насадкой выглядит догоняющей еще даже не стартовавшую «Виту».
И, наконец, про Wii U. Анонс новой консоли на E3 2011 был встречен довольно прохладно, благо что преподнесен был не самым лучшим образом. Саму приставку не показали, уделив внимание новому контроллеру, главной особенностью которого стал здоровенный тачскрин. Показанная технологическая демка выглядела весьма прилично, а большое число заявленных мультиплатформенных релизов подчеркивало, что с точки зрения мощности Wii U будет как минимум не уступать Xbox 360 и PS3. Иначе, впрочем, и быть не могло.
В приуроченном к презентации выпуске Iwata Asks президент Nintendo позволил себе редкую откровенность, пожаловавшись на незаслуженную, по его мнению, репутацию Wii, из-за которой от консоли отвернулись хардкорные геймеры. Их-то и должна вернуть Wii U. Каким образом – большой вопрос.
Поддержка third-party разработчиков и потенциально лучшие версии мультиплатформенных релизов – неплохо, но этого мало. Сама же Nintendo не анонсировала и не показала ровным счетом ничего (вялые демки не в счет) – что на Е3, что перед TGS. В итоге никто до сих пор не может даже предположить, чего от Wii U ждать – остаются лишь спекуляции.
Но у хардкорного геймера (в лице меня, по меньшей мере) уже известные факты вызывают некоторое недоумение. Почему у нее такое идиотское название? Когда Revolution обрела свое окончательное имя, ровным счетом никто ему не был рад (блог UK Resistance, помнится, тогда отметился короткой записью «Thank you, Nintendo. Five years of shit wee jokes on the way»). Понятно, что Nintendo хочет отразить в названии преемственность, но надо же понимать, как это звучит! «Мы ты»? Серьезно?!
Возвращаясь к уже упомянутому Iwata Asks: из тамошних реплик Сигеру Миямото можно заключить, что самая важная для него особенность Wii U – это возможность продолжать игру на контроллере в случае, если кому-то еще из сожителей понадобится телевизор. Очевидно, что у хардкорщиков, подходящих к играм со всей щепетильностью, такие ситуации вряд ли будут возникать достаточно часто, чтобы их сильно заботила возможность перебежать на маленький экран.
Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers, лучшая «финалка» последних пяти лет, – эксклюзив Wii.
The Last Story, новейшая игра Хиронобу Сакагути.
Примерно так Реджи смотрит на тех, кто просит его выпустить в Америке хорошие игры.
Переделанная под Wii-управление Pikmin 2 – одна из тех игр, что не вышли в США даже при наличии готовой англоязычной версии.
К слову о маленьком экране – почему не мультитач? Чего в принципе может быть хорошего в тачскрине, реагирующем лишь на одно нажатие? И самое главное – почему всего один контроллер? Ведь совершенно естественным было бы предположить, что Wii U будет оперировать как GameCube в связке с GBA, позволяя каждому игроку иметь собственный экран для личных нужд. Crystal Chronicles и Four Swords Adventures наглядно доказали, что такие решения в играх уместны, и несложно додумать, как наличие тачскрина может помочь подобным мультиплеерным играм.
Но нет – Nintendo говорит об одном контроллере Wii U и четырех «виимоутах». То есть, при оффлайновом мультиплеере (а ведь именно им славятся консоли Nintendo) Wii U на 80% будет состоять из Wii. Кому это надо? Более того – кто захочет при подобной асимметричной игре довольствоваться пультом, когда есть новомодный тачскрин? Да и, прямо говоря, интересных вариаций на тему «один против четырех» будет несравнимо меньше, чем честных поединков, в которых все равны. Впрочем, для этого у Wii U будет онлайн, о котором пока ни слова. Nintendo известна своим ретроградством и неторопливостью в вопросах, связанных с Интернетом, но сейчас уже медлить нельзя – или она заводит полноценный и толковый интернет-магазин и организует сервис уровня PSN/XBL/Steam, или расстается со все растущим сегментом рынка. Wii U – это последний шанс Nintendo наверстать упущенное в онлайне.
Тем временем Sony старается (и небезуспешно!) доказать ненужность Wii U: дескать, ровно такая же связь возможна между PS3 и PS Vita. Понятно, что все решат игры, которых вряд ли будет достаточно для двухконсольной конструкции Sony (для связки GC-GBA их, в конце концов, было всего две), в то время как на Wii U подобными проектами смогут насладиться все пользователи платформы. Но удар по репутации Nintendo уже нанесен – какие, мол, инновации, если Sony уже добилась того же? Wii U еще не вышла, но уже опоздала. Появись она в продаже в конце 2010-го – 2011-м, она была бы более чем востребована (если ее характеристики действительно превосходят Xbox 360 и PS3, конечно). Но до середины 2012-го (когда она, предположительно, выйдет у нас) оригинальная Wii с ее отсутствием игр растеряет остатки своей install base, и Nintendo придется завоевывать ее практически с нуля. Это ей удалось с предыдущей консолью, но второй раз тот же трюк не пройдет – хотя бы уже потому, что все помнят долгие простои Wii без толковых релизов и уклон компании в сторону казуалов. Сейчас же Wii U может похвастаться разве что широким ассортиментом заявленных на нее мультиплатформенных релизов, заметная часть которых выйдет на других приставках куда раньше.
После того как Operation Rainfall потерпела крах, популярный сайт Joystiq показал Nintendo средний палец и опубликовал инструкцию по взлому Wii, чтобы американцы могли поиграть в импортированные копии Xenoblade.
С насадкой 3DS выглядит громоздко
Завершать материал на грустной ноте не хочется: хоть Nintendo и растеряла былую славу и вряд ли еще взлетит так же высоко, как раньше, она все-таки остается сама собой – то есть, издательством, способным в одиночку делать собственные консоли заслуживающими приобретения. 3DS сейчас нужен стабильный приток сильных эксклюзивов, и можно не сомневаться, что Nintendo уже над ними работает. Что до Wii U, то остается лишь надеяться, что ее успеют довести до ума (чтобы после релиза не возникало проблем, как со вторым аналогом 3DS и Wii MotionPlus), и что ее цена будет достаточно низкой.
Наконец, Wii, несмотря на ее неровный путь, сейчас как никогда заслуживает покупки. Стоимость ее невелика, а набор эксклюзивов достаточно привлекателен (правда, у нас в России цены на игры Nintendo совершенно неадекватные – пользуйтесь интернет-магазинами, импортируйте из Европы). И самое главное – обратная совместимость, позволяющая вернуться к пропущенной большинством геймеров библиотеке игр GameCube. Будто не понимая этого, Nintendo на Е3 2011 анонсировала бюджетную версию Wii с вырезанной поддержкой GC-игр – недоразумение, да и только. Да и Wii U явно не будет дружить с «кубовскими» играми.
Именно поэтому сейчас, когда Wii легче легкого найти на прилавках, имеет смысл ее приобрести. Ведь она – ключ ко всем консольным релизам Nintendo за последние десять лет. Ну а про Nintendo DS вы и так уже все знаете.
На 3DS появится и перенесенная с Wii третья часть сверхпопулярного в Японии сериала Monster Hunter, и эксклюзивная четвертая. Sony на это ответить нечего.
К консолям Nintendo вечно прилагаются мануалы, едва ли не превосходящие их по весу. Это не только выглядит, как что-то абсолютно лишнее, но еще и мешает импорту – например, интернет-магазин Game.co.uk не шлет за границу посылки весом больше 1 кг. Да и Greenpeace за это Nintendo ненавидит.
Надо признаться, мысль о том, что с собой в постель можно будет утащить не хэндхелд, а полноценную HD-игру для домашней консоли, звучит привлекательно.
Wii U, вид сзади. Питание, видеовыход, HDMI, два USB … где Ethernet-порт?Неужели в Nintendo до сих пор не понимают, что далеко не все хотят соединяться с Интернетом через Wi-Fi?!
1576 Прочтений • [Новейшая история Nintendo] [12.04.2012] [Комментариев: 0]