Выборы лучшей игры года – не торжество демократии или справедливости. Нет никаких общих правил, по которым эксперты с калькулятором в руках сравнивают между собой хиты разных жанров, а потом распределяют места на пьедестале. Лучшая игра для геймера – та, что больше всего запомнилась, взволновала, потрясла. У каждого она своя. Издания выбирают победителей иначе. Например, от балды. Или из желания угадать мнение массовой аудитории и подстроиться под него. Для «СИ» итоги года – это повод сделать заявление. Make a statement. О том, что было. О том, что мы хотим видеть в будущем. О том, что плохо, а что – прекрасно.
Наши правила выбора за последние годы не изменились, но нелишне напомнить о них новым читателям. Смысл в том, что лучшая игра года должна удовлетворять трем условиям.
Игра года должна быть действительно крутой.
Игра должна представлять важный тренд, один из ключевых в игровой индустрии ушедшего года.
Этот важный тренд должен нравиться редакции журнала.
Другими словами, победитель – это образец того, как надо делать игры и впредь. То есть, можно и иначе, но вот так – точно стоит. Мы одобряем. И вам советуем.
Немного раскроем нашу формулу игры года – для тех, кто боится, что мы предложим слишком экзотический набор игр, или удивлен отсутствием в них Catherine.
Наше мнение, при всей субьективности, за последние годы всегда на удивление попадало в точку. В России, конечно, геймеры опаздывают за тенденциями, но прошедшей осенью даже у нас распробовали и Dark Souls, и Batman: Arkham City, сиквелы лучших игр 2010 и 2009 годов. Мы отказали в титуле Uncharted 2, и ее сиквел – отличная, качественная, увлекательная игра – был по большей части проигнорирован даже теми (и в основном ими!), кто восторгался второй частью. Меж тем, еще два года назад мы писали, что концепция Uncharted 2 исчерпана, и делать игры так в будущем – не стоит. Конечно, геймдизайн и вкусы публики постоянно меняются. В чем-то мы никогда не будем совпадать с широкой аудиторией (особенно отечественной). Мы можем обидеть лично вашу любимую игру – не принимайте это близко к сердцу. Но будьте уверены: если вы последуете нашим советам, откроете глаза и душу новому, разочарованы не будете.
Лучшая игра на платформе выбиралась из всей библиотеки – не только эксклюзивов. Почему-то это часто вызывает вопросы, но если владелец PlayStation 3 лучше всего может насладиться именно игрой Batman: Arkham City, его не должно волновать наличие этой же игры на Xbox 360. Учитывались даты выхода в Европе (не в США или Японии) – поэтому, например, у нас в числе номинантов на «игру года» была Xenoblade Chronicles, а на американских церемониях, вроде VGA, – нет. Самое главное в итогах – это победитель в самой важной категории. Игра года. Именно на ее выборы мы потратили больше всего времени. Все остальные награды нужны, чтобы отметить важные достижения чуть менее достойных кандидатов. Наконец, не стоит забывать о том, что мы рассматриваем игры как искусство. Чисто технические достижения программистов нас мало интересуют.
Мода на ретро появилась еще в 2010 году, но именно в 2011 она вышла на новый уровень, подчиняя себе все жанры и платформы. Если Rayman Origins выглядит запоздавшим приветом из прошлого лета, а выпуск 3DS-версии The Legend of Zelda: Ocarina of Time – калькой с релиза Super Mario 64 DS, то волна HD-римейков, «возрождений» и «возвращений к корням» разного калибра – явление свежее.
Конечно, ретро-сборники были на рынке всегда, даже если не брать в расчет переиздания спрайтовых хитов в PSN, Xbox Live Arcade и Virtual Console. Но именно сейчас крупные компания стали делать ставку на бренды и игровые идеи, которым стукнуло десять-пятнадцать лет. Нытье фанатов о том, что «раньше трава была зеленее» словно только-только было услышано и понято буквально. С разным результатом, конечно. Microsoft, например, в римейке Halo: Combat Evolved поменяла лишь графический движок, оставив в неприкосновенности все остальное. Warner Bros. вернула в Mortal Kombat игровую механику двухмерных частей и добавила к ней лучший сингл-режим в истории файтингов. Проходишь – и на экране видишь то, что пятнадцать лет назад воображение рисовало во сне после многочасовых баталий за джойпадами Sega Mega Drive. Наконец, Eidos Montreal под присмотром Square Enix соорудила приквел культового PC-цикла, который чертовски похож на осовремененный римейк первой части.
Мода на ретро – кризис идей современного геймдизайна? Пожалуй, нет. Ведь если игры (во всяком случае, лучшая их часть) – это искусство, а раз так – они не должны стареть. Современные геймеры должны к ним возвращаться время от времени, а раз так – вполне допустимо реставрировать шедевры прошлого, которые иначе могли бы так и потеряться в запасниках ретро-платформ. Слово «римейк» – и вовсе привет из кинематографа, где совсем не зазорно возвращаться к «Планете обезьян», «Кинг-конгу» и переиздавать «Титаник» в 3D. Но самое главное – то, что геймерам действительно не хочется расставаться с классными идеями лучших игр прошлых лет, которые выдержали проверку временем.
Другой важный тренд года – симбиоз японских и западных игровых компаний, который постепенно эволюционирует во что-то путное. Очевидно, что персонажи, бренды, идеи геймдизайнеров Sega, Capcom, Konami, Square Enix, Tecmo Koei востребованы. У японских издателей все еще очень много денег. Однако на создание современных хитов AAA-класса в 120-миллионной стране парадоксальным образом не хватает опытных людей, в особенности – программистов графических движков. Именно поэтому японские издатели все чаще закупают технологии на Западе, либо поручают новые проекты тамошним студиям, пристально следя за их качеством, как было с Dead Rising 2. Иногда выходит и наоборот: Electronic Arts заказала Гоити Суде и его друзьям Shadows of the Damned, а Ubisoft проспонсировала Child of Eden. Больше всего в 2011 году обсуждали DmC – перезапуск цикла Devil May Cry руками британцев из Ninja Theory, но результат этого эксперимента нам еще предстоит увидеть. Лучший же позитивный пример – новая линейка Square Enix – Deus Ex: Human Revolution, Hitman: Absolution и Tomb Raider. Именно она показывает, как должны выглядеть игры, в равной степени интересные и на Востоке, и на Западе. Первая из них уже поступила в продажу.
На потоке сиквелов с «тройкой» в названии подробно останавливаться нет смысле – и так все ясно. The Elder Scrolls V: Skyrim эксплуатирует одновременно моду и на ретро, и на хардкор, и на открытый мир, и на PC как полноценную платформу – в каком-то смысле это такой символ протеста, который очень удобно обсуждать на форумах с непременным финалом «если уж играть раз в пять лет, то в Skyrim». И еще это The Sims для мальчиков и бесконечный источник видео для смешных роликов на Youtube. Классно, но немного мимо наших предпочтений. Что касается Batman: Arkham City, то она непременно бы вошла в список номинантов, если бы не равная ей во всем Batman: Arkham Asylum, победившая два года назад.
Особняком идут две игры – это Portal 2 и Xenoblade Chronicles. Для начала, проблема хита от Valve – существование первой части, которая за прошедшие четыре года ничуть не устарела. Как писал Сергей Цилюрик в рецензии «СИ», Portal 2 даже в чем-то уступает оригиналу, потеряв в лаконичности, но став проще и понятнее массовому потребителю. Однако, заслуживая в полной мере десять баллов из десяти, Portal 2 так и остался вещью в себе, а не вехой в развитии геймдизайна. Второго сиквела история о Гладос и Челл уже не выдержит, да и сам жанр FPS-пазлов – шутка на один-два раза. В предыдущие годы то же самое мы говорили о других десятибалльных играх – LocoRoco, The World Ends with You, Bayonetta,Metal Gear Solid 4. Вершина эволюции в какой-то одной узкой нише – это почти всегда одновременно и тупик. Призыв подражать Portal 2 замотивирует издателей лишь выпускать накачанные деньгами инди-разработки, игнорируя все традиционные жанры. Спасибо, не надо.
Вот Xenoblade Chronicles – это уже символ. Борьбы геймеров за право увидеть крутую игру, которая и так уже готова, на английском языке. Страданий разработчиков, которым не дали в свое время доделать Xenogears и Xenosaga на должном уровне. Мучений фанатов JRPG, которые бегали с платформы на платформу в поисках крутых игр жанра, потом успокоились, переучили себя на шутеры в духе Mass Effect, и в конце жизненного цикла современных приставок вдруг получили лучшую игру поколения на покрытой плесенью Wii. История Xenoblade Chronicles как бы объясняет, почему европейским и американским геймерам по-прежнему нравятся японские игры, но их продажи в США и Старом свете оставляют желать лучшего. Конечно, мы хотим, чтобы шедевры, вроде Xenoblade Chronicles, появлялись и впредь. Да что там – скоро мы получим The Last Story Хиронобу Сакагути. Так что японская индустрия способна выпускать такие игры самостоятельно, и мы это одобряем.
Но сила – все же в кооперации ресурсов Востока и Запада. Японские продюсеры не позволят напичкать игры некрасивыми людьми и забыть о сюжете, западные программисты обеспечат зрелищную графику, а лучшие геймдизайнеры сообща придумают классную игровую механику, используя как новые, так старые идеи. Все мы знаем, что умные, глубокие, сложные шедевры способны продаваться огромными тиражами, не скатываясь при этом в слепое потакание чьим-то вкусам. Но игры – это синтетический вид искусства, где в равной степени важен вклад людей самых разных профессий, от художников до программистов. Ни географические границы, ни даже время не должны становиться барьером для обмена творческим идеями и создания новых шедевров вместе, сообща.
Deus Ex: Human Revolution игнорирует даже границы жанров – это и шутер, и стелс-боевик, и ролевая, и приключенческая игра. Она воссоздает дух и стиль и смысл оригинальной Deus Ex, которая – увы – прошла мимо большинства современных геймеров. Она злободневна не в меньшей степени, чем Metal Gear Solid, так же красива, как Final Fantasy, а по глубине проработки мира легко сравнится со Skyrim. У Deus Ex: Human Revolution есть недостатки, но в ней же есть и то лучшее, что убеждало нас в 2011 году играть в Batman: Arkham City, Uncharted 3: Drake’s Fortune, Resistance 3, ждать Mass Effect 3 и плеваться от Dragon Age 2. В ней хорошие персонажи, яркий сюжет, но не подводит и собственно игровая часть. Она мотивирует нас ждать Tomb Raider и Hitman: Absolution, надеяться на успех DmC и Devil’s Third, гадать об анонсах Creative Assembly. Так что, если вы еще не примерили на себя имплантаты производства студии Eidos Montreal, самое время достать диск с Deus Ex: Human Revolution и потратить неделю-другую времени на знакомство с лучшей игрой 2011 года.
Лучшая игра года: Deus Ex: Human Revolution
Номинанты:
Portal 2
Xenoblade
Mortal Kombat
Deus Ex: Human Revolution
Лучшая игра года
Лучшая игра для PC
Лучшая игра для PS3
Лучшая игра для Xbox 360
Лучшая action/RPG
Был человек – стал киборг. О цене и неизбежности такого перехода рассказывает новая игра Eidos Montreal.
Xenoblade
Лучшая игра для Wii
Лучшая RPG. Console-Style
Огромный открытый мир, квесты и персонажи/сюжет уровня лучших JRPG.
Tom Clancy’s Ghost Recon: Shadow Wars
Лучшая игра для 3DS
В отсутствие Advance Wars – лучший повод купить портативную консоль.
Ghost Trick
Лучшая игра для DS
Cмерть не избавляет от долга помогать живым. Лишь дает для этого чуть больше возможностей.
The Elder Scrolls V: Skyrim
Лучший открытый мир
Хочешь – ищи драконов, спасай Скайрим. Не хочешь – добывай руду, куй мечи для богачей. Игнорируешь новую RPG от Bethesda? Фусрода на тебя!
Batman: Arkham City
Лучшая action-adventure
Рекомендуем всем без исключения – чтобы воспитать у себя вкус к хорошим играм, которые как искусство.
Rayman Origins
Лучший офлайн-мультиплеер
Четыре человека, четыре джойпада, и каждый сам за себя. Ну и немного за друзей. В роли Д’Артаньяна – Мишель Ансель.
Uncharted 3: Drake’s Deception
Лучшие спецэффекты
Они начинаются с первых кадров и заканчиваются на титрах. Когда-то (кажется, что вечность назад) Heavy Rain показала, как можно делать интерактивные фильмы. Так тоже можно.
Might & Magic Heroes VI
Лучшая пошаговая стратегия
Этот игровой цикл будет существовать всегда, пока на свете есть инженеры, тоскующие по советским НИИ и IBM-совместимым ЭВМ.
Halo: Combat Evolved Anniversary
Лучший HD-римейк
Заодно и лучшая отечественная игра (но это как-то грустно, поэтому титул неофициальный, мы вам о нем не говорили).
Saints Row 3
Лучшая смертьжопасотона года
SR3 дрался как лев за золотой фаллос этой премии с игрой Shadows of the Damned и победил. Поздравляем!
Forza Motorsport 4
Лучшие гонки
В идеале Forza и Gran Turismo должны выходить раз в два года, чередуясь. Тогда индустрия достигнет гармонии.
Shogun 2: Total War
Лучшая RTS
Самураи рубят крестьян. Вы платите за это деньги. Sega в прибыли.
Battlefield 3
Лучший соревновательный мультиплеер
«Убить всех людей» – самая благородная цель, какая и может быть у поклонника мультиплеерных FPS. Но сначала люди убьют вас.
Rift
Лучшая MMO
Ничего революционного, просто композиция всех классных идей в жанре за последние годы. Как ни странно, в этом и тренд.
Serious Sam 3
Лучший FPS
Пока альфа показывает бете кузькину мать, гамма наслаждается добычей. Учитесь.
Dead Space 2
Лучший шутер от третьего лица
Игра вышла в самом начале 2011 года, поэтому многие коллеги о ней просто забыли. А мы молодые, у нас с памятью все ок.
Rage
Лучшая технодемка
Обычно мы не обсуждаем шейдеры-фигейдеры, но в этой игре есть МЕГАТЕКСТУРЫ! Лет десять назад российские геймеры за Rage всех просто на тряпки порвали бы.
Bulletstorm
Лучшая новая игровая механика
«Запинай его ногами в кактус» – Bulletstorm предложила нам много смачных фраз в таком духе. Спасибо Клиффи Би и всем его новым польским друзьям за это.
Resistance 3
Лучший триквел
Первая игра была крута по меркам стартовых линеек. Вторая прошла вообще незамеченной. И только третья вдруг взлетела белым лебедем, чуть не достав до «Игры года».
Mortal Kombat
Лучший файтинг
Кто бы мог подумать: Mortal Kombat вернулся. Привет, 1995 год. Привет, счастливое детство. Спасибо, проклятые капиталисты из Warner.
FIFA 12
Лучший спортивный симулятор
Просто признаем честно: FIFA забил в этом году PES слишком много голов, сохранив собственные ворота сухими.
The Witcher 2: Assassins of Kings
Лучшая RPG. PC-Style
Национальная польская игра, не меньше. Что удивительно, незачем делать скидку на «это же ПК» или «это же восточноевропейцы» или «мы все не любим Цири». Просто крутая игра.
Portal 2
Лучший кооператив-мультиплеер
Лучший сиквел
Игра не нуждалась в продолжении, но они сделали его хорошо. Ей не нужен был мультиплеер, но и с ним все чудесно. Настоящий прорыв.
1005 Прочтений • [Лучшие игры 2011 года] [12.04.2012] [Комментариев: 0]