Перед стартом PS Vita в России мы решили встретиться с Сергеем Клишо, генеральным менеджером российского отделения Sony Computer Entertainment. Он ответил на многие острые вопросы, волнующие наших геймеров. Теперь вы узнаете, как именно формируется цена на консоли и игры для нашего рынка! ?Как я понимаю, предварительные заказы на PS Vita уже открыты.
Именно так. С 24 декабря началась кампания в российских магазинах. Смысл акции в следующем: покупатель платит 999 рублей, чтобы гарантированно приобрести консоль в феврале, причем стоимость устройства для него будет уменьшена на сумму брони. Вдобавок он получает в подарок эксклюзивные наушники для PS Vita и ваучеры на DLC (стоимостью около 200 рублей). ?А запуск вы планируете провести одновременно с европейским?
Да, рассчитываем все провести одновременно с Европой. Пока никаких трудностей с этим не предвидится. ?На запуске PS Vita российским покупателям будут предлагать тот же ассортимент, что и европейцам?
Все, как и в Европе. В продажу поступят два варианта консоли – с Wi-Fi и с 3G, три карты памяти объемом 4 Гб, 8 Гб и 16 Гб. Линейка софта тоже не изменится: шесть игр от самой Sony, достаточно большое количество – от независимых издателей. Они выйдут в соответствии со своими графиками – в первые полгода на рынке появится порядка 30 наименований. Распространяться новинки будут как через PSN, так и на картриджах.
?Как обстоят дела с локализацией? Насколько я знаю, Sony традиционно принимает решение только по своим играм, не вмешиваясь в дела независимых издателей.
Да. Принцип остается прежним: мы переводим на русский игры, разработкой которых занималась сама Sony. Независимые издатели сами определяются, как им поступать. Так было всегда, и мы не можем повлиять на их решение о локализации того или иного продукта на российском рынке. У нас позиция простая, она не изменится с появлением новых консолей: мы стремимся к стопроцентной локализации всех игр. Мы практически добились этого с PS3, и в случае с PS Vitа хотим того же. Сейчас несколько наименований проходят стадию утверждения, но вот, например, когда Uncharted для Vita выйдет, то переведено в ней будет все, вплоть до названия – у нас она выйдет как «Uncharted: Золотая Бездна». ?Понятно. Значит, нет такого, что есть какие-то приоритетные проекты, и есть, скажем так, второй эшелон.
Нет. Конечно, есть нюансы. Локализация – процесс достаточно долгий. Он начинается заблаговременно, за несколько месяцев до релиза. И случается, что сроки выхода совпадают сразу у большого числа продуктов. Тогда могут возникнуть какие-то приоритеты в силу объема работы, но в целом мы стараемся все планировать так, чтобы за бортом ничего не осталось. Вот для Vita все игры должны быть локализованы. Понятно, что в случае с громкими релизами это просто обязательное требование. Но и в случае с играми, у которых нет загодя «ореола славы», мы тоже стараемся решить этот вопрос. Нужно также отметить, что Россия – страна, в которой любят портативные консоли Sony. Игры для PSP всегда хорошо продавались, и локализации положительно влияли на спрос, так что нам очень важно переводить на русский и продукцию для PS Vita. ?Расскажите, пожалуйста, как формируется цена на консоль.
Особых секретов нет. Есть входная цена консоли на российский рынок, дальше добавляются таможенные пошлины, поскольку весь товар Sony завозится с соблюдением всех законодательных норм. В случае с PS3 пошлина составляет 10%. Портативные консоли вроде PS Vita попадают в другую тарифную группу – игровые приставки с собственным экраном – и поэтому облагаются пошлиной в 20%. Это беспрецедентно высокая ставка, если сравнивать с другими европейскими рынками, но, тем не менее, все обстоит именно так. Мы ожидаем небольшое снижение пошлин с января – в первую очередь оно коснется PSP, впоследствии Vita. Дальше добавляются НДС (18%) и стоимость доставки. В Европе доставка фактически универсальна – границ нет, машина идет со склада, скажем, в Голландии, и может беспрепятственно развезти несколько грузов. Машина, уходящая в Россию, уходит только в Россию. Не могу сказать, что это драматически увеличивает расходы, но определенный коэффициент на доставку существует.
Вдобавок, говоря о цене, важно уточнить, что мы говорим о сумме в рублях. Если проследить за нашей политикой в последние несколько лет, видно, что мы не увеличивали цены (по сравнению со стартовой), как бы ни колебался курс евро. Если и меняем их, то только в меньшую сторону. Сейчас мы вынуждены зафиксировать цену на февраль. Объявив, что цена на комплектацию PS Vita с Wi-Fi будет 12490 р., мы обещаем, что она останется именно такой, даже если курс евро к рублю скакнет вверх. Т.е. фактически существуют еще валютные риски, и они немаленькие, если посмотреть за движением курса. Он может меняться на 10% в пределах нескольких месяцев, и это тоже нужно учитывать при ценообразовании. Поэтому сегодняшняя разница между заявленной ценой на PS Vita в России и в Европе – более, чем оправдана. Cказать, что сумма завышена по отношению к российскому рынку – нельзя, поскольку она определяется именно теми условиями ввоза, доставки продукции, валютного курса, которые есть сейчас. Мы могли бы менять рублевую цену в большую сторону, следуя за изменениями курса, – так многие делают, – но не хотим.
Еще важно отметить, что до сих пор на российском рынке сохраняется более высокий уровень наценок в рознице, чем на других европейских рынках, хотя есть тенденция к снижению. Это тоже учитывается при расчете стоимости консоли.
?А когда Россия вступит в ВТО, что-то изменится?
Естественно, любое снижение пошлин, которое будет принято на федеральном уровне, отразится на стоимости приставки. Мы готовы моментально снизить цену. Поскольку она у нас формируется так, как я описал, любое снижение налоговой базы повлияет и на удешевление устройства.
Есть, правда, важный момент: Россия вступает в ВТО, но пока не объявлен окончательно график снижения пошлин. Сейчас существует только примерный план, и, насколько я знаю, пошлины на те или иные продукты будут меняться от 3 до 7 лет. Как только это коснется нашей товарной группы, то, конечно, позитивно скажется на цене. ?Геймеры часто говорят – если бы вы цену на игры значительно снизили, они продавались бы лучше и в конечном счете прибыль компании даже стала бы больше.
Нужно понимать, что консольные игры несколько отличаются по принципу продажи от PC-игр. Разница в целом такая: в первую очередь, консольные игры привязаны к самой консоли. Понятно, что выпуск новой платформы и игр для нее – это общий проект. Есть стоимость разработки консоли, которая измеряется зачастую миллиардами. И есть стоимость разработки игр – она измеряется миллионами долларов. Соответственно точка безубыточности (минимальный объем производства и реализации продукции, при котором расходы компенсируются доходами. – Прим. ред.) считается в комбинации между консолью и играми – неважно, выходят они на запуске консоли или в ходе ее жизненного цикла. Важно, что это всегда комбинация правильной цены консоли и правильной цены игры. Понятно, что если снизить цену на игру, общее количество продаваемых копий увеличится. Стремление сделать игры доступными есть у каждого производителя, но это всегда борется с оценкой первой точки безубыточности, которую компания должна пройти по общему проекту и, скажем так, тем, когда эта точка безубыточности будет пройдена – в первый год, второй, третий. Иначе, например, получится, что при низкой цене на игры, стоимость консоли будет очень высокой – чтобы компенсировать затраты на разработку.
Вдобавок, выпуск игры (как и выпуск консоли) – это немалый риск, который тоже учитывается в стоимости. Она определяется общей средней инвестицией в разработку некоего среднего проекта и прогнозируемым количеством копий, которое будет продано на выходе. Если, скажем, новинка не будет воспринята при цене в 2-3 раза ниже, чем сейчас, это обернется очень серьезными убытками для издателя и невозвратом очень большого количества инвестиций.
Поэтому тут влияет несколько факторов: риск по разработке игры, баланс между стоимостью платформы и стоимостью игры. В случае с независимыми издателями – взаимоотношения с платформодержателем, которые определяются договорами (сумма роялти и т.д.). На основе всего этого формируется цена, и естественно, это не только затраты на производство диска, но и стоимость разработки плюс заложенные риски. ?Расскажите, пожалуйста, поподробнее о том, из чего складывается цена на игру.
Есть несколько составляющих. Расходы на производство не очень большие – понятно, что сделать диск не стоит огромных денег. Упаковочная составляющая тоже не очень боли. А вот траты на разработку и лицензионная стоимость отъедают приличные доли в общей стоимости новинки. Дальше идут наценки остальных игроков на рынке: стоимость дистрибьюции, та маржа, которую хочет получить розница, налоги. Важный момент: если в Европе объявляют, что игра на запуске обойдется покупателям в 69 евро, наши соотечественники заплатят столько же, не больше. Хотя стоимость консоли у нас немного выше, по игре все риски плюс таможенные пошлины покрываются маржой производителя, поэтому мы продаем игры за те же 60-70 евро, что и в Европе, независимо от налоговой базы. Структура цены, правда, немного другая – наценки розницы выше, валютная составляющая есть. Тут все уже зависит от рынка: компания где-то зарабатывает больше, где-то меньше.
?Как изменятся цены благодаря тому, что в России теперь есть завод по производству Blu-ray?
Все будет происходить эволюционно. Завод только начал работать. Чтобы производство пошло в полную силу, нужны заказы, определенный размер рынка, который позволяет заводу быть загруженным. Вопрос в том, насколько быстро этот рынок будет развиваться. Сейчас в магазины завезено большое количество игр, произведенных вне России – в частности, на заводе в Австрии. Когда произведенный в России ассортимент заместит австрийский, можно будет говорить о том, что таможенные пошлины и стоимость доставки больше не влияют на формирование цен.
Вообще открытие завода – очень позитивное событие для России. Предварительно в Sony произвели достаточно подробную оценку перспектив. Завод открыт: это свидетельствует, что отношение компании к российскому рынку очень серьезное. В Sony верят, что объемы продаж будут расти, что геймеров станет больше, и что есть резон открывать завод, чтобы быстрее удовлетворять их потребности – вовремя запускать все релизы, правильно формировать цену, полностью локализовывать товар на местном уровне. Согласование локализаций занимает очень много времени, ведь процедуру утверждения проходит все – от текстов и озвучки до надписей на обложке. Соответственно, если полиграфия для продукта и большая часть продукта будут производиться здесь, этот процесс должен со временем упроститься, что повлияет на скорость выполнения локализации. ?Планируете ли вы интегрировать в российский PSN сервисы по прокату фильмов и т.д, наподобие тех, что представлены на западе?
Сейчас мы ведем активные переговоры с большим количеством компаний, которые в ближайшем будущем смогут стать поставщиками контента для PSN – речь тут и о музыке, и о видео, и о фильмах. Мы четко понимаем, что мы отстаем немного от того предложения, которое существует на других рынках. Не буду опережать события, но надеюсь, в ближайшее время мы сможем объявить о заключенных договоренностях. ?Можно ли печатать блямбу про локализацию не на самой обложке, а на пакете?
Вопрос очень частый – именно по поводу российского флага. Понятно, что хочется иметь оригинальную обложку, хотя качество самой игры от дополнительного значка не меняется… Можно приклеивать наклейки, но это полуручной труд, а значит, дополнительные расходы на обработку заказов. Кстати, мы неоднократно так поступали в случае с играми, локализация которых была доделана в последний момент, и дистрибьюторы так тоже делают, однако это достаточно серьезные траты, которые гипотетически могут сказаться на стоимости финального продукта.
Но меня так часто об этом спрашивают, что я сейчас изучаю варианты, как обойтись без нанесения флага на лицевую часть упаковки. Может быть, нам удастся что-то еще придумать, хотя обещаний пока давать не могу. ?В играх для PlayStation 3, вроде Uncharted 3, есть и русская, и английская озвучка. Это идеальный вариант. Но есть опасения, что на картриджи от Vita альтернативная озвучка просто не влезет. Например, будет ли она в Uncharted: Golden Abyss? И можно ли, например, в таких случаях английскую озвучку выкладывать в русский PSN в качестве DLC?
Сейчас окончательное решение не принято, но место для второго языка есть. На мой взгляд, это вопрос спорный: если мы локализуем игру, нас не очень должно волновать, есть ли в ней оригинальная дорожка. Хотя я прекрасно понимаю ту небольшую часть игроков, которые хотят играть только на английском. Я осознаю эту потребность, однако тут нам приходится выбирать, что лучше для рынка в целом. Конечно, вариант, который бы устроил всех – т.е. с обеими дорожками – оптимален, но пока точный ответ я дать не могу. ?Мне всегда было интересно – PSP очень хорошо пошла в России, потому что аудитории очень понравилась ее мультифункциональность, а вот Vita все же позиционируется как чисто игровая консоль.
Если говорить о функционале, то Vita значительно превосходит PSP. Остались все те же дополнительные функции вроде просмотра фильмов, аудиоплеера, появился тачскрин и две камеры, расширился объем предоставляемых сетевых услуг. Например, теперь есть Near (вы видите всех пользователей, играющих рядом в ту же самую игру). Вы можете объединиться в группу по интернету, играть в онлайне, пользоваться скайпом, фейсбуком, твиттером. Функционал настолько большой, что PSP в этом смысле уступает. Да, мы позиционируем PS Vita как игровую консоль, но максимально комфортную для геймеров: при желании они могут воспользоваться сервисами, которые сейчас актуальны и востребованы. К слову, PS Vita – первая портативная приставка, на которой можно будет играть в игры того же качества, что и на PS3.
1334 Прочтений • [PS Vita в России] [12.04.2012] [Комментариев: 0]