Чем замысловатее боевая система, тем легче забываешь азы управления. В справедливости этого правила я не раз убеждалась, забрасывая какую-нибудь RPG, а затем возвращаясь к ней через пару недель. А уж если месяц-другой пройдет – то все, без повторного знакомства с учебным режимом не обойтись. Вот и с Resonance of Fate вышла такая же история. Исходила я демоверсию вдоль и поперек на Tokyo Game Show, написала подробный отчет о пережитом, отметив, что хоть cоздатели из tri-Ace и называют свое детище ролевой игрой, на деле схватки здесь представляют собой нечто среднее между стратегическими баталиями из Valkyria Chronicles и потасовками в Infinite Undiscovery. Сравнение с хрониками войны за свободу Галлии пришлось особенно к месту – герои RoF полагаются исключительно на автоматы, винтовки да гранаты, не жалуя магию.
Подоспели декабрьские праздники, на японских Xbox Live и PSN выложили демоверсию (в отличие от варианта для TGS, ее снабдили двумя уровнями сложности да дополнительными нарядами для героев, а так подземелье не изменилось). Смотрю на экран (коллеги рядом подзуживают показать класс) и понимаю, что из воспоминаний о выставочных победах осталось одно – если специальная шкала внизу экрана обнулится полностью, весь отряд ударится в панику. Бравые бойцы затрясутся, точно осиновые листы, и чтобы попасть по мишени, персонажа потребуется подвести к ней вплотную. Пришлось все же обратиться к обучающему режиму и вновь начать с азов. На сей раз урок был усвоен крепко: на январскую презентацию Sega в Лондоне, о которой пойдет речь в этой статье, я прибыла во всеоружии.
Тогда и сейчасТакаюки Сугуро, ответственный за разработку Resonance of Fate, принимал участие в создании Vagrant Story. «Если говорить о том, как организована работа над проектом, то разницы между теми годами и нынешним временем почти нет, – считает он. – Разумеется, увеличились возможности платформ. Сейчас и консоли мощнее, и емкость диска больше. Так что можем воплотить в жизнь большинство задумок. В то же время какие-то идеи приходится отсеивать, и вот делать этот выбор – что оставить, а от чего избавиться – стало сложнее. Наверное, в этом и заключается главное различие».
Оружие в игре делится на наносящее прямой урон (гранаты, пистолеты) и оставляющее временные повреждения (автоматы). Это не значит, что АК-74 в драке бесполезен: чтобы эффективно вести бой, нужно комбинировать атаки.Чем выше уровень бойцов, тем больше у команды безелей – делений на особой шкале внизу экрана. На первых порах придется обходиться минимумом – четырьмя, а то и тремя. Безели залечивают «временный» урон, а также позволяют выполнять «неуязвимые» атаки.
Правила схваток в Resonance of Fate меж тем не настолько сложны, как может показаться на первый взгляд. Но прежде, чем перейти к битвам, глава проекта Такаюки Сугуро представил журналистам Базель – гигантскую башню-мегаполис, последний оплот человечества на отравленной ядовитыми миазмами планете. Об искусственной природе Базеля неустанно напоминают декорации: выходишь за порог «Милого Дома», штаб-квартиры главных героев, и оказываешься на диковинной улице. Неспешно вращаются гигантские шестеренки, скрипят на ветру то ли флюгеры, то ли остатки здоровенных пропеллеров, нескладные здания выпирают между перекрестьями труб и балок, точно сорняки, стремясь отвоевать заветное пространство. Сталь давным-давно потускнела, железо кое-где точит ржавчина – бывший военный Ваширон и немногочисленные сотрудники его сыскного агентства (создатели, впрочем, предпочитают другую характеристику – «частная военная компания») обитают далеко не в самом фешенебельном районе. Тем не менее, тут отыщется все необходимое: оружейная лавка, магазин с одеждой (в RoF позволено наряжать героев на свой вкус!), арена для вполне легальных поединков, а также гильдия, в которой, как и, скажем, в FF XII, выдают побочные миссии. Правда, чтобы подрядиться на очередную охоту за монстрами, придется сперва отыскать NPC-работодателя (его портрет демонстрируют вместе с заданием).
Мир за пределами поселения выглядит как объемная карта с гексагональными ячейками-сотами, на которой помечены локации. По сути это всего лишь один из этажей Базеля. К остальным предлагают подниматься (или же опускаться) на лифтах – главном либо одном из дополнительных. Подвох же вот в чем: каждый такой уровень представляет собой пазл. Пока герои не вымостят себе дорогу, укладывая в ячейки особые пластинки-детали, зона так и останется закрытой. Основным источником пластинок станут сражения. Разумеется, в мегаполисе найдутся участки, для которых потребуются детали совсем уж редкой формы, – не исключено, что ими будут награждать после ключевых сюжетных событий.
В RoF позволено перекрашивать героям волосы, так что Зефир вполне может стать, скажем, шатеном, а Леанн – рыжей.Чтобы закончить сражение, необязательно расправляться со всеми противниками –достаточно избавиться от лидера.
Отряд отправляется в путь по гексам и тут же напарывается на засаду: открывается отдельная арена, где трех смельчаков (а именно столько персонажей разрешат вывести на бой) поджидает четверка существ, похожих на взбесившиеся связки пакли. Вокруг – уже знакомые шестеренки да железные решетчатые помосты. «Конечно, это не значит, что бои всегда проходят исключительно в таких условиях, – поясняет Сугуро позднее во время интервью. – Например, во вступительном ролике герои заходят в собор. И продумывая облик разных лабиринтов, достопримечательностей, мы не скупились на отсылки к средневековой архитектуре, готической эстетике».
«А еще в некоторых зонах климат меняется, – добавляет продюсер Мацухиро Симано. – Cмена погоды скажется и на декорациях. Вдобавок в RoF есть рудники, где шестеренки повсюду валяться не будут».
Битвы проходят в реальном времени, но при этом у игрока всегда есть возможность взять передышку: пока он не сдвинет с места одного из персонажей, счетчик не начнет тикать. Сугуро начинает сразу же с «неуязвимых» атак (в англоязычной версии –«героических действий»): от обычных они отличаются тем, что выполняются на ходу, причем траектория, по которой побежит герой, известна заранее. А еще бойца, обстреливающего противников таким образом, не остановит вражеская пуля или подсечка. Единственное, что может ему помешать, – стена на пути, да и через ту легко перемахнуть. Нажимаешь одну клавишу, и вот герой уже в воздухе. Тут же запускается мини-ролик: камера показывает происходящее с наиболее эффектных ракурсов, словно в высокобюджетном кинобоевике. Прыжки не только помогают преодолевать препятствия, но еще и продлевают пробежку. Чем дольше персонаж не заканчивает ход, тем больше у него шансов не один раз пальнуть по неприятелю, а дать несколько залпов. К слову, наиболее эффективны по правилам RoF кульбиты рядом с намеченной целью: когда мишень близко, заряды накапливаются быстрее всего.
***Два типа урона придуманы не только для врагов. Если персонажу наносят столько «временных» повреждений, что обнуляют шкалу здоровья, в ход идут безели. Каждый из них пополняет счетчик на тысячу очков, а после разлетается вдребезги. Осколки остаются на поле: стоит их собрать, и деление снова восстановится. Еще несколько способов набрать безели – прикончить неприятеля за счет прямого урона (один враг – один безель), позволить героям выспаться или же передохнуть у энергетической установки.
Лишь взглянув на прицел, легко определить, что, во-первых, урон от оружия Леанн окажется «временным», а во-вторых, пока повторно жать на кнопку атаки рано – еще и одного заряда на счетчике не накопилось. Чем их больше (количество определяется по иконкам-пулям, которые возникают рядом с прицелом ), тем больше выстрелов совершит персонаж.Магии в RoF и в помине нет, но есть и отравленные пули, и особо смертельные для монстров, уязвимых к огню или холоду. Обратите внимание на иконку чемоданчика в краткой сводке сведений о Леанн – вот она и символизирует возможность заложить в магазин такие «сюрпризы» для противников.
Так выглядит карта мира – герои путешествуют по уровням башни. Чтобы проложить дорогу к очередной локации, необходимо заполнить ячейки грида специальными пластинками.Круги вокруг монстра – cчетчик здоровья. Каждая шкала-сегмент автономна и символизирует часть неприятельской туши. Обнулишь любую – восстановишь один безель!
Но вернемся к «неуязвимым» приемам – именно на них тратится энергия, учет которой ведет та самая шкала внизу экрана. Стоит перед началом забега проложить маршрут так, чтобы персонаж проскочил между товарищами, как на общем счету команды прибавится один «резонанс» (resonance). Сугуро ухитряется влет набрать четыре, что не так-то просто – счетчик обнуляется от любого действия, не являющегося «неуязвимым». То есть, пододвинул вручную героя, передал ход другому – прощайте очки. Накопленные резонансы пригодятся для слаженной атаки всего отряда. Доступ к ней открывается лишь в том случае, если персонажи выстроятся на поле так, что образуют треугольник. Преимущество совместного натиска – нет перерыва между передачей хода (сколько раз удастся обойтись без пауз, зависит от числа резонансов), и враг не успевает оправиться от шквального огня.
Да, автоматные очереди не отправляют монстров RoF экспрессом на тот свет. Они наносят так называемый «временный» урон – на экране он отображается синим цветом. Хотя удары получаются мощные, эффект от них сразу не проявляется. Даже если вы так лихо изрешетите монстра, что снимете ему всю шкалу здоровья, он не погибнет (более того, со временем самовылечится). А вот выстрел из пистолета может отнять у недруга всего одно очко, зато ранение считается «прямым». Один такой удар вслед за автоматной очередью, и противник погибнет. «По ходу прохождения вы приучаетесь думать об этих типах повреждений как о едином наборе, – уточняет Сугуро, – потому что по отдельности они не так эффективны».
Действительно, во время показа неприятель – лидер вражеского отряда – не продержался и полминуты, а его прихвостни, потеряв босса, тут же разбежались, оставив героев праздновать победу. Тактика, конечно, выигрышная, только вот что удержит геймеров от искушения каждый раз использовать знакомую формулу? «Мы можем бесконечно на эту тему распространяться, – смеется Сугуро. – Пользуясь терминологией RoF, да, ваша цель в бою – набрать как можно больше «резонансов», чтобы сделать командную атаку продолжительнее, но на самом деле достаточно сложно придумать эффективную стратегию, чтобы этой цели достичь. Например, если персонажи сформируют треугольник и при этом очень близко к друг другу встанут, то могут не успеть провести атаку (их ход слишком быстро закончится). А если цель чересчур далеко, боец не сумеет и двух зарядов набрать. Кроме того, вы еще не все арены видели. По мере того как персонажи совершенствуют навыки, места боевых действий преображаются – появится больше препятствий, стен, которые нужно именно обходить. Вот как раз тогда и предстоит пораскинуть мозгами».
***
Одинокие стены и ящики, разбросанные по аренам RoF, можно использовать в качестве укрытий. Когда персонаж подбирается вплотную к ним, на экране появляется специальная иконка: дескать, боец окопался и теперь недругам будет не так-то легко ранить его. По крайней мере, пока они не разрушат само укрытие (запас прочности железной конструкции далеко не безграничен). Не исключено, что и среди неприятелей найдутся любители прятаться за декорациями.
Едва ли не самое завораживающее в боях – мини-ролики, которые иллюстрируют кульбиты бойцов. Ведь та же Леанн не просто стреляет в прыжке – делает сальто и палит с двух рук по неприятелям из положения вверх тормашками.Вряд ли кто-нибудь сейчас усомнится, что Зефира и его соратников рано или поздно разрешат переодевать в костюмы других известных персонажей Sega. Вопрос лишь в том, чьи наряды нам предложат.
Карьерный рост в RoF выглядит так: когда персонаж набирает уровни, улучшаются его навыки по использованию оружия. У многочисленных винтовок, пистолетов и гранат есть свои плюсы и минусы, а также скрытые возможности, которые иногда удается активировать, а иногда – нет. От опытности бойца зависит, насколько велики его шансы применить то или иное умение. Конечно, можно дать мощный автомат героям с низким уровнем, но они не сумеют задействовать весь его потенциал.
Еще один бонус прокачки – увеличивается вес, который способен поднять персонаж (базовый вес оружия и вес дополнительных «наворотов» для него суммируются ). То есть, удается экипировать более тяжелые вещи, а также навешивать «примочки» посложнее (читай, поувесистее) на предметы из базового арсенала. Сугуро подчеркивает, что у героев нет жестко заданных ролей – любой знает, как кидать взрывпакет и обращаться с маузером, поэтому можно сделать главным лекарем отряда не только хрупкую Леанн (в японской версии ее зовут Реанбелл), но даже самого Ваширона. Правда, отставной солдат куда крепче здоровьем, чем девица, да и ограничение по грузоподъемности дает повод усомниться в словах руководителя проекта – у одних персонажей задатков стать «танком» явно больше, чем у других.
Впечатлившись изобилием условностей в RoF, невольно вспоминаешь Vagrant Story, в работе над которой Сугуро принимал участие. Вот уж где хватало и возможностей по ковке оружия, и хитрых правил, вроде «чем чаще используешь любимое копье или меч против соперников определенного типа, тем выше процент его смертоносности для этих несчастных и тем меньше шансы укокошить им существ иного вида». Как бы то ни было, разобраться в тонкостях достаточно просто. Вознаграждение, в случае с RoF, – новые экскурсии по Базелю, схватки-шарады, сногсшибательные мини-ролики, иллюстрирующие перестрелки, и эпизоды истории, которая могла бы и не произойти, если бы один из героев – подросток по имени Зефир – не страдал юношеским максимализмом. Не сказать, чтобы красивее игры на PS3 и Xbox 360 раньше не появлялось, но выхода нового творения tri-Ace я жду с нетерпением – необычные RPG (да и стратегические RPG тоже) и по сей день большая редкость.
***
На вопросы о том, как были придуманы герои Resonance of Fate, Такаюки Сугуро неизменно отвечает так: «Мы сразу же решили, что у нас будет три ключевых персонажа – Ваширон, Зефир и Леанн, поэтому с самого начала ломали голову над тем, как обеспечить баланс между ними, сделать эту троицу интересной. Вы уже наверняка обратили внимание, насколько они разные: один герой – лидер, уже взрослый мужчина, другой – подросток, у которого, как говорится, молоко на губах не обсохло. Девушка от парня по возрасту не слишком отличается, но куда более ответственна и старается выглядеть старше своих лет. Важно было уделить им равное внимание, а кроме того придумать для каждого веский повод участвовать в событиях игры». Пока известно, что Ваширон когда-то служил в армии, ухитрился выжить после того, как весь его полк погиб, и кардиналы, правители Базеля, до сих пор охотно поручают ему разные дела. Зефир же вырос в трущобах, юношеская горячность как-то забросила его на баррикады и чуть не довела до могилы, но случилось так, что усмирять бунтовщиков отправили Ваширона, и тот пожалел бедолагу (а еще спас Леанн от верной гибели, но то была уже совсем другая история).
Кардиналы же раньше подчинялись Папе, причем в мире RoF никого не удивляло, что Папой стала женщина. Но ее Святейшество Фрида погибла, когда ей было двадцать лет, и теперь кардиналы сами правят Базелем. Кое-кто из них не прочь побаловаться генетическими экспериментами: иначе и не объяснишь существование «подопытного кролика номер 20» – девушки, сбежавшей из засекреченной лаборатории и обреченной умереть молодой, как и Фрида.
Типичные декорации RoF – кирпичные стены и груды металлических конструкций.Герои не только скачут сами, но и умеют подкидывать в воздух монстров. Именно такой эффект дают автоматные очереди.
617 Прочтений • [Превью игры Resonance of Fate] [12.04.2012] [Комментариев: 0]