Завидую я вам. У вас в руках апрельский номер, а значит, наступили уже тёплые деньки, и на носу релиз нового Mortal Kombat. Того самого, «правильного». В «Стране Игр» же тем временем морозный февраль и любезное приглашение от «1С-СофтКлаб» опробовать всего лишь расширенное пресс-демо. Конечно, я не мог его не принять и провёл за игрой в общей сложности около девяти часов. А помогали мне набираться впечатлений Александр Устинов и Юрий Левандовский, их мнения вы также найдёте в глубине статьи.
Представленное нам демо с дюжиной персонажей и девятью аренами на борту содержало помимо обучающего режима один Battle Plan (теперь он называется Ladder) для сражений с компьютерными противниками, а также VS-режимы – одиночный и парный. Одолев нехитрую «тренировку», в которой не нашлось места ни обучению джаглам, ни «свободным урокам», где можно было бы вдоволь поэкспериментировать, мы более-менее освоились с управлением и посвятили большую часть времени обоим VS-режимам, стремясь как следует прочувствовать игру «на себе».
***
В опробованном нами билде присутствовали следующие персонажи: Скорпион, Милена, Рептайл, Саб-Зиро, Кунг Лао, Джонни Кейдж, Найтвулф, Сектор, Соня Блейд, Сайрекс, Китана и Джакс (ровно дюжина, как в MK II). Тем временем разработчики прямо или косвенно уже подтвердили играбельных Синдел, Лю Канга, Кэно, Страйкера, Нуба Сэйбота, Эрмака, Бараку и Джейд. В том или ином виде в игре предстанут также Рэйден, Куан Чи и Кабал (о нём мы узнали из отчёта австралийского цензурного комитета), и это уже 23 портрета на экране выбора, пока демонстрирующем 26 посадочных мест. На момент подготовки статьи неясна судьба лишь троих – Шивы, Смоука и Рэйна, зато мы твёрдо знаем, что в качестве боссов выступят, как минимум, четырёхрукий шоканский принц Горо и император Внешнего мира Шао Кан. И не забудьте про Кратоса, эксклюзивного «гостя» PlayStation3.
Это не спецприём Скорпиона, а всего лишь одно из движений style-комбо. Сами такие комбинации, в отличие от джаглов, не требуют обязательного контакта с противником и могут быть выполнены с места.Пробовать enhanced-атаки очень интересно – так и подмывает поскорее узнать, как именно «улучшили» с детства знакомые приёмы!
На инвалидность с чистой совестью
Несколько слов хочется сказать и хвалёной системе повреждений. Действительно, игра различает, в какую часть тела был нанесён удар и насколько этот удар был силён, честно выводя синяки, рассечения и разрывы одежды на руки, ноги, торс и головы бойцов независимо друг от друга. Другое дело, что внешний вид повреждений по-прежнему жёстко заскриптован, и бой от боя приходится наблюдать одну и ту же рану на левом плече Джонни Кейджа, вываливающийся правый глаз Кунг Лао и жутковатый фингал на смущённом личике Китаны. Меж тем своей и чужой кровью тела соперников покрываются абсолютно честно, что порой заставляет расхохотаться при виде победителя, с ног до головы перемазанного красным, зелёным и синим, будто не дрался он только что с Рептайлом и Сектором, а вёл уроки рисования в дурдоме.
Так или иначе, кому-то вся эта система повреждений обязательно встанет поперёк горла, и потому очень надеюсь, что в финальной версии игры появится возможность её отключения.
Коварная Милена
Нельзя не рассказать о том, как в отдельных случаях разработчики ухитряются совмещать разнородные приёмы. Так, нам очень понравилась привычка кровожадной Милены не только вонзать сай в ключицу жертвы (один из style-приёмов: «назад» + rear punch), но и пользоваться им в дальнейшем по ходу боя. Если кинжал уже в теле противника, во время всякого special-захвата («назад», «вперёд» + rear punch) напрыгнувшая на жертву Милена взамен обычного своего приёма вытащит клинок, пырнёт им несчастного несколько раз и вонзит обратно – до следующего раза.
И первое, на что обращаешь внимание после заметно похорошевшей графики, – вновь изменившаяся раскладка клавиш. На этот раз наиболее комфортна она будет для тех, кто играет в Tekken: удары руками (верхние лицевые кнопки) и ногами (нижние) разделяются на «передние» (front, более быстрые) и «задние» (rear, более сильные) – не бог весть какое изменение, но оно возвращает в управление логичность и предсказуемость. Вернулись на свои законные места и знаменитые апперкоты и подсечки. На шифтах – кнопки блока, броска, вызова помощника и почему-то смены стойки, которая не влияет ни на что, кроме положения персонажа на арене. Все шифты для удобства тех, кто предпочитает играть на стике, дублируются двойными нажатиями основных кнопок – так, например, за бросок отвечают нажатые вместе кнопки передних ударов: X+A для Xbox 360 или «квадрат» + «крест» для PS3. Такая забота о пользователе сразу настраивает на нужный лад: нынешняя игра старается быть максимально дружелюбной к новичку. Например, здесь намеренно упрощён ввод любых команд: подавляющее большинство всех спецударов – а их от пяти до восьми на персонажа – выполняется лишь парой «стрелок» и кнопкой. Больше не надо воевать с геймпадом и отказываться от Кунг Лао или Рептайла только потому, что их приёмы выполняются сложнее, чем у других. Стоит добавить ещё одну кнопку (конкретно – кнопку блока) к любой из этих комбинаций, и вместо обычной спецатаки получится усиленная (enhanced move в терминологии игры) – с каким-либо дополнительным свойством, обычно помогающим на джаглах. За неё придётся уплатить одним делением специальной шкалы super bar. Два потратит противник, если надумает прервать вашу комбинацию комбо-брейкером («вперёд» + «блок»). Наконец, все три деления позволяют запустить – одновременным нажатием двух шифтов – самый мощный приём, X-ray move.
Как видите, всё предельно просто, можно просто сесть и начать играть, не разбираясь в боевой системе вовсе. На фоне того же Marvel vs. Capcom 3 новый Mortal Kombat выглядит файтингом «обычным» и «понятным». В него легко влиться, за пару минут освоившись с управлением и отыскав несколько полезных приёмов, вспоминая детство, проведённое за MK II: просто, понятно и полностью прозрачно. Следующие шаги – попытка управлять сразу парой бойцов, по ходу схватки переключаясь между ними, и желание освоиться с усиленными приёмами, которые позже обязательно захочется не просто запускать в сторону противника наудачу, но использовать безотказно, с гарантией – шкала всё-таки не резиновая. Если так, значит, пришла пора копнуть чуть глубже и сконструировать какой-нибудь нехитрый джагл, обычно начинающийся с лаунчера или джагл-стартера, продолжающийся стайл-комбой и заканчивающийся enhanced-спешлом или X-ray приёмом. Причём все эти заковыристые слова вовсе не нужно знать, чтобы додуматься до того, чтобы сперва поймать противника на скорпионий гарпун (джагл-стартер), а затем вместо любимого с детства апперкота выполнить гарантированный X-ray на 38% жизни (комбо-финишер). Природное геймерское любопытство просто-таки заставит попытаться изобрести «что-нибудь похожее» и для других бойцов, а затем – придумать, как такое комбо расширить.
Боевая система. Экспресс-курс со словарём
В арсенале каждого персонажа МК помимо базовых ударов и бросков (обычный и возвратный, прерываются кнопками front punch и front kick соответственно) есть также style moves – набор «именных» ударов, выполняющихся с какой-либо из стрелок направления; к ним же причислены давно знакомые апперкот («вниз» + rear punch) и подсечка («назад» + rear kick); у некоторых персонажей среди них можно отыскать лаунчер – удар, подбрасывающий противника в воздух. Вдобавок в мувлисте каждого героя имеется несколько несложных style-комбо на три-четыре удара – в дальнейшем они понадобятся для конструирования джаглов.
Также понадобятся обычные и усиленные (enhanced) спецприёмы, именуемые special moves. У всякого обычного приёма есть свой усиленный «двойник», обладающий каким-либо дополнительным свойством – повышенным уроном, увеличенным количеством ударов и т.д. Комбинация для его выполнения остаётся той же, достаточно лишь добавить кнопку блока и потратить одно деление шкалы super bar (шкала традиционно набирается при получении и нанесении повреждений). Эти приёмы – основа любого хорошего джагла – особого вида комбо, который предполагает «жонглирование» подброшенным в воздух обездвиженным противником.
Лучшее подспорье в конструировании хорошего джагла – напарник, которого можно вызвать на подмогу. Сама по себе смена бойцов (LB/L1) не расходует шкалу, но появление помощника, исполняющего enhanced-приём (так называемая tag-attack), обойдётся в одно деление. Tag attacks различаются пассивные, когда напарник бьёт от края экрана и вновь уходит из боя, и активные, когда он заступает с enhanced-приёмом на смену вызвавшему его бойцу. При должном умении все три варианта значительно улучшают и удлиняют джагл-комбинацию.
Последний и наиболее зрелищный элемент боевой системы МК – так называемые X-ray moves, способные лишить вашего противника до трети здоровья. Приёмы эти всегда выполняются простым нажатием двух шифтов (LT/L2 + RT/R2) и расходуют всю шкалу super bar целиком, на манер Ultra-приёмов Street Fighter IV. При этом у разных персонажей – разные условия выполнения X-ray. Подобное мы уже видели в файтинг-сериале Garouden Breakblow и всё том же Street Fighter IV. Есть приёмы, условием выполнения которых является удар по хитбоксу противника (Скорпион, Милена), от них защитит обычный блок. Есть броски, требующие быть в непосредственной близости от противника (Джакс). Есть даже контратаки, срабатывающие лишь в ответ на встречный удар (Джонни Кейдж). От любого X-ray можно увернуться, оставив нападающего с носом и безрезультатно опустошённой шкалой, поэтому выполнять эти приёмы (как, впрочем, и enhanced moves) лучше всего «на гарантии» – например, как часть комбо. Если, конечно, позволяют условия. Иначе – учитесь подлавливать соперника, создавая такие ситуации, в которых он поведёт себя так, как вам того и нужно.
Не так давно было объявлено, что в игре появятся ещё и парные tag-приёмы (и, возможно, даже tag-fatality), но в нашей версии их, к сожалению, обнаружено не было.
Полностью отказавшись от третьего измерения в геймплее, МК вернул спецприёмам былую мощь. Контролировать воздух фаерболами – снова хорошая, действенная тактика.Киборги в новом Mortal Kombat различаются весьма существенно – как методами ведения боя, так и дизайном, и даже «особенностями конструкции».
***
Четыре способа начать комбо:
Обездвиживающий спецприём (гарпун, лёд, сеть и т.д.). Лаунчер (style-удар или спецприём). Style-комбо с джагл-стартером. Удар рукой в прыжке.
Один способ его прервать:
В любой момент комбинацию противника можно «перебить», нажав «вперёд» + «блок» и заплатив за это двумя делениями шкалы super bar.
Ложка дёгтя
И всё таки наш демотест не был бы справедливым, не упомяни мы о том плохом, что обнаружили в игре помимо мелких ошибок билда, собранного на основе версии, далёкой от финальной. И в первую очередь речь пойдёт об анимации. Причём не той, которая измеряется в кадрах в секунду и является демонстрацией плавности картинки, но о той, что должна радовать глаз игрока артистизмом и изяществом движений любимых с детства персонажей. Перво-наперво, в нынешней игре по-прежнему заметны «грехи отцов»: отрывистость движений, неестественные «кукольные» позы во время исполнения некоторых приёмов, недостаток переходных фаз. Всё ещё чрезвычайно трудно поверить, что аниматоры Mortal Kombat использовали захват реальных движений при помощи технологии mocap, а не выстраивали каждый кадр вручную в редакторе, в результате чего бойцы напоминают пластмассовые экшн-фигурки с ограниченной суставной подвижностью. И пускай в подобной «марионеточной» стилистике a-la Virtua Fighter, безусловно, есть своё очарование, от Mortal Kombat (в прошлом – рупора игрового фотореализма), все подсознательно ждут максимальной естественности, натуральности движений, настоящей хореографии боевых искусств, которой в нынешнее время могут похвастать лишь файтинги от Namco – да и то с известной долей оговорок. Тем не менее, даже в этом аспекте новый МК отличается от старого примерно как Tekken 5 отличается от Tekken 4: всё, вроде бы, то же самое, но на деле – гораздо лучше.
В самом же геймплее заметно раздражает тот факт, что игра неустанно провоцирует потешные «войны вприсядку» (главный источник глупой анимации) – во всяком случае, в текущем билде и на текущем уровне мастерства, «верхнем слое», как сказали бы разработчики. Выковырять из нижнего блока возможно лишь особым style-ударом с определённым свойством (и удар это ещё нужно найти методом проб и ошибок), да и поможет он далеко не всегда, ведь противник тем временем уже изводит тебя низкими тычками, высматривая удобный момент для апперкота, и вынуждает в конце концов занять ту же позицию. А уж выйти без потерь из обоюдного нижнего блока не так-то и просто – риск получить несколько тычков (или один, но весьма болезненный удар «с продолжением») остаётся всегда.
Новый Mortal Kombat так и хочется назвать «МК3 на стероидах»: всё понятно, всё знакомо, при этом – быстрее, красивее и с россыпью новых придумок. Если вы пропустили последние пятнадцать лет жизни сериала, разочаровавшись в его трёхмерных представителях или вовсе позабыв о файтингах, знайте: нынешний Mortal Kombat делался специально для вас – он бессовестно паразитирует на ностальгии по детству, но делает это очень красиво и даже самозабвенно.
Между прочим, говоря о возвращении к двухмерности и старой, «плоской» идеологии, авторы немало лукавят. Возвращение это состоялось ещё два года назад, с выпуском никем как будто не замеченного Mortal Kombat vs. DC Universe. А ведь именно его надлежит считать черновиком и идейным предвестником нынешнего «перезапуска» сериала. Если искать подходящую аналогию, вот она: MKvsDCU – как MK II: всё придумано и ладно исполнено, но незатейливо, простецки, топорно. Новый MK рядом с ним – словно MK3: то же самое, но быстрее, больше и лучше, пусть и не сработано с нуля. Здесь окончательно упразднены нагромождённые за последние годы элементы, а взамен представлена более интересная, разнообразная и гибкая система, в первую очередь вызывающая в памяти Street Fighter IV. Между прочим, вполне себе комплимент.
Тем не менее, при всём своём нынешнем лоске, плавности и бросающейся в глаза «породистости», Mortal Kombat по-прежнему остаётся всё тем же американским файтингом, который во многих аспектах проигрывает японским аналогам, взамен предлагая артистичную жестокость да культовых персонажей. Что, впрочем, не так уж и мало, учитывая, насколько удалось сократить отставание от лидеров. Вдобавок у нового МК есть одно немаловажное достоинство: в него можно начать играть «с нуля» и при этом действительно получать удовольствие, при должной заинтересованности незаметно для себя самого погружаясь в глубины боевой системы. К сожалению, у большинства «номерных» турнирных файтингов сегодня чрезмерно завышен порог входа, и это отпугивает новичков. Так что при желании можно углядеть в возвращении Mortal Kombat удобную тропинку в мир файтингов как жанра. И быть может, чем чёрт не шутит, ему ещё скажут спасибо будущие чемпионы Tekken и Street Fighter.
КРОСС-МНЕНИЕ
Александр Устинов Как выглядит:
Первый трехмерный MK, на который можно смотреть почти без слез. Количество идиотских анимаций сведено к минимуму, но, к сожалению, полностью они всё ещё не искоренены. Некоторые удары остались в плену у своих примитивных прототипов (вроде резкого срыва с места в подкат без какой-либо значимой анимации перехода) и весьма сильно режут глаз. С другой стороны, это уже почти не напоминает битвы скоморохов. X-ray выглядят здорово, повреждения на бойцах брутальны. Вот ещё бы отказался Бун от этого нарочито комиксного стиля и вернулся к реалистично выглядящим бойцам – и был бы более чем впечатляющий камбек. Как играется:
Очень весело. Почти как «в те самые времена», только с классными джаглами. Tag-система оказалась очень уместной, хоть и ни разу не инновационной. На свалку отправились выбор стилей и оружие – туда им и дорога. Главное, что получаешь, играя в новый МК, – простое понятное удовольствие от брутальности и трэшевости, приправленной солидной дозой ностальгии. Не знаю, насколько игра окажется значимой для турнирных дисциплин... И, если честно, меня это совершенно не волнует. Развлечение в пятничный вечер с друзьями олдскульщиками – вот истинное назначение новой части Mortal Kombat. Впечатление:
Пока сугубо положительное. Не идеальный «перезапуск и возвращение к корням», но все равно очень и очень хорошая попытка – уже не хочется, как прежде, тыкать в экран пальцем, громко смеяться и троллить. Конечно, определённая доля идиотизма никуда не делась, но по крайней мере игра держится теперь в рамках. Очень жаль, что в билде, который мы тестировали, были далеко не все бойцы и вдобавок не работали фаталити. Зато каждый свежий ролик по-прежнему преподносит что-то действительно новое (мой нынешний фаворит – Нуб Сэйбот, руки чешутся опробовать его в деле). Играть в Mortal Kombat очень весело, и коль скоро это ещё один пришелец из прошлого, поймавший волну моды на ретро, очень хочется проводить за ним время, сражаясь с друзьями не по сети, а здесь и сейчас, на одном диване.
Артём Шорохов Как выглядит:
Выглядит отлично. Хоть и не получается поначалу отделаться от наваждения «Ещё один трёхмерный MK», быстро приходится признать, что с графикой полный порядок: модели, освещение, текстуры, даже арт-дизайн – всё на достойной высоте. Неприятие возможно лишь на уровне стилистики и анимации. Тут уж ничего не попишешь: либо стерпится-слюбится, либо нет.
Особенно впечатляют арены: мало того, что красивы сами по себе и мгновенно вызывают в памяти старые двухмерные МК, так на многих вдобавок разыгрываются целые мини-сюжеты. Как играется:
Бойцы и впрямь ощущаются по-разному. Личный пример: из пары киборгов я быстро выбрал «более сложного» Сайрекса и какое-то время весьма успешно гонял по арене своих оппонентов. В то же время играть за Сектора, любимца Михаила Разумкина, бывшего главреда «СИ», получалось не особенно, он… другой. То же можно сказать и о прочих героях. Стремительная Милена, контролирующая воздух Китана, коварный Джонни Кейдж, супермен ближнего боя Джакс – все они со своими изюминками в тактике и манере боя. И дело тут не только в сумме «коронок», но и в джагл-стартерах, в наборе комбо, способах исполнения X-ray атак… И каждым действительно хочется научиться играть. Впечатление:
«MK3 на стероидах». Даже притом, что эстетически новая игра куда больше напоминает MK II. Конечно, хотелось бы, чтобы всё оказалось ещё лучше, ещё краше, ещё интереснее. Конечно, стоит укорить разработчиков за то и за это. Но в целом очень похоже на то, что поклонники Mortal Kombat получили наконец ту самую игру, которую ждут вот уже пятнадцать лет. «Тот самый Mortal Kombat» – и этим всё сказано. В том числе и для тех, кто услышит за этими словами нечто в духе «Чуда не случилось, фавориты жанра могут спать спокойно». И если за боевую механику и внешний вид игры душа уже не болит (хочется лишь, чтобы к релизу успели исправить как можно больше досадных несуразиц), то за сюжетное прохождение и удобный онлайн-режим в надежде скрещиваю пальцы.
Юрий Левандовский Как выглядит:
Новый MK, наконец-то, стал красивым, и, главное, непохожим на все современные 2D-файтинги с трёхмерным движком. Здесь нет слепящих вспышек каждые две секунды, развесёлых цветов и летающих по экрану спайдерменов, и это здорово! Да, здесь местами очень странная анимация, а персонажи всё ещё похожи на отлично смоделированных кукол, но всё это не делает новый Mortal Kombat плохой игрой. А за местные арены и отменное освещение я готов прямо сейчас добавить пригоршню баллов сверху – сделано всё просто на загляденье. Как играется:
Отлично. Вот, правда, есть ощущение, что тебе дали старый добрый Mortal Kombat II, в который добавили много новых классных фишек, убрав предварительно все те несуразности, что копились с четвёртой части. Может быть, здесь всё не так выверено и сбалансировано, как в боготворимом всеми Street Fighter IV (это ещё предстоит выяснить), но, поверьте, для посиделок с друзьями лучше игры не придумать; настолько здесь всё брутально и одновременно весело, что часы пролетают незаметно. И ведь боевая система и впрямь весьма продуманна и интересна. Усиленные удары, X-ray атаки, смена бойцов – всеё это вяжется, комбится и заставляет вникать в игру и изучать её. Впечатление:
Даже в том состоянии, в котором мы сейчас видели Mortal Kombat, его уже хочется купить. И пускай злословят, мол, здесь ужасная анимация и карикатурные герои – пока есть на свете Super Street Fighter IV, вы не сможете убедить меня, что в Mortal Kombat «всё плохо». Всё здесь нормально, пусть и сделано в своём стиле. Это как старая и новая школа постановки схваток в китайских фильмах. Никто не скажет, что Брюс Ли плохо двигается в кадре, хотя выглядят его сцены сегодня зачастую до боли комично; та же история и с новым МК. Игра не для всех, и обязательно породит множество как положительных, так и отрицательных отзывов, но это и хорошо. Я свой выбор уже сделал: купить, нельзя пропустить.
2877 Прочтений • [Превью игры Mortal Kombat] [12.04.2012] [Комментариев: 0]