Душманы перли в полный рост. Цепь за цепью, лопоча проклятья на пушту, потешно размахивая автоматами. Плоть от плоти этой выжженной земли, они не боялись смерти. Внизу в ущелье тихо ржавел подбитый Т-62. Их предки втоптали в грязь британские пробковые шлемы. Победа принесет им право остаться варварами, обратить в прах возведенные колонизаторами больницы и школы, унизить мягкотелых гяуров. Поражения многоголовая, ядовитая, подлая гидра не терпела никогда.
Новая Medal of Honor удивительно перекликается с отечественной игрой (простите, это не издевка) «Правда о девятой роте». Обезжиренная, намеренно аполитичная – продюсер Грег Гудрих открещивается от любой томклэнсятины – зато порядка на три дороже, достовернее, интереснее, образнее. Лучше. И все же некоторые кадры как будто скопированы один в один. Неудивительно: хоть персонажи Medal of Honor и вымышлены, война достоверна. А Афганистан? Афганистан never changes.
Вертолеты «Чинук» – на них рейнджеров довозят до места геройской гибели.Как говорится, в динамике игра выглядит лучше, чем в статике.
Из вторых рук
«Вы бывали там сами?» – спрашиваю я разработчика. Грег, отрастивший за последние полгода натурально бенладеновскую бороду, расстроен: «Знаете, я очень хотел, выяснил, как там и что, но… запретили из соображений безопасности». Как знакомо! Помнится, Гоблин тоже хотел слетать на ту самую высоту, разузнал расценки летчиков-фрилансеров с частными Ми-8 в комплекте, но… «стреляют». «Слушайте, скажите честно, а можно ли в вашей игре убивать русских?» – очевидный после Modern Warfare 2 вопрос. «Нет, русских в новой Medal of Honor совсем нет. Зато есть настоящие чеченские боевики! В горах же – лагеря их подготовки, организованные Аль-Каидой!» – Грег выдает «Стране Игр» главный секрет Пентагона. И далее рассказывает, как выписывал настоящих живых чеченцев, арабов и пуштунов для трехъязыкой озвучки врагов. Никакой халтуры – даже если качество работы оценит от силы с десяток геймеров-филологов. Достоверность – вот конек новой Medal of Honor. Да и, подозреваю, российские депутаты-патриоты будут в восторге.
Достоверность гарантируют и тесные контакты Electronic Arts со спецслужбами, армией США. Не называя никаких имен, Грег рассказывает: сценарий игры, отдельные реплики героев, визуальный стиль, анимацию – все это проверяли и утверждали специалисты с правом вето. И секреты Пентагона не уплывут теперь к геймерам из арабского мира, и поведение солдат стало реалистичнее, естественнее. Даже пистолет бойцы держат так, как учил сержант в учебке, а не коп в полицейской академии. Грег удивляется: он и не подозревал, что в разных родах войск регулярной армии – и то свои методики стрельбы из одной и той же M4. И, конечно, друзья из Пентагона щедро поделились фотоматериалами, картами, съемками со спутника. «Мы и не подозревали, что в Афганистане есть не только унылые горы, но и леса, пески, снег… Идеальный набор для видеоигры!» Так что настоящие ветераны Афганистана, вернувшись на техасщину, могут включить игру и показать детям: «Вот чем занимается ваш папа!»
Игра повествует об истории Солдата с большой буквы. Простого американского парня, отправившегося в армию за лучшей долей.
Кувалда хирурга
Лирическая часть закончена – включаем игру. «Для начала покажу регулярную армию», – говорит Грег. Как вы, возможно, знаете, история Medal of Honor разбита на эпизоды с разными персонажами; обычно это либо армейские рейнджеры, либо бойцы сил специального назначения (Tier 1; у русских журналистов можно встретить восточное имя Тирван). «Молот» и «скальпель» – излюбленные аналогии разработчиков. Каждой задаче – свой инструмент! Рейнджеры что «вся королевская рать» прут напролом с поддержкой с воздуха, под прикрытием бронетехники, под барабанную дробь. Их задачи на виду – подавить сопротивление, захватить объект, отбить контратаки, повесить медаль на шею. Бойцы специальных сил работают в тылу врага, не всегда официально, поэтому полагаются только на себя и товарищей по оружию. Их подвиги не попадают в официальные сводки. Сценарий построен так, что миссии плавно перетекают друг в друга. Один герой замечает конвой с грузовиками, передает информацию в штаб, и уже совсем другой боец (но тоже под вашим чутким руководством) перехватывает груз. Повлиять на развитие сюжета, естественно, нельзя – игра строго, традиционно линейна.
«Чинуки» не всегда довозят рейнджеров до места геройской гибели. Иногда падают по дороге.Авиаудар может случайно накрыть и ваших бойцов. Осторожней наводите летчиков на цель.
И хочется, и колется…
«Сцена из демоуровня намеренно цитирует высадку в Нормандии», – в десятый раз за день (до меня у него побывала делегация GameSpot, после обеда – встреча с Eurogamer; и так целый день) рассказывает Гудрих. За последние годы тем же отметилась куча игр – от Valkyria Chronicles до Killzone 2; уж кто только не побывал в роли немцев! Вот только цикл Medal of Honor воспроизвел оригинальный D-Day еще в эпоху PlayStation, фактически открыв дорогу жанру «военно-исторических FPS с сюжетом». Другое дело, что эпигон Call of Duty спустя годы потеснил пионера, а потом и вовсе задал моду на совсем другой сеттинг – современную войну. Modern Warfare. Публика устала от «старомодных» томми-ганов и ППШ, Т-34 и «Тигров», «Ил-2» и «Зеро». Поэтому и Medal of Honor сменила место и время действия на Афганистан наших дней.
В августе 2008 года американские военные форумы пестрили сообщениями милитари-маньяков: «Как классно видеть по ящику залпы «Градов», горящие Т-72, налеты бомбардировщиков! Думал, не доживу никогда до такого дня». Ведь одно дело – обсуждать в Интернете статьи из «Википедии», а другое – подглядеть одним глазком, как военная техника работает на практике. Так, как задумано ее создателями. Цикл Modern Warfare не только показал красивые картинки в телевизоре, но и дал виртуально влезть в шкуру тех, кем никогда не станут интернет-патриоты. Подержать палец на гашетке пулемета... Не факт, однако, что Medal of Honor оправдает их ожидания. Ведь в Афганистане некому запускать «Тополь-М» по американским городам. Техника, разработанная для войны с соперником-сверхдержавой, брошена на подавление даже не иракской национальной гвардии – лишь повстанцев с АКМ. Впрочем, если вам понравилось палить из пушек AC-130 по букашкам-человечкам далеко внизу (см. первую Modern Warfare), – в Medal of Honor как раз есть похожая сцена. Для войны с русскими (любой страной с современной системой ПВО) самолет был бы безнадежно бесполезен. А тут один из 21 оставшихся в строю «Призраков» как раз к месту.
История сериала
Впервые с Medal of Honor мы столкнулись 1999 году, на платформе PS one. Тогда шутеры от первого лица на консоли казались курьезом. Впрочем, сделана игра была недурно, хорошо продалась. Затем валом пошли сиквелы на PC, PlayStation 2, Xbox и других платформах, сериал захлебнулся, и Medal of Honor почтак
Кадры решают
Итак, четыре рейнджера зачищают глинобитные домики афганцев – хрестоматийных «днем он мирный урюк, а ночью – опасный талиб». Жесты, команды, термины до боли знакомы – уж сколько игр и фильмов об американской военной машине за плечами. Все скрипты, вроде «обыскиваем дом», прописаны разработчиками – отдавать команды сослуживцам нельзя; разве что просить запасной магазин для штурмовой винтовки. Грег просит обратить особое внимание на разрушаемость объектов – пули разносят в клочья не только кувшины, но и стены, заборы – то, что мы привыкли называть «укрытиями». В последний раз так здорово это было сделано в Black (PS2, Xbox) – тоже, кстати, предтече всех этих modern warfare.
Сослуживцы отпускают шуточки, пинают трупы врагов и даже спасают героя в сюжетных мини-сценках. Скрипт же – и «босс уровня», укрепленная точка талибов, на которую нужно навести авиаудар и продержаться до прихода (прилета!) кавалерии.
Бойцы спецназа реже говорят, меньше стреляют – и все больше в голову. Их миссии смахивают на эпизоды Metal Gear Solid, некоторых афганцев они гуманно оглушают и оставляют в живых. Впрочем, главное: никто из врагов не должен убежать и вернуться с подкреплением. Старший группы четко указывает, как действовать, распределяет цели. Приказывает притаиться и ждать в засаде, если того требует ситуация. «Вовремя обороняться и вовремя атаковать». Выглядит со стороны здорово. И если в Conviction есть специальная команда «пометить цели, а потом – бадабум на автопилоте», то здесь все делается геймером честно, джойпадом. И все равно получается. По крайней мере, у Грега. «А что, если не слушаться команд старшего группы и рвануть вперед, в стиле Рэмбо?» – спрашиваю я. Продюсер чешет затылок. Ему почему-то немного обидно. «В принципе, конечно, можно всех тупо в лоб перестрелять. Но мне даже в голову не приходило так делать. Ведь гораздо интереснее действовать, как настоящий спецназовец. Вжиться в его образ». Да, в 300-м номере я писал, что современные жанры сливаются в несколько совсем новых, невиданных прежде. И Medal of Honor – отличный пример эдакой современной RPG без характеристик, зато с настоящим отыгрышем роли.
«Самое сложное – сделать игру реалистичной и одновременно интересной. В реальной операции не было бы никаких голосовых команд – только жесты. Но распознать их – не так-то просто, поэтому тут мы пошли на компромисс», – продолжает Грег. Да, сценарий миссии тоже был позаимствован из настоящих архивов этой войны. В горах завелись зенитки талибов, и тирвановскому спецназу поручили очистить дорогу конвою гвых вертолетов. И здесь история перекликается с «Правдой о девятой роте» – наши бойцы тоже удерживали высоту не упрямства ради, а чтобы колонна с продовольствием дошла до города Хост.
Две стороны одной медали
Этой осенью героям Medal of Honor предстоит битва с Call of Duty: Black Ops. На ринг непременно явятся оба соперника. По словам Грега, Medal of Honor готова уже несколько месяцев как, можно спокойно включить и пройти до конца. Другое дело, что игру надо отшлифовать, по методу Микеланджело убрав все лишнее. По нашей просьбе он включил один такой «недоделанный уровень» – честное слово, на первый взгляд огрехов и не видно. Но мастеру виднее. А у конкурентов из Activision Blizzard ежегодный выпуск игр уже давно отлажен. Обычно продукция студии Treyarch котируется ниже Call of Duty от Infinity Ward, разве что де-факто роспуск последней придаст коллегам моральных сил. Но плохой игрой Black Ops уж точно не станет, в EA вряд ли на это кто-то рассчитывает. Главное другое: несмотря на внешнюю схожесть (бегают солдаты-американцы, стреляют из M4, сто раз уже это видели), игры отличаются идейно. Развесистая клюква, патриотизм на грани фола и сомнительный эпатаж (если, конечно, Treyarch осмелится повторить PR-трюк с No Russian) против игроверсии реальной войны. Да и не просто войны – одной из немногих (со времен Второй мировой), что считается «справедливой». Это важно. Или нет? Осенью мы узнаем мнение геймеров (мелким шрифтом: цена одного голоса в рублях зависит от текущего курса евро).
Сингл vs мульти
Над Medal of Honor работают сразу две студии. DICE, создатель Battlefield, корпит над мультиплеером и использует графический движок Frostbite (если это кому-то интересно). Обещает не скопировать BFBC2, а выдумать что-то новенькое. Сингл – вотчина EA Los Angeles. К слову, не тех самых людей, что выдали нам C&C4 (они живут на другом этаже и встречаются с Грегом только в столовой, в специальной комнате для игры в Rock Band и мини-аркадном зале с настоящим Mortal Kombat II), а собственно создателей всех последних Medal of Honor. Движок – «сильно модифицированный Unreal Engine 3».
938 Прочтений • [Превью игры Medal of Honor] [12.04.2012] [Комментариев: 0]