Halo: Combat Evolved вышла в 2001 году. Halo 2 – в 2004-м, Halo 3 –
в 2007-м. Продолжая эту последовательность, несложно прийти к выводу, что Halo 4 должна появиться в 2010-м... но здесь теория с практикой расходятся. Этой осенью Bungie выпускает шутер-дополнение Halo 3: ODST, ранее известный как Halo 3: Recon.
Причины смены курса, как водится, темны, неясны и кроются в таинственной корпоративной политике. Напомним, что в девяностых студия Bungie была независимой и выпускала игры разнообразные и непохожие – от шутера Marathon до стратегии Myth. В 2000 году компанию приобрела Microsoft и превратила ее в кузницу Halo. На протяжении следующих семи лет Bungie работала только над одним (лишь над одним) сериалом, для единственной платформы (вернее, сперва для Xbox, а затем для ее преемницы Xbox
360). Halo стал лучшим консольным сетевым шутером, символом успеха для Microsoft и ее детища Xbox Live. Неудивительно, что в истории о похождениях Мастера Чифа вложено столько труда. Однако всего через шесть дней после феноменально успешного старта Halo 3 пришла новость: Bungie расстается с Microsoft и вновь становится самостоятельной. Нам остается только гадать об истинных причинах этих событий и о суммах, которые не поделили менеджеры Microsoft с основателями студии. Стороны разошлись
так: права на бренд Halo остались у Microsoft, а Bungie отныне вольна браться за любые проекты, которые сама выберет. По всей видимости, Microsoft сейчас намерена развивать вселенную Halo «вширь» – совсем скоро выходит стратегия Halo Wars от Ensemble Studios, идет производство таинственной эпизодической Halo Chronicles от
Wingnut Interactive. Но интересы Microsoft и Bungie все-таки пересеклись вновь: а что, если сделать игру по вселенной Halo, но не эпический сиквел, а нечто другое, необычное, совсем иного рода и без Мастера Чифа? Так появилось «самостоятельное дополнение» Halo 3: ODST.
Деньги и цифры
Сериал Halo всегда считался успешным, но раз уж мы затрагиваем тему еще раз, будет не лишним обратиться к статистике. Итак, суммарный тираж Halo: Combat Evolved составляет больше пяти миллионов копий. Halo 2 превзошла
это достижение: она разошлась по миру в количестве, превышающем восемь миллионов и стала самой популярной игрой для Xbox. Позже Halo 3 установила новый рекорд – четыре миллиона копий и $300 млн выручки только в день премьеры! На сегодняшний день Halo 3 приобрели уже больше десяти миллионов игроков.
Запись с камер безопасности города Нью-Момбаса. Сейчас начнется высадка орбитальных штурмовиковКовенанты вооружены и очень опасны. Одиночкий и легко вооруженный десантник будет для них желанной добычей
Разработка началась в марте прошлого года. Новинка тогда называлась Halo 3: Recon. Ее собирались представить публике на E3, и разработчики даже повесили на своем сайте датчик, отсчитывающий оставшиеся до премьеры минуты, но Microsoft изменила планы. Главным сюрпризом пресс-конференции на E3 стало пришествие Final Fantasy XIII на Xbox 360, а анонс
произведения Bungie отложили до октябрьской Tokyo Game Show, где и был показан трехминутный первый трейлер. Затем игру неожиданно переименовали – из звонкого Recon («разведка») она превратилась в малопонятное Halo 3: ODST. Эти четыре буквы – сокращение от Orbital Drop Shock Trooper, что переводится примерно как «штурмовик, десантирующийся с орбиты». Именно за такого красавца нам предстоит действовать в ODST. Это обычный солдат, не супермен и не герой,
без восстанавливающейся брони и не способный стрелять с двух рук. Многое об игре можно понять из первого трейлера... если, конечно, вы разбираетесь в хитросплетениях сюжета Halo.
Человек, далекий от популярнейшего шутера, расскажет об увиденном примерно так: «с неба падает космический корабль, из него выходит мужик с автоматом». Прямо скажем, негусто. Но для фанатов вселенной Halo отрывок изобилует сведениями. В начале мы видим футуристический мегаполис. Эта запись сделана автоматическими камерами системы безопасности, перед нами – Нью-Момбаса, передовой африканский город, знаменитый своим космическим лифтом. Именно на Нью-Момбаса пришлась крупная атака ковенантов
в Halo 2. Мастер Чиф помог отразить атаку, и ковенантский Пророк Сожаления спешно покинул город. Его корабль вышел в подпространство в небе над деловыми районами, что привело к катастрофическим разрушениям. Именно этот момент мы видим в трейлере Halo 3: ODST, когда гигантским взрывом сметает спускающиеся из космоса десантные шлюпки. Кстати, эта сцена – единственное сюжетное пересечение ODST и трилогии Halo, дальше Мастер Чиф и орбитальные штурмовики идут своими дорогами.
Многие шлюпки были уничтожены, другие сбились с курса. Наш герой – солдат по прозвищу The Rookie (Новичок) отстал от отряда. Лишь через шесть часов после аварийной посадки к Новичку возвращается сознание. Он открывает люк одноместного корабля и выходит на улицы Нью-Момбасы. В руках у него – пистолет-пулемет M7S с глушителем, лазерным прицелом и фонариком. Для Мастера Чифа это оружие оказалось бесполезным, а для нашего подопечного станет незаменимым. Город в руинах, он все
еще находится в руках ковенантов, повсюду рыщут отряды пришельцев. Новичок прячется в развалинах дома, мимо него под проливным дождем проходит патруль инопланетян. Одно из чудищ принюхивается, но все-таки не замечает человека. Враги скрываются из вида, и Новичок неуверенно выходит на ночные улицы района Лумумба (названного, как и Университет дружбы народов, в честь первого конголезского премьера Патриса Лумумбы). И вдруг на дисплее, висящем на другой стороне улицы, возникают надписи, явно адресованные нашему
герою: Keep Right («Придерживайтесь правой стороны») и Proceed with Caution («Соблюдайте осторожность»). Это послания от Суперинтенданта. В мире Halo искусственный интеллект может управлять многими приборами. Вот и Суперинтендант – сохранивший работоспособность AI города Нью-Момбаса – старается подсказать Новичку верный и безопасный путь. Разработчики говорят, что Суперинтенданта можно считать полноправным персонажем игры. Его роль в сюжете
весьма значительна – он, словно бесплотный дух города, помогает освободить Нью-Момбасу от захватчиков. Что ж, Новичок бросает взгляд на сияющие надписи, еще раз оглядывается и пускается в путь – на розыски других бойцов своего отряда. Трейлер заканчивается. А вы ведь не забыли, что мы всего лишь описываем первый фрагмент Halo 3: ODST? Вооружившись всей этой информацией, посмотрите ролик еще раз, и, возможно, вы поймете происходящее гораздо лучше.
Как принято в сериале Halo, лицо героя надежно скрыто за боевым шлемомЭта картинка – из ролика. В игре графика будет попроще
Путешествие Новичка займет, по словам разработчиков, от трех до пяти часов. Продолжительность сингла невелика, и все-таки не стоит забывать, что Halo 3: ODST – это дополнение, хоть и самостоятельное (то есть не требующее оригинальной версии). Игра построена на движке Halo 3, использует многие знакомые модели и текстуры. А вот геймплей должен быть иным. Мастер Чиф – герой на все времена, который одной левой одолеет миллион ковенантов, а Новичок – он и в Африке новичок. Его удел
куда более скромен. Специально для этого простого парня разработчикам пришлось изменить и заново сбалансировать скорость бега, высоту прыжка, расположение камеры в игровом мире, систему здоровья... Новичок, как и Мастер Чиф, станет «анонимным» героем – мы не узнаем, что за человек скрывается за армейским позывным. Зато остальные штурмовики отряда – Ромео, Мики, Датч и Бак – живые, нормальные люди с лицами и характерами. В начале истории их судьба нам неизвестна. Путешествуя
по улицам, Новичок выясняет, что случилось с товарищами. В опустошенном мегаполисе он сумеет отыскать следы, оставленные сослуживцами. Когда герой набредает на очередную «улику», стрелки часов пускаются в обратную сторону, и вы глазами однополчанина видите случившееся – перестрелки, засады, погони, снайперский огонь. Эти флэшбеки – не заставки, а быстрые, зрелищные, выхваченные из контекста геймплейные зарисовки. Они заканчиваются так же неожиданно, как начинаются, и Новичок снова
остается в одиночестве на пустых ночных улицах. Такой свежий подход к сюжетной кампании позволяет авторам чередовать путешествия и головоломки с экшном и перестрелками, ну а игрок постепенно знакомится со всеми штурмовиками отряда. Несмотря на столь необычную концепцию, авторы все-таки настаивают, что Halo 3: ODST в первую очередь именно шутер. В новинке не будет ни подробных «диверсионных операций», ни тактических элементов – уже по позывным героя ясно, что командовать ему никем
не позволят. По словам разработчиков, предусмотрено немало ситуаций, когда вы, спрятавшись и наблюдая за происходящим, окажетесь в гораздо более выгодном положении. Это – альтернатива, но не замена экшну. В Bungie уверены, что делают потрясающую игру, – ведь теперь у студии есть свобода выбора и если бы проект компании не нравился, она просто не стала бы заключать контракт с Microsoft.
Halo звучит гордо
Широкую популярность снискали мелодии, написанные Мартином О’Доннеллом ко всем играм сериала. Любимый геймерами композитор займется и музыкой для Halo 3: ODST. Правда, в этот раз нас ждет нечто особенное. По словам Мартина, ODST по духу отличается от прошлых частей Halo, а значит, ей требуется иное, необычное звуковое сопровождение. Композиции будут соответствовать стилю фильмов нуар, которому следуют и художники, и дизайнеры игры. Поддерживающие напряжение, усиливающие атмосферу
таинственности мотивы сочетаются с воодушевляющими, величественными мелодиями. Для тех, кто не понял предыдущего предложения, О’Доннелл объясняет на пальцах: ситуацию, в которой оказались штурмовики, лучше всего передает гармоничное и печальное соло на саксофоне. Вот уж что-что, а саксофоны в Halo услышишь нечасто.
В городе объявлено чрезвычайное положение. Жители эвакуированы, остались одни солдаты. И в основном не наши
И, конечно, пара слов о мультиплеере. Сетевые режимы давно стали для Halo куда важней, чем одиночный, и каждая новая часть приносила с собой интересные и востребованные изменения. Кооперативный мультиплеер в ODST присутствует в полном объеме: одиночную кампанию разрешат пройти в совместном режиме, вчетвером. И хотя разработчики об этом еще не распространялись, есть мнение, что при таком прохождении сюжет будет значительно отличаться от одиночного: в первом случае мы играем за четверых «пропавших»
штурмовиков, а во втором – за одного Новичка. Весь остальной, «соревновательный» мультиплеер напрямую заимствуется из Halo 3. К нему в ODST добавят всего лишь несколько новых карт. Говорят, что сетевые сражения и в Halo 3, и в ODST происходят на одних и тех же площадках, и обладатели разных релизов все равно смогут играть друг с другом. Звучит заманчиво, но нам пока не совсем ясно, как это реализуют технически (впрочем, ничего не мешает разработчикам
выпустить апдейт для Halo 3, который познакомит игру с любыми нововведениями). Кстати, те геймеры, которые и сейчас не забрасывают Halo 3, наверняка знают, что в одном из последних патчей в игру были добавлены новые ачивменты, так называемые Vidmaster Challenges. Их в игре сейчас четыре. Так вот, еще три подобных ачивмента появятся в ODST, и если вы откроете все семь, то сможете использовать в сетевом мультиплеере броню орбитального штурмовика. И это, вполне вероятно,
не единственный секрет диска Halo 3:ODST.
Учитывая успех службы Xbox Live Marketplace, было бы естественно ожидать, что дополнение к Halo 3 предложат приобретать через Сеть в обмен на Microsoft Points. Но нет – авторы говорят, что такую замечательную игру можно выпустить только на диске (и, как всегда в таких случаях, не в состоянии внятно объяснить почему). В любом случае, ODST будет стоить меньше, чем Halo 3 – ведь это все-таки дополнение, а не новый блокбастер. Вполне возможно, что аддон привлечет
к игре другую аудиторию. Нам же очень интересно посмотреть на «негероическую» сюжетную кампанию и узнать, на что способна возрожденная Bungie – независимое и самостоятельное общество с ограниченной ответственностью.
***
Что знаем? Самостоятельное дополнение к Halo 3 с новым героем-штурмовиком и любопытной одиночной кампанией. Мультиплеер заимствован непосредственно из Halo 3.
На что надеемся? Увидеть свежую главу эпической саги Halo, иную по форме и по содержанию. Ведь ODST – первое дополнение в сериале и первый шутер с названием Halo, в котором главным героем будет не Мастер Чиф.
Чего боимся? Да ничего не боимся. И сериал Halo, и студия Bungie обладают безупречной репутацией. Единственное, чего стоит опасаться, так это небольшой продолжительности сингла. Игры может оказаться попросту мало.