За те полчаса, что прошли, пока я ехал в офис «Нового Диска», я успел представить себе много вариантов того, что мне предстояло увидеть. Я намеренно не смотрел в Интернете дневники разработчиков и ролики с большими кусками геймплея; не читал я и фанатские обсуждения, обсасывающие каждый кадр этих роликов. Потому что основная ценность Deus Ex, как хорошей ролевой игры, – это в первую очередь личный опыт ее восприятия.
Как обычно пишется hands-on? Автор проходит выданный ему уровень и описывает каждую мелочь и каждую деталь, которую он увидел. Понятно, что отдельно взятый кусок игрового процесса ни в коей мере не дает ощущения полной картины, поэтому я постараюсь отойти от этой схемы и рассказать не обо всем подряд, а делать акцент лишь на тех воплощенных в виртуальную реальность строчках диздока, из которых складывается Игра. Хотя, разумеется, мне придется придерживаться линии Deus Ex 3: Human Revolution прохождения, поскольку в Deus Ex 3 каждая проведенная минута обязательно открывает что-нибудь новое. За четыре часа игры у меня накопилось такое количество коротких заметок, которых хватило бы, чтобы заполнить две страницы «Страны Игр» целиком. К счастью, наш формат подразумевает более широкое оформление материала.
Итак, что я помнил перед тем, как сесть за компьютер? Недалекое будущее, что-то вроде 2025 года. Главного героя зовут Адам Дженсен, он работает начальником службы безопасности какой-то конторы, которая занимается созданием аугментаций, то есть, механических улучшений человеческого тела. В конторе происходит то ли теракт, то ли несчастный случай, в результате которого Адам теряет некоторое количество конечностей и органов, которые благодарное начальство совершенно бесплатно меняет ему на продукт собственного производства. По-моему, там еще подразумевалось, что Дженсену изначально не очень по душе все эти анатомические модификации, и он должен был еще перебороть свою ненависть к аугментациям, но, судя по увиденному, ничего подобного в Deus Ex 3 нет. Это скорее окружающие с недоверием относятся к новоявленному киборгу. Но не буду забегать вперед.
Позвольте представить: PEPS. Универсальная оглушалка массового поражения: заставляет жертву ощутить каждую нервную клеточку.Судя по общей сумрачности, скрытности Дженсена и упакованным в бронежилеты парням, это конкурирующая организация – видимо, тоже скрещивает людей с подъемными кранами.
Собственно, играл я в промежуточную сборку русской версии, озвученную и переведенную в базовом варианте. Ничего выдающегося в переводе я не обнаружил (а бюджетное озвучание по бумажке, увы, уже не первый год стандарт), но мне на всякий случай сообщили, что локализация будет еще какое-то время полироваться. Главное, чтобы не трогали Притчарда (подчиненный Дженсена) – я потом сравнил с английским озвучанием, и мне показалось, что в русской версии он удался даже получше оригинала.
Игра началась с главного меню (логотипов и заставок в рабочей версии не было). Определенное сходство с первым DE у него есть – точно такой же список пунктов, отцентрированный по разрешению экрана, только на заднем плане не крутится никаких фигурок, демонстрирующих крутизну движка. Первым делом я полез в Credits посмотреть, не упоминается ли там Уоррен Спектор или, тьфу-тьфу-тьфу, Харви Смит. Ха! Прямо в самом начале ползущих титров была фотография руководителей разработки, обнимающих Спектора (хотя в прошлогоднем интервью говорили, что они слишком заняты для этого). Воодушевленный этой фоткой, я начал новую игру.
Выбрать имя, пол и навыки мне не дали, только лишь уровень сложности (каждый сопровождается кратким описанием, мол, easy – это для тех, кто хочет без лишних трудностей насладиться сюжетом). После этого показали ролик на движке, в котором босс Дженсена по имени Дэвид Шариф ведет какие-то непонятные переговоры с неопределенными личностями. Тут я нахмурился, поскольку Deus Ex от большинства игр с уклоном в паранойю отличался как раз тем, что нарратив всегда ведется от первого лица. А потом вспомнил про вступительный ролик из первой части, и до меня дошло, что канадцы в точности следуют рецепту Ion Storm Austin: вбросить ударную дозу таинственных фраз, образов и действий, а потом начать раскручивать историю с самого низа. Неудивительно, что после ролика началось общение с окружающей средой уже от имени Дженсена. Вот тут-то нарратив и пошел в гору: Капитан Очевидность развернулся во всю мощь, рассказывая игроку посредством начальства и коллег Дженсена, кто он и чем тут занимается.
В первой же комнате я провел минут десять, из них три – с открытым ртом. Попробую сформулировать одним словом: детализация. Нет, не так. ДЕТАЛИЗАЦИЯ. Маловато... Еще попытка: ПОДРОБНОСТИ. АКСЕССУАРЫ. ДЕТАЛИ. МЕЛОЧИ. ТОНКОСТИ. ЧАСТНОСТИ. ШТРИХИ. Их не слишком много, а ровно столько, сколько нужно. Определение design как визуальное планирование и архитектура пространства в данном случае оправдано вплоть до точки над i. Безо всяких сомнений, Deus Ex 3: Human Revolution смело тянет на медальку «арт-дизайн года» и является достойным претендентом на титул «лучшее визуальное оформление видеоигры в истории». И никакая статичная картинка этого богатства не передаст, увы.
Ну конечно! Взрывающиеся бочки!Минутку, у меня шнурок развязался.
Не без доли ворчливости отмечу, что вертолеты в 2027-м выглядят заметно круче, нежели их собратья в 2052-м.Вот такую прелесть предлагают всем, кто сделает предзаказ. Распространяется ли он на русскую версию, нам неизвестно.
Но при этом вот что особенно сдвигает сознание – это движок. Знаменитый фреймворк Crystal Engine, который вроде как делается усилиями двух или трех студий Eidos, с чисто технологической точки зрения отображает картинку, достойную года эдак 2007-го, но никак не 2011-го. Угловатые объекты, слегка неуклюжие модели, отсутствие мультитекстурирования – все это на фоне торжества детализации игрового мира смотрится как нищий отец-алкоголик, дети которого оказались талантливее и успешнее его самого. Я глазам своим не поверил, когда все это увидел. Полез в настройки – ан нет, все на максимуме (зато не тормозит). Конечно, это результат технических ограничений консолей, а PC-версия – не более чем побочный продукт производства, но было бы классно, чтобы за оставшиеся два месяца отдел технологий Eidos Montreal сделал хоть что-нибудь, чтобы на мощных PC игра использовала весь потенциал современных видеокарт. Понятно, что мы любим Deus Ex не за графику (хотя UE 1.5 на момент релиза той игры был реально самым навороченным движком) – не так давно я абсолютно комфортно перепрошел первую часть, причем уже в третий раз за эти десять лет, и никаких проблем с восприятием не возникло. Но то я – семнадцать лет за монитором – а в DE3-то играть будут не только геймплейфаги вроде меня.
Ладно, черт с ним. По крайней мере, мне удалось разобрать названия книжек на столах: например, Human Traffic и Daedalus Complex. Я так и не понял, имеет ли первая отношение к культовому фильму про английскую молодежь (подозреваю, что имеется в виду все-таки торговля людьми), но про «комплекс Дедала» я не нашел вообще ничего, кроме музыкальной группы, исполняющей любопытную электронику. Кстати, о музыке. В главном меню еще ничто не предвещало, но в какой-то торжественный момент уже в самой игре таки заиграли знакомые сэмплы! В целом прослушанный мною электронный эмбиент здорово косит под Брендона, но мне кажется, что было бы выигрышнее если не привлечь самого Алекса (тем более что он сам рвался), то хотя бы обыграть его «классические» композиции – так же, как это было сделано в StarCraft 2: Wings of Liberty с некоторыми треками оригинала.
В комнате стояли несколько компьютеров, один из которых был «юзабелен», на это указывало изменение курсора при наведении и подсказка, мол, нажмите E, чтобы использовать. Я и нажал. Никакого взлома не потребовалось, меня сразу допустили до чтения электронной почты. Прочитав пару писем о работе, я открыл сообщение явно личного характера, и в этот момент хозяйка компьютера (она тоже находилась в комнате) настоятельно попросила меня не читать ее почту. Это была не единственная ее реплика – пока я восхищался окружающей меня детализацией, она с полдюжины раз попросила меня поторопиться, причем каждый раз это была уже другая фраза! Впоследствии был еще один аналогичный момент, когда мне напоминали о том, что нужно сделать, в самых разнообразных выражениях. Это вот возвращаясь к вопросу о детализации мира.
В прочтенных письмах тоже было полно загадок и отсылок, как в оригинале. Позабавил пес по кличке Кубрик, но несколько насторожило обилие имен мифологического происхождения: ладно, Адам, но также упоминался проект «Ева», а ключевых сотрудников компании Sarif Industries зовут Диана и Афина. Хмм... На столе рядом с компьютером обнаружился то ли планшет, то ли газета на электронной бумаге – на одном-единственном листе была заметка про отложенное обсуждение законопроекта, касающегося механических апгрейдов человека (а это то, чем и занимается Sarif Industries), и еще одна небольшая новость про что-то незначительное. Опять же – детализация!
Во вступительной прогулке по лаборатории Sarif Industries Адама сопровождает Меган Рид – бывшая любовь Дженсена, а нынче невеста Дэвида Шарифа. Этой теме на начальном этапе уделяется на удивление мало текста. Впрочем, есть подозрения, что Меган вовсе не погибла в том взрыве в лаборатории...Перед врывающейся в лабораторию ордой противников туториал ободряющее предлагает расправиться с ней самому. Скажу честно: получилось со второго раза, не успел привыкнуть к управлению, которое потом взял и перенастроил под себя.
Насытившись исследованием комнаты, я все-таки пошел туда, куда меня звала игра – прогуляться к боссу. У меня фактически отобрали управление, автоматически ведя в нужном направлении и показывая всякие сценки: вот сотрудник лаборатории чуть не уронил коробку с реактивами, а вот идет тестирование нового оружия. В процессе Дженсен вступает в разговоры, а ближе к концу встречает парня по имени Притчард, который работает в отделе компьютерной безопасности. Он очень остр на язык, но в целом сразу видно – толковый парнишка. Видимо, будет связным или помощником Адама в дальнейшей игре. В конце концов Дженсен, по-прежнему в автоматическом режиме, прибывает в кабинет Дэвида Шарифа, но тот даже не успевает толком поприветствовать его. Внезапно! Тревога! Что-то случилось в лаборатории, нужно сходить и проверить – под это дело даже вернули управление. Я осмотрелся. Кабинет богато спланирован, тут есть на что поглазеть. Собственно, так я и поступил, потратив еще какое-то время на исследование пространства перед тем, как отправиться на задание.
На самом деле я, конечно, искал секретки. Это была одна из моих самых любимых затей в Deus Ex, поскольку геймдизайнеры богато усеивали уровни спрятанными предметами, контейнерами, переключателями, просто нычками и проходами. С некоторым сожалением я обнаружил, что вроде бы секретные места в Deus Ex 3 еще издалека подмигивают ярко-желтым цветом. Да и в целом последующая пробежка по нескольким этажам Sarif Industries оказалась безрезультативной: удалось вскрыть один компьютер да подслушать в женском туалете разговор двух барышень на тему случившегося с Дженсеном. Причем я сумел взобраться на какой-то ящик и увидеть одну из женщин, когда та секретничала со своей коллегой, глядя прямо на меня (есть тут у NPC дурацкая привычка – смотреть на Дженсена, даже если разговор не о нем). Что-то мне это напоминает...
Но вернемся к боссу. Пообщавшись с Дэвидом, я пошел к лифту и поехал в лабораторию. По приезду Адам безо всякой подсказки достал автомат с бесконечными патронами, и стало ясно, что сейчас начнется боевой туториал. Совершив интенсивную пробежку – тут запрыгнуть, там присесть – добрался, наконец, и до стрельбы. В отличие от оригинала, Deus Ex 3 – это не шутер от первого лица, а экшн вроде Uncharted или Splinter Cell: Conviction. Нужно укрываться за препятствиями, обходить противников с разных флангов и пользоваться преимуществами выбранного вида оружия, хотя в принципе что автомат, что пистолет, что пистолет-пулемет – наиважнейшую роль для всех играет тайминг, а потом уже скорострельность и точность. С прошлогодними приключениями Сэма Фишера Deus Ex 3 роднит функция Last Known Position – враги палят из всех стволов именно туда, где последний раз видели Дженсена. Это дает возможность обойти их и перебить поодиночке. Здоровье в игре исчисляется в самых обычных очках от 0 до 100, которые регенерируют с определенной задержкой; это спонсируется бесплатным имплантатом, не расходующим энергию. Да, вы все верно поняли про аптечки и шоколадки – в этой игре их нет. Разумеется, на рассказываемый момент (в лаборатории) Дженсен все еще полноценный человек и способен погибнуть от нескольких выстрелов. Впрочем, это оказалось ненадолго. По окончании довольно быстро закончившегося туториала на Адама нападает огромный киборг, чем-то напомнивший мне Гюнтера из оригинальной игры. Автоматная очередь прямо в лицо – и начинаются вступительные титры.
Этот момент с нападением мне не очень понравился – героями Deus Ex всегда становились люди (пусть даже не совсем обычные), способные противостоять любой угрозе и валящие врага пачками просто потому, что они в действительности на это способны. И если раньше супербоец возникал перед нами сразу, без предварительных экивоков, то теперь из Дженсена фактически на моих глазах (пока шли титры) сделали стильного киборга – если помните этот образ с обложки СИ №312, то вот им он в точности и стал. На виски повесили вылезающие очки с графическим интерфейсом, проецируемым на сетчатку, руки теперь обладают поистине стальной хваткой, а откуда-то из локтей периодически вылезают огромные ножи.
Краем глаза успел обратить внимание на 39 достижений для Steam (PC-версия выйдет именно на этой платформе). Наверняка там есть что-нибудь вроде «Подстрели врага в воздухе».Переход к виду от третьего лица, как в оригинале, применяется тут лишь в отдельных диалогах, когда есть какие- нибудь опции.
Согласно игровой легенде, с момента перерождения Адама прошло около полугода, и управление отдают в тот момент, когда он возвращается в офис Sarif Industries. Здесь я, как уже рассказывал выше, исследовал женские туалеты и незапертые комнаты (на вскрытие запертых не хватало умений). Посетил кабинет Притчарда, выслушал от него пачку скабрезностей и полюбовался на постер Final Fantasy XXVII. Еще был такой занимательный случай: проходя по одному из коридоров, я услышал восклицания служащего, которыми тот описывал свое возмущение тем фактом, что Дженсена, фактически калеку, взяли и вот так сразу сделали начальником целого департамента (хотя он им был и до катастрофы). Я начал разговор с недовольным работником и мне сразу же предложили сделать выбор в духе Mass Effect: либо оставить мужика в покое, либо попросить его повторить сказанное Адаму в глаза. Я выбрал второе, и, обменявшись колкими фразами, собеседники поставили меня перед следующим выбором, суть которого сводилась к тем же двум вариантам. Я предпочел не сходить с выбранной линии – но дело обошлось без драки, конфликт все равно был сглажен, а Дженсен получил 150 очков опыта. За отстаивание своей позиции, видимо.
Тем временем от Дэвида Шарифа поступил настойчивый приказ: прибыть на вертолетную площадку, чтобы вылететь в отдаленную лабораторию, где произошло новое нападение террористов, ко всему прочему взявших часть персонала в заложники. Террористы эти, как подозревает Шариф, из боевого крыла так называемого «Фронта Человечества», выступающего против механизации человеческого тела. Это они когда-то сорвали обсуждение законопроекта, который должен был открыть перед Sarif Industries кучу возможностей, и, вероятно, они же стояли за нападением на офис полгода назад.
Выйдя на вертолетную площадку я, разумеется, не рванул к вертолету, а пошел исследовать окрестности. Наткнувшись на открытый люк, я спустился по лестнице и нашел схрон и чей-то КПК с сообщением, свидетельствующим о том, что кто-то ворует образцы из SI. Как и все прочие текстовые документы, оно сохранилась у меня в истории сообщений, а за эксплоринг мне начислили еще 150 очков опыта. Потом я вернулся на площадку и, пообщавшись со всеми NPC, последовал сюжету.
Пока мы летели к месту назначения, Шариф рассказал вкратце, что там происходит, а потом произошел такой диалог: сначала он спросил, буду ли я убивать террористов, а затем, когда я подтвердил свои намерения, предложил выбрать оружие ближнего боя (пистолет) или дальнего (винтовка). Параллельно выяснилось, что в заложниках держат управляющую лабораторией, поэтому со стрельбой нужно быть поаккуратнее. При этом в журнале задач появился дополнительный квест – спасти управляющую.
Меня высадили на местности, и я отправился на разведку с последующей зачисткой. Выяснилось, что теперь я умею не только ныкаться с автоматом за ящиками, но могу еще в ближнем бою завалить врага спецприемом. На это, правда, тратится энергия, запас которой поначалу очень невелик. Совсем без нее остаться нельзя – последнее деление со временем восстанавливается само, но если аптечки отменили полностью, то батарейки в Deus Ex 3 вернулись в полном составе: одни я подбирал с врагов, другие находил в ящиках. Помимо них на противниках встречаются кредиты, патроны, пиво – короче, все как в DE. Менеджмент инвентаря тоже ничем не отличается от оригинала – места мало, зато есть десять «быстрых» слотов. Еще добавился раздел для квестовых предметов.
Так вот, спецприем может быть двух видов: в «бескровном» варианте Дженсен бьет со всей дури, оглушая врага на все время миссии, а в другом – весьма брутально убивает его упомянутыми выше стальными лезвиями. Для пущей безопасности отключившихся гавриков следует утаскивать с маршрута патруля. Если тот наткнется на труп, то поднимет тревогу, а если на бессознательного мямлю – то просто пожурит бойца. Завидев самого Дженсена издалека, враг начинает беспокоиться (это отображается звуковым сигналом и на радаре), а обнаружив Адама в прямой видимости, поднимает тревогу, которую, впрочем, можно пересидеть в каком-нибудь темном уголке. Я уже говорил, что боевка и стелс тут словно взяты из Splinter Cell?
Кабинет Дэвида Шарифа. Это актуальный скриншот: каждая книга (одна или в составе пачки) на полках у стены смоделирована отдельно.Двойной удар – двойной Адам Дженсен! Нет, все-таки эти ломики внушают почти религиозное уважение.
Один сотрудник «Нового Диска», причастный к локализации, сообщил мне, что в глоссарии Deus Ex 3: Human Revolution фигурирует 28 вариантов для слова augmentation – от официальных документов до профессионального жаргона.
Зачистив двор лаборатории, я отправился изучать окрестности. Лазанье и беготня по крышам здорово напомнили мне отдельные моменты Deus Ex, а нехитрая архитектурная головоломка привела меня к подсвеченной решетке вентиляции. Оказавшись внутри, Адам сообщил о своем проникновении Притчарду, а когда тот заинтересовался способом попадания внутрь, пообещал изложить в рапорте проблемы безопасности лаборатории. Интересно, это был единственный путь? Или у разработчиков на все случаи заготовлены реплики?
Дальше все было просто – зачистка помещения, скрытные перемещения, чтение чужой переписки и пара хакерских атак на электронные замки, исполненных примерно так же, как компьютерный взлом в System Shock 2. Объяснять бесполезно, но задачки не показались мне слишком уж сложными – полагаю, по причине невысокого уровня их сложности. В одной комнате стоял включенный радиоприемник, который бубнил что-то до тех пор, пока ведущий не упомянул иллюминатов. Я тут же подбежал поближе и прослушал пущенное заново сообщение от начала до конца. Оказалось, что это было всего лишь воззвание к «Фронту Человечества» не трогать простых работяг, а ориентироваться на истинных повелителей этого мира, среди которых, по мнению ведущего, числятся и иллюминаты. Интересно, насколько туго будет закручена спираль заговоров в этой части Deus Ex?
Наконец, я добрался до центрального зала лаборатории. Помните арты из предыдущих публикаций? Там еще был рисунок: лаборатория со всякими устройствами, пробирками, огромным экраном и так далее. Так вот, это она. Один в один, как на скетче. Это говорит нам – нет, не только о детализации – о том, что разработчики верны своему слову и видению игры. И это очень, очень хороший признак.
На этом моменте выяснилось, что офис закрывается, а значит, пора идти (в самом деле, было уже девять часов вечера). Но издательство, как сообщили мне сотрудники отдела по связям с общественностью, ни в коем случае не будет против, если я приду сюда завтра, послезавтра и вообще в какой бы то ни было день, чтобы пройти текущий билд Deus Ex 3, если это необходимо для статьи.
Дорогие читатели! Я считаю себя обязанным принести вам извинения.
Я отказался.
Я не стал приезжать ни на следующий день, ни впоследствии.
То, что я увидел, пересилило мою профессиональную ответственность. Мое желание отнестись к Deus Ex 3 потребительски оказалось намного сильнее задачи, стоявшей передо мной. Как писал мой коллега год назад, «чтобы получить представление о будущем хите, достаточно взять первую Deus Ex и представить игру так, будто она выйдет в следующем году». Именно это представление и оказалось единственно верным – я увидел самый что ни на есть Deus Ex-2011. Поэтому 26 августа я, как и многие из вас, пойду в магазин и куплю себе коробку с игрой. И получу такое наслаждение, которое в последнее время столь редко удается испытать.
А это пилот вертолета, который доставит обновленного Адама к месту захвата заложников. Надеюсь, что в этот раз пилоту главного героя повезет больше, чем в первой части.Это Хень Ша – китайский остров, где по легенде игры построили надземный уровень для улиц. Даешь вертикальный экшн!
1658 Прочтений • [Превью игры Deus Ex 3: Human Revolution] [12.04.2012] [Комментариев: 0]