Честно говоря, с трудом представляю себе вечер трудного дня типичного тридцатилетнего офисного клерка. То есть, как: представить-то я могу, просто для понимания проблем главного героя Catherine такой образ не подойдет. Здесь какой-то свой, не японский и не американский старпер-нудозвон, который случайно попадает в глупую ситуацию и совершенно ничего не делает, чтобы как-то решить накопившиеся проблемы. Он просто плывет по течению, больно ударяясь о каждый камень. Не сожалеет о содеянном. У него совсем нет амбиций. Кажется, и друзей-то настоящих у него тоже нет. Так, знакомые-выпивохи, да сослуживцы. Они вместе проводят время и все такое, и это даже поначалу кажется забавным, пока не начинаешь видеть во всех персонажах этой сверх всякой меры загадочной и непонятной истории… овец. Или баранов. Такой баран сидит за шкафчиками в том офисе, где вы отбываете наказание работой с девяти часов утра до шести часов вечера. Точная его копия составляет вам компанию в «Джон Донне» по пятницам. С целым стадом абсолютно идентичных баранов вы обсуждаете новые модели телефонов HTC в «скайпике». Или, я не знаю, новую порнуху от Digital Playground. Только поняв и приняв это, можно вновь попробовать подойти к анализу Catherine. Не как игры про кубики, конечно. Но как совершенно реальной ситуации из жизни современного городского жителя.
У Винсента все хорошо. У Винсента есть работа – не бог весть какая, конечно, но сойдет. Ему хватает на то, чтобы чуть ли не каждый вечер встречаться с друзьями, выпивать по три пинты пива, закупать пиво и сигареты домой. Ну, и на новые мобильные телефоны тоже хватает денег. А больше ему ничего от жизни и не нужно. И совершенно не имеет значения, где этот Винсент живет и на каком языке разговаривает. В Catherine все говорят по-японски, но носят западные имена и расплачиваются долларами. Потому что ключевой месседж Catherine направлен всему поколению, а не кому-то отдельно.
Какие проблемы у Винсента? Да никаких, в общем-то. Просто однажды в баре к нему подсаживается симпатичная голубоглазая блондинка, с которой тот проводит ночь. Он не предает этому абсолютно никакого значения – на утро и имя-то ее вспомнить не может. И только по счастливой случайности выясняется, что блондинку зовут Кэтрин. Точно так же, как и его девушку.
Три слова могут повергнуть в шок каждого из нас. Свадьба, родители, дети. NO, THANK YOU!Винсент всю ночь пил. Он вообще, наверное, самый пьющий герой видеоигр.
После Catherine вы не захотите заводить детей.Приударить за официанткой нельзя. И это, наверное, самое большое упущение Atlus.
Так главный герой впервые сталкивается с неразрешимой для него задачей. У него была жизнь, в которую внезапно вклинился кто-то третий, лишний. В том, что Кэтрин (имя которой в ромадзи пишется через «С», в смысле) является именно лишним персонажем этой истории, не может быть никаких сомнений. В конце концов, кто сказал, что она существует? В одной из сцен, когда Винсент пытается напиться в стельку и в сигаретном дыме заснуть, отключиться, потерять сознание и не видеть кошмаров, слышно, что кто-то звонит в дверь. Но герой дверь не открывает – а на утро просыпается все с той же блондинкой.
Друзья Винсента не знакомы с этой Кэтрин. Она присылает смс, на которые можно отвечать, и даже весьма откровенные фотографии с собой (в остальном эротизм визуальной составляющей зациклен на подпрыгивающей груди рыжеволосой официантки). Так и настоящая девушка присылает смс. Без фотографий, но на них тоже можно отвечать. Ответил – показатель «кармы» отклонился вправо, потянулся к синей, доброй стороне. Вообще все, что связано с «настоящей» девушкой, игра распознает как «хорошее действие». Но мы посмотрим глубже, и увидим: хорошо – это когда ты не сопротивляешься, признаешь свою вину, идешь на жертву, делаешь все, чтобы остаться в этом тесном овечьем мирке, в этой овечьей шкуре. Кэтрин (которая, опять же, начинается с «С»), в свою очередь, позволяет на время отложить закрученные бараньи рога и побыть собой. В конце концов, для чего в кино нужны женские персонажи? Чтобы заставить героя рассказать о себе. Просто так как тут Винсент – та еще амеба, кажется, что девушки играют главную роль в этой трагедии.
Но есть еще одна проблема, о которой узнаешь не сразу. Дело в том, что Винсент – трус. Безответственный человек. Ничтожество. Все вокруг него такие, ничего удивительного в этом нет. Вот он сидит с другом в суши, смотрит на ползущую ленту со всякими вкусностями, но ни о чем не думает – в этот момент дают подслушать разговор сидящей рядом пары. О чем? Сегодня о свадьбе. Завтра о детях. Потом о деньгах. Дальше – о воспитании детей. Когда игроку (к третьему дню полностью вживаешься в роль) такие разговоры наскучат, он встанет из-за стола, за которым выпивают друзья, и пойдет шататься по бару. Чем заняться? Послушать новости? Там говорят о загадочных смертях таких же людей, как и он. Поболтать с барменом? Да он странный какой-то, и очки нацепил придурочные. Может, музыку поставить? Хорошо бы… Впрочем, Седзи Мегуро выдохся и начинает повторяться. Единственное спасение… ан, нет, можно еще зайти в уборную. Умыться и увидеть в зеркале дурное предзнаменование. Запереться в туалете и долго разглядывать фотографии блондинки. А дальше? А дальше только одно спасение – автомат с игрой «Рапунцель» в дальнем углу бара. Там принцессу похитила злая ведьма, а рыцарь должен спасти несчастную, переставляя кубики и карабкаясь вверх, выше и выше. Добрался до башни, поднялся по волосам Рапунцель, передохнул, снова переставляет кубики. Как это похоже на жизнь Винсента! Только кто принцесса, а кто – ведьма? И что будет, когда смельчак дойдет до самой вершины?
Чертовы кубики!
Catherine – это сюжет, заслуживающий высшей оценки, но игра, которой еле-еле можно наскрести три с половиной балла. То есть, если бы речь шла о местечковых QTE, как в Heavy Rain, то все было бы просто идеально. Но здесь под «геймплеем» надо понимать именно выживание в ночных кошмарах. А это задача невероятной сложности, даже если вы в самом начале выбрали Easy.
Выглядит прохождение каждого уровня примерно так. Винсент должен забраться на самый верх нагромождения кубиков. При этом думать надо быстро, потому что кубики внизу постепенно уничтожаются. За раз герой может передвинуть только один кубик. Подняться он может тоже только на один, если не найдет специальное зелье – тогда можно запрыгнуть сразу на два. Поначалу все кубики одинаковые и от игрока требуется только правильно их расставлять. Позже появятся ловушки. Например, из некоторых будут вылетать шипы. Другие начнут взрываться. По третьим, ледяным, нельзя будет спокойно передвигаться – Винсент постоянно будет сваливаться с них и погибать (вместо GAME OVER тут пишут LOVE IS OVER). Наконец, небольшой спойлер: в самом конце игры кубики будут рандомно разрушаться, падать вниз. И ловушки тоже будут появляться «из ниоткуда».
В комнате откровений можно принимать важные решения. Сама комната похожа на туалет, кстати.Atlus впервые удалось нарисовать идеальную картину состояния «все плохо и будет только хуже». Браво!
Кажется, что ведьма – это все-таки девушка главного героя. С ней невозможно разговаривать! Она не замечает того, что он вот уже несколько ночей подряд не может выспаться, что встречается с другой, что даже разговаривает с этой «другой» по телефону в ее присутствии. Ей, честно говоря, плевать с высокой колокольни на проблемы суженого. И именно это слово – «суженый» – пугает героя до остановки сердца. Ведь Кэтрин (настоящая, с пепельными волосами, с говорящей фамилией McBride) точно такая же, как и он сам. Она движется по давно размеченному пути и ни за что не собирается с него сходить. Ей тридцать два, родители ее поторапливают – пора, мол, выходить замуж. Слышали, молодой человек у тебя есть, давно вы уже встречаетесь («пять лет» – еще одно словосочетание, которое может стоить Винсенту жизни), надо, стало быть, свадьбу сыграть и детей нарожать. Парочку. Три слова: родители, свадьба, дети. Три этих слова заставляют Винсента меняться в лице. Кэтрин злится, повышает голос: «Что ты думаешь о своей жизни? Что ты думаешь о своем будущем? Ты что, никогда не думал о таких вещах?» Хочется провалиться сквозь землю! Винсент в недоумении спрашивает: «Разве получать удовольствие – не самое главное в жизни?» Но поздно, Кэтрин уже отвлеклась. В другой раз она увидит, что у него новый телефон, и начнет пилить его по этому поводу. Повод она всегда найдет, в этом можно не сомневаться.
Как ему удается скрывать факт измены? Винсент, при всей своей беспомощности, иногда проявляет чудеса изобретательности. Сочиняет байки не хуже провинившегося менеджера. Нет, дорогая, не могу тебя пустить домой – там отлеживаются приятели с работы, а они пьяные в дребадан. Так воняют! А в туалете кто? Никого в туалете нет. Ну, все, пока! Да, свадьба… Ладно, чао! Один раз скрыть присутствие любовницы в доме он сможет. Да только никак не покидает вопрос – как белобрысая задрыга снова оказалась в его квартире? Может, ведьма все-таки она? Колдует же! Надо, наверное, как-то решать эту проблему, но у главного героя болит голова по другому поводу. Все дело в той дурацкой игре и донимающих его ночных кошмарах, в которых он вместе с другими баранами поднимается по лестнице вверх, вроде бы карабкается по Вавилонской башне.
Бараны очень похожи на его друзей. Вот тот, в идиотской шляпе – ну вылитый приятель Орландо, с которым вчера выпивали. А вот и, кхм, господин полицейский. Вместе с ними Винсент переставляет кубики в нужном порядке и карабкается все выше и выше. При этом каждую ночь ему снятся разные кошмары. Стоит Кэтрин завести разговор о детях, и появится новый «босс уровня» – отвратительный кричащий младенец. А когда она начнет капать на мозг с подготовкой свадьбы... приснится сама Кэтрин в платье невесты. И это, поверьте, поистине кошмарный экспириенс.
Время от времени блондинка будет прислать свои фотографии. Посмотреть их можно только в туалете – Винсент стесняется разглядывать любовницу в компании друзей.Эта игра кого угодно сведет с ума!
Вообще, все, что связано с этими кубиками, – кошмар наяву. Это самая идиотская часть игры. Посмотрите карту одного такого «уровня», чтобы убедиться в правоте моих слов. Но в то же время, локации точно отвечают требованиям идеи в целом. Кошмары. Регулярные ночные кошмары – это страшно. В них нет логики, поэтому и в построении уровней в Catherine она часто отсутствует. Можно дойти до конца, поскользнуться на ледяном кубике и улететь вниз, и игра предложит начинать прохождение с самого начала. Если, конечно, остались «жизни».
Пережить ночной кошмар – это все равно, что совершить подвиг в реальной жизни. Винсент, однако, способен на подвиги только с рогами на голове и с подушкой в руках. Он и все ключевые решения-то принимает, восседая в специальном лифте перед тем, как отправиться на следующий уровень. И к чему это приведет? А вот это уже вопрос строго индивидуальный. Японские геймеры на форумах делятся впечатлениями и соглашаются с тем, что первое прохождение получается самым честным. Можно сделать из Винсента человека, да только усилий потребуется приложить немало, и одними правильными ответами на смс дело не ограничится. У меня получилось так, что Винсент все-таки во всем разобрался – и это был, впрочем, не True Ending (в «настоящей» концовке тот еще демонический разврат!). Другие нарочно делают все не так, чтобы в финале заполучить любовь той самой загадочной блондинки. Не хочется расстраивать таких людей, но…
Впрочем, о том, какие решения наиболее популярны, игра расскажет сама. После ответа на очередной каверзный вопрос на диаграмме (если игроки подключены к Xbox Live или PSN) будет показано, кто согласен с вами, а кто – нет. Вернее, как считает большинство. Небольшой спойлер: японское «большинство» отдает предпочтение блондинке, «злому духу». Видимо, хочет что-то изменить в своей жизни. Интересно будет посмотреть на то, как будут голосовать американцы. И будет ли американская пресса называть Catherine истинно японской по духу игрой или она покажется им значительно ближе и понятнее. Впрочем, рассуждать об этом предстоит уже автору рецензии на американскую версию. В редакции «Страны Игр» желающих разобраться со своими проблемами в игре будет, надо думать, достаточно.
Catherine поэтапно
Люди, ознакомившиеся с демонстрационной версией Catherine, оказались немного разочарованы. Мол, и это все? Надо только кубики переставлять и болтать на лунном языке? На самом деле, геймплей Catherine гораздо разнообразнее.
Винсент просыпается утром и идет на работу. Обычное утро – это время сюжетных сценок на движке игры или аниме-роликов. Это своего рода награда за то, что игрок смог пережить очередной ночной кошмар.
Иногда Винсент встречается с Кэтрин (которая его подруга). Это тяжелое испытание и для него, и для игрока. Решения, которые он принимает в этот момент, а также его мысли, зависят от его, скажем так, настроения. Если игрок принимал недобрые решения раньше, то Винсента и мысли будут посещать недостойные.
Бар. По бару можно гулять. Но лучше поговорить с друзьями, выпить (можно напиться в стельку, есть даже специальный показатель «опьянения»), послушать музыку, поболтать с посетителями, послушать пересказ событий в исполнении двух бабок-алкоголичек, посидеть в туалете, поиграть в «Рапунцель», проверить личный счет с помощью банкомата.
Вечер. Дома Винсент много пьет и курит, чтобы отвлечься от тяжких мыслей.
Кошмар. Каждый ночной кошмар состоит из нескольких этапов. Сначала Винсент проходит первый уровень, после чего поднимается до своеобразной зоны отдыха. Там можно сохранить игру, поговорить с другими баранами, послушать полезные советы. Чтобы перейти на следующий уровень, надо сесть в специальную кабинку и ответить на каверзный вопрос. В финале каждого кошмара ожидает босс. Некоторые боссы настолько читерские, что хочется выключить игру и никогда больше не включать.
1814 Прочтений • [Превью игры Catherine] [12.04.2012] [Комментариев: 0]