Признаюсь: мне до сих пор немного не верится, что Rocksteady Studios в силах превзойти свою прошлую работу. Arkham Asylum не был идеален во всем, но подобраться к идеалу сумел неправдоподобно близко. А значит, простой работы над ошибками для полновесного сиквела мало: геймеры ждут повторения того чуда, что сделало Arkham Asylum не только главным сюрпризом, но и лучшей игрой прошлого года по мнению «СИ». Поэтому я был чрезвычайно рад услышать, что удивившие мир разработчики не почивают на лаврах, а целятся на новый подвиг. Облетевшие мир слова Сэфтона Хилла, руководителя проекта и сооснователя студии, вселяют уверенность: «Мы намерены превзойти все, что сделали в первой части. Нам не нужен Arkham 1.5, нам нужен качественный скачок – не меньше того, что мы проделали из ниоткуда к Arkham Asylum. Сегодня мы работаем над Arkham City с не меньшими амбициями».
И первый же вопрос: что же можно улучшить? Да, новая история. Да, новые герои и злодеи. Да, графика в ногу со временем. Но об этих ли амбициях речь? Оглянемся на исходную игру. Замкнутый больничный мирок, отрезанный от Готама, медленно раскрывающий свои секреты перед игроком. Яростные рукопашные схватки и бесшумные кошки-мышки с высвободившимися заключенными тюрьмы Блэкгейт. Постепенная прокачка и обретение все новых возможностей, открывающих все новые двери. И, конечно, тайны, тайны, тайны… Все вместе это увязывалось в увлекательнейшее приключение на довольно-таки ограниченном пространстве. И поэтому вот вам наиболее очевидное и, вероятно, самое грандиозное новшество сиквела: Аркхам переехал. Прощай, остров, здравствуй, город.
Отыскать в толпе двух одинаковых психов отныне не так-то просто.В новом облике Харли Куинн выглядит куда симпатичнее и даже стройнее.
Внезапное исчезновение в клубах дыма – любимый приём ниндзя и Бэтмена.Кто-то из этих троих вот-вот огребёт стулом. И едва ли это будет Бэтмен.
Но не тот большой открытый город – залитый дневным светом, со снующими туда-сюда прохожими и урчащими авто, – никто, я уверен, на самом деле не хотел бы превращения почти клаустрофобной игры о Бэтмене в еще одну GTA. Во всяком случае, этого, слава богу, не хотят сами разработчики, поставившие себе целью воспроизвести в Arkham City самый правдоподобный и детализированный город, какой только можно повстречать в видеоиграх. «Такой, чтобы за каждым углом скрывалась какая-то история». Глобальная же история Аркхам-Сити такова. Квинси Шарп, теперь уже бывший управляющий психлечебницы, победил на выборах и занял самое удобное кресло в городской управе Готама. Своим преемником Шарп назначил небезызвестного знатокам комиксов Хьюго Стрэйнджа, человека с обширными познаниями в психиатрии и чрезвычайно темным прошлым. Следующий шаг новоявленного мэра – перестать нянчиться с маньяками и психопатами, буквально заполонившими лечебницу и тюрьму, снять их с довольствия и предоставить самим себе. А воплотилось это вот в чем. Несколько кварталов городских трущоб были целиком эвакуированы, обнесены стеной, помещены под самую строгую охрану элитных наемных войск и… заселены всеми преступниками разом, будто то хоть сумасшедшие суперзлодеи, хоть «простые убийцы». Никакого довольствия, никакого лечения, никакого присмотра. Правило только одно: не пытаться сбежать, огонь открывается на поражение. А в остальном – живите, как хотите, уважаемые скорпионы в банке, нам вас ни чуточки не жаль. Звучит разумно, электорат доволен. Недоволен Бэтмен, но кто ж его послушает? В приготовлениях и воплощении этого плана минул год со времени памятного инцидента на острове Аркхам. И несколько месяцев все, вроде бы, было спокойно. В новоявленном Аркхам-Сити, как молва окрестила мир за забором, в войнах банд и разделе территории постепенно складывается своя экосистема, этакий город в городе, где правят убийцы и не сыскать нормального человека.
Напоминает одновременно и «Побег из Нью-Йорка», и «13-й район», и «Матросскую Тишину» – список нетрудно продолжить. Во что может превратиться в подобных условиях именно Готам, можно судить хотя бы по истории No Man’s Land (когда город был разрушен землетрясением и впоследствии отрезан властями от внешнего мира, брошен на разграбление бандам и психопатам) или более современному циклу Battle for the Cowl – о том, чем он жил, когда Бэтмена не стало. Между прочим, параллели можно выстроить не хуже, чем с Serious House on Serious Earth в случае с Arkham Asylum – случайных или намеренных совпадений более чем достаточно.
Джокер жив, но, очевидно, тяжело болен, за ним ухаживает Харли Куинн, наконец-то сменившая халатик медсестры на привычное чёрно-красное одеяние. Уже известны имена некоторых новых персонажей… И это пока все, что можно сказать о сюжете, если исключить несколько ничего не объясняющих диалогов в кат-сценах и миссиях, показанных прессе. Зато в ночном воздухе кружат снежинки. В готамской вселенной Бэтмена не так часто настаёт зима, и потому снег над городом непроизвольно вызывает ассоциации с фильмом Тима Бёртона. Вдобавок еще и Женщина-кошка тут как тут. Пока неясно, что там с Пингвином, зато точно сыграет свою роль Двуликий. Харви за стеной недавно, а значит, чтобы отстоять свое влияние ему, как и прочим, необходимо продемонстрировать силу. Вероятно, поможет в этом новый возрастной ценз, присвоенный Arkham City: «18+», только для взрослых. Что, как, почему – не спрашивайте. Судить о жестокости игры на сегодняшний день можно лишь по новым методам работы Бэтмена, да сцене в здании суда имени Соломона Уэйна, где бывший прокурор и «Белый рыцарь Готама» Харви Дент, а ныне опасный психопат по прозвищу Двуликий, пытается выбить из подвешенной над чаном с кислотой Женщины-кошки некую информацию, а та в ответ по своему обыкновению дразнит экзекутора, заставляя терять последние крохи самообладания. Лучше вернемся к Бэтмену. Ведь уже совсем скоро ему предстоит навести шороху в логове Двуликого.
?E.Nigma
Приятное известие: полюбившийся многим поиск секретов получил неожиданное развитие. На этот раз Загадочник не разбрасывал повсюду карты с пометками, где спрятаны зелёные вопросительные знаки, – информацию об их местоположении придётся добывать самостоятельно, находя и допрашивая его подручных. Более того, отныне просто найти секрет недостаточно – его еще предстоит заполучить, выполнив какой-нибудь пазл. Пример из начала игры пока не слишком воодушевляет (всего-то и нужно – вытащить добычу бэткогтем из недоступного с виду места), но ведь будут и другие.
Ещё один источник всевозможных тайн – очередной гаджет Бэтмена, называющийся broadcast analyzer. Это перехватчик радиочастот, который пригодится как для сюжетных заданий, так и для поиска секретов. Предположительно, возня с прибором и ловля радиочастот (можно поймать полицейскую волну или даже Gotham FM) заменит сбор аудиозаписей, но твёрдо пока никто не знает.
В сравнении с первой частью сиквел демонстрирует более яркие цвета, в целом оставаясь игрой не менее, а то и более мрачной.Тонкий расчет: после «Тёмного рыцаря» Кристофера Нолана «обычной» публике особенно интересно увидеть, что же стало с Харви Дентом.
Dive Bomb – новое умение рыцаря ночи. Позволяет быстро спуститься на улицы Готама из-под высоких крыш.Это вовсе не кадр из комикса, это концепт-арт Arkham City, доносящий до геймдизайнеров идею того, как Бэтмен передвигается по городу.
Тёмный рыцарь и Тайная комната
Оказывается, намёк на завязку Arkham City был сделан ещё два года назад самими разработчиками. Но пасхалку очень долго никто не мог отыскать – так хорошо её запрятали. Не страшно, расскажем теперь. В кабинете Квинси Шарпа есть потайная комната, в которой, помимо прочего, можно найти его проект по реорганизации Готама с учётом создания особой Arkham-зоны, распространяющейся за пределы острова. Карта прилагается.
Перво-наперво: из старого арсенала ничего не пропало. Более того – не придется ждать, чтобы получить доступ к привычным гаджетам, в сиквеле все они будут доступны с самого начала игры. А чтобы не было скучно, все они по ходу дела получат новые полезные апгрейды, что сохранит общий принцип постепенного развития способностей героя. То же касается и системы free-flow combat, которая на сей раз еще крепче увязана с использованием хитроумных приспособлений от Wayne Tech. Мой любимый пример – взрывающийся гель, которым Бэтмен успевает «пометить» врагов прямо во время рукопашной схватки. Улучили минутку? Не откажите себе в удовольствии нажать кнопку детонатора – серия взрывов, конечно, не поубивает негодяев (Бэтмен принципиально не убивает никого), но оглушит и выведет из боя наверняка. Боевая механика из первой игры, удачная и удобная, не подверглась заметным изменениям, но была существенно дополнена. Так, знаменитые парирования с последующей контратакой разрослись сразу по нескольким направлениям. Во-первых, отныне Бэтмен может одновременно остановить сразу несколько направленных ударов и, соответственно, одним приёмом вывести из строя сразу несколько нападающих. Во-вторых, это уравнение пополнилось еще и метательными переменными: стоит кому-то швырнуть в вас, например, стул, как вы, при должном мастерстве, сумеете не только избежать удара, но и обратить его против врага. Но то обычные бандиты, расходный материал. Другое дело их новый подвид – увешанные броней здоровяки, легко отражающие все атаки. Чтобы с таким справиться, потребуется прием, названный Beat Down, но прежде чем его осуществить, противника предстоит «раскрыть», например, оглушив ударом плаща. Как только это будет сделано, получится нанести серию молниеносных ударов по уязвимым точкам противника. Brutality!
Что касается врагов с огнестрельным оружием, они по-прежнему чрезвычайно опасны, и прямого контакта с ними нужно всеми силами избегать. Будучи замеченным, используйте одну из новинок арсенала – дымовые шашки мгновенного действия; в умелых руках они помогут скрыться быстро и эффектно, оставив преследователей в недоумении или даже в страхе. Кстати, о страхе. Бэтмен не просто искусный боец и величайший в мире детектив. Он – символ, городская легенда, воплощение суеверных страхов рядового преступника. Он намеренно создал себя таким и умело пользуется имиджем. В Arkham Asylum разработчики не забыли об этой стороне героя, но воплотили ее лишь внешне – отразив страх в поведении врагов; выглядело эффектно, но ни на что особенно не влияло. Теперь у игрока появится отдельная кнопка для запугивания бандитов. Те, кто похлипче, получив свою порцию ужаса, скорее всего, вовсе убегут в панике, а парни покрепче струхнут и растеряют боевой задор. Это удобно при перемещениях по городу, все жители которого, безусловно, негодяи и преступники, но не обязательно враги. Не драться же со всякой мелкой сошкой, повстречавшейся на пути?
Впрочем, пешком по городским улицам герой ходит нечасто. И пока о бэтмобиле не сказано ни слова (как его вообще протащить за стену?), основным способом быстрого преодоления больших расстояний видится попеременное использование бэткогтя и плаща: уцепившись за крышу или карниз, Бэтмен быстро набирает высоту и какое-то время планирует по направлению к цели. Вверх, вниз, вверх, вниз… Немного напоминает Человека-паука.
***
Помимо прочего, разработчики демонстрировали, как Бэтмен призывает на выручку колонию летучих мышей. Такой эпизод действительно фигурировал в культовом комиксе Batman: Year One от Фрэнка Миллера и был в дальнейшем процитирован Кристофером Ноланом в фильме «Бэтмен: Начало». К сожалению, никаких подробностей о том, как это работает в Batman: Arkham City, у нас пока нет.
Когда Дэвид Хего, арт-директор Arkham Asylum, узнал, что многие проходят чуть ли не всю игру, не выключая Detective mode, он пришел в ужас – получается, они попросту не видели всей его работы! – и пообещал, что второй раз команда такой ошибки не допустит. А заодно и сами расследования в сиквеле должны стать более глубокими, более сложными и более «детективными».
Отдельных слов заслуживает новое применение одного из старых гаджетов, line launcher. В Arkham City Бэтмен сможет не только скользить по натянутому (например, меж двух домов) тросу, но и свободно перемещаться по нему в обоих направлениях, и даже свешиваться вниз при помощи бэткогтя. Это открывает невиданный ранее тактический простор в «хищнических» эпизодах игры, когда требуется бесшумно и незаметно разделаться с группой вооруженных патрульных. Привычные каменные горгульи, однако, никуда не делись и по-прежнему помогают держаться в стороне от людских глаз. А вот вентиляционных решеток пока что-то не видно.
В «бесшумной» части игры тоже заметны кое-какие перемены – главным образом, связанные с большим разнообразием предполагаемых ситуаций. Так, например, Бэтмен научится по-тихому вырубать двух рядом стоящих охранников разом, свешиваться на руках с карниза, чтобы ухватить ногами за шею нерасторопного врага «этажом ниже», и даже проводить быстрое удушение, если игрок вовремя нажмёт takedown-кнопку повторно. Не то чтобы все эти приёмы существенно обогатили игровой процесс (это ещё только предстоит выяснить при личном знакомстве с Arkham City), но определённо придали ему изящества.
Пока довольно трудно сказать, насколько открыт и легкодоступен Аркхам-Сити и чем его кривые улочки принципиально отличаются от уже знакомого нам острова. В демопоказах разработчики не спешат отклоняться от сюжетного маршрута, а в ответ на вопросы принимаются рассказывать о необязательных сюжетных сценариях. Они, кстати, и впрямь любопытны. В первую очередь – тем, что представляют собой законченные мини-сюжеты, настоящие истории, так или иначе связанные с общим сценарием и зачастую рассказывающие об уже знакомых поклонникам комиксов и первой игры персонажах, о том, как они устроились на новом месте, как живут, чем занимаются. В Arkham Asylum приходилось довольствоваться малым – неинтерактивными свидетельствами наличия в клинике известных пациентов (чего стоила палата Календарника или персональные камеры Клейфейса и Мистера Фриза), аудиозаписями да туманными намёками. В Arkham City мы вправе надеяться на личные встречи в рамках побочных «короткометражных» сценариев, подобные которым в других играх, как правило, остаются достоянием скачиваемых дополнений. Впрочем, и в нашем случае DLC никто не отменял. О нём пока просто не говорят. Как не говорят и о многом другом, приберегая информацию для будущих мероприятий. Новая политика Warner в отношении видеоигр – не торопить, дать разработчикам время и возможности сделать игру такой, какой они её задумали. Поэтому, хоть Batman: Arkham City и выглядит сегодня уже совершенно готовой, в запасе у Rocksteady Studios ещё целый год. И весь этот год мы внимательно будем следить за новостями из Лондона, потому что новости эти всегда интересные.
***
Когда распространилась весть о том, что Женщина-кошка почтит своим присутствием сиквел Arkham Asylum, сразу же появилось множество слухов о возможном наличии в игре многопользовательского режима. И действительно, вскоре пришла новость о том, что мультиплееру быть. Без каких-либо дополнительных пояснений. Интернет выдвигает различные гипотезы, внесём свою лепту и мы. Наиболее, на мой взгляд, вероятно включение в игру специальных «испытаний» для совместного прохождения, по примеру тех, что мы помним из первой игры. При оптимистичном сценарии мы получим отдельную мини-кампанию на двоих игроков (предположительно, Женщину-кошку и Бэтмена, хотя возможны самые различные варианты) на манер Splinter Cell: Conviction, которая может быть продолжена серией DLC. Но, повторюсь, никакой официальной информации о мультиплеере, кроме того, что он будет, всё ещё не обнародовано.
Mature only
Почему сиквел поднял возрастную планку до восемнадцати лет (прошлая игра получила ценз Teen в США и «16+» в Европе), судить пока можно только по слухам. Если верить Кевину Конрою – а у нас нет оснований не верить актёру, вот уже много лет озвучивающему Бэтмена во всех «каноничных» постановках Warner, – новая игра задумана гораздо более «мрачной», жестокой как физически, так и психологически. Но вот в чем конкретно это выразится, помимо стильных иллюстраций, живописующих Бэтмена, утирающего кровь с лица, мы все еще не знаем. Сам Кевин, который до недавнего времени оставался единственным источником информации об Arkham City, выразился туманно, сравнив новую главу саги о Тёмном рыцаре Готама с нашумевшим мультфильмом 2000 года, Batman Beyond: Return of the Joker. Нашумевшим в том числе и потому, что в погоне за «детским» цензом издателям пришлось удалить из него несколько жестоких эпизодов (включая сцены пытки и нескольких убийств), а также отредактировать ряд диалогов, что вскоре породило спрос на «режиссёрскую версию», увидевшую свет, как принято считать, в угоду фанатам, учинившим онлайн-петицию.