Ничто, как говорится, не предвещало. В середине октября вовсю завращались маркетинговые лопасти, игровые журналы и сайты усеяла реклама, а сотрудники интернет-магазинов уже алчно потирали руки, наблюдая за динамикой предзаказов, – дружное игровое сообщество приготовилось принять первую в наступившем поколении «совершенно новую игру от Electronic Arts». Как это заведено, диски с готовой версией свежего блокбастера загодя разошлись по редакциям и мир замер в предвкушении первых обзоров с оценками. Однако что-то пошло не так: вместо вести, что игра ушла на золото, издатель вдруг перенес дату ее поступления в продажу на несколько месяцев. «У Army of Two есть шанс стать родоначальницей нового сериала, и для нас чрезвычайно важно, чтобы она стала как можно более запоминающейся», – эти слова главы EA Games Фрэнка Гибью пока остаются единственным объяснением неожиданной смены планов. Подоспели и толкователи: одни уверены, что издатель намерен подтянуть качество, другие считают, что всему виной прозаическое желание перенести продажи на счет будущего (взамен нынешнему) финансового года. Мы верим, что какими бы ни были причины, разработчики не растратят дополнительное время зря и, в конце концов, выиграем именно мы с вами – получив доработанный и улучшенный продукт. Но, как бы то ни было, с присланной версией мы внимательно ознакомились и сейчас все по порядку расскажем. Не переключайте канал.
Расхваленный в трейлерах автопогрузчик встретится, похоже, только в мультиплеере. Ведь именно там нам пообещали «совершенно новые, не засветившиеся в сюжетном прохождении виды автотранспорта».Подтверждаем: в Army of Two самое красивое море, какое мы только видели в видеоиграх. Ну, одно из. Вот так сидеть и медитировать под шум волн можно до позеленения.
Как мы уже упоминали, Army of Two – это шутер от третьего лица, больше других напоминающий прошлогоднюю Gears of War. Такой же, знаете, жесткий, чисто мужской боевик, до того накачанный тестостероном, что у диска, кажется, даже усы растут. Но мы-то знаем, что главная приманка – это «кооперативная сущность». Ведь уже битый год мы ждем этакого co-op ренессанса, когда второй участник в сюжетной игре из «еще одного статиста с ружьем» превратится в полноправного напарника, без которого прохождение просто немыслимо. Одно время было даже популярно мнение, что сюжетная кампания Army of Two попросту не рассчитана на геймеров-одиночек и в главном меню отсутствует строчка «Singleplayer». Спешим успокоить обделенных доступом в Сеть и вторыми джойстиками игроков: «сингл» в игре есть. Как все это работает? Позвольте рассказать на примере все той же Gears of War.
Сказочный клубочек, или Система Глобального Подсказывания
Есть в игре одна полезная штука – GPS vision; это как если бы ренгеновское зрение Супермена вдруг обзавелось доступом к системе глобального позиционирования и дизайнерским чертежам всех уровней Army of Two. На деле это означает следующее: по нажатию кнопки «back» («select» – в версии для PlayStation 3) привычный уровень вы увидите как бы «глазами GPS»: здания-кубики, подсвеченные лестницы и двери, спецсимволы для обозначения всех важных на текущем задании объектов с указанием расстояния до них и даже струящиеся по полу стрелки проложенного на планировании маршрута. Не то чтобы это все было жизненно необходимо, но совершенно точно экономит время, не позволяя заблудиться. Забыли, куда идти? Включите GPS. Опасаетесь, нет ли тут мины-ловушки? Включите GPS. Ищете точки совместного взаимодействия, хотите знать, взрывоопасны ли вон те цистерны и есть ли возможность взобраться вон на ту крышу? Ответ все тот же: включите GPS. Единственное, чего не укажет чудо-прибор, так это того, что при планировании операции начальство знать не могло: где спрятаны чемоданы с деньгами, откуда явятся враги и куда деваться, если вас загнали в угол. В общем, удивительный подсказчик всю работу за наемника не сделает. Просто вам он помогает быстро сориентироваться, а дизайнерам – не заморачиваться с расстановкой подсказок (например, как дать понять игроку, какую дверь возможно открыть, а какая просто нарисована на стене для антуража), позволив целиком сосредоточиться на создании красивых и достоверных уровней.
Китайский уровень приятно удивляет тщательностью проработки и неуловимо напоминает Stranglehold.Последний уровень буквально нашпигован саморекламой EA. Быть может, когда игра выйдет в свет, здесь уже будет логотип реальной авиакомпании?
Ты да я, да мы с тобой
Вы вступаете в бой как полноправный участник дуэта (примерить роль Риота или Салема – выбирайте сами), второй член которого – смышленый AI-бот. Вспоминайте Доминика Сантьяго из «Шестерен»: он сам бегает, ныряет в укрытия, принимает решения и стреляет. Причем стреляет так здорово, что поначалу на раз обставит вас по количеству вражьих трупов на счетчике! Пока все знакомо, не так ли? Едем дальше.
Для удобства согласования действий поведение напарника искусственно разделено на три модели (ответственный за них интерфейс ищите в нижнем правом углу экрана). Первая и наиболее часто используемая в большинстве командных шутеров схема – «Держись поблизости!» (стрелка «влево» на D-pad’е). Увешанный оружием здоровяк не отойдет от вас дальше чем на десяток шагов и ни за что не полезет вперед – туда, куда не ступала еще нога командира. Случись что – друг под боком, и это завсегда успокаивает. Недостаток очевиден: угодив под перекрестный огонь или меткую гранату, вы, скорее всего, погибнете оба.
Вторая модель, «Главное – дело!» (стрелка «вверх»), предполагает максимальную свободу AI. Хотя герой-компьютер сосредоточится на выполнении поставленной на уровне задачи, он, тем не менее, не бросится вперед, забыв об осторожности. Впрочем, и на привязи вокруг вас крутиться не станет. Скорее всего, он примется делать то же, что сделал бы живой игрок, напарник из плоти и крови: в тяжелой перестрелке займет понравившуюся позицию и, по мере очистки пути от неприятельских солдат, будет продвигаться к цели, не рискуя понапрасну здоровьем, но и не отсиживаясь в кустах. Едва ли ему достанет наглости выполнить всю работу за играющего, но пристрелить последнего выжившего он ничуть не постесняется. А после – бодро потрусит дальше, время от времени оглядываясь на вас, и даже остановится подождать, пока вы мародерствуете среди трупов или копаетесь в меню. Чем чреват этот выбор? Очевидно, что отбежавший напарник может попасть в переплет: придется бросать пристрелянную позицию и спешить на выручку. И наоборот: схлопотав пулю, на скорую медпомощь не рассчитывайте, телепортироваться наемники не умеют, а перебежки от укрытия к укрытию под плотным огнем могут отнять немало времени.
Помимо сугубо функциональных апгрейдов (прикладов, стволов, магазинов, баллистического щита и пр.) каждое оружие можно «прокачать». Эту снайперскую винтовку, например, безвестный умелец разукрасит «под народное творчество». Яркая раскраска заметно повлияет лишь на показатель Aggro, так что напарнику присоветуем закупиться глушителями (этот показатель понижающими), после чего разыграть стратегию «Один злит, другой бьет».Гораздо раньше, нежели улучшением оружия, стоит озаботиться покупкой новой брони в соответствующем магазине. Начинают герои в легких бронежилетах и живут под огнем, надо сказать, недолго. Но с переходом в «средний», а затем и в «тяжелый» класс, они постепенно превращаются в настоящие двуногие танки. На скорость бега и носимое вооружение выбор никак не влияет, так что смело покупайте Heavy Armor и не вылезайте из него до конца игры.
Третье – давно всем знакомое «Сиди тут!» (стрелка «вправо»). Если не хотите получить гранату в спину, если у вас созрел какой-то тактический план, если вы попросту не хотите, чтобы коварный враг вдруг подстрелил родного бота, заставьте его оборонять конкретную позицию. Будет оборонять, с места не сдвинется. Очень, знаете ли, удобно брать врага в клещи: всегда точно знаешь, где сидит фазан, то есть партнер. А если не знаете, но очень хочется – осталась четвертая кнопка-стрелка: «вниз»; нажмите ее, и на экране появится небольшое окошко, показывающее вам то же, что видит ваш соратник – иногда это ваша спина, а иногда испуганные глаза противника в перекрестье прицела. Верно, как в Ghost Recon: Advanced Warfighter.
И так же, как там, все модели поведения бота можно перевести в «красный режим», только в нашем случае результатом будет просьба отвлечь на себя внимание врага. «Братан, пошуми там как следует!» – крикнет ваш персонаж, и подшефный AI, не жалея патронов (чего их жалеть – у него-то они не заканчиваются), примется всех и вся поливать свинцом, строить рожи и показывать пальцы – в общем, делать все, лишь бы супостаты бросили насущные дела и любой ценой попытались его убить. Опасно, ничего не скажешь, зато чем выше уровень Aggro (завсегдатаи MMORPG заулыбались) у вашего напарника, то есть чем сильней его ненавидят враги, тем меньше достается вашей скромной персоне. Апофеоз: пылающая красным аура товарища влечет противника, как знамя СССР – быка-империалиста, до включения slo-mo режима Overkill – один шаг, а ставший буквально невидимым второй (или, в нашем случае, первый и единственный) игрок как у себя дома разгуливает за спинами разгорячившихся злодеев. Пиф-паф, тра-та-та! – и вот уже настырники мешками повалились наземь и стрелка Aggro-весов (очень наглядно – по центру вверху экрана) качнулась в вашу сторону, сделав желанной добычей и объектом лютой ненависти оставшихся в живых врагов. Таким смертельно опасным пинг-понгом можно заниматься сколь угодно долго… если, конечно, вы настоящий виртуоз.
Близнецы-медбратья
Интересным ходом Army of Two стало разнообразие получаемых ранений: взорвавшаяся поблизости граната вас ненадолго оглушит, лишив возможности защищаться. Легкое ранение напарник вылечит при помощи тампона и чьей-то матери, пройдя несложный QTE-тест на знание кнопок геймпада. Когда вражья пуля лишит вас возможности передвигаться на своих двоих – вытащит из-под огня, если сумеете прикрыть отступление. Хуже – позже, когда наемник уже измотан мелкими ранениями и от очередной порции свинца вдруг принимается всерьез умирать – тут поможет только непрямой массаж сердца, а это уже QTE-дробь посложнее (как-никак вытягиваете товарища буквально с того света) и без гарантированно удачного исхода. И никаких художественных допущений а-ля Gears of War: мало просто подбежать к раненому и тыкнуть кнопку «А» – на сеанс лечения нужно время! Так что приготовьтесь кнопку «A»… удерживать. Пусть всего пять секунд, но в жарком бою и это вечность: вполне достаточно, чтобы вместо света в конце тоннеля увидеть надпись «Game Over».
Да, и не забудьте прикинуться мертвым, если здоровья уже мало, а врагов – наоборот.
Пару раз за игру вам предстоит вызволять военнопленных. Добраться до «объекта» не труднее, чем обычно, но вот вынести обессилевшее тело – та еще задачка, ведь один из наемников не только не в состоянии отстреливаться, но еще и становится объектом охоты. Чтобы сбить подпрыгнувший показатель Aggro, напарнику придется постараться.Данный скриншот наглядно демонстрирует экономическую модель игры: зациклитесь на покупке и апгрейде гранатометов – и на предпоследний уровень явитесь в самой легкой броне. И да, мост нужно взорвать по сюжету, «настоящей» интерактивности подобного размаха в Army of Two нет и в помине.
А на войне как на войне
Никакого (да, как все в тех же «Шестернях войны») «легкого» уровня сложности в здешней войне нет – это нарушило бы баланс и вообще на корню убило всю идею co-op взаимодействия. Уже первая ступень (как подначивает меню выбора, «Не бойся, сынок, мы никому не расскажем!»), когда игра представляет собой этакий развеселый боевик, бросает достаточный вызов и даже бывалого поклонника шутеров принудит то и дело восставать из цинкового гроба в очередной попытке нахрапом взять позиции террористов. Следующий же уровень сложности столь ретив, что уже второе задание может стать с непривычки и последним. С него мы рекомендуем начинать заядлым игрокам, мечтающим растянуть удовольствие от знакомства с Army of Two, как минимум, вдвое; и, конечно, это ваш выбор, если вы засели за игру на пару с приятелем. Третий, сами понимаете, ад. Только для повторного прохождения, только вдвоем и только, если вы едите на завтрак гвозди, а закусываете толченым стеклом. Любая стычка с врагом требует тут тщательного планирования и плотной командной работы. Любая ошибка – смерть и возвращение на чекпойнт.
А чекпойнты в сегодняшней Army of Two – отдельный разговор: неудобно и чрезвычайно редко расставленные, как будто разработчики вознамерились вынудить нас снова и снова проходить подряд три тяжелые десятиминутные перестрелки и драку с суб-боссом… лишь чтобы опять нелепо погибнуть. Пользуясь случаем, хотим обратиться к Electronic Arts: «Родные, просим! Пересмотрите сетку чекпойнтов. И сделайте так, чтобы видеоролики проматывались – ну хотя бы там, где возможно погибнуть больше пяти раз подряд. Что вам стоит?»
Двое в Сети – армия!
Хотя опробовать здешний соревновательный мультиплеер нам так и не удалось, спешим развеять все ваши (и наши – до недавнего времени) сомнения: коллективная командная игра в Army of Two все-таки есть и, кажется, даже не для галочки. Итак, что мы знаем? Во-первых, все режимы (а мы ожидаем как минимум три: Warzone, Bounties и Extraction) рассчитаны не на толпы случайных игроков, а на противостояние слаженных дуэтов: с каждой стороны выступает по двое наемников – ни больше ни меньше. И каждый режим подразумевает соревнование не прямое, а опосредованное: обеим командам даны какие-то задания (первоочередные и второстепенные), за выполнение которых обещана награда и которые они по свистку, по возможности мешая друг другу, бросаются выполнять. А на заработанные отстрелом террористов, вызволением заложников и прочими угодными богу и правительству США деяниями деньги наемники по ходу дела закупаются оружием прямо по ходу матча. «Представьте, что Counter-Strike стал кооперативным», – советует продюсер Райд Шнайдер.
Ближний бой в Army of Two – однокнопочный. Достаточно подобраться вплотную к тельцу врага, чтобы сокрушить его одним махом (вариант анимации игра выберет с оглядкой на ваш уровень Aggro). Но осторожнее: противник при случае устроит такое карате, что небо с овчинку покажется.Некоторые присланные издателем скриншоты приводят нас в замешательство: нет таких уровней в игре, нет и все тут! Гипотез три: либо эту миссию вырезали, либо только намерены добавить, либо картинка живописует очередную прелесть загадочного мультиплеера.
Слова надежд
И, раз уж заговорили о шероховатостях в целом понравившейся нам игры, расскажем и об остальных – а ну как в ЕА прислушаются и за оставшиеся до релиза месяцы внесут необходимые поправки? Не исключено: ведь, как гласит одна из достоверных версий, дошлифовывать игру принялись как раз по результатам журналистских отчетов.
Начнем, как водится, с графики. В этом плане Army of Two – игра контрастов (уже слышали эти слова – «синдром Halo»?): потрясающее, завораживающее море беспечно соседствует с ну совсем никудышными взрывами, а на всамделишно деревянном столе в окружении хороших рельефных текстур обязательно найдется целая куча чрезвычайно бедно смоделированных объектов, доводящихся ближайшей родней прижимистому до полигонов Буратино. Моделирование – вообще главная беда картинки Army of Two: при такой заявке на хит и таких приятных текстурах очень грустно подмечать «квадратные» бутылки и поминутно вздрагивать от осознания, что листву в древесных кронах по-прежнему выпиливают из фанеры лобзиком. Что, впрочем, ничуть не мешает искренне восторгаться природой Китая на предпоследнем уровне. А вот чего и в самом деле недостает, так это той симфонии интерактивного разрушения, за которую мы полюбили Stranglehold. Увы и ах: за всю игру хоть как-то расправиться можно лишь с десятком «специально для этого предназначенных объектов». Смешно: прямым залпом из танкового орудия невозможно сокрушить ровным счетом ничего, кроме вездесущих врагов и расставленных по столам пустых бутылок! Не трагедия, конечно, но явление, безусловно, заслуживающее порицания.
Солдатский магазин
С оружием в Army of Two дела обстоят двояко. С одной стороны, в местном магазине можно купить любой понравившийся ствол и основательно его улучшить (причем позволено выбрать, какой именно апгрейд делать – как в автомобильных играх). Однако цены настолько высоки, что за все время прохождения как следует прокачать получается только один набор (единовременно боец таскает на себе три ствола разных классов и гранаты), и о каком-то особенном разнообразии говорить не приходится. Более того, вернуть неугодную или устаревшую пушку торговцу не выйдет даже за полцены, да и просто сменить один ствол на другой удастся лишь из главного меню или в минуты короткой передышки между миссиями. В общем-то, честно, но, принимая во внимание, что трофейным оружием наемники брезгуют, все-таки слегка однообразно. Так, знаете ли, порой хочется пальнуть из базуки, но она, зараза, и стоит космически много, и ввиду малой вместительности донельзя непрактична. Отчасти спасает возможность поменяться пушками (primary и secondary, но почему-то не special и не гранатами) с напарником. И если вы намерены проходить игру вдвоем, послушайте совет: налегайте на как можно более разные стволы, чтобы, возжелав разнообразия, не менять шило на мыло.
Антураж для игры выбран реалистический – это хорошо. Но тут всегда кроется подвох для дизайнера: чудовищная нехватка по-настоящему разных врагов. Наши герои – яркие субчики, молодцы и удальцы, но вот воевать им приходится с целой армией… обычных людей. «Солдат с винтовкой», «солдат с шотганом», «солдат-камикадзе»… Разнятся только одежда да функции – человеки те же. И в какой-то момент обязательно ловишь себя на мысли, что впереди еще пол-игры, а ни одного свежего противника ты уже не увидишь. Даже боссы – сильные, вредные, живучие боссы – все те же человеки, лишь сильнее, вреднее и толще своих низкопоставленных коллег. Иные похожие боевики (а по-настоящему тактической игрой Army of Two не назвать при всем желании) в погоне за зрелищностью ключевых сражений усаживают злодеев за руль бронетехники, науськивают на героя шустрых ниндзя и опаснейших снайперов, создают контекстные пофазовые сражения в духе God of War или провоцируют шумный, насыщенный скриптами и спецэффектами экшн на манер похождений крутосваренного инспектора Текилы – в общем, измышляют, выдумывают, из кожи вон лезут… Другие игры, но не нынешняя Army of Two. С упорством, достойным лучшего применения, она раз за разом выпускает на игрока одних и тех же боссов – закованных в броню титулованных террористов с мощной пушкой и свирепой свитой.
Зато чего тут хватает, так это транспортных средств. Но всевозможные багги, ховеркрафты и танки не существуют на поле боя сами по себе, как в Halo. Нет, веселые покатушки здесь являются неотъемлемыми и обязательно-принудительными кусками типовых уровней, как… опять-таки в Gears of War. Сходным образом и управляются: один ведет, другой стреляет. Под ту же гребенку зачесано совместное парашютирование: кому-то стропы, а кому-то пушка. И, раз уж вы спросили: да, игра линейна – дальше некуда, вся тактическая свобода – лишь в локальных перестрелках. Само по себе это не плохо и даже весьма зрелищно, но, черт побери, так хотелось, чтобы Army of Two чем-то выделилась из строя прочих боевиков! Ан нет: отличница в стрельбе, строевой и физической подготовке, она не делает ни шагу за однажды огороженные другими проектами рамки. Ведь как ни крути, а любопытная система Aggro – единственная по-настоящему свежая идея Army of Two. И, положа руку на сердце, на обычной сложности – не то чтобы очень уж нужная. Возможно, именно в этом главная беда нынешней версии: все элементы, из которых прилежно выложен геймплейный узор, мы уже где-то обязательно видели. Взять хоть фирменный трюк «спина к спине», когда строго в определенном сюжетом месте игра принудительно забрасывает вас с напарником в окружение неприятеля (а если повезет – еще и замедлит время). И вот вам тир: со всех сторон скалятся свинцовым дождем враги, а вы и шагу ступить не можете – только стрелять. Или успеете всех убить, пока не отказало здоровье, или начинайте заново. Напоминает Stranglehold? Безусловно. Причем у Джона Ву эти сцены выглядели более привлекательно – главным образом, за счет исключительной хореографии и дополнительного штриха: от летящих отовсюду пуль инспектору Текиле нужно было уворачиваться, успевая при этом стрелять в ответ, ведь покорность не к лицу настоящим героям. Впрочем, львиная доля всех подобных нареканий – из области критики («А ведь можно и нужно было сделать лучше!»), но не с точки зрения Человека Играющего («А мне и так по кайфу!»). Скрестим на удачу пальцы: а ну как к весне Army of Two доведут до ума настолько, что все скептики только ахнут?
Один в Сети – воин!
Здешний split-screen не больно удобен, но он есть, и это главное. Обидно лишь, что разделение экрана в сегодняшней версии нельзя устанавливать по вертикали (как в Earth Defense Force 2017), что автоматически делает игру на широкоформатном телевизоре достаточно нервной. Поэтому наш выбор – co-op онлайн! Но и тут, учтите, поджидает небольшая западня. Дело в том, что все обещания разработчиков насчет свободного входа/выхода напарника так обещаниями и остались: нельзя, как в Gears of War, создать «кооперативный» хост и отправиться покорять Army of Two с ботом на поруках, не дожидаясь пока в Сети сыщется подходящий игрок. Не положено. Что уж тут говорить про второй джойстик: «горячего входа» не предусмотрено в принципе; и если к вам неожиданно нагрянул в гости друг, сперва придется выйти в главное меню, чтобы стартовать вдвоем с ближайшего чекпойнта. Ну а о прелестях здешних чекпойнтов вы уже наслышаны.
Вернуться живым
И все же в качестве промежуточного итога мы вынуждены констатировать: co-op откровения из Army of Two не получилось. Виной ли тому спешка разработчиков, опасливость издателя или наши с вами немалые аппетиты, но факты есть факты, и они таковы: при определенном сходстве эта игра предлагает лишь немногим более вдумчивый кооперативный геймплей, нежели Gears of War (на которую так старается походить), но при этом проигрывает ей в динамике, мифологии, дизайне и, чего уж шило в мешке таить, графике. Так что в контексте кооперативного сингла новинка от EA – того же поля ягодка, что и не раз помянутые детища Epic, Ubisoft и Bungie. То есть, один из немногих классных шутеров для совместного забега по сюжетному прохождению, но и не более того. Не самый захватывающий, не самый красивый, не самый необычный, но определенно качественный и достойный внимания. Впрочем, в Army of Two есть своя изюминка – появятся и поклонники. Больше того – в мире современных видеоигр так удручающе мало хороших co-op боевиков, что каждому новобранцу мы рады как родному!
Это нужно делать вдвоем!
Если геймплей Army of Two представить как конструктор, все элементы командного взаимодействия дизайнеры, выходит, поместили на уровни просто «для красоты». Мол, здесь поставим дверь, которую можно открыть только вдвоем, здесь сломаем лестницу, чтобы нельзя было забраться в одиночку, здесь пусть будут мины-ловушки или два выключателя на разных стенах. Эти нехитрые уловки не блещут особенным разнообразием и занудно повторяются от уровня к уровню, воспринимаясь как декоративная деталь, а вовсе не как всамделишная взаимовыручка. Нужны примеры? Вот вам примеры.
Навык co-op sniping возможно применить, только если неподалеку между стен установлена растяжка с двумя взрывателями – требуется синхронно с напарником подстрелить каждый, чтобы расчистить путь. Еще не раз и не два предстоит подсадить товарища куда повыше и подтянуться вслед за ним самому – иного пути нет. Так же несколько раз за игру вы найдете специальную машину со специально отламывающейся дверцей (или сразу готовый баллистический щит, валяющийся на дороге); сама по себе эта находка ни к чему не обязывает, но подсказка вполне очевидная: впереди будет жарко. Дайте товарищу команду держаться рядом и начинайте изображать паровозик: передний «рулит», задний стреляет. Схема привычная.
В довершение припомним совершенно бесполезную, но, безусловно, забавную возможность не словом, а делом выразить свое отношение к партнеру: соответствующими кнопками хлопните его по плечу, пожмите руку или, наоборот, дайте хороший подзатыльник и отвесьте пенделя под зад.
1573 Прочтений • [Превью игры Army of Two] [12.04.2012] [Комментариев: 0]