Никто не любит выслушивать истории боксеров. В самом деле, ну что интересного расскажет накачанный мужик, поделивший жизнь на две равноценные части: задушевную беседу с боксерской грушей и применение приобретенных навыков на живом противнике? Но к некоторым мастерам джеба и апперкота это точно не относится: иногда люди выбирают этот жестокий вид спорта не потому, что им нравится вышибать дух, кровь, пот и зубы из соперников, а по воле случая, или даже по жизненной необходимости. Примером тому может послужить Иппо Макуноти, главный герой легендарной манги Hajime no Ippo, а также аниме и нескольких видеоигр по мотивам.
Иппо рос стеснительным мальчиком, жертвовал свободным временем, чтобы помочь матери в семейном деле. Не водил друзей, не ходил на танцы с девушками, мало что понимал в тригонометрии и никогда не представлял себя на посту премьер-министра Японии. Жил он и горя не знал, пока не приглянулся местной банде хулиганов, решивших превратить нелюдимого школьника в мальчика для битья и издевок. Иппо чурался насилия, да если бы и появилось такое желание, драться он все равно не умел. Почти всю школьную жизнь он терпел насмешки одноклассников, говоривших ему, что от него воняет рыбой, что он неряха, грязнуля и неумеха. Но в старших классах шутки зашли слишком далеко, и, когда очередная драка едва не вылилась в кровавую расправу, на помощь школьнику пришел знаменитый боксер Мамору Такамура. Отбившись от хулиганов, он отнес потерявшего сознание Иппо в спортивный центр, где подарил ему кассету с записями боксерских матчей. Придя домой, Иппо тут же просмотрел записанные с ТВ бои Майка Тайсона, вдохновился, захотел почувствовать в руках такую же силу и вообще стать другим человеком. Именно об этом становлении и рассказывает манга Hajime no Ippo* – хотя многие ценили ее за виртуозно описанные боевые сцены, на самом деле сюжет уделял больше внимания именно людям. Их прошлому, их характерам и тем причинам, по которым они решили стать боксерами.
Местами игра слишком сильно напоминает мультфильм. Все из-за сценок на движке, появляющихся даже прямо во время боя.Несведущим кажется, чтобы оказаться в таком положении, необходимо лечь и подползти под ограждение. Возможно, это профессиональный секрет боксеров?
Wii-тонус
Все это хорошо подходило для аниме-экранизации, а вот для игры, тем более в версии для Wii, создателям пришлось отказаться от части сюжетных подробностей, сосредоточившись исключительно на боях. Так, для Victorious Boxers: Revolution Иппо – это боец ростом 164 см, хорошо владеющий боевым стилем Peek-a-boo. Выгибая спину, он прикрывает руками лицо, не поднимая перчатки выше уровня носа, и при этом заслоняя локтями почти весь торс – идеальный выбор для боксера его комплекции. Почти все приемы Иппо заимствованы у известных мастеров, вроде Майка Тайсона, Флойда Паттерсона и Джека Димпси, однако некоторые из них он переработал по настоянию тренера.
Главным соперником Иппо выступает сын великого боксера Итиро Мията, с детства готовившийся занять место отца и являющийся одним из сильнейших бойцов в сериале. При росте в 172 см, он уделяет много внимания контратакам, вкладывая силу не в первый выпад, а в добивающий удар. Его удар Jolt Counter сбивает с ног любого противника, однако, вкладывая в него весь свой вес, Итиро остается совершенно открыт для контратаки противника. Неудачная попытка провести этот прием заставила его отца навсегда покинуть ринг, но Мияту-младшего это не пугает.
Всего в Victorious Boxers: Revolution ожидается 25 бойцов. Мультяшный (даже «мангашный») графический стиль не позволяет избежать сравнений с прототипами: все герои выглядят точно такими, как были нарисованы в манге, сохранили характерные черты и уникальные приемы. И хотя они уже не раз появлялись в видеоиграх «по мотивам», поклонникам наверняка будет интересно взглянуть на то, какими бойцами они предстанут перед игроком с нунчакой в одной руке и пультом в другой.
Чтобы так уйти от удара, нужно всего лишь увести контроллеры вниз и вбок. Но, конечно, наклониться самому и легче, и как-то… спортивнее?Как видно по иконке наверху, герой вошел в состояние бешенства, и рефери лучше отсидеться в углу, если ему родные зубы дороги.
Отдушина
Техническая демка виртуального Wii-бокса была хорошо представлена в сборнике Wii Sports. Пусть там всего один ринг и смешные Mii взамен здоровенных мужиков, зато сам процесс увлекал сильнее, чем любой «бокс с кнопочками». Наблюдая за боем сзади, через просвечивающий торс своего персонажа, игрок держит контроллеры в кулаках, будто на них действительно надеты боксерские перчатки. Прижимая руки к груди, он ставит блок, защищая торс (поскольку у Иппо боксерский стиль определен заранее, нет нужды горбиться и по-кошачьи выгибать спину); игрок лупит воздух, а герой на экране нападает на виртуального противника, наносит ему апперкоты, бьет по почкам, делает обманные выпады и нарочно подставляется под атаку правой, чтобы, не теряя равновесия, тут же нанести сокрушительный удар левой. Контроллеры влево – герой наклоняет корпус, делает маленький шажок. Контроллеры вниз – герой нагибается, подныривая под прямой в голову, взмах – и Иппо со всей силы бьет соперника в подбородок. Красота? Конечно! Только вот сразу вам ее не выдадут, ведь описанная схема управления является лишь одной из трех возможных. На начальном этапе игроку в обязательном порядке предложат ограничиться одним лишь пультом: показывайте курсором, куда и какой именно он хочет нанести удар. Возможно, такой бокс понравится тем, кто купил Wii Play со вторым пультом, но забыл про вторую нунчаку, а с другом поиграть хочется. Не находится объяснения только третьей схеме управления – через классический контроллер для Wii, служащий, мы напомним, для прохождения ретро-игр, скаченных в Virtual Console. Что тогда получится за бокс и, главное, какой смысл в такой возможности? Предположим, это компромисс для ортодоксов, тех, кто намертво прикипел к кнопочным схемам управления и считает их единственно верными. Бог им судья.
До берегов Америки Victorious Boxers обещает добраться уже осенью этого года (в Японии игра вышла еще 21 июня). Про европейскую дату релиза пока никто не говорит, но, судя по предыдущему опыту Xseed Games, рано или поздно боксеры доплывут и до наших палестин. А до тех пор можно изучить богатую историю сериала, подтянуть знания в области бокса и, быть может, самим записаться в спортзал?
Hajime no Ippo
Сериал Hajime no Ippo хорошо известен во всем мире. Оригинальная манга печатается с 1990 года и сейчас насчитывает около 80 увесистых томиков. Кроме того, осенью 2000 года на японском телевидении стартовал показ одноименного аниме, снятого на студии Madhouse. В отличие от других «затянутых спортивных драм», Hajime no Ippo: The Fighting ограничился всего 76 сериями. В 2003 году его также показали в США, а позже и в некоторых странах Европы. Разумеется, история мальчика, сдающего напрокат лодки для рыбной ловли, обзавелась также несколькими играми по мотивам. Что примечательно, игры, аниме и манга Hajime no Ippo были гораздо теплее восприняты в Европе, нежели в США.
* Буквально оригинальное японское название означает «Первый шаг в новом деле» (имя главного героя переводится как «шаг»). Американское и филиппинское названия куда проще: «Бойцовский дух» и «Нокаут» соответственно.