Вестерн действительно мертв. На смену небритым парням с лассо пришли стриженные под «ежик» космические десантники. Но в Rockstar верят: романтика техасских прерий и шестизарядных кольтов и сегодня способна очаровать геймеров. Последователь героев Клинта Иствуда наотрез откажется от «Стетсона», зато со стальными нервами у него – полный порядок.
Некоторые прописные истины, кажется, стоит напоминать как можно чаще. Например, что игровая индустрия есть сектор экономики, существующий в первую очередь для производства и продажи товаров, то есть консолей и видеоигр. Эта сфера деятельности во многом более коммерциализированна, чем, например, музыка или кинематограф. Пока инди-рынок находится в в зачаточном состоянии и до более-менее широкого потребителя добираются единичные произведения вроде Portal, Braid и The Path , а авторские проекты приходятся по вкусу далеко не всем (причем лишь немногие из «отвергнувших» смогут внятно объяснить почему), большинству приходится довольствоваться предельно консервативными творениями, рассчитанными на все более усредненного, безликого потребителя (схожие мысли изложены в недавней авторской колонке «О важности игрового опыта» в «СИ» №300). А с Red Dead Redemption все немного иначе. Притом, что тема для нее выбрана не из числа тех, которые сейчас на слуху, создатели рассчитывают, что их детище не только окажется смелым и ярким, но и заинтересует максимально широкую аудиторию. На многослойное повествование, скорее всего, надеяться не стоит, но отсылок к классике жанра (как явных, так и скрытых) будет вдоволь.
С помощью лассо можно будет ловить как новых сильных скакунов......так и старых бандитских «кляч». Если связать преступника и сдать его шерифу, то доброй славы вам будет причитаться куда больше, чем если вы принесете лишь хладный труп. Зато во втором случае получите более внушительную денежную награду.
How The Western Was Lost
Ковбой – не герой. Прозаичная, скучная и тяжелая работа парня-с-фермы (пасти скот, в общем-то, а не стрелять во всяких проходимцев или охранять дилижансы) в начале прошлого века приобрела романтический ореол. Подобным образом в 40-е относились к детективам, в 70-е – к рок-звездам, а у нас, в конце 90-х, – к бандитам. Идеализировать ковбоев стали не в последнюю очередь благодаря кинематографу: многочисленные фильмы способствовали успеху историй о суровой жизни на Диком Западе. Расцвет классического вестерна пришелся на пятидесятые годы, но после интерес публики к картонным героям, четко разделенным по типажам («мудрый индеец-помощник», «злой бандит», «справедливый шериф» и т.д.), одинаковым коллизиям и нехитрой дидактике поугас, хотя перестрелки, лихие погони и красивые пейзажи никуда не делись. Внимание к жанру вернул Серджио Леоне своей «долларовой» трилогией («За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой») – без упоминания об итальянских «спагетти-вестернах» этого режиссера не обходится ни одна статья подобной тематики. Совместив романтику с притчевым подходом и показав на экране еще больше насилия, Леоне сделал имя себе, Эннио Морриконе и Клинту Иствуду, а заодно подарил миру несколько шедевров). В 1969-м последнее слово было за Сэмом Пекинпой и его идущим наперекор традициям фильмом «Дикая банда». Переосмысление привычных типажей, новый подход к изображению насилия на экране, жестокость и развенчивание ковбойской поэтики произошло именно тогда. Идейно Red Dead Redemption начинается там, где заканчивается «Банда», – об этом почти прямым текстом говорят разработчики на своем сайте, признаваясь в любви к упомянутой ленте. А значит, в прериях не осталось места ни героям без страха и упрека, ни заезженным еще в пятидесятые сюжетным ходам – и это притом, что игровых вестернов (Gun, Call of Juarez) вышло не так много, чтобы клише успели приесться геймерам так же, как и киноманам! Что и говорить, похвальное решение.
В Rockstar веселятсяИстория Red Dead Redemption началась много раньше, в 2002 году, когда Capcom отказалась от одной из своих разработок в экзотическом (а для японцев – уж тем более) антураже вестерна. Неожиданно ею заинтересовались в самой Rockstar, на скорую руку довели до играбельного состояния, по пути повеселившись над фриками-персонажами и сюжетом, и выпустили под названием Red Dead Revolver в 2004 году на PlayStation 2 и Xbox. Игра средняя по всем параметрам, но именно в ней появилась система дуэлей, позже реализованная, например, в последнем Call of Juarez.
Ковбойские будни, запись №42: «Целый день развлекался тем, что накидывал петлю на какого-нибудь мерзкого мексикашку и таскал его за собой на лошади. Кажется, приблизился к пониманию смысла жизни. Боб показал «консервы» – я эту дрянь есть не буду».Поскольку автомобилей на Диком Западе практически ни у кого не было, преодолевать расстояния придется на верном коне. Его следует беречь от вражеских пуль, но если скакуна все же пристрелили, можете использовать лошадиную тушу в качестве укрытия.
Johnny B. Good
В то же время не стоит забывать, что речь идет о Rockstar. Историю, вдохновленную «Бандой», студия расскажет на свой лад. Red Dead Redemption многие называют «GTA на Диком Западе», и сейчас она эти слова подтверждает даже чаще, чем нужно. Пересечений с четвертой частью «автоугонщика» хватает: от режиссуры рекламных роликов (те же вереницы длинных фраз и будто бы не связанный с ними видеоряд, который в определенный момент все же совпадает с аудиотреком) до технической начинки (игра делается на движке RAGE). Сходство отыщется даже в мелочах вроде выкрика персонажа «This is the land of opportunity!» (так же в свое время отреагировал Нико Белик), или радара в нижнем левом углу экрана. У Rockstar свой почерк, который не заметит только слепой, – и ковбойская история, таким почерком написанная, определенно окажется достаточно современной.
Суровая повседневность Red Dead Redemption такова: технологиям, неотъемлемой части нашей с вами жизни, еще только предстоит, овить своими путами двадцатый век. Первые телеграфные столбы выстраиваются в стройные ряды, грохот паровозов распугивает мирно спаривающихся тушканчиков на много миль вокруг, влияние правительства, благодаря новым организациям, чувствуется даже на тех территориях и в тех сферах человеческой деятельности, которые до сих пор им не регулировались. Индустриализация еще только добирается до техасских прерий, но ее тлетворный дух, вперемешку с угольной пылью, витает в воздухе и оседает на камнях и песке ничуть не меньше, чем в душах людей, по ним ступающих. Настроение всеобщего упадка и легкого безумия, моральное разложение и жестокость людей, готовых прикончить любого за пятьдесят долларов, и составляют довольно мрачную палитру красок, которыми писано полотно Red Dead Redemption. Лишь в одном рекламном трейлере так или иначе присутствуют: убийство женщин, тела повешенных, избиение лежачего, скачки на людях, разлагающийся труп, шантаж и т. д. Слишком много для игры «ковбои против индейцев», но для Rockstar – в самый раз.
Наши коллеги, которым посчастливилось вживую увидеть игру, упоминали о небольших торможениях во время особо массовых сцен и о мелких багах графики и анимации. Но, честное слово, глядя вот на такие кадры, хочется сразу обвинить их в чрезмерной придирчивости.Slow motion будет и в Red Dead Redemption, только тут его нарекли Dead Eye. Он имеет три ступени: на первой доступно обычное замедление, помогающее точнее прицелиться; на второй можно помечать маркером части тела одного врага, а потом выпустить всю обойму; наконец, на третьей удастся убить сразу нескольких противников, предварительно «отметив» их перекрестием.
В такое нелегкое для любого переселенца время парень по имени Джон Марстон пытается жить по-честному: заниматься хозяйством, кормить семью, воспитывать детей. В этом ему мешают два обстоятельства: одно – из темного прошлого, другое – из не более радужного настоящего. Много лет назад Джон был участником особо жестокой и потому известной банды, которая промышляла грабежом и даже убийствами. Во время последнего задания шайку постигает неудача, Марстона сильно ранят, а напарник предательски сбегает. После такого главный герой решает, что лучше уж прожить остаток дней, замаливая честным трудом прошлые грехи, чем умирать где-нибудь на пустыре с простреленным брюхом. У второй проблемы, мешающей остепенившемуся бандиту спокойно пасти коров, есть вполне конкретное имя – Эдгар Росс. Он представляется Джону агентом свежеиспеченного Бюро (позже переименованного в Федеральное бюро расследований). Задача организации – устранять ковбоев-«лихачей», к числу которых когда-то принадлежал герой. Агенты борются с преступниками не менее бандитскими методами, а Марстон должен им в этом помогать – в противном случае, с членами его семьи «приключится беда». И вот опять со стены снимается ружье, набиваются подковы, сматывается лассо – и начинается охота за бывшими «приятелями по бизнесу».
Home Sweet Home
Официальный сайт игры на удивление информативен и часто обновляется. Разработчики приводят интересные факты из истории той эпохи, составляют дайджест прессы, выкладывают новые скриншоты, постепенно раскрывают еще неизвестные нюансы геймплея и рассказывают о своих любимых вестернах. Пока в подборку попали:
«Наездник с высоких равнин» (1973),
«Предложение» (2005),
«Сокровища Сьерра-Мадре» (1948),
«Непрощенный» (1992),
«Стрелок» (1972),
«Дикая банда» (1969),
«Бутч Кэссиди и Санденс Кид» (1969).
Признаки профессионального бандита, как говорится, налицо. Вам не кажется, что со шрамами художники перестарались?Маршал Ли Джонсон, здешний шериф. Судя по улыбке, очень веселый мужчина.
Страна больших возможностей
Мир Red Dead Redemption будет самым масштабным из всех созданных в Rockstar. Даже больше Сан-Андреас. Будь то зияющий каньон или вздымающаяся скала, хижина в дремучем лесу или водопад – если вы это видите, то можете там побывать. Огромные площади южных штатов и прилегающая к ним мексиканская граница образуют бесшовное, динамично изменяющееся и поразительно красивое пространство, одновременно и завораживающее, и пробуждающее тягу к исследованию.
Масштабы, конечно, впечатляют, но разработчикам пришлось очень сильно потрудиться, чтобы «открытый мир» не означал «десять минут монотонной скачки до следующей миссии». Каждый цифровой километр («метр» звучит как-то несерьезно) отмечен неким уникальным событием, исход которого игрок в силах изменить. И точно так же он волен проигнорировать, а то и попросту не заметить происходящее. Например, мексиканца, удирающего от ковбоев, прогуливающихся разбитных девиц, торговца или кинувшегося на человека дикого пса. Никогда нельзя быть уверенным, что произойдет в следующие минуты: может, при переходе в ущелье внезапно начнется обстрел, или при восхождении на холм стадо бизонов, испуганное волками, ломанется прямо на вашего подопечного, или у ручья окажется недружелюбный медведь, который будет защищать свою территорию, или... В общем, сколько вариантов уникальных событий придумали в Rockstar, пока неизвестно, но судя по количеству примеров из разных источников, можно уехать выполнять сюжетное задание и не вернуться – затянет.
Исторически, примерно треть ковбоев составляли негры, однако на скриншотах их отчего-то очень мало (тут – справа от Марстона): в основном янки и латиносы.Какие же вестерны без дуэлей! Тем более что именно Red Dead Revolver впервые продемонстрировала уже зарекомендовавшую себя механику: с ударом колокола двое выхватывают пистолеты и нажимают на спусковой крючок в тот момент, когда ползущее перекрестие достигнет брюха противника. Классика.
Дел в RDR, даже если не обращать внимание на сюжетные задания, невпроворот. Допустим, во время очередной прогулки под копыта вашего коня бросился отчаявшийся кролик. Не беда: сдерите с тушки шкуру и продайте! При должном старании, на охоте можно заработать очень приличные деньги. Если, конечно, не продолжите стрелять в заячьи норы, а выберете дичь покрупнее, помясистее и пошерстистее: медведя, оленя или, скажем, бизона. Вообще без звонкой монеты в этой игре не обойтись: это и средство для покупки оружия и провизии, и очень весомый довод при ведении переговоров, и залог за выкуп. Деньги приносит труд: по вашей воле Марстон может и в охотника превратиться, и в грабителя банковских дилижансов, и в разорителя торговых повозок, и в помощника сирым и убогим. Один из демонстрируемых разработчиками эпизодов: встреча Джона с причитающим стариком, у которого, как оказывается, дочурка была похищена мексиканскими бандитосами. Если хотим ему помочь, то берем лошадь, скачем через границу (как было сказано в «Симпсонах», «это любит делать каждый настоящий американец»), находим лагерь, всех убиваем, спасаем девчушку, сажаем ее к себе в седло и скачем обратно за наградой.
Можно возразить, что деньги приносит слава, но в деликатной (иронизируем) морально-экономической системе RDR величина добродетели обратно пропорциональна финансовой дыре в кармане героя. И наоборот – чем громче разбойничья репутация, тем увесистее пенсионные сбережения. Очень жизненно и актуально и по сей день, не находите? Внутриигровая система морали довольно проста и не предусматривает неожиданных последствий, как в The Witcher. Спасли семью фермеров от бандитов или подвезли старика до города – прослыли героем и добряком, вас будут узнавать на улицах дети и окликать дамы, продавцы сделают скидку в магазине. А если стрелять проституток в каждом борделе, то по крайней мере мужская часть города будет весьма недовольна такими действиями. Вплоть до последствий в виде глубокой колотой раны в геройской спине.
Buy, send more money!Наличие внутриигровых бонусов для людей, оформивших предзаказ, – уже обычная практика. «Рокстаровцы» переплюнули всех. Итак, поехали: в Великобритании, если заказать игру в GAME, выдадут костюм Deadly Assassin (увеличивает длительность режима Dead Eye), на Amazon вручат золотые пистолеты (повышают очки славы за убитых из них бандитов), в HMV расщедрятся на War Horse Pack с более быстрыми, сильными и живучими скакунами, а в коробке от Zavvi будет чуть больше мини-игр. В США же оформившие предзаказ в Gamestop смогут получить один бонусный костюм на выбор: нарядившемуся как The Savvy Merchant герою продавцы сделают специальную скидку, в The Expert Hunter количество меха с убитых животных удваивается (как так?!), а про The Deadly Assassin мы уже говорили. И, наконец, если купите игру в Rockstar Warehouse, получите фирменную футболку.
«Люблю запах напалма по утрам...»
До сих пор могло сложиться впечатление, что мы говорим о какой-то ролевой игре от Rockstar. Но не стоит заблуждаться: ядро новинки – стопроцентный экшн от третьего лица. Как уже было сказано выше, у нее с GTA 4 один технологический движок, но в самой GTA, как вы помните, стрелять и использовать укрытия было довольно неудобно, да и темп перестрелок, по сравнению с Gears of War, например, казался черепашьим. Сколько уж лет прошло, а боевики по-прежнему продолжают создавать с оглядкой на творение Epic, и Red Dead Redemption – не исключение. Да, опять вид из-за плеча при прицеливании, опять прилипание к стенам, ящикам и – внезапная находка! – тушам убиенных коров, опять перебежки гуськом и прочие хорошо знакомые жанровые особенности. Только вот такая компактная и динамичная механика для «песочницы» станет настоящим подарком. Осады крепости в компании мексиканских друзей, охрана поезда от налетчиков и стрельба из самого первого пулемета Гатлинга по бандитам, причем на ходу, из дребезжащей вагонетки и в обществе подвыпившего ирландца, – эти и прочие занимательные эпизоды еще нескоро выветрятся из нашей памяти.
Впрочем, даже внесюжетная случайная стычка с врагом, по замыслу Rockstar, должна вызывать у играющего искренний восторг: мол, там столько добра – револьверы, первые снайперские винтовки, ружья, мушкеты, дробовики, метательные ножи, динамит – и революционная система процедурной анимации Euphoria, что проще пристрелить собеседника, чем уговаривать. «Эйфория» в реальном времени обрабатывает взаимодействие комплексных тел (например, человеческих), что в итоге дает очень натуралистичную картинку, но, откровенно говоря, эйфорию это вызывает не у всех. Техническое новшество становится еще одним инструментом для создания жестокого мира RDR: представьте, что происходит с человеком, почти в упор получившим заряд из бизоньего ружья? Хотя достичь таких высот натурализма Rockstar, конечно, и не стремится.
А вот во всем остальном сотрудники Rockstar остаются такими же перфекционистами, какими были все время, – за это стремление к идеалу они, да Blizzard с Valve, достойны уважения. Но как и в любом бизнесе, прибыль первична, а уважение – лишь полезный бонус. Насколько успешной окажется Red Dead Redemption, пока однозначно сказать сложно: слишком уж комплексный и немассовый товар нам предлагают. И если у этой истории будет счастливый конец, то пары лестных слов наша индустрия все же заслужила.
Усы FTW
В Rockstar умеют продемонстрировать и чувство юмора, и связь с простыми игроками одновременно. В конце октября прошлого года на официальном сайте RDR сотрудники студии заявили, что готовы примкнуть к «Усобру» (Moveber) – благотворительному мероприятию, участники которого в течение месяца должны отращивать усы, – в качестве главного спонсора. Победитель, некий удачливый канадец, будет увековечен в RDR как один из второстепенных персонажей. Правда, за его голову с этими самыми усами в игре дают награду, но ему, наверное, все равно приятно.
1681 Прочтений • [Превью игры Red Dead Redemption] [12.04.2012] [Комментариев: 0]