Пышногрудая Джессика Рэббит из «Подставить кролика Роджера», легкомысленная певичка на вид и верная жена на деле, как-то бросила в сердцах: «Я не виновата, меня просто такой нарисовали». Героине нового экшна Хидеки Камии, Байонетте, вряд ли придет в голову оправдываться.
Да, она затянута в наряд из собственных волос и ее движениям позавидовали бы профессиональные стриптизерши. Да, она крайне женственна и при этом, кажется, противоречит всем общепринятым представлениям о том, как должна выглядеть покорительница сердец. Не раз и не два на презентациях Bayonetta журналисты шушукались, что черноволосая ведьма красива лишь по меркам
ее создателей: мол, кому придутся по вкусу очки в толстой черной оправе и непропорционально длинные ноги? А голова? Вы только посмотрите на ее крошечную голову – при широченных плечах-то! Даже не верится, что этот образ нарисован женщиной. Небось, не зря Мари Шимадзаки, автору эскизов, в студии Platinum отвели рабочий стол неподалеку от Камии – иначе мэтр не сможет ежечасно следить, не пытается ли художница исказить его замысел!
Но стоит колдунье вступить в бой с кем-нибудь из многочисленных противников, как обо всех ее отталкивающих чертах сразу забываешь. Она как будто знает, что где-то там, по ту сторону экрана находится игрок – наблюдает за происходящим из-за ее спины. Вернее, именно такой ракурс приходит на ум, когда рассказываешь об экшнах от третьего лица. Вот и 3D-художник Кенъитиро Ёсимура, ответственный за полигональное воплощение Байонетты, признается, что с особым тщанием лепил… ягодицы ведьмы. Дескать,
раз уж геймеры проведут добрую часть времени позади бегущей героини, нужно, чтобы вид того стоил. Смелые эксперименты с камерой хороши в кино и видеоврезках, но в игровых сценах чехарда с углами обзора только дезориентирует: путаешься, где право, где лево и куда подевались недруги. Или же нет?
Прервать цепочку ударов разрешают так: если зажать любую из клавиш, отвечающую за атакующий маневр, Байонетта выполнит прием, а затем отскочит, осыпая врага градом пуль. Для тех же целей пригодится и уворачивание.Гигантская гильотина – один из многих «пыточных» приемов в арсенале ведьмы. Чтобы выполнить его, достаточно дождаться, когда запас магической энергии пополнится, и нажать Y + B (речь, разумеется, идет о контроллере для Xbox 360).
Вверх тормашками
Как утверждает Хидеки Камия, в отличие от всех прочих экшнов, его нынешнее произведение следует относить к жанру «экшнов-кульминаций»: что ни шаг, то всплеск адреналина. Видеоролики, если речь заходит о боях на аренах, минимальны. Создатели заявили, что просто непростительно подменять наиболее эффектные эпизоды схваток заранее записанными клипами, лишая геймеров самого интересного – возможности подраться. Более того, они явно собираются сдержать слово.
Скажем, несется ведьма по мосту через пропасть, а через секунду каменный пролет вместе с героиней показывают уже со стороны: его срывает с опор гигантская рука монстра-ангела. Даже не задумываешься, может ли подопечная свалиться вниз: держишься поближе к чудовищной пятерне, осыпая ее изо всех сил ударами, пока мост раскачивается взад-вперед. Пара секунд и несколько QTE – ракурс снова меняется, Байонетта удирает назад (а по сути вперед, на геймера). За ней, то срываясь в бездну, то выбираясь вновь на
руках, гонится все тот же ангел, а с его деформированного тела осыпается белая броня-скорлупа. А как насчет пробежки по стене? Когда-то подобное почти удалось Данте в Devil May Cry 3 – сперва оседлав мотоцикл, а затем использовав демонов вместо ступенек, он взобрался на самый верх высоченной древней башни Темен-ни-Гру. Но вот чтобы по-честному,
не в видеосцене пронестись по отвесному склону? На пару метров, да и только. Кратос действовал еще осмотрительней: штурмовал исключительно те участки стен, где удавалось зацепиться клинками. Женщина-Байонетта легко опережает соперников-мужчин. Когда свет луны озаряет землю (звучит почти как начало стихотворения, не так ли?), мир начинает вертеться, точно игральный кубик – то одна, то другая грань оказывается внизу. И заметьте, не волей случая, а строго по желанию геймера. Стены оказываются мостовыми, гигантский
витраж – паркетом-стеклом. От постоянной карусели порой даже голова идет кругом – то и дело лихорадочно крутишь аналоговый стик, отвечающий за камеру, чтобы отыскать, например, противников. Или же спасительный путь в море огня – более эффектный побег от разбушевавшейся стихии и придумать сложно. Разумеется, и демоверсия на Е3, и последовавшие ролики с записью других геймплейных сцен (не вошедших в выставочный билд) – лишь толика тех уровней, из которых будет состоять вся Bayonetta.
Будь у руля другая команда, я бы сейчас наверняка переживала – вдруг не справятся, погнавшись за «киношностью», вдруг камеру будет постоянно лихорадить так, что и врагу не пожелаешь, но Камии и его соратникам почему-то веришь охотно.
Подбирать в Bayonetta разрешают все, что плохо лежит: ведьма может воспользоваться даже секирой босса. Правда, в ее руках грозное оружие уменьшится.В мире Байонетты воительницы-ведьмы запросто разгуливают по стенам. Разумеется, только в тех случаях, когда в небе над ними светит луна.
Музыка для ведьмы
В саундтреке Bayonetta, вопреки ожиданиям, преобладают не рок-композиции, а приятные электронные мелодии. Композитор Хироси Ямагути объясняет свой выбор так: Байонетта – ведьма современная, не персонаж из средневековья, а потому звуковое сопровождение вовсе не обязано напоминать о готических соборах и католических службах. Кроме того, героиня не просто
колдунья, а еще и женщина: «самая настоящая принцесса», которая любит наряды, украшения и сладости (а еще, судя по всему, пытки). Вот и музыка должна быть под стать такой красотке – отражать идею «современной женственности».
Лучший в мире экшн
Bayonetta только-только анонсировали, а Камия уже клялся, что его новый экшн задаст тон в жанре и покажет создателям всех прочих «слэшеров», какими в нынешнее время стоит делать подобные игры. Об этом обещании теперь вспоминают едва ли не чаще, чем об излюбленной фразе Байонетты: «Хочешь до меня дотронуться?». Ведь что останется, если отбросить эффектные перетасовки ракурсов и забыть на время о попытках передать в геймплейных сценах такие эпизоды сражений, которые обычно превращают
в видеоролики? Из комбинаций нескольких клавиш (в случае с нашей подопечной они обозначают «наподдать ногой» и «ударить рукой») и положений аналогового стика рождаются зрелищные приемы; их разрешается чередовать, выстраивая сокрушительные цепочки. Правда, автор Viewtiful Joe и не утверждал никогда, что использованная им еще в первой Devil
May Cry схема управления из рук вон плоха. Ее можно сравнить с колесом: базовым элементом конструкции, который видоизменяют в зависимости от того, что именно требуется (скажем, велосипед или автомобиль). Ввязываясь в очередную потасовку с ангелами, очень быстро забываешь, что механика в основе всех трюков чероноволосой ведьмы не нова: не вызывают отторжения даже надписи «Опасность!», выскакивающие над головами враждебно настроенных монстров, когда те готовятся обрушить на героиню алебарду
или боевой тромбон. Действо чем-то напоминает файтинг – не в последнюю очередь потому, что у Байонетты есть некий базовый набор приемов, который, насколько пока можно судить, не зависит от экипируемого оружия. В половине случаев она использует для нападения собственное тело и волосы (вряд ли кто-то из вас забыл, что особенно мощные удары вынуждают ее разоблачиться!). Скажем, чтобы подвергнуть неприятеля «пыткам» (точнее, картинно прикончить), достаточно дождаться, когда накопится достаточно
магической энергии, и нажать Y+B. Тут ангельские прихвостни и познакомятся поближе, например, с крепкими объятиями «Железной Девы», утыканного изнутри гвоздями саркофага (если во время анимации приема быстро жать на «Х», недруг пострадает еще сильней, а игроку начислят бонусные очки за проворность), либо попадут под нож гильотины. Ангельские нимбы, дождем сыплющиеся с поверженных врагов, предложат тратить на покупку дополнительных умений и прокачку арсенала. Впрочем, глядя на все доступные
в демоверсии навыки, невольно сомневаешься: а потребуется ли вообще что-то, помимо уже имеющегося? С «противоядиями» от воздушных атак и подкидывающими противника в воздух ударами (как их еще называют, «лаунчерами») дела обстоят просто замечательно, разнообразных продолжений для цепочек тоже немало. Пожалуй, даже если сложить все трюки, проассоциированные с арсеналом Данте в DMC
4 или Кратоса в God of War 2, выяснится, что Байонетта располагает отнюдь не меньшим количеством финтов, даже когда не пользуется временным подспорьем вроде алебард да боевых тромбонов. Затея со сбором оружия, оставшегося после погибших врагов, сразу вызывает в памяти Conan от
THQ и чем-то напоминает розыски бонусных ножей и склянок со святой водой на уровнях Castlevania. Больше одного предмета взять не дают, в руках он рассыплется после нескольких ударов (если моргенштерн отобран у монстра-босса, то и вовсе выдержит лишь пару приемов, хотя их убойная сила окажется впечатляющей). Вещмешка для особенно ценных находок не предусмотрено, но приберечь полезную штуку до лучших времен все же удастся: нажимаешь кнопку, и вспомогательное вооружение сменяется основным. В демоверсии Байонетта
вовсю использует фирменную четверку кричаще малиновых пистолетов «Ярмарка Скарборо», ожидается, что список «вечного» снаряжения пополнится еще чем-то. Разработчики в официальном блоге вовсю намекают на дополнительные винтовки и шотганы, причем ведьма все так же сможет пристегнуть две из четырех пушек к ногам, но на полный список расщедриваться не спешат – не иначе, готовят сюрприз.
Игра постоянно ведет учет нанесенным Байонеттой ударам и вырученным за них бонусным очкам.В некоторых боях Байонетта будет автоматически телепортироваться прямо на спину босса.
Не обошлось и без еще одной разновидности «кульминаций» – итоговых приканчивающих ударов. Как только враг оказывается буквально на последнем издыхании, на экране возникает иконка – указание, какие клавиши следует жать. Волнующий момент: сейчас ведьма будет позировать почти в чем мать родила, причем едва ли не более целомудренно, чем она бы проделала одетой. Ее колдовских сил, согласно сценарию, не хватает, чтобы одновременно поддерживать иллюзию костюма и магически перевоплощать собственные
волосы в чудовищ из преисподней. Пряди струятся по ветру, точно вихрь колдовского дыма: из ниоткуда вырывается дракон с оскаленной пастью и вцепляется в жертву. И снова необходимо быстро щелкать «Х» – усиливать мощь атаки. QTE попадаются также в промежутках между разными этапами особенно значительных схваток. Камию даже начали подкалывать: неужели слава God
of War настолько не дает покоя японским разработчикам? Он непоколебим – подчеркивает, что для него гораздо важнее собственное мнение, а не популярность произведения: «Я создаю такие игры, которые мне хотелось бы пройти самому и о которых, по моим ощущениям, мечтают другие люди. Не отрицаю, я сделал Viewtiful Joe и Okami, продажи которых оказались
далеки от прогнозируемых. Но геймдизайнерам важно придерживаться своей точки зрения на то, что правильно, а что нет». И тут же вспоминает о первой Devil May Cry – мол, зачем ориентироваться на западные творения, если для начала требуется превзойти себя, ведь над экшном, задавшим тон в жанре, трудились как раз нынешние сотрудники Platinum.
Почему так, а не эдак?
Кооперативное прохождение снова в моде, но в Bayonetta нам не разрешат совместно истреблять врагов даже несмотря на то, что у ведьмы есть не менее экстравагантная соперница и когда-то соратница – Жанна. Идею в Platinum не отвергли сразу. Все-таки каким-то играм такой режим подходит идеально (Камия приводит в качестве примера Gears of War 2). Попробовали
сделать прототип, однако, протестировав, убедились, что добиться желаемого не удается. «Bayonetta рассчитана на одиночек. Вам приходится тренироваться – важна и скорость реакции, и тот настрой, с которым вы идете в бой. Но co-op требует другого, – убежден Камия, – вы можете работать в паре, делить обязанности, а это уже совсем не то, что мы задумывали. Поэтому решено было сосредоточиться на сингле».
Обратите внимание: на этом скриншоте базовое оружие ведьмы – не «Ярмарка Скарборо», а некие безымянные пистоли.Как так вышло, что Жанна ополчилась на Байонетту, пока неизвестно: в одной из сцен-воспоминаний ведьмы дерутся бок о бок.
Когда глава проекта рассказывает об оттачивании рефлексов, складывается впечатление, что битвы окажутся вовсе не для простых смертных, не привыкших подмечать мельчайшие детали анимации врагов, чтобы распознать надвигающуюся атаку. Но при этом, как уже упоминалось, в Bayonetta противников выдают гигантские сигналы-предупреждения, а составлять цепочки ударов крайне легко и просто – настолько, что даже битвы с боссами не вызывают чрезмерных затруднений. В таких условиях навык, требующий наибольшей
техничности, – «ведьминское время», переход в состояние, когда все движения неприятелей затормаживаются. Чтобы активировать «слоу-мо», нужно увернуться от вражеского выпада в последний возможный момент.
В то же время нам еще ни разу не показали самые зубодробительные уровни сложности: дело ограничилось «нормальным» и «простым» режимом. Предусмотрен и сверхоблегченный вариант – «легкий автоматический», причем Камия утверждает, что освоить его (а заодно и пройти всю игру) сможет даже гипотетическая бабушка. И подчеркивает: чтобы сделать битвы проще, создатели не оболванивают AI монстров и не подрезают им очки здоровья, а уменьшают число клавиш для ввода команд. Вы уже
волнуетесь за судьбу «харда»? Спешим успокоить: Камия настаивает, что любителям Dante Must Die и в этот раз доведется швырнуть джойпад об стену.
Для мистических надписей в Bayonetta, как ни странно, используется английский язык, но латинский алфавит разработчики сильно стилизовали. Например, на портале, из которого вылетает нога в туфле, написано: «Тьма дает мне силу» (в оригинале – from the darkness I draw my strength).Как уже упоминалось, Байонетта обучена уворачиваться от вражеских ударов. Но Камия заявляет, что «красоты в обороне нет» и намекает: мол, не прочь предусмотреть кое-какие геймплейные особенности, которые заставят игроков придерживаться тактики нападения.
Этот прекрасный ведьминский мир
Красивая (пусть и не по общепринятым меркам) сексапильная героиня элегантно – так, чтобы ее женственность подчеркивалась каждым движением, – расправляется с неприятелями. Она стройна и длиннонога, и поэтому поединки с недругами разворачиваются на фоне монументальных соборов, барочных фонтанов и статуй озорных ангелочков. Декорации, по мнению дизайнеров Bayonetta, просто обязаны быть внушительными, раз уж на сцену выходит не мускулистый мужик, а изящная девушка. Наверняка сама игра производила бы
куда меньшее впечатление, если бы все в ней буквально не кричало: посмотрите, здесь главную роль получила женщина и она устроит незабываемое шоу. Именно поэтому на спине Байонетты вырастают прозрачные крылья бабочки, когда она делает двойной прыжок, и поэтому уже другие, крошечные бабочки синими огоньками вырываются из-под каблуков ведьмы, когда она приземляется. Берешь врага на прицел, и над неприятелем зависает отпечаток алых женских губ. А когда недругам удается попасть по героине, брызги крови изображаются
как расцветающая стилизованная роза. И одновременно нет недостатка в том, что отлично бы смотрелось на сцене кабаре: игривая походка, провокационные позы. Иные углы обзора, которые выбирает камера в видеосценках, настолько рискованны, что поражаешься, как создатели умудрились не скатиться до пошлости. Bayonetta прямо-таки излучает неистребимую бесшабашность и задор.
Не терпится увидеть все остальные, до сих пор не показанные уровни, чтобы проверить, действительно ли команде Platinum удалось выдержать взятый темп и одновременно хочется не портить себе удовольствие, чтобы, уже когда появится финальная версия, следить за историей роковой брюнетки с неподдельным восторгом – надо же, и такое придумали!
Как-то Хидеки Камию спросили, кто выйдет победителем из дуэли Байонетты и Данте. Мэтр не сомневался ни секунды: «Не нашелся еще тот мужчина, который бы смог победить женщину». Конечно, это не мешало охотнику на демонов одерживать верх над прекрасными противницами. Подраться с той же Триш по-настоящему, кажется, так и не довелось, но вспомните, например, Неван (хотя можно поспорить, что тогда Камия уже не влиял на развитие сериала). Как бы то ни было, мы с нетерпением ждем выхода Байонетты на большую
сцену: Кратосу стоит поостеречься!
Интересные факты
Режиссурой боевых сцен в видеороликах Bayonetta занимается Юдзи Симомура. Он же ставил драки в DMC 3 и 4, а также приложил руку к нескольким фильмам – в частности «Противостоянию»
Рюхея Китамуры. В свое время топ-менеджеры Capcom не позволили Камии сделать продолжение похождений Данте (а позднее – заняться сиквелом Viewtiful Joe). Тем не менее, как бы сам Камия сейчас ни настаивал, что мол, теперь Devil
May Cry в его глазах – все равно, что бывшая девушка, которая долго гуляла с другими парнями и потому перестала быть интересной давнишнему воздыхателю, «плачущие дьяволы» продолжают следовать за ним. «Мы отсмотрели работы нескольких режиссеров, – говорит Камия, – но творения Симомуры-сана все равно оказались самыми лучшими». Он искренне радуется, что популярный постановщик заинтересовался проектом: кто как не Симомура сумеет превратить рядовое побоище в незабываемый
спектакль!
Прохождение в Bayonetta обставлено на тот же манер, что и во Viewtiful Joe. Уровни разбиваются на этапы (здесь их именуют строфами). Чаще всего каждая строфа – небольшое путешествие по миру игры, которое венчает схватка с мало-мальски значимым противником). И тут же наготове список с результатами: сколько нимбов выбито из ангельских на вид и чудовищных
(стоит лишь сбить броню) по сути соперников, сколько раз удалось активировать «ведьминское время», технично увернувшись от неприятеля, сколько нанесено ударов ногами и руками. В зависимости от заслуг выдают статуэтку-медаль: от каменной до платиновой.
Один из самых эффектных приемов Байонетты, для которого требуется «Ярмарка Скарборо» – стрельба с двух рук. Стоит крутануть левый аналоговый стик вокруг оси и затем зажать Y, как камера скакнет поближе к героине, а та начнет кружиться на месте, шпигуя неприятелей пулями.
Разработчики Bayonetta едва ли не первыми среди японских команд запустили англоязычный блог, в котором подробно рассказывают об особенностях создания игры. Раньше подобные материалы можно было отыскать разве что после того, как новинка попадала на прилавки, и в этом тоже была своя логика. Как отмечает в блоге геймдизайнер Хироси Сибата, сейчас рассуждать о том, как
он со товарищи делали похождения Байонетты интересными, ему несколько не с руки – ведь широкая публика (не считая тех, кто побывал на Е3 или работает в Platinum) еще не успела опробовать бои с монстрами-ангелами. Тем не менее записи вовсе не походят на рекламу и весьма интересны сами по себе – даже тем, кто не планирует в будущем создавать интерактивные развлечения. Например, выяснилось, что для устрашающего вопля одного из саммонов Байонетты – чудовищной черной птицы – за основу взяли
крик свиньи, а очки на героиню надели, потому что Камии так больше понравилось.
Единственный отрывок с платформенными элементами, который мы пока что видели, – это пробежка по охваченному огнем городу, а пазлы в Bayonetta, по словам разработчиков, будут попадаться куда реже, чем, например, в God of
War. Камия обещает, что и они окажутся необычными. Судя по всему, отыскав очередной магический пропуск-артефакт для очередной магической двери, мы сможем не только убрать с пути преграду, но и позднее использовать ключ как оружие.
О сюжете Bayonetta известно не так уж много. Камия отмахивается: мол, сценаристы придумали неплохую историю, но она нужна исключительно для того, чтобы побоища на экране не выглядели бессмысленными, а героям хотелось сопереживать. Известно, что сама Байонетта – последняя из ведьм клана Умбра (если судить по трейлерам, в клан ее вообще-то принимать не торопились – дескать, кровь нечистая), которая долго томилась в заточении. За двадцать лет до событий игры ее отыскали в ящике на дне
озера, и с тех пор она пытается узнать правду обо всем случившемся.
Байонетта умеет менять обличье, но чтобы принять альтернативную форму – стать гибкой черной пантерой – ей не нужно тратить магическую энергию. Трансформацию, клянется Камия, оставили исключительно ради красоты.
1612 Прочтений • [Превью игры Bayonetta] [12.04.2012] [Комментариев: 0]