Хорошее название – одна из главных составляющих успеха. Чем оно лаконичнее, тем легче его запомнить, даже если оно не имеет никакого отношения к геймплею (взять хотя бы Quake), ну а уж когда заголовок отражает суть игры – лучшего и желать нельзя. Но у «Спарты» есть и третий плюс – она вызывает одинаковые ассоциации что у русского, что у американца, что у немца.
Одним только названием, впрочем, достоинства этой RTS не исчерпываются. Красивой графикой никого сейчас не удивишь, античной тематикой – тоже. Что остается? Например, конструктор юнитов. Идея отнюдь не новая, но реализованная весьма интересно. Всего есть три типа воинов: легкий, средний, тяжелый, и куча разнообразного оружия.
Леонид против Ксеркса
Игровые расы отличаются друг от друга не столь сильно, как в Warcraft III (все-таки, историческая RTS), но различий хватает. Спартанцы – наиболее продвинутая нация, особенно по части осадной техники, и с отличной пехотой. В армии персов много животных и слабых, но дешевых бойцов, а у египтян целых три жреца, а не один, как у остальных. Никакого шаманства, конечно: поднятие боевого духа соратников, лечение, отравление врагов.
От изображения тонущих бойцов пришлось отказаться по требованию издателя.Для штурма развитой базы понадобятся и лестницы, и осадные башни.
Никто не запрещает взять самого бронированного бойца, выдать ему двуручный топор и лук в придачу – юнит получится мощный и универсальный. Только вот цена на него будет заоблачной, и, что более важно, пока один такой монстр «рождается» в казармах, противник успеет наплодить десяток более слабых и прийти в гости. Копья хороши против конницы, стрелы и дубинки – против целей со слабой защитой, тяжелые мечи и топоры – для расщепления вражеских щитов.
Кроме того, пехотинцу хоть и можно дать лук или пращу, он никогда не будет управляться с ними так же ловко, как произведенный в стрелковых казармах юнит. Армия, созданная без перекосов в ту или иную строну – залог победы. Со временем бойцы прокачиваются и способны дорасти даже до героев.
В мультиплеере можно будет использовать заранее созданные наборы юнитов.Впереди – царь Леонид, спартанский герой. Как в историческом, так и в игровом смысле.
Пригодится и оставшееся после убитых оружие: собрав его, не придется тратиться на новое. Точно так же захватываются колесницы, катапульты, слоны, верблюды и кони: достаточно выбить прислугу или всадников. В «Спарте» вообще нет кавалерийских юнитов как таковых, в конюшнях выращивают лошадей, а уж усадить на них можно кого угодно. В стычках животные получают травмы и рано или поздно погибают, особенно если берут на таран вражескую пехоту, но до того успевают сменить пару-тройку хозяев.
Примерно то же творится в морских битвах: если вы не расстреляли судно противника из катапульты и не протаранили (зрелище, кстати, незабываемое), есть смысл подплыть поближе и взять его на абордаж. Анимировано все просто замечательно: при развороте гребцы одного борта поднимают весла, а те, что с другой стороны, наоборот, опускают, да еще и встают со скамей, чтобы удержаться. Воины же закидывают крючья, стягивают корабли и спрыгивают на вражескую палубу. Если повезет, галера станет вашей.
Камнепад
Одно из применений возможностей физического движка – устройство ловушек. Кучи камней или бревен, расположенных в удачном месте, с легкостью унесут в могилу целый отряд врагов. Как только противник оказывается в зоне поражения, автоматически происходит обвал. Одна из миссий за греков полностью на это завязана. Персы наступают по узкому ущелью, а у игрока нет ничего, кроме горстки воинов и рабов. Единственный способ победить – понастроить (для чего и нужны рабочие) на стенках ущелья ловушек и направить их действие в нужную сторону.
«Пляж Омаха» на античный лад.В стычках животные получают травмы, особенно если берут на таран вражескую пехоту.
Тут же проявляется еще одна особенность игры: полноценное использование физической модели: корабли обладают инерцией и по ветру движутся быстрее. Ветер вообще штука опасная: одно загоревшееся от факелов вражеских солдат здание – немалая угроза для всей базы, если постройки расположены слишком близко друг к другу. А попытки починить полыхающий амбар с подветренной стороны приведут только к гибели рабочих, не говоря уж об обломках рухнувшей кузницы или крепостной стены. Даже полет каждой стрелы или снаряда катапульты честно просчитывается: рикошеты от земли, сложность попадания по быстродвижущейся цели.
Все прочие компоненты достаточно традиционны: кампании по десятку миссий за каждую из трех сторон, скирмиш, мультиплеер на 8 персон, редактор карт и юнитов. Но, как показывает практика, революционных новшеств должно быть в меру, и увлечение ими, кроме затянутой разработки, ничего не дает. Сотрудники воронежской студии это понимают – остается только пожелать им удачи.
Кузница миров
Так уж получилось, что в гости к World Forge мы приехали в разгар знаменитого аниме-фестиваля. И пока отдельные несознательные сотрудники наслаждались жизнью и гуляли по Воронежу, ваш покорный плотно общался с разработчиками. Но поездка все равно удалась.