Пипбой хитро подмигивает мне с ярлычка Fallout 2. Он знает: рано или поздно я вернусь под палящее солнце радиоактивной пустыни. В мир, где рухнуло привычное устройство и значение имеет лишь, кто сильнее. В Black Isle не только придумали, как уничтожить человечество, но и поразмышляли, какие новые, подчас весьма странные общественные формы возникнут на развалинах цивилизации. И это, на мой взгляд, самая сильная черта постъядерной дилогии.
«Санитары подземелий» – тоже своего рода эксперимент, попытка смоделировать этакую «Австралию» далекого будущего. Планета, заселенная уголовниками всех цветов кожи, сосланными на пожизненный срок – как они уживутся друг с другом? По мнению Гоблина, придумавшего игровую вселенную, всеобщей анархии не возникнет; человек – тварь стадная, и инстинктивно стремится стать членом группы с четкими правилами поведения. Благо, у осужденных есть богатейший свод «понятий», вполне заменяющих законы. А уж ксенофобия, не сдерживаемая никакими нормами, цветет буйным цветом. «Желтые» ненавидят «черных», «арийцы» – белых, живущих рядом с цветными, бывшие сотрудники органов преследуют уголовников, а дикари-людоеды вообще ловят всех без разбора.
Критические ранения – коварная штука. Можно упасть и больше уже не встать.Казино «Счастливое очко» – центр культурного досуга в Северном городе.
Главному герою, как диверсанту, работающему «под прикрытием», придется с волками жить и по-волчьи выть – иначе бесславно погибнешь и задание командования провалишь. Сценарий эту нехитрую истину доносит с прямолинейностью катка. Стоит вам вспомнить паладинское прошлое и кинуться помогать сирым и убогим – не выберетесь дальше кочегарки в промзоне. Начнете хамить и пытаться решить все споры силой – перебьют ломом руки-ноги и кинут на съедение диким собакам. Авторы не предлагают «хорошей» или «плохой» линии поведения, не ставят никому оценок – крутись, курсант, генералом станешь.
Быть жестоким, но без зверства, уступать сильному, но сохранять лицо, шутить, когда уместно, и держать язык за зубами, когда трепаться не стоит. А главное – бить первым, когда собираются убить тебя: правила просты, но чистеньким не останешься при любом раскладе. Выбился из кочегаров в охранники – а сменщик тем временем помер от непосильной нагрузки. Примирил враждующих шахтеров, выслужился перед начальством – но судьба паренька, из-за которого все началось, крайне незавидна. Идти по трупам, выбивать показания, подставлять и воровать – работа разведчика не для белоручек.
Автор, которому я выдал диск с бета-версией, – взрослый человек, давно избавившийся от юношеского максимализма. Но через пару дней он вернул игру, сказав, что писать про подобное отказывается. Не мне его судить: «Санитары» – проект чрезвычайно жесткий, вызывающий, неполиткорректный и по отсутствию морализаторства превосходит даже Fallout. Эпатаж Postal 2 и комиксовое насилие GTA III не идут ни в какое сравнение с мрачной, безысходной и от того пугающе жизненной действительностью «Матросской тишины».
Малиновый пиджак – показатель немалого статуса. Откуда он у простого торговца?Чернокожие шахтеры отказываются работать без волшебных кирок, зачарованных шаманом.
Женщин на планету ссылают за провинности перед братвой (а кого и просто так), предварительно стерилизовав – если хватит духу, можете послушать их истории. NPC в начале игры не объясняют, как пользоваться интерфейсом, а учат, как не «запомоиться», общаясь с «петухами». Разработчики вообще не чураются гомосексуальной темы: система табу, сложившаяся в компьютерных играх, по их мнению, удивительно непоследовательна – истреблять врагов сотнями с особой жестокостью можно, фонтаны кровищи – пожалуйста, но как только дело доходит до запретных тем – ни-ни. Матерную брань, впрочем, издатель в проект все же не пропустил, хотя словечек типа «вафел» в диалогах предостаточно. Можно, конечно, смеяться над особо заковыристыми шуточками героя, чернокожим резидентом-расистом, «Нуль-Т» переходами, револьвером «Лаврентий Б.» и шапкой «Кин-дза-дза»: спрятанных в игре отсылок и цитат хватило бы на еще один «смешной перевод», но на первый план, в отличие от «Братвы и кольца», они не выходят.
Если же отвлечься от содержания и посмотреть на форму, нас ждет удивительно качественная RPG: срисованная со SPECIAL ролевая система, с перками и «любимыми» умениями, ветвящиеся диалоги, свободное перемещение по карте, десятки видов оружия и брони с возможностью прикрутить прицел или поставить дополнительные пластины. Основная задача одна – найти место постройки космического корабля, на котором заключенные хотят сбежать с планеты, а попутно разыскать остальных членов диверсионной группы «Упырь», которых раскидало при посадке в разные стороны.
Выполняя приказ, вы вольны заниматься чем угодно – браться за мелкие поручения, подрабатывать заказными убийствами, отправляться за опытом и трофеями в «случайные стычки»… Хорошо подвешенный язык пригодится не меньше твердой руки: совсем уж «мирного» прохождения не получится, не то место, но многих драк удастся избежать. Интересная особенность ролевой системы: вторичная характеристика «Отношение», которая влияет на разговоры с NPC, зависит не только от «Внушительности» героя, но и от того, что на нем надето, какое оружие в руках, и сколько человек в команде. Гопнику во рванье, дешевых ботинках и с ржавым ножом даже торговец на рынке не скостит цену. А вот с отрядом мрачных мужиков в бронежилетах и с пулеметами спорить мало кто отважится.
Все оружие на планете изготовляется кустарно, поэтому внешний вид стволов самый разнообразный…В теории, можно слепить физиономию по вкусу. Но даже до Silent Strom редактору внешности очень далеко.
Если добром договориться все же не удалось, начинается бой, весьма незатейливый – расстреливаем врагов, пока не подбежали, потом достаем кувалду и проламываем черепа «критическими» ударами. Включили паузу, сожрали медикаменты, продолжили. Больше всего похоже на Baldur’s Gate или Fallout Tactics. Хочется отметить удобство переключения между огнестрельным и холодным оружием и типами атаки: одиночными или очередями, рубить или метать… Анимация, впрочем, не впечатляет, и выглядит все весьма скучно.
Это же можно сказать о графике в целом – сами уровни проработаны на пять с плюсом, а блеклость текстур следует списать на окружение – чай, не на курорте. Но в сюжетных сценках нехватка полигонов и мимики у персонажей очень уж режет глаз. Однако фанатов Fallout, которым в первую очередь понравится игра, этим не напугаешь. Оценивать подобный проект вообще крайне сложно, и в обзоре мы постараемся это показать.
«Ваше главное оружие – Божье слово и доброта». «Санитары подземелий» – заслуженный долгострой. Впервые об игре стало известно еще в 2002 году. Тогда у нее был подзаголовок «Упыри в крысятнике» и изометрический движок, но сюжет уже тогда определился – приключения гвардейца-десантника на планете лагерного типа, рассказанные с невиданной жестокостью и цинизмом. После долгого молчания, в 2004 году создатели напомнили о себе и начали сотрудничать со SkyFallen Entertainment, позаимствовав технологию у находившейся тогда же в разработке «Магии Крови». При этом с самого начала в проект мало что попало из книжки-первоисточника, кроме названия и имен главных героев. Впрочем, участие ударного дуэта Дмитрия «Гоблина» Пучкова и художника Тимура Муцаева вселяет уверенность за результат, и игра способна стать столь же культовой, как книжка.
1913 Прочтений • [Превью игры Санитары подземелий] [12.04.2012] [Комментариев: 0]