Приютившаяся в углу зала Business Lounge «Ярмарка проектов» на КРИ 2006 доверия не вызывала – неприметный закуток с десятком компьютеров и несколько творцов с горящими глазами, внимательно вчитывающихся в название компании и должность на бэджике каждого подходящего: вдруг издатель? Вокруг происходило столько всего интересного, что особого внимания ярмарке я не уделял. А вот Миша Разумкин, который входил в состав жюри, волей-неволей должен был посмотреть все проекты. На второй день конференции мы обсуждали возможных победителей, и тут в разговоре впервые всплыло это название – «Коллапс». В ответ на мое удивление Миша изменился лицом и жестами попытался показать, что же он видел. «Там, ух, он бежит, а на него как напрыгнут, а он их мечом, а тут снайпер, а он его из автомата, а еще мины, мотоциклы, туда, сюда, все взрывается!» Выбора не оставалось – и я пошел смотреть, что же так впечатлило бывалого журналиста.
Проект заслуженно получил награду «Лучшая игра без издателя», а уже к окончанию КРИ таковым не являлся – компания «Бука» тоже заглянула на «Ярмарку». Прошло полгода, разработка продолжалась, и в октябре мы решили посмотреть, как выглядит игра нынче. До релиза еще целый год, и предстоит очень много работы, но и сейчас, как и весной, не пропадает удивление – неужели это правда делают в Киеве?
Правда, в Киеве: один из уровней в дизайн-документе называется «Дорога к Майдану», а в папке с рабочими материалами у продюсера лежат десятки фотографий украинской столицы, на основе которых создавались текстуры для зданий. Невысокие полуразрушенные дома с выбитыми стеклами; скверики с ржавыми оградами, пожухлой травой и голыми деревьями; потрескавшийся асфальт, усеянный увядшими листьями; уткнувшийся в стену троллейбус: пожалуй, столь же мощное дежавю вызывает лишь начало Half-Life 2 и свежевышедшая You are Empty.
Метким выстрелом подрываем машину и заодно избавляемся от минного поля.В башне таится разгадка всего произошедшего в аномальной зоне и причины ее появления.
Облака окрашены закатом, на горизонте виднеется загадочная и зловещая башня в обрамлении лениво кружащих прямо в воздухе обломков – когда выдается минута покоя, картинку хочется вырезать из монитора и вставить в рамочку. Но спокойствие обманчиво: лучи лазерных прицелов врываются в поле зрения, на мгновение ослепляют и начинают жадно шарить по экрану. Вот они перекрещиваются, и пули выбивают каменную крошку из мостовой там, где только что находился герой – отчаянный кувырок в сторону спас нам десяток процентов здоровья. Краем глаза замечаешь темный силуэт в окне дома напротив, озарившийся вспышкой еще одной очереди. Меч сам прыгает в руку, и резкими, короткими перебежками последний Лорд аномальной зоны добирается до здания с засевшими снайперами – жить им осталось недолго.
На сайте издателя жанр «Коллапса» указан как non-stop action, и, как бы претенциозно это ни звучало, действие и в самом деле не прерывается ни на секунду. Враги поджидают на крышах, в оконных проемах, за каждым углом и в каждой подворотне. Стреляют, набрасываются с мечами, вылупляются из коконов, вылезают из вентиляции. В текущей версии их не так уж много разновидностей, но для каждой приходится избирать особую манеру боя. Снять снайпера метким выстрелом; держась на расстоянии, расстрелять из пистолета орду «жучков»; против простых солдат и зомби в ход идет холодное оружие.
Саундтрек
Музыкальное сопровождение к игре пишет группа NewTone (бывшая AXESS DENIED). Мелодия за ее авторством звучит в официальном трейлере «Коллапса», а приблизительно в первом квартале 2007 года выйдет сингл NewTone!, в который войдут 5 композиций группы и, возможно, демо-версия игры. За новостями следите на сайте разработчиков.
Переключение с меча на пистолет происходит очень быстро, и слэшер тут же превращается в шутер.Внешний вид монстров специально сделан нарочито извращенным, чужеродным. Обратите внимание на черепа.
Боевая система невероятно проста и одновременно изящна: одно нажатие клавиши – простой удар, ещё два и третий с промежутком в полторы секунды – «вертушка», полезная против нескольких противников, и так далее. Клик-клик, клик-клик-клик: обучаешься быстро и действуешь на рефлексах. И вот уже Родан (так, кстати, зовут героя) в прыжке бьет зомби в грудь обеими ногами, приземляется, вновь взмывает в воздух и отталкивается от стенки, в кувырке обрушивается на оставшихся врагов; мощный добивающий удар, от которого гудит пол, знаменует конец схватки.
А ведь еще есть «энергетические удары», которые Родан изучает по ходу игры. Один из них – остановка времени. Все, к чему прикасается в этом режиме герой, получает от него часть энергии и на короткий промежуток времени двигается. Невероятно удобная штука для расстрела стай «жуков», рубить которых мечом – замучаешься. А так, нажал на кнопку, навел по очереди прицел на каждого – а потом только смотришь на разлетающиеся ошметки. При желании даже можно подбежать под собственные пули. Второй из работающих в текущей версии приемов просто расшвыривает врагов силовой волной. Очень кстати пришлась возможность объединять удары. Предвкушающие свежую человечинку зомби подбираются к герою все ближе, но застывают нелепыми статуями – и еще через биение сердца разлетаются, как тряпичные куклы, сшибая стулья, столы и приборы на них. Продюсер замечает: «Вы пока не смотрите на физику и ragdoll, их еще доработают». Но право, многие из уже вышедших проектов не способны похвастаться даже таким уровнем интерактивности. Чего уж говорить о подлетающих от взрывов машинах или обрушении целых стен домов.
Поединок с боссом знаменует завершение пресс-версии.Система разрушения уровней в действии. Взрывающиеся бочки – привет из Doom.
Поединок с боссом в лаборатории заслуживает отдельных слов: гигантская туша занимает весь проход, а если пытаться спрятаться от нее на лестницах по бокам, мощными ударами об стены, от которых содрогается весь уровень, вскоре скидывает Родана вниз – если, конечно, не успеешь отвернуть вентиль и отпугнуть тварь выбросом пара. Оружие бесполезно и лишь ненадолго замедляет монстра; единственный способ победить – серией энергетических ударов отпихнуть его в домну, да и то одного раза не хватит. Обуглившийся, но от того еще более злой босс вырывается из огня с громоподобным ревом, и игра в кошки-мышки продолжается. И это лишь один из обещанных боев!
К сожалению, гонки на сверхскоростных мотоциклах, для которых даже выстроили постапокалиптический «мост через Днепр», в релиз не попадут. Разработчикам не понравилось, что режим получился слишком упрощенным, но на создание полноценного геймплея времени у них нет, а делать «чтобы было» не в их духе. Что ж, причина вполне уважительная и похвальная, к тому же они обещают обязательно включить гонки в дополнение.
Кое-где попадаются силовые поля. Путем нехитрых поисков их нужно отключать.Боевая акробатика – первое, на что обращаешь внимание при знакомстве с игрой.
Что точно в игре будет – так это изобилующая неожиданными поворотами история, яркие характеры главных и второстепенных героев, несколько видов холодного и огнестрельного оружия и необычный дизайн уровней, в котором привычные улочки городов и лаборатории сочетаются с вкраплениями чуждых, инопланетных сооружений. Мелькающая на картинках загадочная девушка, Лорд-самозванец, пытающийся разузнать секрет энергетических ударов, разгадка причин появления аномалии – в общем, нас ждут не только стрельба и рубка.
Константин Говорун, увидев ролик «Коллапса», воскликнул: «Это же «Принц Персии»!». И знаете – он прав. Детище киевлян не уступает зарубежному блокбастеру ни в напряженности, ни в разнообразии, ни в боевой системе, а по графике так и вовсе превосходит. И, вполне возможно, в следующем году поборется на равных с Assassin’s Creed от той же Ubisoft.
Сюжет
Завязка сюжета отчасти напоминает другую украинскую разработку – пресловутый S.T.A.L.K.E.R., хотя по жанру проекты различаются весьма сильно. В 2013 году в центре Европы произошла катастрофа, причины которой так и остались тайной. Большая часть западной Европы превратилась в огромную аномальную зону. Огромное количество людей погибло или пропало без вести, а те, кто выжил, рассказывали невероятные вещи. Зона не просматривалась со спутника, а всякие попытки изучить ее давали скудные результаты...
Спустя десять лет затишья после катастрофы, случилось то, что позже назовут Первой Агрессией – аномалия начала стремительно разрастаться, захватывая территорию Европы и порождая тысячи кровожадных существ. Однако по непонятным причинам они так и не приспособились к земным условиям, и вскоре зона затихла. Вокруг аномалии воздвигли стену из бронеплит, защищённую минными полями и пулеметными гнездами, и не успевшие эвакуироваться из зоны оказались навсегда отрезаны от остального мира.
Прошли годы, люди оставшиеся в зоне, начали создавать небольшие поселения. Так появились первые кланы, ведомые Лордами – людьми, обладающими достаточной силой и мужеством вести за собой других. Действие игры разворачивается в 2096 году, во времена Второй Агрессии, уничтожившей большинство кланов. Молодой воин Родан, выросший в зоне, стремится выяснить истинные причины смерти своего отца, одного из последних Лордов. Однако ему предстоит сыграть гораздо более важную роль в этой истории…