В чем Bethesda Softworks не откажешь, так это в умении нагнетать ажиотаж: о третьей и четвертой частях The Elder Scrolls можно сказать многое, и далеко не все – лицеприятное, но рекламные кампании отличались размахом и, так сказать, полнотой охвата. Интервью и превью на каждом мало-мальски значимом сайте, шумиха по поводу каждого нового опубликованного
скриншота и бурные обсуждения по совсем уж пустячным поводам: ах, капитан Пикард озвучит императора.
Первый показ Fallout 3 на прошлогодней Е3 вызвал не меньшие информационные волны: многочисленные статьи, обложки журналов и… яростное неприятие фанатов. Впервые после окончания затянувшейся агонии Interplay и закрытия Black Isle отчаявшиеся поклонники нашли, куда выплеснуть накопившуюся злость и негодование. Вид от первого лица? Бои в реальном времени? Создание персонажа
через выбор реплик в диалогах? Что это еще за Oblivion с супермутантами? Разъяренные посты на форумах напоминали претензии любителя греческой мифологии к фильму «Троя». Или толкиениста старой закалки – к трилогии Питера Джексона. И в общем-то, имели под собой ровно столько же оснований. Да, сегодня большинство подростков считают, что Леголас
прыгал у муммаков на голове и катался на щите, как на сноуборде, но посмотрим правде в глаза: чтобы отбить многомиллионный бюджет, «Властелина колец» можно было экранизировать только так.
Такой ролик показывают каждый раз после включения паузы и использования очков действия. В данном случае герой целился в ногу супермутанту и сумел нанести критическое повреждение.
Недавно в Париже, сразу после Ubidays, мы пообщались с Питом Хайнсом (Pete Hines), вице-президентом Bethesda по маркетингу, который прекрасно все это понимает. Его усилия по возрождению потраченного молью сериала The Elder Scrolls – отличный пример. Daggerfall, безусловно, классика жанра, но вместе с тем – несбалансированная,
забагованная и слишком сложная игра. А о Redguard и Battlespire вспомнят сейчас разве что знатоки. Но это не помешало Morrowind стать одной из лучших RPG на Xbox и обзавестись тысячами любительских дополнений и модов – уже в версии для PC.
Обе части Fallout, несмотря на культовый статус, не поставили рекордов по продажам, а дальнейшее развитие сериала и вовсе зашло в тупик. Больше стратегическая, чем ролевая, Tactics и консольный экшен Brotherhood of Steel получились не то чтобы совсем дрянными. Но – выпущенными непонятно для кого: фанаты негодовали, а остальные
покупатели в силу незнакомства с первоисточником прошли мимо.
Бывалый пиарщик считает, что за прошедшее с выхода второй части десятилетие образ мира после ядерной войны все еще остается незатасканным – новых удачных проектов, считай, не было. Что при этом важно – игра должна быть того же жанра, что успешный оригинал, потому что эксперименты до добра не доводят. Взять хотя бы Might & Magic или X-Com. Именно поэтому Bethesda выкупила все права у Interplay, чтобы полностью управлять судьбой сериала.
Самый спорный момент – похожесть на Oblivion, но если задуматься, иначе и быть не могло. Студия всю жизнь делала RPG от первого лица, чем и завоевала признание многомиллионной аудитории – это гораздо больше, чем 400 тысяч человек, купивших две части Fallout. Делать то, что у вас получается лучше всего, и рассчитывать на массовый рынок – что в этом плохого? К тому же основные принципы в The Elder Scrolls те же самые: обширный мир со свободой
перемещения, гибкая ролевая система и нелинейный сюжет.
Дипломатам на заметку
Сериал Fallout всегда отличался тем, что персонаж с высокими значениями интеллекта и обаяния, а также прокачанным навыком разговора (Speech) мог выпутаться почти из любой ситуации, не прибегая к насилию. Третья часть не станет исключением – вкладывая очки в Speech, открываешь дополнительные реплики в диалогах, приносящие дополнительное вознаграждение или дающие новые задания. От значения умения зависит вероятность (40, 60, 80 процентов) убедить NPC в своей правоте – если попытка
провалена, его отношение к герою ухудшится и в следующий раз шанс будет еще меньше. Кроме того, иногда в беседе пригодятся и другие умения – скажем, блеснуть техническими или медицинскими познаниями.
Создание персонажа преподнесено достаточно оригинально – мы пестуем героя прямо с момента рождения. То есть буквально с первого крика в родильной палате. «Какая прелесть! Это (выбираем пол) мальчик! Как же мы его назовем? Пожалуй (печатаем имя), подходит ему больше всего». Затем врач включает прибор, который позволяет увидеть, каким младенец будет, когда вырастет, и мы настраиваем его внешность с помощью редактора. Как и в Oblivion, изменять можно массу параметров: цвет кожи,
прическу, форму носа и губ, расположение и разрез глаз…
Как только с этим покончено, акушер снимает маску и… оказывается отцом героя, с похожими чертами лица. После чего его внимание переключается на резко ухудшившееся состояние супруги. Мать умирает при родах, а мы переносимся на год вперед, где в детском манеже учимся ходить, подбирать и перемещать предметы, а также знакомимся с книжкой «You are S.P.E.C.I.A.L.». Листая страницы, распределяешь очки характеристик – силу (Strength), восприятие (Perception), выносливость (Endurance), обаяние
(Charisma), интеллект (Intelligence), ловкость (Agility) и удачу (Luck).Потом мы снова переносимся на несколько лет вперед, в десятый день рождения героя, где ему дарят личный компьютер Pip-Boy. Осваиваясь с техникой, выбираешь «любимые» умения (tagged skills) и врожденные особенности (traits). Интересно, что уже здесь появляются развилки в сюжете: от того, захотите ли вы поделиться тортом с местным хулиганом и его приспешниками, зависят дальнейшие отношения с этой шайкой, когда герой подрастет.
В 16 лет мы получаем в подарок простенькое ружье и знакомимся с боевой системой, а когда персонажу исполняется 19 лет, его отец загадочным образом исчезает из Убежища 101. Мы отправляемся на его поиски, и начинается, собственно, сама игра.
А значит нас ждут приключения на загаженных радиоактивным мусором просторах округа Колумбии. Поселения, построенные на руинах некогда цветущих городов, исследования катакомб, сражения с супермутантами и рейдерами, штурм Капитолия… Игровой мир по размеру меньше, чем в Oblivion, но более разнообразен: никаких клонированных подземелий. Исследовать его можно как на своих двоих, так и «телепортируясь» между точками на карте, – только сперва придется узнать о нужном месте
из разговора с NPC.
Подземелья из Oblivion сменили заброшенные офисы, населенные не менее опасными тварями.Пунктиром показаны самые пострадавшие части тела. Для восстановления можно вколоть стимпак в каждую по отдельности.
Путешествия пешком – источник побочных квестов. Можно угодить в засаду бандитов, обнаружить тайник с редкими вещами, помочь торговцам отбиться от нападения deathclaw… Переносной компьютер Pip-Boy теперь работает еще и как радиоприемник: прослушивая разные частоты, услышишь немало интересного. Во время презентации нам показали, как герой случайно ловит призыв о помощи, после чего пытается найти его источник. Следя за мощностью сигнала, он обнаруживает полузасыпанный бункер и… три скелета
внутри: семейная пара с маленьким ребенком так и не дождалась спасателей и умерла от голода, а передатчик все это время продолжал транслировать SOS. Подбираем немного медикаментов и другого барахла из шкафчика и движемся дальше: в суровом постъядерном мире не место сантиментам, и нам лекарства нужнее, чем умершим.
На заброшенной автомобильной свалке пара рейдеров пытается расправиться с собакой: один получает пулю в голову, другой пытается спрятаться за ржавыми остовами. Меткий выстрел – и миниатюрный ядерный реактор под капотом ближайшей машины взрывается, вызывая цепную реакцию по всему ряду. Хозяин пса, к сожалению, тоже лежит хладным трупом неподалеку. Зато у нас появляется верный спутник, который и в бою подсобит, и найдет какую-нибудь еду или полезную вещь в окрестностях.
Припасы и напитки нужны для поправления здоровья, правда, всегда есть риск облучения: выпив найденную баночку нюка-колы, стоит проверить полученную дозу. Это не единственная опасность для организма: во время боя герою могут повредить руку или ногу, и тогда он не сможет использовать тяжелое оружие или быстро бегать. Разные части тела лечатся по отдельности, и вообще эта система сильно напоминает о Deus
Ex. Как и сражения: хотя целиться и стрелять нужно как в обычном шутере, чем больше прокачан навык владения данным видом стволов, тем меньше разброс и выше урон.
Бандиты в мифриловых кольчугах
Одной из главных проблем Oblivion была подгонка врагов под героя – когда персонаж достигал определенного уровня, в лесах вместо волков вдруг появлялись медведи, а бандиты в подземельях все как один из кожаных доспехов переодевались в стальные кольчуги. Таким образом, пропадал смысл в прокачке – каким бы могущественным ни был герой, его везде встречали достойные соперники, а находимые трофеи были одинаковыми независимо от того, где найден сундук с сокровищами. В Fallout 3 в определенных местах эта
система сохранится, но сюжетно важные локации населены монстрами, которых в самом начале победить просто невозможно. Прежде чем лезть на штурм базы супермутантов, придется немало времени уделить самосовершенствованию.
Единственное наследие пошаговой системы – так называемый режим V.A.T.S. У нас есть определенное количество очков действия (action points), которые можно потратить, поставив игру на паузу. Целишься противнику в голову или ногу (а то и нескольким врагам сразу, хватило бы очков) и вновь пускаешь ход времени. После чего нам показывают в замедленной перемотке, как персонаж отстреливает мутантам жизненно важные органы. Вероятность попадания в туловище и голову, а также нанесения критического урона различается
и зависит от характеристик персонажа.
Эти ролики не срежиссированы заранее: разброс пуль просчитывается в реальном времени, да и монстры грызть героя не перестают, если успели подобраться поближе. Количество очков действия и скорость их восстановления зависят от значения ловкости. Регенерация AP любом случае гораздо выше, если спокойно стоять на месте, так что беспрестанно пользоваться волшебной кнопкой в разгар боя не получится.
Оружие изнашивается от постоянного использования, от чего снижается наносимый им урон и надежность. Чтобы не оказаться с заклинившим автоматом среди стаи диких гулей, нужно регулярно заглядывать в рюкзак и разбирать более потрепанные экземпляры на запчасти, чтобы починить любимую винтовку. То же самое касается брони. Она, кстати, не повышает шанс увернуться от гранаты, как это обычно принято в RPG. Но вот часть повреждений на себя примет. А самые тяжелые образцы существенно замедляют передвижение, особенно
если тащить на себе кучу всякой всячины. Головной убор теперь идет отдельно, поэтому можно щеголять, например, в кожанке и шлеме от силового доспеха (включив вид от третьего лица).
Книжка с картинками, листая которую распределяешь очки характеристик. Здесь ничего не поменялось – значение может быть от 1 до 10, в начале все равны 5. Есть пять дополнительных очков, и еще можно пожертвовать обаянием, допустим, в пользу силы.
К сожалению, на презентации не показали ни одного города, только шастанье по пустоши и сражения с монстрами. Между тем авторы обещают разветвленный сюжет и множество концовок, зависящих от действий игрока. Большую роль при этом играет система кармы, знакомая по прошлым частям. Если активировали неразорвавшуюся ядерную боеголовку, расположенную в центре городка Мегатонна, не удивляйтесь потом, что Братство Стали не хочет иметь с вами дела. Вступить в этот постапокалиптический рыцарский орден, к слову, не получится
– в Fallout 3 не будет никакого подобия гильдий, привычных по The Elder Scrolls. Есть несколько враждующих группировок, у которых можно брать задания, но полноценного продвижения по службе не получится. Также от кармы зависит, кто вызовется нам в попутчики – наемник, паладин или работорговец. Спутник-NPC, не считая собаки, может быть только один, и его поведение в бою можно настраивать через диалог, как в Fallout 2.Вообще, сюжетную часть до
сих пор показывают весьма обрывочно, а диалоги после Mass Effect выглядят старомодно – никакой тебе жестикуляции и разных ракурсов, просто классическая «говорящая голова» и выбор реплик. Много нареканий у фанатов вызывает и превращение супермутантов в этаких кровожадных орков, уничтожающих все живое, – хотя в Fallout 2 они вполне мирно
сосуществовали с людьми. Из той же оперы – дикие (feral) гули, которых радиация не только обезобразила, но еще и превратила в безмозглых зомби. А уж когда в одном из бункеров герой схватился с «боссом» – гулем, излучающим радиоактивное поле, происходящее совсем стало похоже на какую-нибудь Hellgate: London. Пит Хайнс, впрочем, уверяет, что и с гулями,
и с мутантами можно будет найти общий язык.
Теперь пес не только поможет в драке, но и принесет разбросанное по полю боя оружие.Раздобыть силовую броню и миниган можно будет только ближе к концу игры.
Разработчики RPG раз за разом наступают на одни и те же грабли: в попытке привлечь более широкую аудиторию заимствуют элементы более популярных жанров. Да, механика шутеров, пожалуй, самая простая, но без хорошей картинки и вменяемого AI не стоит и ломаного гроша (в дополнение ко всем перечисленным играм можно вспомнить Vampire: The Masquerade –
Bloodlines). Демонстрация лишь укрепила меня в этом убеждении. К тому же Bethsesda, похоже, так и не нашла вменяемых аниматоров – NPC-«буратины» и их удивительная способность «скользить» над землей были предметом критики еще в обзорах Morrowind. А лучше, к сожалению, не стало, да и движок – не Unreal 3.
При этом общий художественный стиль весьма хорош: интерфейс Pip-Boy, дизайн монстров и оружия, пейзажи пустоши и интерьеры поселений выдержаны в хорошо знакомом ретродухе – как будто бы Третья мировая началась в 50-х. Ламповые компьютеры, гофрированные трубки на шлемах, ржавые вентили, пузатые автомобили…Но вместе с тем обилие серого и коричневого цветов еще больше подчеркивает недостатки графики. А с учетом того, что выход игры намечен на октябрь, вряд ли что-то заметно улучшится. С
другой стороны, мы ждали продолжения 10 лет не ради шейдеров – и как ролевая игра Fallout 3, безусловно, заслуживает внимания.
Проделки Самоделкина
Навыки Science и Repair никогда не были в числе жизненно необходимых – отстреливаться от бандитов надо, какая тут электроника. Однако некоторые квесты без прокачанного умения было попросту не пройти. В третьей части опытный техник сможет из подручных средств собрать новое оружие – например, портативную катапульту, в которую можно заряжать всякий хлам, хоть плюшевого медведя. Так что, найдя ржавую трубу, не спешите ее выбрасывать. Глядишь, получится базука. Правда, сначала нужно еще отыскать схему
сборки, как в Arcanum. Схожим образом устроены апгрейды – то есть, нельзя просто приделать оптический прицел к винтовке. Нужно найти чертеж, и собрать снайперку из запасных частей. А еще можно наткнуться на сломанного охранного робота, активировать его и использовать в качестве пушечного мяса.
Один из этапов создания героя – его десятый день рождения.Помимо уже знакомых существ вроде двухголовых коров-браминов и deathclaw появятся и новые монстры.
1383 Прочтений • [Превью игры Fallout 3: Презентация в Париже] [12.04.2012] [Комментариев: 0]