Вернемся в прошлое, ведь так приятно оглянуться назад и оценить замечательный путь, пройденный Creative Assembly и ее великолепной серией Total War. Когда-то, в далеком 2000 году, когда жанр стратегий задыхался от бесконечных RTS и казалось, что авторам, в нем работающим, уже не выйти из тупика, лучом света в темном царстве стала Shogun: Total War. Великолепный симулятор тактических сражений – исторически точный, учитывающий мораль и прекрасно приспособленный
для игры родами войск. Да, разумеется, не обошлось и без недостатков: стрелки тогда с удивительной меткостью убивали только врагов, даже вступивших в рукопашную схватку, что не добавляло сражениям реализма. Но за потрясающее пиршество тактических возможностей можно было простить все что угодно. Особый восторг вызывал мультиплеер на шестерых: разбившись на две команды, геймеры сталкивались именно с теми проблемами, которые возникали у командующих флангами в настоящих сражениях, – координировать действия
было совсем непросто. Как сейчас помню: «Сергей, куда ты делся, мы тут бьемся со всей их армией! – Провалиться этому чертову туману, я не знаю, где нахожусь!» Это поистине незабываемо!
Потом было множество новых открытий и улучшений геймплея – наверняка кто-то припомнит свои ощущения и… выражения, когда пушка в Medieval стреляла по швейцарской баталии и ядро скакало, выкашивая ряды швейцарцев? Так появилась артиллерия. Словом, много чего было. И вот мы в очередной раз, можно сказать, почти дождались! Готовится пятая часть великолепного сериала – Empire:
Total War, посвященная XVIII веку.
Пара слов об истории
Конечно, немного жаль… И немного странно – к сожалению, разработчики почему-то пропустили эпоху «мушкета и пики» – XVI-XVII вв., интереснейший период с точки зрения тактики и военного дела, не говоря уж о многочисленных технологических переворотах, случившихся за это время. Но эпизодов Всемирной истории, отвечающих идеологии сериала, осталось не так уж много: Наполеоновские войны, «мушкет и пика» да эпоха колесниц – вот, пожалуй, и все. Так что дождемся когда-нибудь
и этого счастья.
Пожар на корабле: пока занялись только паруса да мачты. В общем, этот корабль уже фактически неподвижен и беззащитен.Загадочная мясорубка. Вроде бы, судя по форме, это середина века… Но в это время солдаты строились уже только в три шеренги, а тут – глубокие колонны.
В конце концов, и «война в кружевах» – период поистине великолепный! Впервые в истории возникают конфликты, по протяженности театра военных действий сопоставимые с двумя Мировыми войнами. В Семилетнюю войну боевые действия ведутся в Африке, Индии, Америке, не говоря уж об истоптанном солдатскими сапогами нашем континенте. Экспедиции европейцев отправляются в наиболее отдаленные уголки Земли и встречаются там с самыми разными и самыми странными армиями – от застрельщиков-индейцев, обучающих
цивилизованных захватчиков позабытой тактике одиноких стрелков в цепи (за которой будущее!), до индийских ракет, скопированных англичанами под названием «боевых ракет Конгрива».
Интересна и политическая история тех времен. Выбранный период охватывает Войну за Независимость САСШ (отцы-основатели были поскромнее современных американцев, и страна называлась Северо-Американские Соединенные Штаты), французскую революцию и ранние кампании Наполеона Бонапарта – еще в качестве безвестного генерала Республики и простого первого консула.
Кстати, нам обещают отдельную кампанию, посвященную Войне за независимость. И говорят, достаточно вольную, так что можно будет попытаться обрести независимость в других обстоятельствах и в другое время.
За море? Корабли?
Эта эпоха – дальних земель, приносящих несметные богатства, морских путешествий и начала мирового господства Англии. Морских путешествий? Наверное, на кораблях? Да! И разработчики не обошли вниманием «огромное значение господства на море». Впервые в серии мы получим реальное командование флотами – и эти морские сражения авторы обещают сделать не только очень интересными, но и фантастически красивыми.
Игрок может получить под начало до двадцати судов. Мало? Учитывая, что экипаж линейного корабля насчитывал от 600 до 1000 человек, нас совсем не обделили подчиненными. Конечно, под нашим командованием не только линкоры – есть и фрегаты, и бриги, и прочая мелочь. Они отличаются скоростью, маневренностью и силой залпа.
Тихий такой, спокойный абордаж… Немного задумчивый…А вот специальностей у членов команды нет. И парусами управляют, и на абордажи ходят, и из пушек стреляют все одни и те же матросы-универсалы – ни тебе морской пехоты, ни артиллеристов.
В игре можно будет попробовать и первый пароход (как известно, проект чудо-судна предлагался Наполеону, но Бони счел его чересчур фантастическим). Пароход гораздо менее быстроходен, нежели парусник или гребное судно, зато никак не зависит ни от силы, ни от направления ветра, которые будут оказывать огромнейшее влияние на скорость и маневренность остальных посудин. В соответствии с добрыми традициями серии, все суда – точные копии реальных плавсредств.
Не подкачала и тактика. Каждому суденышку адмирал сумеет задать тип атаки – авторы упоминают о возможности вести огонь по мачтам корабля или по корпусу, наверняка будут еще варианты залпов картечью по палубам – чтобы перебить абордажную команду противника.
Английский линейный корабль тихонько крадется по океану.
В зависимости от того, куда именно ведется огонь, – судно получает соответствующие повреждения. Никаких хит-пойнтов! Если удалось снести мачту – посудина потеряет ход, а оставшись без парусов и такелажа, и вовсе остановится. Неподвижную мишень можно легко расстрелять или захватить – и по законам того времени судно-приз после боя перейдет к вам, пополнив вашу эскадру.
Как и положено, захват чужого корабля заметно снижает мораль всего вражеского флота, и если ваши головорезы начнут брать на абордаж одну посудину за другой, суда противника (точнее, их команды), могут занервничать, а то и отступить. К сожалению, неизвестно, будут ли так же расстраивать впечатлительного врага взорвавшиеся или затонувшие корабли, но, памятуя о традициях сериала строить сражение на морали войск, можно предположить, что, скорее всего, будут.
При попадании в корпус учитываются не только потери среди матросов и артиллеристов, но и место попадания. Если вашему судну удалось сделать пробоину ниже ватерлинии – вражеское судно начнет набирать воду, крениться, терять ход, а может и затонуть.
С особой гордостью разработчики говорят о возникновении пожаров. Огонь беспорядочно распространяется по кораблю, прямо влияя на его боеспособность. Орудийная палуба, на которую проникло пламя, постепенно прекращает действовать – артиллеристы спасаются от огня, и стрельба из этих пушек становится невозможна. Пожар способен добраться и до порохового погреба, и дело наверняка кончится мгновенным взрывом крюйт-камеры, могут загореться паруса, что также приведет к проблемам с управлением кораблем.
При стрельбе используется совершенно уникальная физическая система – каждое выпущенное ядро (и мушкетная пуля!) полетит по собственной траектории, и даже промахнувшись по одному кораблю, можно попасть по другому – в том числе и по своему. Такое возможно, если вы не очень умело выполняете маневры и пытаетесь зайти к вражескому судну с двух сторон.
Тяжела ты, матросская жизнь
Жизнь судовой команды – это отдельная песня. Точнее, даже не жизнь команды, а жизнь рядовых морячков, поскольку каждый матрос на корабле фактически обладает своим АI. Безусые юнги и морские волки бегут от пожара или прыгают за борт; если возле пушки недостаточно артиллеристов – она прекращает стрелять. Причем, когда «очаг возгорания» возникнет на верхней палубе, команда с нее попрыгает за борт, а находящиеся у орудий в трюмах моряки будут еще некоторое время продолжать огонь, не зная
о бедствии, и бесславно могут погибнуть при взрыве корабля или в дыму и пламени. Но самое интересное, что при абордаже матросы и вправду выискивают противников и дерутся врукопашную! Никакого декоративного махания тесаками! То же самое, кстати, будет происходить и в сухопутных сражениях.
Все это поведение не требует никакого микроменеджмента – ваши подчиненные знают, что делать. Зато, судя по всему, нас ждет практически кино о страшных морских сражениях, где можно будет посмотреть и на артиллеристов у пушек, и на страшную резню на палубах.
А тем временем на суше
К сожалению, информации о баталиях на твердой земле гораздо меньше. В целом, все сообщения сводятся к тому, что, за исключением небольших приятных дополнений, управление останется таким же, как в Total War: Rome. Так, например, вместо нудной отправки отрядов по одной штуке через всю страну к месту сбора армии – можно будет выбрать точку у какого-то генерала, и производящиеся отряды сами туда потопают, не отвлекая нашего королевского внимания.
Кроме того, обещают наделить АI маленьким стратегическим разумом. Теперь перед сражением искусственный интеллект будет принимать решение – сражаться ему до последнего солдата или немножко посдерживать врага и отступать, в зависимости от стратегической ситуации.
Да, кстати, и изюм для булочек мог быть посвежее: немного расстраивает молчание разработчиков о спешивающихся драгунах, а их скупые замечания об использовании застрельщиков вряд ли удовлетворят наше любопытство.
Так что, возможно, нас ожидает еще один хит… Только будет грустно, если игра хоть и окажется шедевром, но лишь с точки зрения «интерактивной батальной живописи» – очень красивой и интересной картинкой при катастрофическом падении играбельности и немалых отступлениях от исторической достоверности. Все-таки, когда, анонсируя стратегию, рассказывают в основном о том, как потрясающе реалистично будут сражаться матросы при абордаже, – становится немного страшно в свете последних событий.
Вдруг получится стратегический Crysis или Assassin’s Creed?
706 Прочтений • [Превью игры Empire: Total War] [12.04.2012] [Комментариев: 0]