Свен Винке, рулевой Larian Studios, оказался в непростой ситуации. После выхода Divine Divinity его готовы были носить на руках и журналисты, и фанаты RPG – игра в свое время всколыхнула болото многострадального жанра. Однако последовавшая за ней Beyond
Divinity на сиквел не тянула. Мало того, она оказалась не слишком состоятельна и как аддон. Зазвучали возмущенные возгласы. Свен потерял право на ошибку. Поэтому появления Divinity 2 нам пришлось ждать больше пяти лет. Чтобы оценить результат, мы побывали в студии Snowball и осмотрели бета-версию игры.
Помочь в войне за качество призвана тяжелая артиллерия. Движок Gamebryo, отменно проявивший себя в TES IV: Oblivion, Fallout 3, Warhammer
Onlineи ряде других RPG, выдает весьма впечатляющую по современным меркам картинку. Технология SpeedTree (Oblivion, Gothic 3) правдоподобно отображает растительность. Если бы не определенные огрехи в анимации, Divinity 2 поборолась бы за высшую награду в конкурсе на самую красивую ролевую игру. Разительная перемена – на Divine Divinity (DD)
и ее аддон смотреть без слез было невозможно. Впрочем, все-таки не графика – главное в RPG. Заслужить признание поклонников жанра могут и замухрышки с богатым внутренним миром. Но и с ним у Divinity 2 – полный порядок, сказывается хорошая родословная.
Летающие твари тут же бросаются на героя, пребывающего в облике дракона, но принципиально не замечают его на земле. Проблемы со зрением, не иначеГлаза со светлыми зрачками – отличительная черта охотников на драконов, прошедших обряд инициации
Человек-дракон
Игра берет с места в карьер. По-быстрому создав персонажа (мужчина-женщина, три настройки внешности), мы оказываемся в лагере охотников на драконов. Пара диалогов, и вот мы уже проходим инициацию, после чего обретаем некоторые способности легендарных крылатых ящеров. Чтобы убить могучих существ, нужно научиться думать и чувствовать, как они.
Сразу же в глаза бросается изменение стиля: почти все разговоры и сценки наполнены пафосом, характерным для эпических RPG. Это обосновано и сюжетом: если в DD главный герой был проходимцем без роду без племени, то в Divinity 2 он охотник на драконов, элита Ривеллона, уважаемый человек. Что, впрочем, не мешает ему подворовывать в домах бедняков и творить темные делишки. Свобода выбора – вообще основополагающий принцип сиквела: кем мы станем – благородным рыцарем или отъявленным негодяем –
целиком зависит от наших действий по ходу игры.
Однако фирменный юмор DD, несмотря на весь пафос, никуда не делся. Достаточно прочитать мысли кого-нибудь из местных жителей, чтобы рассмеяться от души – применение этой драконьей способности не только поднимет настроение, причем не единожды, но и принесет практическую пользу. Да что там – даже комментарии к характеристикам персонажа вызывают улыбку.
Мой дом – моя крепость
Согласно новым стандартам RPG, в каждой игре этого жанра у героя должна быть своя усадьба, а лучше – собственная крепость. Разработчики Divinity 2 пошли еще дальше: наш персонаж практически в самом начале обзаведется огромной башней. Причем это не просто место для хранения ценных трофеев: на территории строения проживают верные, но своенравные помощники. Некромант поможет из «запчастей» собрать питомца, алхимик приготовит сильнодействующие зелья, а специалист по зачаровыванию
предметов усилит оружие и экипировку. Но это еще не все. Девушка с внешностью миловидной крестьянки исполнит перед вами несколько зажигательных танцев, а «трое из ларца» принесут необходимые ингредиенты. Наконец, именно отсюда удобнее всего начинать свое путешествие по Ривеллону в облике дракона, с разбегу стартуя с верхней площадки башни.
В отличие от Советского Союза, в Ривеллоне преступность и секс есть!Огромный меч – неотъемлемый атрибут современных ролевых игр
Шесть путей
В самом начале нам предложат выбрать один из трех путей развития персонажа: стезю мага, испепеляющего врагов атакующими заклинаниями, рейнджера, разящего недругов из лука, или воина, специалиста по ближнему бою. Впрочем, этот выбор повлияет лишь на получение первого ранга в базовом умении одного из классов. В дальнейшем нам позволят приобретать какие угодно способности и развивать героя в любом направлении. Более того, очки умений можно вкачать и в навыки двух дополнительных веток – жрец и охотник
на драконов. К первой относятся лечащие и усиливающие заклинания, а также способности для призыва существ. Ко второй – различные специализации (например, двуручные мечи) и особые умения, вроде того же чтения мыслей.
Кстати, за возможность узнать, о чем думают NPC, приходится расплачиваться очками опыта. Поначалу это, конечно, вызывает недоумение: как так, жертвовать развитием персонажа – фактически ослаблять его – ради весьма сомнительной информации? А ведь противники в Divinity 2, в отличие от той же Diablo, не возрождаются! Но тут важно понимать механику игры: чем сильнее герой и выше его уровень, тем меньше пресловутой экспы он получает за уничтожение монстров, и наоборот. В общем, не стоит
переживать – вложения с большой долей вероятности окупятся, тем более что чтение мыслей позволяет добиться скидок у торговцев, открыть новые опции в диалогах и даже новые квесты.
Разработчики тщательно прорисовали модели основных персонажей. И это правильно, ведь мы их нередко будем видеть в роликах на движкеИгра необычайно пафосна: даже обыкновенная деревенская мельница выглядит весьма монументально
Пользуясь случаем, споем дифирамбы интерфейсу. К тем же самым умениям прилагаются не только детальные описания, но и демонстрационные ролики. Очень наглядно и полезно! Не забыты и толковые наработки оригинала – например, в журнале сохраняются абсолютно все (!) разговоры. Так что можно не опасаться, что нас подведет память.
Завершая разговор о ролевой системе, упомянем и шестую – особую – ветвь умений. Она целиком и полностью посвящена навыкам персонажа в драконьем обличии. Да-да, в скором времени наш герой обретет возможность оборачиваться в большущего крылатого ящера и сражаться с разными летающими тварями. Победы в воздушных боях опять же поощряются очками опыта, что позволяет прокачивать и свое драконье «я». Нельзя сказать, что над землей нам придется провести много времени, однако это важная часть
игрового процесса. К тому же крылья позволяют быстро перемещаться по игровым зонам (правда, не везде возможно превращение – для этого требуется достаточно свободного пространства над головой) и лихо десантироваться уже в человеческом обличии прямо на головы врагам – пройдя обряд посвящения, герой обретает иммунитет к повреждениям при падении с любой высоты. Кстати, некоторые задания можно получить или выполнить, лишь перекинувшись в дракона, – не стоит про это забывать.
Божественная студия
Larian Studios, разработчик Divinity 2, была основана в далеком 1996 году Свеном Винке (Swen Vincke). Поначалу судьба студии складывалась неудачно: она так и не смогла найти издателя для своего первого проекта – RPG The Lady, the Mage and the Knight – и закрыла его в 1999 году, между делом выпустив собранную за пять месяцев стратегию The L.E.D. Wars. Фортуна повернулась лицом к Larian в 2002-м, когда CDV издала Divine Divinity (в девичестве Divinity: Sword of Lies),
самую известную игру компании, обласканную и критиками, и геймерами.
Концентрация врагов в Divinity 2 гораздо меньше, чем в оригинале, но противники все равно предпочитают нападать группамиРазмер монстров часто определяет их силу: этот тролль легко одолеет и двух воинов, и еще не прокачавшуюся героиню
Хороший, плохой, злой
Вообще, квесты – соль Divinity 2. Все мы уже привыкли к простым, незамысловатым заданиям – отнеси то, принеси это, добудь X ингредиентов, убей того-то и т.д. Право слово, скучно! Однако разработчики Ego Draconis наглядно доказывают нам, что принципы «старой школы» ролевых игр до сих пор живы и актуальны.
Вот как выглядит типичный квест Divinity 2. Жена крестьянина просит нас отнести письмо кузнецу. Можно так и поступить, получив за услуги толику экспы и немного денег. Но если заглянуть в мысли красотки, выяснится, что она отправляет весточку любовнику. И тут появляется множество вариантов. Благородный герой, скорее всего, расскажет о проступках распутницы мужу, чтоб впредь неповадно было. Аморальный и меркантильный – не упустит возможности пошантажировать греховодников. Недоверчивый – прочтет
еще и мысли крестьянина, который, оказывается, не первый раз уличает жену в измене и устраняет проблему единственно верным на его взгляд способом – убийством незадачливых хахалей. Если накопать доказательства преступлений, то ревнивца можно сдать городским властям, заслужив тем самым награду и уважение.
Большинство квестов Divinity 2 выполняется разными способами, причем не двумя, а, как минимум, тремя-четырьмя. И отыгрывать при этом можно совсем разные роли. Что показательно, прирожденные мерзавцы или просто мелкие мошенники чувствуют себя в этом мире ничуть не хуже высокоморальных героев. По такой свободе действий мы давно истосковались!
Домашнее животное
Игру без особых проблем можно пройти и в одиночку, но, если захотите, на вашей стороне будет сражаться питомец, выведенный в лаборатории некроманта. Существо «собирается» из четырех частей (руки, ноги, туловище, голова), которые можно позаимствовать у поверженных противников или приобрести у торговца, располагающегося в башне. Первые три части тела – стандартные. Различаются в основном только характеристики – чем дороже составляющие, тем большие бонусы они даруют. А вот голова
определяет тип атаки «некрозавра»: фаербол, физическое воздействие или т.д. Стоит отметить, что питомцу дарована вечная жизнь – через некоторое время после смерти его можно призвать заново.
Прогнозируемый результат
На пути к финалу нам не только придется раскрыть множество тайн и выполнить десятки поручений, но и истребить сотни монстров. По сравнению с DD боевая система претерпела некоторые изменения. Когда-то стандартный для action/RPG вид в «три четверти», как в Diablo, ушел в прошлое. Камера переместилась за спину герою и теперь выводит более эффектную картинку с выгодного ракурса. Из-за этого, однако, в кадр попадает не так много монстров, как раньше. Впрочем, поголовье чудищ и в самом
деле сократилось, но это можно только приветствовать: в DD их был явный переизбыток, и скоростное закликивание недругов порой превращалось в настоящую муку. Упомянутые нововведения, правда, никак не сказались на динамичности сражений: нам все так же приходится действовать быстро и напористо, не забывая своевременно отхлебывать бодрящие зелья из красных и синих бутылочек.
Как видно, преобразившись (хотя бы чисто внешне), игра сохранила главное – фирменный юмор и гармоничное сочетание стремительных боев с обширными возможностями для отыгрыша роли. Более того, Divinity обогатилась еще и приятными нововведениями: боевой башней (базой для героя), конструктором питомца, телепатией и, конечно же, драконьим альтер эго нашего охотника. Но гарантирует ли это хороший результат? Конечно же, нет. Ведь важно органичное сочетание всех идей. Да и многочисленные провалы и обманы
научили нас не слишком доверять сладким обещаниям разработчиков и даже сомневаться в том, что видели своими глазами – вдруг финальная версия будет испорчена критическими ошибками и дисбалансом? Но, похоже, Divinity 2 – особый случай. Игра вышла в Германии в конце июля и на PC, и на Xbox 360. Немецкие журналисты проявили исключительное единодушие: оценки проекта разнятся лишь в диапазоне от 80% до 85%. Русскую же версию обещают еще подправить в лучшую сторону. Это обнадеживает!
Слово локализаторам
Хотя львиная доля работ по адаптации уже проделана, оценить мы ее не смогли – русский текст еще не интегрировали в игру. Зато редактор перевода Divine Divinity (читайте о нем в дайджесте) и Divinity 2 Катерина Рыбалко поделилась с нами впечатлениями от проекта и немного рассказала о локализации: «В «Крови драконов», как и в первой части Divinity, множество отменных шуток, но игра ни разу не скатывается в комедию. Все как в жизни: то смех, то слезы. Веселые
задания и забавные описания («Деревенский лекарь говорит, что одеревенение суставов – болезнь неизлечимая, и предлагает вырезать вам гланды») вдруг сменяются нешуточными проблемами, а ваш (точнее, не вполне ваш) внутренний голос комментирует все происходящее с таким цинизмом, что жутковато становится. Divinity 2 с игроком не церемонится: злодеи умны и по-настоящему жестоки, сюжет непредсказуем. Любую задачу можно решить десятком способов, но за каждый выбор приходится платить. Иногда
дорого. За сказанное нужно отвечать – и не только единичкой в абстрактном счетчике репутации.
Для нас самым главным было сохранить дух и цельность мира, чтобы после перевода геймеры попали не в «очередной фэнтезийный мир», а в «тот самый Ривеллон». Как и при локализации первой части, путеводной звездой для нас остаются «Плоский Мир» Терри Пратчетта и «Ведьмачий цикл» Сапковского. Мы переводили текст вместе с разработчиками, стараясь сохранить логику мира или восстановить ее там, где она почему-то потерялась в английской версии (напомним, что изначально
игра вышла на немецком. – Прим. ред.)».