И мечта, и самый страшный ночной кошмар. Иллюстрация того, как Blizzard можно превращать камни в золото щелчком пальцев, продавать свое прошлое, придумывать идеи, которые будут жить вечно – как зло, которому посвящен цикл Diablo.
Между тем это в своем роде такая же часть истории нашей страны, как и «Принц госплана», то есть, простите, Prince of Persia. Люди покупали себе модемы и карточки предоплаты Интернета, ждали «ночных часов», чтобы каждый день спускаться в глубины Ада, в компании друзей отбиваться от кровожадных демонов, жутких тварей, скелетов, оживших мертвецов, всего, что внушало страх, ужас и отвращение человечеству на протяжении веков. Каждый, понятно, выбирал свой ракурс. Кто-то проходил первый Diablo на PS one, покупал большую карту памяти или страдал, пытаясь уместить все на маленькой. Кому-то эти удивительные истории рассказывала тогда еще молодая тетка-бухгалтер, подслушавшая странные разговоры «компьютерщиков-программистов» с работы. Зачистка подземелий – мне кажется, это словосочетание уже тогда перестало вызывать улыбку – заменяла школу, работу, семейные вечера, встречи с друзьями, учебу в университете, все на свете. Собственно, «свет» – это оскорбительное в данном случае слово. Задернутые шторы, наушники, огромный монитор, чашка чая или чего покрепче, разбросанная рядом закуска и клик, клик, клик, клик. Клик, клик, клик. Звук нажатия левой кнопки мышки ночью, слышал, наверное, весь дом. И весь дом кликал в ответ. И сейчас продолжает – вышла бета-версия Diablo III, дьявольская машина пожирания времени вернулась с того света, воспоминания надо освежать. Мы все посчитали: чтобы пройти бету один раз, надо сделать 9067 (девять тысяч шестьдесят семь) кликов левой кнопкой мышки. Но ведь это никого не остановит, правда?
Самое сложное в бете Diablo III – дойти до конца. Вернее, это само по себе как раз нетрудно, просто не хочется никуда спешить. Как-то подсознательно ведешь персонажа подальше от отмеченной, подсвеченной и чуть ли не во весь экран мигающей точки на карте, уводишь, заставляешь спускаться в подвалы, пещеры, подземелья, да хоть в места массового захоронения. Куда-нибудь, лишь бы не увидеть надпись о том, что первый акт игры пройден, босс побежден и дальше ничего нет. Вернуться обратно уже нельзя: проход завален камнями, впереди ничего нет. Можно только порадоваться возможности использовать свиток опознания на выпавшей шмотке, ну и примерить ее – и все, после этого остается лишь выйти в главное меню и остаться наедине с тяжелыми мыслями. Правда, все могло быть еще печальнее. Хуже всего, если пройти бету, открыть какой-нибудь форум фанатов Diablo, чтобы поделиться впечатлениями, переживаниями и заметками на полях, и увидеть новость, которая ей-богу звучит в ушах как раскаты грома: релиз третьего выпуска перенесен на начало 2012 года. Что значит перенесен? Как перенесен? А он что же, должен был в этом году выйти? И вопросы, вопросы, много вопросов, на которые не удастся получить ответы еще очень долго.
Найти в этой кутерьме голозадую witch doctor должно быть просто. Это как найти араба в толпе китайцев.Время от времени герой встречает других воинов. Они могут присоединиться и помочь в деле истребления нечисти.
Между прочим, здесь запечатлен процесс рождения. Зомби. Из рвоты. Женщины-зомби. Вот так-то.Где бы ни оказался герой, его везде ждет нечисть. В месте с названием Mass Grave уж точно ничего, кроме нечисти, найти не получится.
С повышением уровня появляться дополнительные слоты умений. При этом самих умений всегда больше, и надо выбирать, какие использовать в том или ином подземелье.
Можно не удержаться. Я прошел бета-версию ровно пять раз – по числу представленных классов персонажей. Правда, хотелось не столько понять разницу между ними, сколько снова вернуться в этот мир, посетить, буквально, находящийся на границе Ада город Новый Тристрам, спуститься в склепы, изучить местность вокруг. Это никогда не надоест, и неважно какой именно персонаж послушно следует за каждым щелчком мышки. Вопреки ожиданиям, локации и сама атмосфера запоминаются лучше, чем воины и маги, но это не вина системы и концепции – это лишь следствие того, что героев пока не дают развить до нормального уровня. Нет возможности посмотреть сотни вариантов брони и оружия, и всего остального. Есть что-то «для затравки», даются какие-то общие сведения, но этого явно недостаточно.
В то же время, представленные классы вынуждают действительно долго сомневаться в выборе, решать, какой же на самом деле, ну, правильный. Они не сочетаются между собой, выбор может оказаться неочевидным. Я попробовал играть за варвара и примерно начал представлять, что же будет дальше – но взял седьмой уровень, открыл ветку скиллов и понял, что играл до этого как-то неправильно. Та же история с охотницей на демонов: вроде бы все лежит на поверхности и ничего изучать не надо, но первая же попытка сразиться с респавнящейся (самое тошнотворное слово ever) ордой скелетов быстро развеяла уверенность. Она стреляет из арбалета, но это не значит, что большую часть времени надо шарахаться от противников и соблюдать дистанцию. Надо только определиться с тем, как удобнее играть: если хочется – можно устанавливать ловушки и расстреливать издалека, мне же больше понравилось бегать вокруг, собирать всех врагов в одну кучу, чтобы потом бросить туда три самодельные гранаты и расстрелять из ружья. Один выстрел, который, кстати, чуть ли не сбивает несчастную с ног – ей приходится отскакивать назад – и самому сильному из нежити будет очень больно. Можно, кстати, и иначе поступить: вместо гранат бросить связку с взрывчаткой, которая обмотается вокруг одного ожившего трупа и подорвет всех, кто находится рядом.
Но самое большое открытие в этом смысле – это witch doctor, напоминающий только что вышедшего из леса чернокожего каннибала, которого кто-то по ошибке привез на христианские земли. Он выглядит дико: прикрыт какими-то листьями, носит ритуальные маски (хотя начинает без них), какие любили индейцы и население отрезанных от цивилизации островов. Сложно представить, что он тут вообще забыл, тут такие просто не водятся. Вот у ворот рыцарь с головы до пят в броню закованный стоит, а вот к нему абориген подходит, и у них вроде как разговор завязывается, без предрассудков и религиозного волнения, а ведь все-таки представитель чуждой культуры, такая же грязь на ботинках, как и чертенок из склепа! Но потом понимаешь, что это не то отличие, которое имеет значение. Важно совсем другое. Смысл заключается в том, что этот шаман (who do you voodoo, bitch?) берет сложившееся представление о геймплее Diablo III, сминает как гармошку, потом разглаживает – и получается совсем иной расклад. Он плюется дротиками с кислотой, от которой его противники сгорают на глазах. Он может призывать на помощь трех адских гончих, которые вгрызаются в зомби, отрывают руки, головы, работают челюстями, будто какие-то аллигаторы. Наконец, у него есть механизм, который позволяет стрелять лягушками, как из шотгана. Комедия? В общем-то, нет, и выглядит при этом жутко.
Игра скупа на спецэффекты, но это правильно. Еще чуть больше ярких цветов, и никто бы не узнал Diablo.
Иногда выпадает шанс принять участие в «событии»: герой должен будет как можно дольше обороняться от бесчисленной орды противников. Награда по результатам.Самое страшное в бете Diablo III – пройти ее до конца и понять, что продолжение появится еще нескоро.
Важное замечание: ничто из описанного выше невозможно представить себе вне Diablo III. Каждому могло казаться, что третий выпуск можно сочинить в своей фантазии, но это все-таки самообман и лицемерие одновременно. Blizzard, при все всей своей любви к стабильности и тщательно выверенным шагам, почему-то не позволили себе сыграть на эмоциях. Когда впервые видишь скриншоты продолжения «той самой игры», воображение как-то само дорисовывает детали – и первые же кадры бета-версии убеждают в том, что это ошибка и все на самом деле по-другому. Diablo III в том виде, в котором его показывают вот уже полгода, представляет собой нечто удивительное, знакомое и в то же время чужое. Да, здесь нельзя не заметить маниакально дотошную проработку окружения. Все внимание поначалу растекается по тому, что вокруг. Вот тут можно подстрелить балку, и на противников обвалится потолок, там из пропасти лезут зомби, какая-то прокаженная женщина выблевывает жидкость, из которой потом вылезают полуразложившиеся трупы. Огромная туша гнилого мяса, сшитая из кусков трупов, перед смертью лопается и поливает все вокруг отвратительной тошнотворной черной слизью; на ней темными разводами извиваются змеи, готовые наброситься на ничего не подозревающего героя. Склепы кишат одними тварями, подземелье под монастырем – другими. Посреди поля можно найти разломы в земле – и осознание того, что это ловушка, придет слишком поздно. Из разлома полезут зомби, поднимутся из могил, вылезут из травы, и набросятся, чтобы разорвать в клочья. На месте одного трупа поднимутся еще два, один сбитый с ног здоровяк может уже в воздухе разломиться на две части, и вот уже свои черные руки будет тянуть лишь верхняя половина туловища, впрочем, ничуть не менее опасная. И все это – на механике «плюс восемь к урону и двадцать процентов вероятности того, что из противников выпадет нужный предмет и опыта прибавиться на пять процентов больше».
А суть все-таки в другом. Diablo III – это не точный слепок, не клон, не ремастер и не паразитирование на гениальной идее. Что именно было слизано? Город с кузнецом, который перед тем, как начать заниматься своими прямыми обязанностями, просит сходить с ним в подвал и перебить зараженных, в числе которых и его жена? Может быть, купец? Сюжет? Что конкретно? Я так и не смог найти точный ответ на этот вопрос. Diablo III сейчас больше похож на призрак второй части, бестелесный дух, недостаточно плотный, чтобы рассмотреть детали, но все равно внушающий страх, трепет и уважение. Из идеи, основы, вымели весь сор, перетасовали ключевые моменты, добавили что-то новое – и выдали на изучение. В результате получается странная картина: игра цепляет, приковывает внимание, не отпускает до того момента, пока в ней не будет изучено все до последней полигональной модельки. Но при этом дает мало поводов для ностальгии и выглядит необычно, свежо, оригинально и в то же время как-то… очень «по-близзардовски». Сложно объяснить, в чем это проявляется; пожалуй, лучше всего выразил это настроение один западный коллега, сравнив бету с… World of Warcraft. В визуальном плане, конечно.
С другой стороны, это не настолько different feeling, чтобы хвататься за голову. Напротив, Blizzard очень ловко предугадали желания игроков. Разработчики отталкиваются не от того, как дела обстояли много лет назад, – они поднимают планку, задают тон и показывают, как все будет дальше. Diablo III можно считать демонстрацией силы творческой мысли: когда другие думали, что идеал достигнут и можно лишь копировать, подражать, его создатели внезапно открывают миру глаза. Дескать, смотрите, как надо, учитесь, неразумные. Вас смущали иконки персонажей в «диабло-клонах»? Да вот они. Вы считали, что полигональная графика убьет визуальную составляющую? Ну, она несколько изменила общую картину, но это не фатально – благодаря этому игра как раз и выглядит «свежо». Сюжет никому не интересен в Diablo? Ну, тут сразу два возражения: во-первых, сюжет там все-таки был прекрасен, а во-вторых – в новом выпуске показано, как можно все переиграть. Вот так все просто. И возразить абсолютно нечего: все именно так, как и должно быть.
Дилемма Activision Blizzard
За последние несколько лет я достаточно наслушался всякого рода негативных комментариев в адрес то Activision, то Blizzard. В частности, проблема аукциона, которую вскользь упомянул Сергей Цилюрик в своей авторской колонке в предыдущем номере. Что такое «аукцион» в Diablo III? Сергей пишет: «Пользователи смогут продавать шмот за реальные деньги, а «Близзы» с каждой транзакции будут иметь процент». Проблема в том, что если представлять мир в черном свете, то рано или поздно можно проснуться пессимистом с раскрашенным в черный потолком и со спрятанным в ванной двухметровым кроликом в жуткой маске. Во-первых, валюты все-таки будет две – золото из игры и доллары. Во-вторых, сделано это для того, чтобы помочь самим пользователям. Blizzard все сделали правильно: сопротивляться системе, в которой китайские не пойми кто сутки напролет набивают золото и продают его за реальные деньги, бессмысленно. Она охватила все MMO и всё, что как-то связано с онлайном и подразумевает наличие внутриигровой валюты. Blizzard в этом смысле не пытается бороться с явлением, которое стало частью, скажем так, направления, но хочет обезопасить своих «клиентов»: если все транзакции такого рода будут проходить через проверенные каналы и серверы компании, то компания будет внимательнейшим образом следить за тем, чтобы у вас не украли кредитку или не обманули, т.е. обеспечит полную безопасность передачи данных. На самой-то игре это не скажется никак, ее можно пройти и без покупного «шмота». Но есть люди, которым это нужно. И как показывает пример WoW, они очень часто становятся жертвами мошенников просто потому, что у них нет легального способа получения, в сущности, такой вот мелочи. В конце концов, если можно купить себе маунта или что-то еще, то что мешает сделать обратный механизм?
Однако есть и другие проблемы, которые воспринимать так же радушно пока не получается. Так, уже само наличие возможности покупать воздух и продавать воздух за реальные деньги наверняка вызовет ужасающее множество проблем в странах, чья экономика такие выкрутасы не любит и чьи спецслужбы днем и ночью мониторят уплывающие из страны деньги. Я говорю, например, о России. Как это будет работать в нашей стране? Как это вообще будет работать в Европе? В Азии? Blizzard и так мало препятствий в Китае? Наиболее вероятный способ решения проблемы – не запускать аукцион в этих странах. Вообще. Но тогда мы возвращаемся к тому, с чего начали: пользователи почувствуют себя обделенными и станут искать «левые» способы «играть как все», по тем же правилам. Т.е. через сторонние сервисы, которые воруют кредитки, снимают деньги и присылают потом «русских жен».
Наконец, третья сложность. Она может показаться странной, но в то же время – это самое главное препятствие для геймеров. Суть в том, что DRM в Diablo III выглядит как оправданная защита лишь на словах. На деле же – это провисающий фреймрейт, дисконекты, ситуации, когда герой почти доходит до чекпоинта в подземелье – и тут его «выбрасывает» обратно, потому что «Стрим» захотел обновить соединение. Уж эта напасть будет работать точно во всех странах. И вряд ли Blizzard от нее откажется. В конце концов, сравнение с World of Warcraft в данном случае не случайно: Diablo III – это больше ММО, чем всем кажется. Это второй «ослик» компании, которого будут заставлять работать на износ. Помните, что стало с несчастным животным в Dungeon Siege III? Вот и мне как-то тревожно от всего этого.
1008 Прочтений • [Превью игры Diablo III] [12.04.2012] [Комментариев: 0]