«Дальнобойщики-2» были из редкой породы игр, которым удается достучаться даже до людей, не склонных проводить время за играми вообще. Романтика дорог, размеренно ложащийся под колеса асфальт, мечтательное путешествие без особой цели, где победа над конкурентами – просто малозначительное следствие охоты к перемене мест. Такие игры и должны завоевывать мир.
Предыдущая часть напоминала дорогую коллекционную модель 1:43. Небольшой, но очаровательный игровой мир, тонкая вязь дорог, миниатюрные развязки, ювелирный слалом постоянных поворотов.
«Дальнобойщики-3» так похожи на ту игру, и в то же время это уже совсем другой мир. Теперь в игре изменился масштаб: может, грузовики еще не стали настоящими, но они уже довольно близки к этому. Длинные дороги, широкие повороты, горы, океан, озера и равнины.
В долгом пути по американским дорогам нас сопровождает Алексей Артеменко, руководитель группы по продвижению игровых программ «1С» в СНГ.
Путь наверх
«СИ»: Когда перед тобой расстилается столько дорог, когда на карте столько манящих городов, нелегко решить, с чего начать покорение Америки. Как найти свое место под солнцем?
А.А.: В начале игроку дается грузовик и некоторая сумма наличными, плюс завязки с небольшим количеством баз, где мы можем брать товар и отвозить его, куда будет указано. Выполнение заданий вознаграждается как деньгами, так и приобретаемым игроком авторитетом.
Если у игрока низкий авторитет, то одни персонажи могут утаить от него важную информацию, другие откажутся работать на него, а третьи запросят за свои услуги большие деньги, чем полагается. Постепенно игрок зарабатывает больше денег, становится все более авторитетной личностью, он покупает другие машины, нанимает водителей на эти машины, увеличивает приток средств, после чего он может открывать филиалы своего предприятия в разных частях штата и заниматься менеджментом этих филиалов.
«СИ»: И сменить просаленный комбинезон и высокую кабину тягача на скучный кабинет и деловой костюм.
А.А.: Конечно, нет! Несмотря на то что игрок будет руководить целой фирмой с большим количеством филиалов, он все равно будет много времени проводить за рулем, иначе очень многих заданий он не пройдет. Кстати, это тоже дань реализму – ведь американцы, которые владеют крупными дальнобойными компаниями, вышли из простых водителей и нередко сами садятся за баранку.
На данный момент вы предпоследний, а отстающий уже показался в зеркале заднего вида. Ну что, создадим опасную ситуацию на дороге?Придорожный бар – центр трудовой жизни этого социума. Бармен работает, девушки работают, водители коротают минуты отдыха за чтением местной прессы. Надо быть в курсе, раз делаешь деньги.
Помимо доставки грузов, у игрока будет возможность участвовать в гонках, как в уличных дуэлях на грузовиках, так и в официальных соревнованиях по скоростной доставке грузов из одной точки в другую. В Штатах вообще очень популярны профессиональные соревнования – конкурсы поваров, официантов. Нам это, конечно, напоминает советские времена с их соцсоревнованиями, а там это большие коммерческие предприятия.
Вообще выбор заданий очень широк, и составляется с расчетом на то, чтобы люди самостоятельно формировали стиль своей игры. Кому-то ближе состязания на скорость, кто-то предпочитает спокойно доставлять товары, а ведь помимо этого вокруг будет фактически живой мир со множеством персонажей, побочных заданий. Кроме чисто экономической борьбы с конкурентами, будут столкновения с местной мафией и отдельная романтическая линия.
Вглядитесь повнимательнее в собственное мужественное лицо. Ну как, такой пройдет огонь и воду?Железный конь проголодался. Вы уж за ним следите, а то за экстренную доставку канистры бензина придется заплатить совершенно несусветные деньги. «СИ»: А игра не будет слишком легкой?
А.А.: Нет, в начале игроку надо будет выбрать уровень сложности игры, который влияет на на поведение противника во время заездов: чем проще уровень сложности, тем менее агрессивно ведут себя ваши конкуренты на дороге. Помимо этого, уровень сложности влияет на поведение машины игрока, на ее жизнеспособность, а также на степень повреждаемости перевозимого груза.
Капотники
«СИ»: Давайте заглянем в гараж.
А.А.: В игре более двух десятков моделей седельных тягачей (с учетом раскрасок более 200 машин) и примерно столько же легковых машин. Тягачи Freightliner, Volvo, Peterbilt, Mack, International, Stearling: практически все то, что представлено на дорогах Америки, вы встретите и в игре.
Kenworth T2000Тип ТС: Седельный тягач
Мощность (лс): 608
ДПМ* тягача / ДПМ автопоезда (т): 26,8 / 83,9
Колесная формула: 6х4
Тип кабины: Слипер (Aerodyne)
Универсальный многоцелевой тягач, готовый к работе в любых условиях и в любых областях индустрии. T2000 не похож ни на одну из предыдущих машин марки Kenworth. Модель создавалась инженерами с нуля, согласно концепции, что потенциальный покупатель – это не водитель, не механик и не владелец, а одно лицо в трех ипостасях. При проектировании все было подчинено достижению наивысших показателей топливной экономичности, надежности, долговечности, экологической безопасности, комфортабельности, удобства эксплуатации и технического обслуживания. Использование новых композитных материалов придает конструкции машины необычную прочность и легкость. В 2000 году на базе Kenworth T2000 была создана экспериментальная модель «интеллектуального» грузовика Т2000 HighTech Truck, вобравшая в себя последние достижения техники и технологий – своего рода «грузовик будущего».
Производитель: Kenworth Truck Company (Paccar Inc.)
Каждый вид груза перевозится в соответствующем прицепе. Игроку не придется покупать этот прицеп – он выдается вместе грузом, но вот если в процессе перевозки прицеп будет поврежден, то с игрока вычтут соответствующую сумму на оплату ремонта.
В игре есть два варианта ремонта машины. Можно приехать в сервис, провести диагностику, оплатить механикам полный ремонт и уехать, или же на основе проведенной диагностики самостоятельно оценить, какие из узлов и агретов машины требуют немедленного ремонта, и сконцентрироваться только на них. Дело в том, что зачастую механики СТО могут предлагать не самый оптимальный по стоимости ремонт. А игрок может сам определить, что надо чинить в первую очередь, чтоб через пять километров не стать посреди дороги, а что вполне можно и отложить до лучших времен.
Mack CH603Тип ТС: Седельный тягач
Мощность (лс): 487
ДПМ* тягача / ДПМ автопоезда (т): 27,4 / 108,9
Колесная формула: 6x4
Тип кабины: Слипер
Mack CH603 (в производстве с 1988 года) – многоцелевая коммерческая серия от старейшего производителя грузовиков в Северной Америке, выпустившего свою первую машину более 100 лет тому назад. Серия включает скоростные магистральные тягачи с колесной формулой 6х4 и множество модификаций тяжелой строительной техники. Несмотря на почтенный возраст и вековые традиции, Mack Trucks Inc. считается сторонником инноваций, лидером в проектировании и производстве грузовиков 8-го класса. Добротно сделанные и технически совершенные грузовики с фигуркой бульдога на капоте по многим параметрам зачастую превосходят всех своих конкурентов. А выражение «built like a Mack» (словно Mack’ом построено) стало в Америке поговоркой.
Производитель: Mack Trucks Inc. (Volvo Group)
«СИ»: А будет ли в игре система апгрейдов грузовика, на тот случай, если нам захочется выжать из него побольше?
А.А.: Да, конечно. Причем можно будет произвести как внешний рестайлинг (изменить цвет кузова, подобрать приборную панель по вкусу, изменить обивку салона), так и улучшить функциональность машины (поставить более мощный двигатель, улучшить подвеску).
Пока добропорядочные граждане отсыпаются, трудяги рычага и баранки наматывают километры на кардан. В искусственном освещении мир чистогана особенно заманчив.С одной стороны, вам заплатят за работу. А с другой, если вы по дороге как бы ненароком превратите эти новенькие авто в груду мусора, то внесете свой вклад в борьбу с пробками на дороге. Итак, что вам важнее?
На самом деле, игроков вводит в заблуждение кажущаяся легкость апгрейдов в гоночных играх, а ведь грузовику так быстро движок не поменять. Это же не гоночная или легковая машина. Если нужна дополнительная мощность, лучше купить другой грузовик. Даже просто чтобы на движок поставить турбину – это плотной работы в гараже механику месяца на полтора, нужно же полностью перебрать сам двигатель, кучу других деталей, даже не имеющих отношение к турбине, но рассчитанных на другие нагрузки и т. п.
«СИ»: Хорошо, мы решили сменить железного коня. И куда идти теперь?
А.А.: В магазин! Есть специальные дилерские компании, торгующие грузовиками. Когда покупаешь грузовик, его ведь не нужно на месте выбирать, покупатель заранее знает, что ему нужно, и выбирает наиболее выгодный вариант покупки среди дилерских автосалонов. В жизни они выглядят как огороженные площадки под открытым небом, где выставлены имеющиеся машины – как новые, так и подержанные. Большей частью все-таки подержанные. После перечисления денег, машина будет доставлена в одно из представительств игрока.
Америка
«СИ»: (не отрываясь от экрана) Да, здесь есть на что посмотреть.
А.А.: Калифорния вообще крайне разнообразна в смысле ландшафта. Здесь есть пустыни, есть каньоны, есть побережье Тихого океана, горы Сьерра Невада. На участке в несколько сотен километров удивительным образом соседствует множество самых разнообразных зон: тут и мегаполисы: Лос-Анджелес, Сан-Диего, Сан-Франциско, и совсем, казалось бы, неподалеку тихая американская одноэтажная глубинка. И все эти дороги ведь настоящие, все эти развязки, стоянки, заправки... Если поехать в Калифорнию, сесть там в машину и отправиться ездить по штату, то за окном игроков будут ждать знакомые места. Разработчики предприняли несколько экспедиций в Штаты, проезжали по шоссе, снимали все на две камеры, ели и спали там же, где и настоящие американские дальнобойщики, общались с ними, записывали их истории.Мы пытались сымитировать американскую жизнь, насколько это возможно.
Со здоровьем у вашего грузовика не все в порядке, так что придется раскошелиться. Впрочем, все чинить пока не будем, система охлаждения (там проблемы в шланге радиатора) пока потерпит.Многие крупные улицы ночью освещены настолько хорошо, что можно ездить и без включенных фар. Но попадаются участки, где фонарей нету вовсе.
Тем временем наш тягач пропускает нужный поворот. Мы решаем не ехать вперед до объезда (далеко!), а дать задний ход. Но вот незадача, в нас моментально врезается легковушка, никак не ожидавшая такого маневра с нашей стороны. Тут же раздается вой сирен. И после короткой погони мы решаем подчиниться стражам порядка.
А.А.: Нарушителей правил дорожного движения безжалостно штрафует полиция. Конечно, это не означает, что полиция обязательно увидит любое нарушение. В городской черте, например, полиция держит ситуацию под контролем, а на трассе в чистом поле некоторые безобразия могут и сойти с рук. С другой стороны, если вы не услышите сразу после нарушения вой полицейской сирены, это не значит, что можно быть спокойным, – стражи порядка могут встретить игрока и у въезда в город, например. И в таком случае игроку придется выбирать что лучше – сдаваться самому, или попытаться уйти от погони.
Рано или поздно на жизненном пути любого честного дальнобойщика возникают подобные одухотворенные лица юных нонконформистов. Но ваш верный тягач все-таки куда внушительнее любого ствола.Можете чувствовать себя хоть Че Геварой, главное, помните – с полицией не спорят. «СИ»: И что, неужели будут даже стрелять в злостного нарушителя?
А.А.: Ну нет, до кровопролития дело все-таки не дойдет. Хотя было очень много просьб позволить игроку брать в руки дробовик и пробивать себе дорогу силой орудия. Но мы не стали этого делать.
«СИ»: Поддерживаем! Не стоит превращать «Дальнобойшиков» в очередной клон GTA.
А.А.: Тем более что Америка – страна очень вежливых водителей. Если, допустим, ты включил поворотный сигнал, первая же машина уступит тебе дорогу и пустит в свой ряд. Или возьмем пробки. Их там очень много, но отличительная особенность их пробок – там все едут, хотя у нас обычно все стоят. А все потому, что у них в узком месте (из-за которого пробка обычно и возникает), все четко вежливо проезжают в шахматном порядке, а не упираются друг в друга, отчаянно сигналя и напрочь перекрывая путь.В Америке вообще очень многие вещи сделаны так, что чтобы людям было удобно. Скажем, в Калифорнии в правилах есть такой пункт: можно поворачивать на перекрестке направо даже на красный, если убедиться, что там никого нет. Скажем, ночью – и не надо стоять и ждать, пока сменится сигнал.
Обратите внимание на эти бетонные блоки со стрелками слева по ходу движения. Так водителей принуждают свернуть прочь от закрытой дороги.Когда вся эта многотонная туша грохочет по улицам ночного города, так и тянет высунуться в окно и спросить: «Люди! А чего это вы не спите?»
Еще одна отличительная особенность американских дорог: там крайне много указателей, причем они все простые и понятные. И перед съездом стоит не один указатель, а штук пять, начиная еще километра за три до самого съезда, чтобы водитель уверенно ориентировался на дорогах.
Синоптики
Любые жизненные проблемы можно разрешить мирным путем. Жаль, не все об этом знают. «СИ»: И, наконец, вопрос, который мы просто не можем не задать. Какова предполагаемая дата релиза?
А.А.: Мы ориентируемся на весну 2007 г.
«СИ»: А когда начнется бета-тестирование?
А.А.: Дело в том, что игра столь глобальна, что тестирование идет уже очень давно: машины, трассы... Протяженность трасс очень большая – около 2000 км. Первоначально мы планировали «сжать» масштаб дорог в 10-15 раз, но от такого уменьшения пришлось отказаться: в настолько сжатом виде получается совсем не то, что хотелось бы. Так что территория огромная, и игра получается эпическая.