E3 позади. Microsoft показала линейку игр второго поколения для Xbox 360, Sony – первые интерактивные бета-версии грядущих развлечений для PlayStation 3. Наверное, каждый посетитель почувствовал, как консоли нового поколения доминируют на выставке, вытесняя из поля зрения уходящие со сцены приставки, а вместе с ними и PC. На этом для кого-то печальном, для кого-то радужном фоне выделялась одна игра: последний оплот «персоналок» и незыблемый бастион игр для Windows, единственный PC-шутер, готовый уложить на лопатки любое технологическое демо с консолей нового поколения. Его разрабатывает Crytek, молодая немецкая команда, которая огорошила игровой мир феноменальной Far Cry. Он использует технологии DirectX 10, он оптимизирован для Windows Vista. Скажите, как его зовут?
Ошибиться невозможно: это любимый наш Crysis, успевший несколько раз засветиться в «Галерее». Команда Crytek под управлением трех братьев Йерли ушла из-под опеки Ubisoft, оставив издателю права на вечное использование движка CryENGINE и названия Far Cry. Кстати, сам Far Cry остается единственной игрой, от начала и до конца созданной в Crytek; консольные продолжения Far Cry Instincts, Far Cry Instincts Evolution и Far Cry Instincts Predator создавались в Ubisoft Montreal. После этого немцы сделали ход конем, открестились от девических похождений с Ubisoft и сочетались узами стратегического партнерства с Electronic Arts. Поэтому назвать свою следующую игру Far Cry 2 разработчики не смогли бы при всем желании. Пришлось идти в обход: словечко Crysis произошло, конечно, от английского crisis («кризис») с хитрым намеком на Far Cry. То есть, вроде как это новый Far Cry, а вроде и нет. С ходу не разберешься.
Crysis на Xbox 360 и PS3?
Если разбудить любого сотрудника Crytek в два часа ночи и грозно спросить, выйдет ли Crysis на консолях, он мгновенно ответит заученной фразой: «Ни в коем случае! Crysis – наш манифест PC-гейминга, дань потрясающей, постоянно изменяющейся платформе, оружие победы над PS3 и Xbox 360!» Но вот интересная деталь: все желающие могут приобрести лицензию на использование CryENGINE 2 на любой платформе, будь то PC, Xbox 360 или PS3. Другими словами, сам движок позволяет в два счета портировать Crysis на приставки следующего поколения. И, по секрету всему свету, мы ни секунды не сомневаемся: представители Microsoft раструбят по всему миру, что «красоты Crysis стали возможны только благодаря Windows Vista», а потом игра без шума и гама появится на консолях. Дайте только срок.
Многие графические эффекты Crysis до сих пор использовались только в FMV-роликах.Лучшая графика на прошедшей E3, и точка. Даже скриншоты с MGS4 рядом не стояли.
Впервые игру представили общественности на конференции разработчиков GDC в марте этого года. Недлинный, но впечатляющий ролик продемонстрировал: а) мужиков в джунглях и б) одинокий остров в море. «Ага, – подумали зрители хором, – понятно, откуда ветер дует. Это Far Cry, только с другим названием». Двумя месяцами позже я сижу с Цеватом Йерли, ведущим дизайнером и режиссером Crysis (в прошлом – ведущим дизайнером и режиссером Far Cry), в лондонском офисе, где игру показывают европейской прессе. «Far Cry был нашим первенцем, – объясняет Цеват. – Конечно, мы допустили кое-какие ошибки. И мы учимся. Мы подвели черту: с одной стороны, собрали удачные идеи и развили их, с другой стороны, вычеркнули то, что не понравилось игрокам. Так появился Crysis».
Цеват не в восторге от предложения «один мужик стреляет в других мужиков в джунглях», в которое отлично укладывается сюжет Far Cry. Обстоятельства изменились, и от фильма категории «Б» сценаристы шагнули к эпической боевой фантастике. (Читатель, который на дух не переносит спойлеры, захочет пропустить этот абзац, где в тезисах изложен сюжет Crysis от первой до последней заставки.) Итак, 2019 год. На Землю падает многокилометровый метеорит, и – и кто бы мог подумать, точнехонько на тропический остров. Северная Корея отправляет к месту происшествия вооруженные силы быстрого реагирования. В ответ Соединенные Штаты командируют разведывательный спецотряд, и вы – один из солдат. Боевая задача: узнать, почему переполошились корейцы, установить природу метеорита.
Технология против геймплея
Crytek ставит во главу угла графику и пускает геймплей на самотек? Ни в коем случае. Цеват Йерли оправдывается: «Технология всегда должна служить геймплею, как математика – физике. Если технология не отразится на геймплее, мы не будем тратить на нее время. Например, если технология позволяет создавать разрушаемые объекты – пусть это будет неотъемлемой частью игры. Если это динамические тени – дайте игроку шанс найти врага, случайно заметив его тень. Если мы делаем объемные облака – дайте мне воздушную битву!»
Вот из-за таких сцен все говорят, что Crysis похож на «Войну миров». На американский авианосец нападает огромный марсианский... кто?Обратите внимание на марево под двигателями самолета. Новые технологии подчас незаметны, но существенно влияют на всю картину.
Первую часть игры вы, таким образом, проводите в перестрелках со злодеями-коммунистами. Расстановка сил моментально меняется, когда в начале второй главы метеорит обдает половину острова ледяной волной с температурой, близкой к абсолютному нулю. Половина корейцев погибает мгновенно, ваш отряд ретируется на авианосец ВМС США. «Метеорит» открывается и обнажает (сюрприз! сюрприз!) боевой корабль пришельцев. Наружу выступают отряды левитирующих инопланетных гостей и десятки громадных боевых машин-«хантеров». Один из них топит авианосец (эту сцену можно было пройти на E3), отряд спасается на транспортном самолете и оказывается в щекотливом положении на плацдарме космических захватчиков. В третьей, финальной части люди пробиваются в корабль пришельцев и ведут войну на территории противника, в невесомости. Потом финал, триумфальная победа. Одинокий защитник Земли пускает пулю в щитколобую, обросшую ложноножками пасть свинобрюхого цульпата пришельцев (последнее предложение полностью выдумано автором. – прим. ред.). «И хотя люди обязательно выйдут победителями, последняя битва поставит больше вопросов, чем даст ответов», – обещает Цеват.
Солдаты фортуны
Американцы отправляют на остров отряд разведчиков – и игрок вовсе не обязательно будет его командиром. Вернее, вообще не будет. Сослуживцы обладают так называемым «адаптационным ИИ», который следит за действиями игрока и повторяет их. Другими словами, если вы заляжете в укрытие, они залягут рядом. Если вы выскочите и откроете стрельбу, они последуют вашему примеру. И, кроме того, каждый товарищ в Crysis живет только один раз. Если кого-то убили – это трагедия. Воскресить дурня невозможно – играйте в неполном составе, как сказал бы хоккейный комментатор. Финальная заставка будет различна в зависимости от того, кто смог остаться в живых.
Первое, что мы сделаем в Crysis, когда он выйдет, – устроим лесной пожар.После горячей битвы чаща превращается в аккуратную опушку.
Если вы пропустили прошлый абзац и не хотите узнать подробности трагической кончины свинобрюхого цульпата, то добро пожаловать. Спойлерам – от ворот поворот. Цеват Йерли еще раз анализирует работу команды над Far Cry: «Первая половина игры всем понравилась куда больше, чем вторая. Сначала игрок сражался с людьми, которых можно перехитрить. Ближе к финалу появлялись мутанты и геймплей из «интеллектуального» превращался в «реактивный» – кто первый нажал на курок, того и тапки. Это было не лучшее наше решение». Первоочередная задача гейм-дизайна Crysis: дать игроку инструменты, с помощью которых он мог бы решить любую задачу разными способами. Например, военный экзо-костюм главного героя работает в нескольких режимах. Повысьте скорость – и персонаж будет ловчее уклоняться от пуль и быстрее бегать. Переведите костюм в режим «силы», и сможете поднимать сверхтяжелое оружие и переламывать деревья ударом ноги. Поставьте на «защиту», и превратитесь в неповоротливый ходящий танк. Настраивать можно не только костюм, но и каждый вид оружия: герой разворачивает винтовку боком, и вы видите на ее корпусе несколько переключателей. Один выбирает режим стрельбы, другой тип амуниции (обычные пули, усыпляющие ампулы или безвредные радиомаячки), третий, например, дальность прицеливания. Сущность геймплея Crysis в том, чтобы сначала перехитрить, и только потом победить противников. Именно поэтому кампания разбита на три совсем разные главы. Как только вы научитесь побеждать в одних условиях, сюжет делает крутой поворот, и вы снова оказываетесь в незнакомом мире в поисках решения.
История вопроса
Far Cry (2004)Far Cry Instincts: Predator (2006)Crysis (2007)
И если в сингле вполне можно проштрафиться раз-другой, то многопользовательские режимы ошибок не прощают. Команда вынесла важные уроки из разработки Far Cry, теперь немцы трудятся над четырьмя базовыми мультиплеерными режимами: Deathmatch, Team Deathmatch, Capture the Flag и Power Struggle («Битва за власть»). И если с первыми тремя все ясно, то о последнем Цеват рассказывает в красках: «Это режим для настоящих геймеров. Американцы против корейцев, каждая сторона старается захватить артефакты пришельцев и принести их себе на базу. В награду за успешные действия они могут открыть новые виды оружия и навыки». Не очень понятно, не правда ли? «Ох, потом сами увидите. Будет здорово», – ставит точку Цеват.
На военной базе графика кажется уже не такой потрясающей, но пару передовых эффектов отыскать всегда можно. Например, гляньте-ка на блики на внутренней поверхности оптического прицела.Многие новые технологии связаны с более точным обсчетом лучей света. Перечислить их все непросто, а эффект налицо: вспышки выглядят мягче и естественнее.
Столько сказав об игре, мы до сих пор не коснулись главного – графики. Существенное замечание: история не будет разворачиваться на одном огромном острове. Место действия Crysis разбито на несколько гигантских, но вполне ограниченных уровней. Зато как эти уровни выглядят – залюбуешься. Полный список использованных разработчиками технологий с описанием эффекта каждой можно было бы издавать специальным приложением объемом в несколько выпусков «СИ-Бульвар». Вот лишь некоторые: Soft Vegetation Bending («мягкие листья» – трава и листья гнутся под тяжестью), Destructible Vegetation («разрушаемые деревья» – название говорит само за себя), High Dynamic Range Rendering (HDR, «рендеринг с широким динамическим диапазоном» – делает свет мягким и подчеркивает детали в ярко освещенных и темных объектах), Volumetric Clouds («объемные облака» – их можно пролетать насквозь), Soft Shadows («мягкие тени» – более реалистичные тени с учетом диффузии световых лучей), Real-time Ambient Maps (затрудняемся перевести название на русский язык. Суть технологии, однако, заключается в покрытии уровня рассеянным светом, благодаря чему освещение выглядит более естественным), Sub Surface Scattering («глубинное рассеивание» – движок обсчитывает те лучи света, которые проникают внутрь материала, отражаются и выходят наружу), Depth of Field («эффект глубины резкости» – если вы сосредоточите внимание на объекте, который расположен слишком близко, то дальние предметы будут изображены не в фокусе). Crysis в действии выглядит именно так, как на наших скриншотах, – сложно поверить, но это, как говорится, фактический факт.
Чего мы не видели
Разработчики не спешат открывать карты; многие достижения движка Crysis до сих пор не были показаны на демонстрациях. Например, стихийные бедствия – пресс-релиз обещает «торнадо, оползни, заморозки и землетрясения». Землетрясение на «лесной» карте в FPS, в «живом, изменчивом мире»? Обязательно проверим. Кстати, передвигаться по острову, вокруг острова и над островом можно на «грузовиках, танках, лодках и вертолетах». Технику пока тоже держат в секрете.
– База, меня окружили, что делать? – Паникова-а-ать!Камский автомобильный завод к 2019 году перешел на выпуск грузовиков «Тайфун» (название ясно читается на кабине).
Будет ли вся эта красота доступна только обладателям DirectX 10 и Windows Vista? Нет и нет. И еще раз нет. Разработчики показывали нам игру на DirectX 9 и видеосистеме текущего поколения – Crysis выглядел точно так потрясно, как на скриншотах. В Windows Vista и DirectX 10, однако, игра будет работать несколько быстрее (за счет того, что из DirectX 10 вычищен код для обратной совместимости; для запуска старых игр с Vista будет поставляться еще и специальная версия DirectX 9). Кроме того, DirectX 10 добавит некоторые малозначительные и едва заметные эффекты. Например, когда огромный хантер рычит на вас из-за дымовой завесы, под DirectX 10 вы увидите, как колышется дым от «дыхания» машины. В версии для DirectX 9 этого эффекта нет. Не могу удержаться, задаю Цевату вопрос, который вертится на языке: «Простите, это же спилберговская «Война миров», один к одному! Признавайтесь, оттуда «черпали вдохновение»?» – «Ох, больной вопрос, – сокрушается Цеват. – Когда мы начали разработку Crysis, фильма «Война миров» еще в помине не было. Если мы что и брали за основу, то скорее это «День независимости» Роланда Эммериха. Так уж получилось, что пришельцы у нас и у Спилберга выглядят похоже – знаете, многие удачные идеи приходили в головы разным людям одновременно».
Конечно, Crysis, блокбастер из блокбастеров, станет весомым аргументом в пользу обновления операционных мозгов компьютера. Мой собеседник объясняет политику Crytek и EA: «Мы не будем ждать Windows Vista. Если Crysis будет готов раньше, а Microsoft задержит выпуск ОС, то мы отправим игру в продажу до появления Vista. И мы не будем делать две разные версии. Если вы устанавливаете Crysis под Windows XP или под любой другой старой операционной системой, игра подстраивается под DirectX 9. Если у вас Windows Vista, мастер установки выберет другие файлы. В любом случае, все будущие стандарты нам известны и мы не зависим от Microsoft. Ничто не помешает нам выпустить Crysis тогда и только тогда, когда он будет готов».
Mod-friendly
Каждый в Crytek понимает, что созданные пользователями модификации (моды) дарят игре вторую жизнь. За примерами далеко ходить не надо: моддерский сайт www.crymod.com и по сегодняшний день регулярно обновляется свежими картами и дополнениями для Far Cry, а владельцы консолей с детским восторгом клепают карты для Far Cry Instincts. Для Crysis разработчики выпустят «мощный и простой в освоении» набор инструментов, с помощью которых можно будет создавать карты как для сингла, так и для мультиплеера. Онлайн-коммьюнити, скорее всего, продолжит свое существование по адресу www.crymod.com.
1985 Прочтений • [Превью игры Crysis] [12.04.2012] [Комментариев: 0]