Давайте будем честны – Stormregion вот уже лет семь делает одну и ту же игру. Сразу же после выпуска легкомысленной RTS с морковью в качестве главного действующего… боеприпаса парни из Будапешта переключились на Вторую мировую и который год долбят в одну и ту же точку. Что интересно, с большим успехом.
Codename: Panzers – Cold War – это шаг в новом направлении, но шаг микроскопический: действие разворачивается в оккупированном Берлине 1949 года, трагическая ошибка пилота становится спичкой, которая поджигает горючую цистерну неразрешенных противоречий между СССР и союзниками, и едва потушенный пожар войны разгорается с новой силой. Почему
игра называется «Холодная война», не совсем понятно – уже в первой миссии отряды Красной армии и США начинают по полной программе дубасить друг друга из всех доступных средств уничтожения. Впрочем, за историческим реализмом обращаться в Stormregion явно не по адресу – недаром на дверях кабинетов в студии висят таблички: «Жестяные работы», «Мясной цех» и «Внимание, угар!», если вы понимаете, о чем это я.
Картинка Codename: Panzers порой удивительно напоминает Company of Heroes, вплоть до элементов интерфейса и отдельных шрифтов!В ночных миссиях приходится вести постоянный огонь из всех стволов, чтобы хотя бы чуть-чуть рассмотреть детали происходящего.
Заводные игрушки
В целом Cold War сохранила атмосферу предыдущих игр серии – никакой, прости, господи, добычи полезных ископаемых и строительства баз. Подкрепления сбрасываются на вертолетах или присоединяются по ходу миссии, юниты передвигаются в составе взводов и без малейшего сомнения по первому приказу принимают управление танками, бронемашинами, артиллерийскими
установками и прочей техникой. Своей или трофейной – совершенно неважно. Техники и пехоты выдают мало, в обрез, поэтому волей-неволей приходится действовать аккуратно, отводить раненых и покалеченных в тыл, «лечить» их с помощью техников и санитаров и снова отправлять в бой. Между миссиями все так же работает фирменный «магазин», в котором можно приобрести технику в дополнение к той, что полагается по сюжету, и даже… раскрасить ее в уникальные цвета! Сами миссии устроены хитроумным
образом – в начале игры ни за что не догадаешься, что придется делать в конце. Основные и дополнительные задачи возникают и растворяются по мановению Его Величества Скрипта, и, вместо того чтобы упрямо ломиться через всю карту к поставленной командованием цели, рекомендуется прогуляться по флангам – можно обнаружить немало интересного. В интерфейсе и дизайне экранов Cold
War обнаруживается немалое влияние Company of Heroes – вплоть до шрифтов кое-где, но это сейчас обычное дело – творение от Relic уже давно разобрано на запчасти и тщательным образом изучается всеми студиями, которые (как им кажется) делают игры «про Вторую мировую».
Третьим будешь?
Настоящий успех Stormregion приобрела благодаря сериалу Codename: Panzers – две игры венгерских разработчиков получили неожиданно высокие оценки в прессе по обе стороны океана и заставили подвинуться корифеев жанра вроде «Блицкрига» и «Противостояния».
В 2004 году от RTS «про войну» уже начало тошнить, но Codename: Panzers удалось пробиться через асфальт нашего равнодушия – все тот же знакомый по S.W.I.N.E. стремительный и беспощадный геймплей, отличная картинка, эксперименты с физикой и даже приличный сюжет! Впрочем, секрет в другом – в удивительном азарте, с которым молодая команда отправилась на покорение уже давно взятых другими высот. Вслед за отличной Phase
OneStormregion произвела на свет вторую часть и анонсировала третью, но затем отвлеклась на другие WW2-проекты, после чего оказалась в щупальцах 10Tackle и потеряла независимость. Времена изменились. Вместо «Третьей фазы» нас ждет «Холодная война».
Местные взрывы творят что-то невероятное с временем и пространством. Будьте осторожны!Грузовые вертолеты в 1949 году? Не будем мешать художникам творить…
Война и искусство
Картинка… очень сильно зависит от настроек. На мощных системах обновленный графический движок Gepard 3 скачет во всю прыть: тени от облаков, отражения в лужах, погодные эффекты, «объемные взрывы» – красивы настолько, что на мгновение рука инстинктивно перестает отдавать приказы – хочется в деталях разглядеть эту роскошь. Стоит переставить все опции в положение off и low – и мы получим вполне классический для RTS вид. Консервативные (возможно – пока, в превью-версии)
настройки ограничений камеры не позволяют поднять голову до горизонта, как в World in Conflict, или рассмотреть детали амуниции американских солдат, как в Company of Heroes. Зато только в Codename: Panzers доступен
режим «картинка в картинке» – во время важных сюжетных поворотов прямо во время миссии нам демонстрируют «репортаж с места боевых действий». Трансляция вызывает ощущение растерянности и понимание, что вы в данный момент занимаетесь полной ерундой (допустим, выжигаете огнеметом очередную партию русских из пятиэтажного здания) и должны сейчас быть совершенно в другом месте (скажем, выручать из окружения экипаж потерпевшего аварию вертолета). Особенно хочется отметить тотальную
«интерактивность» окружающего пространства – здания валятся одно за другим, как кости домино, порванные линии электропередач бьются в истерике: разработчики как-то ради науки уронили башенный кран на здание пятью различными способами – и получили пять уникальной формы развалин.
Свинское прошлое
Звезда Stormregion, небольшой команды разработчиков из Будапешта, взошла в 2001 году после выхода S.W.I.N.E. – простодушной, веселой и удивительно позитивной RTS про битву свиней и кроликов. Хряки-милитаристы из Национальной армии свиней, говорящие почему-то с ярко выраженным немецким акцентом, вероломно нарушили границы страны Морковии, населенной безобидными франкоговорящими кроликами. На протяжении пары десятков несложных миссий кролям (под управлением игрока) приходилось демонстрировать
чудеса тактического остроумия, чтобы в итоге прогнать захватчиков с родной земли. Полное отсутствие экономики и добычи ресурсов, динамичный геймплей, развеселые модели танков и гаубицы, стреляющие морковью, – этого было достаточно, чтобы заставить нас улыбнуться… и полюбить S.W.I.N.E.
Пока вы будете любоваться длинными тенями на потрескавшемся асфальте, медики подлатают раненых, а механики закрутят развинтившиеся гайки. Учтите, боезапас у танков ограничен, поэтому далеко от «поддержки» вглубь вражеской территории лучше не уезжать.Иногда уничтожить экипаж гораздо проще, чем пробить броню. Освободившуюся технику сможет захватить любой подвернувшийся под руку отряд – в Codename: Panzers воины рождаются с автомобильными правами в кармане гимнастерки.
Мимикрия танка
Отсутствие экономики и апгрейдов с успехом заменяет система «модификаций». Каждый юнит в игре, будь то легкий солдат или тяжелый танк, может за небольшую плату приобрести особенные умения. БМП становится машиной технической помощи или амфибией. Танк меняет орудие на бронебойное, или красит себя в защитные цвета, или приваривает себе трал для уничтожения мин, пехотинцы отращивают огнеметы и снайперские винтовки – все это очень быстро и прямо во время боя. Все волшебные изменения становятся
видны прямо на модели – для полного счастья не хватает только рельефа и укрытий – точнее, разноцветных точек на экране, как в Company of Heroes.
Каждая из без малого двух десятков миссий может быть сыграна еще и еще раз – на новом уровне сложности, в погоне за мировым рекордом. Смысл? Все просто: лучшие «проходимцы» будут болтаться на Доске почета в Интернете. Неплохое развлечение для любителей идеально пройти «сингл», верно? К сожалению, превью-версия не дает возможности оценить многопользовательский потенциал игры – разработчики обещают более 20 карт и три режима: Domination, Cooperative и Team Match. Впрочем,
ждать полной версии осталось недолго – если все будет хорошо, уже через месяц мы узнаем очередное кодовое слово: Panzers.
Аппетит к разрушению
Фирменный графический движок Gepard 3 научился обращаться с пиксельными шейдерами 3.0 и освоил другие фокусы, в результате чего картинка на экране парализует не только слабые видеокарты, но и наше воображение – представьте взрыв дымовой гранаты (о-о-о, этот «объемный дым»!) среди стоящих по колено в воде (надеюсь, вы не отключили опцию «отражения в воде»?) солдат во время ливня: одна только эта сцена способна ускорить глобальное потепление на планете как минимум вдвое. Как
и в Company of Heroes, абсолютно любые объекты в игре можно разрушить бесконечным числом способов, а изменчивая погода и освещение творят шутки не только с нашим зрением, но и с поведением управляемых AI солдат. Другими словами, наступать правильнее под покровом ночи.
Вы любите пазлы? Чтобы этот замечательный разводной мост опустился, нужно потянуть за невидимый рычажок скрипта где-то на другой стороне реки. Как там оказаться? М-м-м… Переправиться на амфибиях?Укрытие в зданиях дает преимущество в перестрелке до появления в окрестностях танка или тяжелой артиллерии. Несколько прямых попаданий, и от дома не останется камня на камне.