Alpha Protocol, которую все привыкли называть не иначе, как «Mass Effect про шпионов», – это первый самостоятельный проект Obsidian Entertainment, ранее занимавшейся только продолжениями проектов других студий (Star Wars: Knights of the Old Republic 2, Neverwinter Nights 2, Fallout: The New Vegas). Шпионский сеттинг, лихо закрученный сюжет, система укрытий, стелс, гаджеты, автоматическое оружие – мы провели целый день наедине с текущей версией Alpha Protocol и готовы рассказать, как все эти вещи могут уместиться в одной ролевой игре.
Итак, Alpha Protocol – это игра о специальном агенте Майкле Тортоне (Michael Thorton), который начинал свою карьеру в подразделении ЦРУ, достаточно секретном, чтобы американское правительство отрицало его существование. Проработал он там ровно до того момента, как его подставили. После того как в руках у Тортона оказалась важная информация о международном заговоре, на агента началась настоящая охота. Майкл вынужден присоединиться к организации Alpha Protocol – единственным людям, которые имеют хоть какое-то представление о происходящем и готовы помогать Тортону в сборе необходимой информации и предотвращении угрозы, которая нависла над всем миром.
1 – Майкл активно пользуется укрытиями, управление аналогично системе из Gears of War – можно прятаться, выглядывать из-за укрытия и вести огонь вслепую.
2 – Интерфейс игры компактно упакован в левый нижний угол. Здесь отображаются здоровье Тортона, броня, активная спецспособность, а также вид и количество гранат и патронов, которые использует агент.
3 – Такие широкие полоски здоровья здесь только у боссов – скоро нас ждет открытое столкновение с одним из них.
4 – Такими стрелками отмечаются враги при игре за стелс-специалиста. Синий цвет означает минимальный уровень тревоги, желтый – внимание, красный – вас заметили.
5 – Цели миссии всегда отмечены контрольными точками, так что запутаться очень сложно, хотя иногда это и случается из-за не слишком удачной архитектуры уровней (а за картой местности нужно лезть в отдельное меню).
6 – Русские гангстеры все как один носят устрашающего вида спортивные костюмы с лампасами.
Командная игра
Для этого ему потребуются все оставшиеся связи, ведь отношения с союзниками, врагами и нейтральными (на первый взгляд) персонажами играют в Alpha Protocol чуть ли не основополагающую роль. Встречи с важными людьми здесь выделены в отдельные миссии, и в них во всей красе проявляет себя система диалогов, которая только на первый взгляд похожа на то, что мы видели в Mass Effect. На самом деле отличий хватает: вместо заранее заготовленных «ключевых» слов нам разрешается выбрать «тон» ответа – агрессивный/враждебный, вежливый/доброжелательный или нейтральный/профессиональный. Реакция персонажей будет целиком и полностью зависеть от их характера, а также текущей ситуации. При этом делать выбор надо быстро, поскольку диалоги происходят в режиме реального времени. В ходе игры время от времени будет также появляться «кнопка действия», которая позволит, в зависимости от ситуации, прервать диалог и, скажем, выхватить пистолет или прикончить допрашиваемого противника, – и такие действия будут иметь необратимое влияние на сюжет игры.
Сам сюжет действительно нелинейный, предоставляет широкую свободу выбора порядка и способа прохождения игры и состоит из множества элементов: непосредственно миссий, переговоров с союзниками и врагами, чтения электронной почты, просмотра теленовостей... Большинство этих действий Майкл будет совершать из специальной конспиративной квартиры – небольшой локации, где можно выбрать задание, купить новое оружие, информацию (!) или гаджеты и настроить внешность персонажа по вкусу (в ходу полный набор средств маскировки – от сталинских усов и тяжелых очков в роговой оправе до бороды Фиделя Кастро, которая очень удачно дополняется темными очками и сдвинутой назад кепкой). Еще Alpha Protocol – первая игра, в которой можно выбирать, что ответить персонажам по электронной почте (тут работает схожая с диалогами схема выбора «интонации»). Всего в игре будет четыре основные локации: Рим, Тайпей (остров Тайвань), Москва и Саудовская Аравия – и в каждой у Тортона приготовлено убежище.
Кнопка «Execute» появляется в критических случаях – игрок всегда волен пощадить персонажа, и последствия обязательно дадут о себе знать.Чтобы совершать такие эффектные прыжки с разворота, требуется прокачать навык «Боевые искусства».
Классовая борьба
Подготовка к миссии и стиль ее прохождения сильно зависят от класса персонажа (а классы здесь, вопреки ранним заверениям Obsidian, все-таки есть). «Штурмовик» решает вопросы исключительно с помощью автоматического оружия, стреляет с двух рук и обладает несколькими увеличивающими повреждения способностями (способности, как и в Mass Effect, включаются во время боя «горячей клавишей» и имеют ограниченный срок действия). Игра за этот класс больше всего похожа на экшн от третьего лица: изредка используя укрытия, Тортон легко расправляется с превосходящими силами противника, активируя различные бонусы к повреждениям или даже замедление времени. «Шпион» предпочитает оставаться в тени: благодаря способности Awareness ему видны положения врагов и степень их тревоги, а перк Shadow Training позволяет на короткое время становиться практически невидимым. Наконец, «инженер» предпочитает копаться в компьютерах и консолях безопасности, отключая сигнализацию и проникая в труднодоступные места. У каждого класса свое любимое оружие: если для мастера стелса это, разумеется, пистолет с глушителем, то «инженер» предпочитает дробовики и при включенном берсерк-режиме (соответствующий перк снижает отдачу и кучность стрельбы до минимума) превращается в настоящую машину смерти. Есть и четвертый класс – «наёмник», что-то вроде универсального солдата, умеющего делать все понемногу.
Наличие классов, впрочем, не только не мешает прокачивать Тортона по-своему – скорее, даже обязывает к этому. К примеру, играя за чистокровного «солдата», вы рискуете застрять на важной сюжетной миссии просто потому, что не получится взломать важную консоль – сделать это будет нечеловечески сложно. Кстати, взлом компьютеров, механических и электронных замков – это три разных мини-игры на скорость реакции, внимание и точность: и как раз сложность этих мини-игр (которые порой могут стать настоящей головной болью) варьируется в зависимости от того, насколько у персонажа прокачан соответствующий навык.
Оружие
Пистолеты (Pistols)
Пусть это и не самое мощное оружие в игре, пистолет в паре с глушителем превращается в лучшего друга любителя «тихого прохождения», позволяя уничтожать противников, не выдавая своего присутствия преследователям. При развитии соответствующего навыка обращения мощность пистолета растет, а время перезарядки – сокращается. Точно целиться тоже важно, при попадании в голову можно нанести критические повреждения.
Пистолеты-пулеметы (SMGs)
Пистолеты-пулеметы стреляют короткими очередями – и при стрельбе с двух рук отлично подходят для быстрой зачистки помещений от противников. Если развивать навык владения этим типом оружия, то очереди станут длиннее, а отдача уменьшится, что позволит вам стать настоящим преемником идей Макса Пейна или офицера Текилы из Stranglehold.
Дробовики (Shotguns)
Дробовик – не самое изящное оружие в игре, но когда нужно быстро пригвоздить противника к полу на короткой дистанции, это лучший выбор из всех возможных. И если на первый взгляд дробовики могут показаться медлительными и сложными в обращении, то по мере развития соответствующего навыка перезарядка станет куда быстрее, а плотность стрельбы возрастет. Точный выстрел из дробовика практически всегда гарантирует, что вы собьете противника с ног.
Штурмовые винтовки (Assault Rifles)
Штурмовые винтовки смертельно эффективны на длинных дистанциях, но при стрельбе на ходу могут оказаться не слишком полезными. Но даже для того, чтобы эффективно пользоваться ими на расстоянии, вам придется прокачать соответствующий скилл – только тогда автоматы будут стрелять идеально прямыми очередями с лазерной точностью.
Ролевой баланс
Но навыки и их прокачка (а она происходит вполне классическим образом, в любое время за полученные очки опыта) – далеко не единственное, что отличает Alpha Protocol от множества других экшнов с элементами RPG. Даже перестрелки здесь полностью завязаны на характеристиках персонажа. При плохо раскачанном владении дробовиком вы не сможете даже в упор уложить какого-нибудь правительственного агента, а низкий навык владения автоматами делает винтовку M16 совершенно бесполезной на сколько-нибудь серьезном расстоянии – пули просто не будут долетать до цели. То же самое верно и для рукопашного боя: без развитого навыка противники будут просто блокировать все атаки. Да, здесь можно пользоваться укрытиями, вставать за стационарный пулемет или прятаться в тени – но здоровье не восстанавливается автоматически (броня, тем не менее, восстанавливается) и пополнить его можно, только приняв лекарство из специального шкафчика.
Подобные канаты есть на многих уровнях – ими можно пользоваться для быстрого перемещения из одной точки в другую.По ходу игры Тортон получит возможность пользоваться и более серьезным оружием – таким, как этот противотанковый гранатомет.
Одиннадцать друзей Тортона
В ходе миссий и во время подготовки к ним Майклу будут помогать напарники. Очень важно оправдывать их доверие и поддерживать с ними хорошие отношения – с женщинами, кстати, даже можно флиртовать, обещаны несколько продолжительных любовных линий. Хорошее отношение с персонажем, задействованным в миссии, даст бонус к характеристикам или способностям, плохое – напротив, наложит определенные штрафы и ограничения. Прямо в ходе миссии помимо основных целей могут появиться дополнительные, предложенные напарниками, – если их выполнить, то Майкл приобретет больший вес в их глазах и получит много очков доверия. Также по ходу миссий придется принимать некоторые неочевидные на первый взгляд решения, которые обязательно дадут о себе знать в будущем. Простой пример: если играть за класс «солдат» и пренебрегать стелсом, то придется в промышленных количествах отправлять на тот свет много правительственных агентов (в том числе и работающих на США), ни в чем не повинных полицейских и охранников. Многим напарникам это может не понравиться, за каждого убитого будет начисляться штраф к отношениям. Пример сложнее: посреди миссии на Ленинградском вокзале (вокзал, что характерно, заполнен террористами в полосатых куртках «адидас», а цель миссии заключается в поиске поезда «Буран» с оружием массового поражения) Майкл найдет незаполненную таможенную декларацию, куда можно будет вписать адрес получателя опасного груза – здесь можно оставить все как есть, вписать свой адрес или отправить оружие Григорию, нашему контакту в Москве. Выбрав последний вариант, мы не только получили денежное вознаграждение и улучшили свою репутацию в глазах союзника, но и через несколько миссий обнаружили доверие к себе со стороны другого криминального авторитета – Суркова, который сослался на то, что Григорий рассказывал про нас много хорошего. Такие многоходовые комбинации не слишком очевидны, но действительно могут влиять на развитие сюжета: у Суркова оказалась нужная нам информация, и еще неизвестно, можно ли было бы ее купить или выпытать силой.
Значок в правом верхнем углу означает активный сигнал тревоги – он не прекратится, пока Тортон не взломает соответствующую контрольную панель.Некоторые уровни, как этот римский особняк, выглядят лучше остальных, но в целом графика Alpha Protocol кажется устаревшей и не слишком аккуратной.
Найти и уничтожить
Союзники и напарники помогают не только за кадром, но и непосредственно во время полевых миссий – либо лично отвлекая противников, либо даже отправляя нам в поддержку небольшой отряд наемников. Сами миссии – это достаточно сложно срежиссированные операции: задач всегда несколько, выполняются они последовательно, а в конце вполне может ждать одного или нескольких «боссов» с длинной шкалой здоровья. Любопытно, что с некоторыми потенциальными «боссами» можно вообще не вступать в открытую конфронтацию, достаточно нескольких правильно выбранных реплик, и перестрелки можно избежать. Но какой бы ни была цель миссии – штурм штаб-квартиры китайской триады, проникновение в американское посольство в Москве или установка «жучка» в центре прослушки ЦРУ, – любой уровень можно пройти несколькими способами. Во-первых, стелс-подход работает всегда и везде: пригнувшись, избегая охранников и камер наблюдения, можно аккуратно дойти до цели миссии, отключая попавшихся на пути охранников или «снимая» патрульных из пистолета с глушителем (если удерживать кнопку «выстрел» определенное количество секунд, наносится критическое повреждение). Другое дело, что идти напролом гораздо проще, пусть и не так по-шпионски: если игрока стелс-класса заметили, жить ему осталось недолго (правда, у этого класса есть фора в пару секунд, чтобы ускользнуть от повышенного внимания, будучи замеченным). Класс «инженер», как мы уже знаем, позволяет пользоваться расширенным набором гаджетов. Это и устройства электромагнитных помех, отключающие камеры и стационарные турели, и девайсы для автоматического взлома консолей, и различные отвлекающие штуки – от дымовых гранат до генераторов фальшивых звуков, скрывающих ваше истинное местоположение.
Персонажи
Йенси Вестридж
За плечами у Вестриджа двадцать лет работы в ЦРУ и пять лет – в Alpha Protocol. В организации он осуществляет руководство агентами, их подбор и обучение, а также следит, чтобы каждый член команды был морально и этически подготовлен к предстоящей миссии. Вестридж проводит брифинги и следит за тем, чтобы агенты Alpha Protocol были готовы к самым серьезным осложнениям, которые только могут возникнуть при выполнении задания.
Мина Танг
Мина – специалист по разведданным и расшифровке кодов. Именно она будет руководить большинством операций Тортона, постоянно оставаясь на связи. Танг также обучает новых агентов Alpha Protocol обращению с оружием и очень не любит, когда гибнут невинные люди.
Шон Дарси
В ЦРУ Дарси считали одним из самых одаренных техников в агентстве. Свои таланты Дарси принес и в Alpha Protocol – вместе с обширным списком контактов на Ближнем Востоке. Несмотря на часто наплевательское отношение к заданиям, Шон – один из лучших специалистов по прослушивающим устройствам, что делает его очень ценным союзником.
Скарлет Лэйк
Фотожурналистка с мировым именем, Скарлет стала известна благодаря своей работе в горячих точках и журналистским расследованиям на самые опасные темы. Не любит пустых разговоров и уважает тех, чьи действия говорят сами за себя.
Омар Насри
Террорист и торговец оружием с замечательной для русского уха фамилией Насри – единственная зацепка подразделения Alpha Protocol на Ближнем Востоке. Насри ответственен за продажи русского оружия террористам и держит базу где-то в Саудовской Аравии. Может быть ценным источником информации для Тортона.
Али Шахид
Шахид (это всего лишь фамилия) – невероятно богатый нефтяной магнат с богатейшими связями. Имеет отношение к террористической группировке Аль-Самад, хотя и не афиширует свои связи с террористами и отказывается от каких-либо предпочтений, когда дело заходит о бизнесе. Любит, когда его собеседник хорошо проинформирован и понимает, с кем имеет дело.
Огонь на поражение
Разумеется, к любой миссии можно и нужно тщательно готовиться – и помимо прокачки параметров и характеристик здесь есть три важных аспекта: покупка оружия, покупка апгрейдов и покупка информации. Если с оружием все более-менее ясно – чем больше вы платите, тем лучший ствол получаете (поставки новых экземпляров также зависят от отношений с персонажами), то с апгрейдами уже сложнее – почти каждый из них (а это может быть как банальный глушитель или оптический прицел, так и усовершенствованный приклад или расширенный магазин) помимо бонусов к одним характеристикам имеет и отрицательный эффект по отношению к другим. Не совсем ясно, каким образом новый тип лазерного прицела может увеличить отдачу винтовки, но при выборе апгрейдов приходится думать и тщательно взвешивать все «за» и «против».
Одна из самых недорогих и полезных возможностей – покупка информации касательно грядущих миссий. За «символические» 6-7 тысяч долларов можно получить альтернативную точку старта миссии, помощь на месте от предателя-осведомителя или какие-либо другие важные данные вроде кодов безопасности. Подобную информацию (а иногда – гораздо более ценную) могут предоставить и союзники по e-mail – вам остается только скачать файл и отправляться на задание.
Укрытиями умеет пользоваться только главный герой – враги предпочитают идти напролом, едва завидев Тортона.Огромный кружок в центре экрана – это прицел. Кроме шуток.
Пластмассовый мир
Самое, наверное, неоднозначное решение в Alpha Protocol – это развитие сюжета, которое в привычном понимании отсутствует. Здесь есть некая начальная интрига (террористы сбивают гражданский авиалайнер, и это как-то связано с мировым заговором и тем, что Тортона подставили), есть набор миссий в четырех частях света (новые локации открываются по мере прохождения), много диалогов с персонажами, а также сложная система причинно-следственных связей – и именно она выступает главным генератором сюжетных моментов. Неожиданные союзы с врагами и предательства друзей, новые крупицы информации о заговоре на Ближнем Востоке – все это появляется динамически и зависит исключительно от стиля прохождения игры. Можно убить всех, не раздумывая о последствиях, и идти по трупам, а можно пройти всю игру, не лишив жизни ни одного человека (по крайней мере, так утверждают разработчики – ведь в арсенале Тортона есть и несмертельное оружие), – и концовки во всех случаях будут разные.
Смешанные впечатления пока что вызывает и графика: игра использует Unreal Engine и выглядит заметно хуже большинства тайтлов, основанных на этом движке. Угловатые лица персонажей, размытые текстуры и бедноватые спецэффекты – все это находится пока на достаточно среднем уровне. К тому же Alpha Protocol порой сложно воспринимать всерьез – многие персонажи (вроде русского эмо-хипстера Константина Бройко или боевой девушки с гигантским пулеметом) слишком комичны, чтобы относиться к игре как к серьезной шпионской драме. Даже сам Тортон часто и невпопад шутит по поводу чужих имен, ведет себя достаточно вызывающе и вообще явно недотягивает до современного варианта Джеймса Бонда или хотя бы Джека Бауэра. Другой вопрос – а нужно ли воспринимать всерьез игру, которую сами разработчики сравнивают не с «Бондом», а с «Убить Билла»?
К тому же возможность самостоятельно влиять на ход событий, гигантский простор для кастомизации и масштаб действия позволяют закрыть глаза на такие недостатки. Alpha Protocol – очень комплексная игра, в уравнении всегда участвуют сотни переменных – от характеристик персонажа до неосторожного слова, сказанного несколькими часами ранее. Даже если Obsidian не успеют до лета подправить графику и баланс классов да вылизать уровни, историю Майкла Тортона все равно стоит ждать – хотя бы потому, что ролевые игры про шпионов на нашей планете выходят один раз в тысячелетие.
2791 Прочтений • [Превью игры Alpha Protocol] [12.04.2012] [Комментариев: 0]