Петроградское небо мутилось дождемНа войну уходил эшелонБез конца – взвод за взводом и штык за штыком наполнял за вагоном вагон
Первая мировая война привлекает намного меньше внимания, чем Вторая, но история ХХ века и человечества вообще без нее непредставимы. Ведь в ее результате мир изменился безвозвратно, а последствия событий почти вековой давности ощущаются до сих пор.
Убийство эрцгерцога Фердинанда в Сараево послужило лишь формальным поводом для начала войны – слишком уж нестабильной была обстановка в Европе, слишком свежи старые обиды и желание помериться силами. Но вот представлял ли кто-то, во что выльется очередной конфликт ведущих стран? Падение державшихся веками режимов, изменившиеся до неузнаваемости границы государств, первое применение отравляющих веществ, танков и авиации и полное изменение самого характера боевых действий, не говоря уж о немыслимых потерях в живой силе и среди мирного населения.
Студия Lesta обратилась к незаслуженно игнорируемой теме еще в своем дебютном проекте, RTS «Антанта», и сейчас, превратившись после успеха «Стальных Монстров» в увешанную наградами уважаемую компанию, вновь ворошит пепел галицийских полей.
Российские солдаты со скатанными шинелями, немецкие – с шишаком на шлемах. Все как положено.В городских боях каждый дом преращается в опорный пункт. Но их так легко разрушить…
Время действия – 1910-1950 годы. В роли главы России, Германии, Великобритании или Франции игрок должен привести свое государство к доминированию в Старом Свете, используя любые доступные средства: дипломатию, экономическое давление или вооруженные действия, в том числе с применением ядерного оружия.
В недавнем «Хите» про Medieval 2:Total War мы писали о том, насколько тематика Средневековья подходит для такого рода игр. Но хотя почтовых голубей сменил телеграф, а мундиры и фраки вытеснили кольчуги, и в 1910 году оттяпать у соседней державы кусок-другой по-прежнему не считалось зазорным. Что уж говорить о научно-техническом прогрессе, все достижения которого, в первую очередь, были направлены на уничтожение себе подобных.
Игровой процесс больше всего напоминает стратегию типа Diplomacy или Hearts of Iron, только в реальном времени, с функцией промотки и паузой. Решение необычное, но избавляющее от долгого ожидания во время хода компьютерных игроков. Глобальная карта включает в себя Европу, северную Африку и часть Ближнего Востока, и разбита на 92 зоны. В каждой – по одному городу, которые производят четыре типа стратегических ресурсов: Население, Уровень Жизни, Промышленность, Образование. Выработку можно повысить, строя соответствующие здания. Другая линейка развития направлена на военные нужды – танковые и авиационные заводы, казармы и конюшни.
Истоки «Страна Игр»: Почему вы решили обратиться к не столь популярной теме Первой мировой и выбрали не очень «говорящее» название, в отличие от вашей же «Антанты»?
Lesta: Нас все время спрашивают об этом, хотя «Агрессия» охватывает обе Мировые войны. Это немного другой подход, нежели просто RTS про Первую мировую. Мы хотим показать истоки Второй мировой войны, которая уже вдоль и поперек «изъезжена» игроками. Ведь на самом деле все началось не в Польше в 1940, и не на западной границе СССР в 1941, и, конечно, не в Нормандии в 1944. Первопричина – в Сараево, и главные события, определившие судьбу Европы в ХХ веке, случились именно в 1914 году. Полное название игры, Aggression: Europe 1914, обозначает точку отсчета исторических изменений, которые может совершить игрок.
По сути, это до неузнаваемости мутировавшая «Антанта 2», хотя программно это два разных продукта (движок для «Агрессии» делался с нуля, из старой команды на проекте тоже остались 1-2 человека). Но по своей идее – игра, расширяющая границы Первой мировой – «Агрессия» выросла именно из концепта продолжения «Антанты». Правда, необходимо учесть, что за время, прошедшее с выхода первой игры «Лесты», утекло много воды, поэтому «Агрессия» включает в себя опыт таких игр, как «Стальные Монстры» и «Сталинград», что выводит ее на несколько другой уровень по сравнению с прародительницей.
Эффект ударной волны от ядерного взрыва – самое зрелищное, что есть в игре.Проработка карт впечатляет – каждый домик не похож на другой.
Но прежде чем формировать армию, стоит потратить время на научные изыскания: броневики и пулеметы, бипланы и разведывательные аэростаты дадут немалое преимущество, если противник до сих пор полагается на конные лавы. Венчает технологическое древо атомная бомба, правда, если ее изобретет еще одна страна помимо нашей, игра автоматически заканчивается. Происходит это и при захвате всех городов или наступлении 1951 года. Сейчас за одну минуту проходит неделя игрового времени, но после тестирования эти цифры могут слегка измениться.
Помимо четырех доступных игроку государств, самостоятельностью обладают Италия, Турция, Австро-Венгрия и Испания. С ними можно заключать союзы и торговые соглашения, они точно так же проводят исследования, отстраивают города, нанимают персонажей и формируют армии. Еще два компьютерных игрока отдуваются за многочисленные мелкие страны и соблюдают строгий нейтралитет. Такая сила, как США, представлена в виде особых заданий, выполнив которые, получаешь поддержку в виде дополнительных юнитов, не доступных другим странам.
Судя по отчету, какая-то из мировых войн в самом разгаре.Среди лидеров – Керенский и Колчак, Гитлер и Эйнштейн.
Хотя расстановка сил на старте и лидеры государств соответствуют истории, это не означает, что политическая обстановка в кампании развивается согласно учебникам. Германия вовсе не обязательно поддержит Австро-Венгрию, если ту атакуют, и в нашей власти установить коммунистический режим в Великобритании и помочь Советской России в борьбе с мировым капиталом. В отличие от 1939 года, нации не станут спокойно наблюдать, как игрок захватывает одну за другой небольшие нейтральные страны, а объединятся против агрессора.
Всего существует семь фракций: Коммунизм, Социализм, Нацизм, Анархия, Демократия, Элитократия, Монархия. У каждой есть плюсы и минусы, равно как союзники и противники. Может даже случиться так, что недовольный обстановкой в стране город взбунтуется, и придется вводить в него усиленный гарнизон. Другой способ усмирения – направить в проблемную зону члена Кабинета Министров. Игрок сам выбирает их из более чем двухсот исторических личностей, у каждой из которых свои достоинства и политические убеждения. Всего таких деятелей может быть не больше десяти, и главная головная боль руководителя страны – соблюдение баланса между военными и гражданскими лидерами.
Уроки «Страна Игр»: Какие уроки вы вынесли из разработки «Стальных монстров» (в частности, по поводу головоломного интерфейса)?
Lesta: Над интерфейсом игры работаем, совершая иногда невозможные усилия. Конечно, опыт СМ был внимательно изучен. Хотя над «Агрессией» работает своя проектная команда, а ребята, занимавшиеся «Монстрами», сейчас заняты дополнением «Стальные Монстры: Союзники», многие наработки мигрируют как в ту, так и в другую сторону. Единственное, что можно сказать по поводу интерфейса, – сильно простым он быть не может, масштабы игры этого не позволяют. Но сделать его удобным и сэкономить время игрока – постараемся.
Для каждого города придется выбирать направление развития – научное, промышленное, аграрное, военное.Первые танки были на редкость неуклюжи, но страху на врагов наводили.
Ведь министры – это хорошо, но для управления армиями требуются генералы, и только с их помощью войска передвигаются по карте. При столкновении двух генералов в одной зоне Hearts of Iron заканчивается, и начинается «Блицкриг», если, конечно, не выбран автобой. В тактических сражениях принимают участие до 50 отрядов с каждой стороны, при этом если пехотинцев в одном подразделении целый взвод, то танк или гаубица – самостоятельная боевая единица. А по мере уничтожения отрядов подтягиваются подкрепления из гарнизона текущей зоны и всех находящихся в ней союзных армий.
Каждая тактическая карта привязана к зоне, в которой начался бой, и сделана вручную. Поскольку движок поддерживает полную разрушаемость строений, уничтожение какого-нибудь завода скажется на производственных мощностях города. Впрочем, прямой зависимости «уничтожили там – исчезло здесь» нет. А упавшая колокольня способна прихлопнуть зазевавшийся отряд. Перед боем игрок может расставить свои силы (на небольшом участке, если нападает, или на большей части карты, если находится в обороне).
Глобальную карту можно вращать вокруг оси. Только вот зачем?Плывущие поверху облака придают глобальной карте «вид со спутника».
Юниты, коих насчитывается более 150 типов, делятся по родам войск (пехота, конница, артиллерия, танки и бронемашины, авиация), имеют сильные и слабые стороны. Танки эффективней действуют вместе с пехотой, разведывательные аэростаты дают бонус к точности артиллерии, пулеметы косят солдат, но беззащитны перед лихим наскоком кавалерии, а при наличии в армии самолетов генерал может вызывать авиационную поддержку. Характеристики техники более или менее соответствуют действительности: броневик из винтовок расстрелять не получится, а пушки можно передвигать только с помощью тягачей. У каждой страны есть уникальные юниты: Т-34 и «Тигры», казаки и «Фарманы»…
Хотя до тысячных побоищ Rome: Total War тактическому режиму далеко, сражения отнюдь не выглядят «игрушечными». Толпы пехотинцев бегут в атаку, за ними ползут смешно выглядящие танки первых моделей, а с холма бьет артиллерия, наглядно показывая смысл выражения «пушечное мясо»: солдат разбрасывает взрывами во все стороны, а вокруг воронок образуются залежи из рук, ног и прочих частей тела. Ничего не скажешь, натуралистично, но с возрастным рейтингом у игры возникнут большие проблемы.
Каждое применение ядерной бомбы – настоящая симфония разрушения. Ударная волна сносит дома и деревья, оставляя только горящие развалины, – а о вражеских отрядах и говорить нечего. Но плата за могущество велика – зону-то захватишь малой кровью, только вот восстанавливать ее придется долго. И вполне возможно, что прочие страны не станут терпеть распоясавшегося бомбиста.
Планы «Страна Игр»: Почему так мало делают гибридов типа Total War, зато чистокровных варгеймов и RTS про WWII – чуть ли не каждые полгода?
Lesta: Гибридов мало по простой причине – разработка подобного проекта занимает в полтора-два раза больше времени, чем «обычной» игры. Поэтому без соответствующей специализации соваться в такой проект неосмотрительно. У студии уже был опыт «Стальных Монстров», поэтому мы чувствовали себя более уверенно, но все равно проблемных моментов в проекте было предостаточно. Легко написать и прочитать «сочетание глобальной стратегии и тактических боев в реальном времени», а объемы работ за этим стоят совершенно фантастические. Я бы примерно оценил «весомость» «Агрессии» как 3-5 «Сталинградов». Надеюсь, что, если игра будет удачной, мы окончательно закрепим за собой имидж команды, которая берется за «неподъемные» проекты и успешно их выпускает.
У солдат есть показатель «морали» – в зависимости от обстановки они обращаются в бегство или впадают в ярость, а офицеры способны поднять взвод в атаку под плотным огнем. Если долго гонять бойцов бегом, они выдыхаются, а еще у них нет обычной для RTS «полоски жизни» – есть легкие и тяжелые ранения, причем от последних пехотинец погибает, если вовремя не получит помощь.
Планируется, что солдаты будут окапываться и прятаться в зданиях, а вот более сложные фортификации игрок может строить на стратегическом уровне, чтобы потом использовать их в тактике. Они включают в себя ДОТы, линии окопов и подземные ходы, капониры для артиллерии и танков. Пехотинцы свободно перемещаются по окопам, что может быть использовано для различных приемов – например, перебросить без потерь подразделение на фланг под гаубичным огнем. Более продвинутые отряды еще и умеют минировать подходы к своим позициям. Как в любой приличной современной RTS, не обойдется без формаций и типов поведения.
А вот морских сражений в игре нет, участие флота сводится к переброске войск, блокированию портов и контролю над морскими зонами, а баталии разрешаются автоподсчетом. Если вспомнить аналогичное решение в Total War и неудачную их реализацию в Imperial Glory, вывод один – плодить сущности не стоит. Как шутят разработчики, кому хочется порулить линкорами – пусть играет в «Стальных Монстров».
Фото на память. Вспоминается незабвенный «железный капут».Аэростаты дают бонус к точности артиллерии.
Не последнее место отводится мультиплееру: в тактических боях смогут поучаствовать до восьми игроков одновременно. А вот на глобальной карте поиграть не получится – одна партия растянулась бы на неделю, да и паузу не включишь.
Важной особенностью проекта будут несколько степеней погружения. Хотите влиять на любые, даже самые незначительные процессы в государстве – пожалуйста. Не нравится копание в древе технологий – поручите научные исследования компьютеру. Увлекаетесь дипломатическим интригами и шпионажем – генералы худо-бедно справятся с битвами без вас.
Время экспериментов прошло, уроки, полученные в «Стальных Монстрах», выучены, и в третьем своем проекте Lesta Studio твердо знает, к чему стремиться, а компания «Бука» в очередной раз, уже без всяких сомнений, поддерживает их начинания. У «Агрессии» хватает как очевидных достоинств, так и вызывающих сомнение моментов, но смелость разработчиков, которые готовы сделать что-то необычное, а не очередную RTS, вызывает уважение.
ХИТ?! ЗА:
Смелый ход – совмещение глобальной стратегии и реального времени, перенос идей Total War в XX век.
Возможность переложить часть забот на компьютерных помощников.
Честная модель разрушений.
Сделанные вручную тактические карты с обилием деталей.
ПРОТИВ:
Опыт «Стальных Монстров» показывает – обилие возможностей ведет к чрезмерному усложнению управления.
Модельки солдат слишком уж аскетичные.
Очень многое зависит от достойного AI.
1311 Прочтений • [Превью игры Агрессия] [12.04.2012] [Комментариев: 0]