Стратегии на игровых приставках – это вечно больная тема. С одной стороны, консольщикам тоже очень хочется погонять по экрану табуны танков, а с другой, стандартный геймпад для таких занятий подходит очень плохо. Поэтому разработчики ищут новые схемы управления. Например, в Tom Clancy’s EndWar оно голосовое.
Впринципе, идея очень здравая – не копаясь в интерфейсе, лихо крикнуть в микрофон: «Подразделение 12! Приказываю прикрыть меня с левого фланга!», и тут же слева раздаются грохот и взрывы – это славное подразделение 12 где-то за кадром спешит на помощь герою. Ощущение, надо сказать, приятное. Необычное ощущение. Но уж очень неудобно все это реализовано. Сначала надо долго и нудно настраивать микрофон (причем, оказывается, не все микрофоны одинаково полезны, например, гарнитура
Logitech заработала с первой попытки, а аналогичный аппарат от Genius вообще отказался «сотрудничать» с EndWar), тщательно располагать его на указанном расстоянии от губ, подбирать чувствительность – и все это ради того, чтобы в нужный момент зажать пробел и медленно и отчетливо произнести «подразделение… двенадцать… атакуйте… противника… альфа…». При некотором везении игра даже поймет, чего вы от нее хотите.
В общем, голосовые команды – они от лукавого. Возможно, для консолей это вынужденный компромисс, но ткнуть мышкой в мини-карту – несравнимо быстрее, проще и удобнее, чем кричать в микрофон. Сама идея была отличной, но за исполнение – увы, незачет. Хочется верить, что находка Ubisoft не будет забыта и со временем эту систему доведут-таки до ума.
Бывает, миссии по обороне объекта проходятся без участия игрока – расставил войска по укрытиям, и можно пить чайЗолотое правило EndWar – видишь танки, немедленно веди в атаку вертолеты. Против атаки с воздуха вражеская бронетехника беспомощна
Камень-ножницы-бумага...
...то есть танки-БТР-вертолеты. В этой формуле, собственно, и заключается весь геймплей Tom Clancy’s EndWar. Увидел танк, бомби его с вертолета. Заметил вертолет, расстреливай его из бронетранспортера. Что делать, если углядел БТР, думаю, догадаетесь сами.
Еще есть аж два вида пехоты: тяжелая хороша для обороны, не годится для наступления, легкая ровно наоборот, умеет только выбивать тяжелую пехоту из укрытий. Торжествующий минимализм. Вершина тактического мастерства – это когда в наступлении одновременно участвуют пехота и танки, а рядом еще и вертолеты кружат. Сражаться против такого смешанного подразделения – все равно что решать головоломку «вставь нужный ключик в нужный замочек». Занятно, но со стратегическими
играми имеет мало общего.
На поле боя расставлены ключевые точки – так называемые «радиобашни», – которые надо брать или, наоборот, защищать. Обычно боевая задача сводится к тому, чтобы захватить требуемое количество башен и продержаться определенное время, за это засчитывают победу.
Подкрепления не возникают на поле боя из ниоткуда, они эффектно появляются из чрева грузового самолетаКамеру нельзя свободно двигать по полю боя, но все взрывы и разрушения она обязательно покажет в самом выгодном свете
Активная пауза – казалось бы, уже много лет нерушимый стандарт жанра – отсутствует. В общем, это и правильно, Tom Clancy’s EndWar – скорее залихватский экшн, чем вдумчивая стратегия, здесь нет нужды анализировать расстановку сил на поле боя и планировать точечные операции. Подразделение шесть, атакуйте противника! Стрельба, взрывы,
грохот, азарт! При этом камера намертво привинчена к выбранному юниту, чтобы, не дай бог, игрок не пропустил какой-нибудь особо сочный пиротехнический эффект. А свободно таскать камеру по карте – зачем? Это какое-то излишество, это не нужно.
А если доблестные солдаты пострадали в бою, ничего страшного. Надо просто отвести их за ближайший кустик и дать немного отдохнуть. Силовые щиты восстановятся сами собой. Вежливые программисты из Шанхая очень, очень стараются ничем не огорчить чувствительного западного игрока.
И даже если подразделение полностью уничтожено в жаркой битве, все равно горевать не стоит. В игре присутствует практически неограниченное количество подкреплений, которые поступают на поле боя по мере того, как гибнут в бою наши передовые отряды. От заботливости китайцев хочется кричать.
Знай свое оружие, солдат
В Tom Clancy’s EndWar под контролем игрока весьма мало видов войск. Тем важнее знать сильные и слабые стороны каждого из них, чтобы мгновенно делать в бою правильный выбор. Ведь любая ошибка чревата тяжелейшими потерями.
Легкая пехота – эффективна против инженеров, уязвима для любой боевой техники. Умеет захватывать контрольные точки.
Тяжелая пехота (инженеры) – в укрытии эффективна против любой техники, вне укрытия уязвима для любой техники. Умеет захватывать контрольные точки.
Вертолеты – эффективны против танков и артиллерии, уязвимы для БМП и инженеров.
БМП – эффективны против вертолетов, уязвимы для танков, артиллерии и инженеров.
Танки – эффективны против БМП и любой пехоты, уязвимы для вертолетов, артиллерии и инженеров.
Артиллерия – эффективна против танков, БМП и пехоты, уязвима для вертолетов. Кроме того, артиллерийские установки стоит использовать только на больших расстояниях, подошедший вплотную танк легко расправляется с ними.
Штабные машины – строго говоря, не являются боевой техникой, предназначены они для информационной поддержки. В бою уязвимы для любого противника.
Леденящая душу история
История начинается весьма бодро, вполне в духе старого параноика Клэнси. Нам поведают про мрачное ближайшее будущее, иссякающие запасы нефти, новый виток гонки вооружений, милитаризацию околоземного пространства и т.д. Обучающие миссии рассказывают про атаки анонимных террористов, оснащенных по последнему слову техники (например, им ничего не стоит подогнать в любую точку мира огромный транспортный корабль и выкатить из него пару десятков танков с боевыми вертолетами). Начинается противостояние трех сверхдержав:
Объединенной Европы, США и России, где каждый подозревает соседа в пособничестве таинственным террористам. Казалось бы, отличная завязка, сейчас начнутся интриги, политические маневры, предательства, личные драмы, тайные заговоры, расследования…
Но увы, начинается только одно – унылое развлечение под названием «захватите некую случайную точку на карте мира, потому что она стратегическая и ее обязательно надо захватить». Захватили? Отлично, теперь возьмите еще одну. И еще одну. И еще двадцать. Или даже тридцать. Поздравляем, вы прошли одиночную кампанию Tom Clancy’s EndWar. Вы же оценили, это была настоящая динамическая кампания?
Нет, товарищи, это была обычная халтура.
Лес – идеальное укрытие для пехоты, среди деревьев бойцы становятся практически неуязвимыми, сохраняя при этом мобильностьЗнакомьтесь, эти башни исполняют в игре роль контрольных точек. На протяжении десятков миссий вам придется захватывать и отбивать их
Театр ужасов войны
Играть против живых соперников заметно веселее. Здесь нам предлагается на выбор два режима. Первый – классический мультиплеер по сети «тет-а-тет» или «двое на двое», с участием АI или без него. Сражаться с реальными противниками не так скучно, как с предсказуемым компьютерным болваном. Люди хитрят, делают обманные ходы, скрывают свои намерения – в общем, в хорошей компании даже «камень-ножницы-бумага» превращается в сносное времяпровождение.
Второй режим – это, без преувеличения, гордость и изюминка проекта. Он называется Theater of War, и в нем введено некое подобие глобальной динамической кампании, где сотни игроков пытаются перекраивать политическую карту мира, атакуя и защищая территории, базы и города. Стороны все те же – Россия, Европа, США. В конце каждого дня подводятся итоги, сдвигаются линии фронта и становится видно, какая команда насколько преуспела. В принципе, это отдельная игра внутри игры, полноценная стратегическая
ММО с самыми разными уровнями командования – от глобального планирования до мелких тактических операций. Для тех, кто разбирается в такого рода штуках, – очень, очень круто.
Советы
Старайтесь беречь свои войска. Если ваше подразделение понесло тяжелые потери, отдайте приказ о немедленной эвакуации (клавиша R), и ваши бойцы вскоре покинут поле брани.
По мере участия в боевых действиях ваши подразделения накапливают опыт, который поначалу не особо полезен, но со временем оказывается незаменим. Дело в том, что не каждый апгрейд доступен для любых войск – чем улучшение полезнее, тем больше опыта должно быть у частей, имеющих на него право.
Впрочем, чтобы получить доступ к любым апгрейдам, достаточно достичь ранга «ветеран» (одна звезда). Дальнейший рост опыта бойцов («элита» и «герои») нужен только для повышения их боевых качеств, а новых способностей не открывает.
Звук и свет
Картинка в игре простенькая, видно, что консольная – но очень естественная и симпатичная. С World in Conflict по технологичности не сравнить, но тягаться с ней, вероятно, никто и не собирался. А поставленная задача – «чтобы все летало» – выполнена идеально. Баланс между неплохой графикой и отсутствием тормозов
соблюден.
Модели солдат и техники очень детальные, очевидно, что сделаны с любовью. Практически каждый апгрейд немного меняет облик боевой единицы – на танках появляются дополнительные пулеметы, пехотинцы перевооружаются. Рассматривать эти детали в бою некогда, но ощущение реалистичного разнообразия, безусловно, возникает.
Что касается физики, то ее, грубо говоря, тут почти совсем нет. Разрушаемость объектов практически отсутствует; редко-редко удается свалить пару деревьев потоньше или взорвать отдельное здание. Сбитые вертолеты огненными кометами падают прямо на стоящую пехоту, но бойцы не обращают внимания на такие мелочи жизни.
Язык локализации суконный – но он и в оригинале такой, армейская специфика, ничего не поделаешь. Озвучка традиционно невыразительная, как будто актеры сквозь сон читают свои роли, – но это ж военные разговаривают, им можно. Пару раз позабавили потуги озвучателей изобразить сильные эмоции, например, панику. Безвестный солдат с таким энтузиазмом кричал «Нам конец! Враг переходит в решительное наступление! Они прорываются на правом фланге!», что невольно ожидалось продолжение:
«Удар! Гоооол!»
Но к счастью, в данном случае актерское мастерство особо и не нужно. Чай, тут у нас не квест и не RPG. Хотя к какому именно жанру следует отнести EndWar, с ходу сложно сформулировать. Наверное, правильно будет назвать ее «аркадная стратегия».
Ночной бой где-то в далекой Сибири – что может быть атмосфернее? Только танковые сражения на Красной площади
1540 Прочтений • [Обзор игры Tom Clancy's EndWar] [11.04.2012] [Комментариев: 0]