Неизменно популярный и в Японии, и на Западе сериал Tales of отпраздновал юбилей, в честь которого с фейерверками запустили сразу несколько игр для самых разных консолей. Европу праздник тоже не обошел – здесь, наконец-то, состоялся релиз Tales of Vesperia, прошлогоднего хита, заставившего японских геймеров покупать Xbox 360.
В недавней многостраничной рецензии на Star Ocean: The Last Hope Константин Говорун рассуждал о том, что, дескать, вот он, последний оплот JRPG на домашних консолях – с модной боевой системой, дурацкими несмешными сценками и кукольными моделями персонажей, по ошибке принятых за «анимешных». И действительно, в 2009 году все взоры обращены
к этому творению tri-Ace, получившему широкое признание у себя на родине и завоевавшему завидную популярность по обе стороны океана. Такой всплеск внимания к жанру, конечно, можно назвать чудом, но с важной оговоркой: чудо это обязано не tri-Ace с их Infinite Undiscovery, а Namco Bandai с Tales of Vesperia, ставшей самой продаваемой
игрой в Японии в прошлом году.
Как и в любой игре на Xbox 360, в Tales of Vesperia нашлось место DLC. Однако вместо нового содержания, разработчики предлагают покупать… игровую валюту и уровни. Лень прокачиваться? Зайдите в Marketplace, скачайте набор по десять или по пять уровней всей команде, купите лечебный гель и смело отправляйтесь сражаться с боссом.
Несмотря на легкое недопонимание со стороны европейских геймеров, миры Tales of принято любить за сюжетную сдержанность, за персонажей, похожих на героев мультфильма, за многочасовое исследование сказочных земель, хорошее настроение, извечные рассуждения об отваге, чести и добродетели. В таком свете динамичная боевая система «а-ля файтинг», совершенно не обязывающая вникать во все придуманные создателями тонкости, видится слишком простой, история – нарочито детской,
а сама игра – рассчитанной либо на круг давних поклонников, либо на увлеченных фэнтези-аниме геймеров школьных лет. Вот и Tales of Vesperia производит поначалу точно такое же впечатление. Подвох невозможно заметить в первые несколько часов прохождения, более того – не веришь, что здесь вообще хоть что-нибудь отлично от Tales of эпохи GameCube и PlayStation 2. История бывшего рыцаря Юрия, который попадает в тюрьму за попытку наказать вора, бежит из заточения,
встречает в замке розоволосую девушку Эстелиз и вместе с ней отправляется в путешествие, которое, конечно, завершится спасением мира? Этим сегодня никого не удивишь. Рассуждения персонажей о государственном устройстве, о несчастьях, обрушившихся на бедняков, равно как и восторженные комментарии Эстель, никогда прежде не покидавшей свою обитель, тоже не вызывают большого доверия. Но надо, надо дать игре время. Пролетят несколько часов, и Tales of Vesperia буквально расцветет. Не знакомые
с сериалом люди воскликнут: «Как интересно!», фанаты Tales of ринутся делиться впечатлениями в блогах: «Вот это да, вот это чудеса!» Так случилось в Японии, где миловидная Эстель стала настоящим символом успеха Xbox 360, так было и в США, где пресса не постеснялась поставить высокие оценки и назвать игру «лучшей в сериале». Теперь дело за старушкой Европой.
Анимационных роликов до обидного мало, но это отчасти компенсируется визуальным стилем игры: она сама – вылитое аниме, чего уж жаловаться на отсутствие мультфильмов.
Таких сценок в игре около пяти сотен. Если посмотреть их все, дадут ачивмент. Едва ли получится сделать это во время первого прохождения – уж очень много условий требуется выполнить.
Вещь для нас
Но даже тогда пресловутый «подвох» не проявляется в полной мере, и игра воспринимается как ладно скроенное приключение, удачно выполненное в актуальной стилистике. А подвох вот в чем: то, что до какого-то момента вызывало усмешку, вдруг не на шутку заинтересовывает. Дав общее представление о мире Весперии, познакомив игрока с населяющими его расами, показав различные города, игра мгновенно сбавляет темп и даже вынуждает совершить несколько шагов назад. Первый же бэктрекинг поощряется полезными
сюжетными сведениями, притом что ни одну локацию не дают изучить досконально: камера неустанно следует за главным героем и управлять ею игрок не может, стало быть, в некоторые области до поры до времени заглянуть нельзя. Впрочем, это скорее достоинство, благо, таким образом разработчикам удается всякий раз брать наиболее удачные ракурсы, демонстрировать красоту архитектуры, обращать внимание на что-то важное, наконец, просто не дать потерять героя из виду. Своеобразное достижение ToV еще и в том, что ни один
город или подземелье нельзя назвать «проходными». Та же Eternal Sonata была путешествием в один конец, в котором населенные пункты служили лишь местом, где можно докупить снаряжение в дорогу, а после прохождения очередного сложного участка следовало вздохнуть с облегчением – возвращаться туда вновь уже не потребуется.
Песню из вступительного ролика исполнила популярная японская певица Бонни Пинк (Bonnie Pink). Для Tales of Vesperia она записала сразу две версии – на английском и японском. Та, что встречает игроков на европейском и американском дисках, называется Ring a Bell и распространяется исключительно как строчка в iTunes Store. Японский же вариант, получивший название Kane wo Narashite, вышел синглом, на отдельном диске. Ограниченный тираж этого диска вдобавок снабжен видеоклипом.
Это отнюдь не означает, что несколько раз за прохождение силком заставляют пробежаться по десятку давно изученных локаций просто потому, что того потребует сюжет. Нет, ситуаций, когда это действительно необходимо, очень мало, но они дают представление о том, что может измениться в городе за время отсутствия героев. Дополнительные квесты, новое оружие, рецепты от странствующего повара, мини-игры и возможность собрать секретные костюмы – вот оно, поощрение любознательным исследователям Весперии. И
конечно, не обойдется без добавочных сюжетных сценок, будь они на движке игры или в форме необязательных для прослушивания диалогов с говорящими портретами героев. К тому времени даже они из надоедливых и нудных бесед превратятся в неотъемлемую часть приключения.
На коробке с игрой написано: «кооперативное прохождение – от двух до четырех игроков». Это значит лишь то, что в Tales of Vesperia, как встарь, можно управлять во время схваток с монстрами всеми четырьмя героями. Для этого придется подключить еще три джойпада и доверить их друзьям. За пределами боевых локаций весь co-op заканчивается.
Каждое новое оружие отображается на моделях персонажей. Вообще, арсенал здесь богатейший – одних только клинков набирается никак не меньше сотни.
Эстель полезно держать в команде – она знает заклинание лечения всех и сразу. Главное, вовремя приказывать ей пить восполняющие шкалу умений зелья. Сама она, как видно, стесняется.
Сказки, сказки!
Здесь необходимо заметить, что некоторое стремление «упростить» все же присуще разработчикам. После каждого серьезного события герои собираются вместе, обсуждают случившееся и говорят, по очереди, кто и что намерен делать дальше. Если возникает спор или решают поспать до утра, то это значит, что не все так просто, и Юрию придется выслушать соображения каждого путешественника отдельно, а для этого, в свою очередь, их надо будет еще разыскивать по всему городу – прячутся они уж очень старательно.
Первый раз этому не придаешь особого значения, после – надоедает. Ни единый привал не обойдется без пустой болтовни с друзьями и мини-игры «найди, где спрятались Рита и Эстель». И хочется, с одной стороны, списать это на лишнюю заботу, мол, таким образом разработчики хотят еще раз напомнить приключенцу по эту сторону экрана, «куда путь держать дальше и что же случилось прежде», да не получается – уж больно утомительно и нудно, нельзя не признать: здесь игра заметно пробуксовывает.
В октябре этого года ожидается появление полнометражной анимационной ленты Tales of Vesperia: The First Strike – приквела к событиям игры. Созданием занимается студия Production I.G., и в качестве заглавной композиции будет вновь использована песня Ring a Bell. Подробности можно узнать на официальной страничке фильма – www.tov-movie.net.
То же можно сказать и о боевой системе, исключительно привлекательной во всем, что касается зрелищности и динамизма, и в дополнение к этому еще и достаточно глубокой. Однако – по указанию самих же разработчиков! – игрок волен вообще не изучать ее и никогда не заглядывать в меню, разве только для экипировки нового клинка и доспеха. Какая разница, что за навыки герой получает, используя тот или иной меч? О том, что навыки эти хорошо бы комбинировать, тем самым разучивая новые спецприемы,
и вовсе можно узнать только в самом конце. До сражения с Алексеем вообще незачем задумываться над тем, что из разных спецприемов надо составлять своеобразный move list, а на поле боя выстраивать их в комбо, нанося противнику гигантский урон. Зачем такие сложности, если хватает кнопки «B» (отвечающей за простой удар), кнопки «А» с направлением левой аналоговой рукоятки (что обеспечивает спецприем), и кнопки «Х» – блока? Игроку даются базовые знания: нажать крестовину,
чтобы войти в режим Over Limit и без устали рубить зверя, а при появлении цветного кружка на противнике быстро нажать правый курок, чтобы воспользоваться ситуацией и нанести удар по слабому месту. И этого вполне хватает, чтобы играть и не встречать на пути особых сложностей. Комфортно? Скорее, расслабленно.
Анонс Tales of Vesperia на PlayStation 3 навлек на Namco Bandai предсказуемое недовольство геймеров. Но не потому, что для нее придумали несколько дополнительных локаций, новое оружие и броню, костюмы (в том числе купальники), сценки, второстепенные квесты и, конечно, нового персонажа – маленькую пиратку Патти Флёр. Но потому, что та самая Патти изначально присутствует в версии для Xbox 360 и просто-напросто «не открыта» – раздосадованные фанаты обнаружили
ее в файловых архивах игры. PS3-релиз ToV намечен на 17 сентября этого года. Демоверсию уже сегодня можно скачать в японском PS Store.
Где же стимул? Главным образом, в постоянных изменениях не только мира Весперии, но и самих героев. Персонажи взрослеют, у них формируются новые черты характера, подчас даже меняется мировоззрение, они становятся сплоченней – настоящей командой! Ближе к финалу внимательный игрок уже узнает достаточно, чтобы самому ставить вопросы и искать на них ответы – и будьте уверены, ничто от него не утаят. Представлявшееся поначалу простым, окажется сложно устроенным, а то и вовсе ложным. Наконец, не так
уж «прилизан» здешний сюжет. Так, злодей непременно должен быть убит, причем самим главным героем и без лишних высокопарностей – просто потому, что мир без него действительно станет лучше. Пускай здесь не так часто брызжет кровь, зато иная реплика – единственная среди десятка ничего не сообщающих – может сказать достаточно. Тут-то и кроется главный секрет, то, чем эта обычная с виду игра неизбежно очаровывает увлеченного игрока. Именно это – то самое, что выгодно отличает Tales
of Vesperia от красивых, но неживых и бессодержательных пустышек – других представителей того же сериала.
По умолчанию герой сам выбирает себе ближайшую цель и бежит к ней. Однако в любой момент можно зажать левый курок и перемещаться по полю битвы свободно.
2019 Прочтений • [Обзор игры Tales of Vesperia] [11.04.2012] [Комментариев: 0]