Представляем участников: Tony Hawk’s Proving Ground (далее THPG) и его соперник с куда более лаконичным названием – Skate. С чего же начать?
А ручки-то вот они!
Первое и самое главное отличие – это, конечно же, совершенно разный подход к управлению. THPG предлагает старую добрую схему, которую знает и к которой привык, наверное, каждый, кто хоть раз пробовал проехаться на виртуальном борде: на трех кнопках висят grind-, flip- и grab-трюки, на четвертой – щелчок с дальнейшим прыжком, именующийся в скейтерской тусне ollie. С помощью комбинации этих кнопок и нажатия аналогового стика в разные стороны, мы добиваемся от нашего персонажа выполнения множества красивых и в реальной жизни чрезвычайно сложных трюков. Но это только основа, и если бы в каждой части не появлялось чего-то нового, мы бы так и продолжали сейчас все играть в самую первую Tony Hawk’s game. Поэтому – сразу о новинках: их не много, но они весьма значимы. Так, за одним из шифтов отныне закреплена новая функция – agrokick, сильный толчок ногой, придающий доске сильное ускорение. Если нажать кнопку несколько раз подряд в момент, когда персонаж заносит ногу для следующего толчка, можно разгонять скейт до совершенно невообразимой скорости. Но если вы ошибаетесь с таймингом, скорость быстро спадает. Хотя, как нам кажется, еще более полезная функция, за которую отвечает эта же кнопка, – ускорение во время «мануалов» с отталкиванием руками от стены или от проезжающих мимо машин. Очень полезно, если решили накрутить огромное трюк-комбо и вам до зарезу нужно доехать до следующего трюк-спота, балансируя на двух колесах. Далее из новинок, наверное, следует отметить расширение возможностей появившейся в прошлой части системы «Nail the trick». Если раньше замедлить время можно было только для «ручного» выполнения flip-трюков, то теперь новинка охватывает и grab, и manual. Отныне вы можете, оказавшись в воздухе и запустив «Nail the trick», зажать левый «курок» (так осуществляется переход к управлению grab-финтами), обеими аналоговыми рукоятками (сиречь левой или правой рукой) уцепиться за доску, а по приземлении зажать правый «курок» и перейти к manual-трюкам, когда оба стика отвечают уже за скольжение на разных осях. Звучит все это довольно сложно, но на деле выполняется куда легче, чем различные flatland-трюки при баланcировке, которые приплюсовываются к manual отстукиванием различных комбинаций на кнопках. В итоге, чтобы всерьез удивить публику и судей на соревнованиях, мало сделать какой-нибудь 360 inward heelflip to manual to kickflip. Придется выполнять связки из десяти-двадцати трюков, буквально невыполнимые в реальности, но на то это и Tony Hawk – здесь возможно все. Ваш персонаж, вылетев из рампы, может достать аж до проводов высокого напряжения и одним нажатием волшебной кнопки grind примется скользить по ним в нескольких метрах над мостовой, затем он спрыгнет вниз, по пути к асфальту заделает десяток трюков в воздухе, приземлится на два колеса, попутно демонстрируя чудеса акробатики, и тут же вспрыгнет на перила, с которых вновь недалеко до проводов… Супермен на колесиках!
То самое Rigger Menu, которое можно вызывать в любом месте города и стараться наворотить мини-скейтпарк. Одно плохо: глюков в нем – как в бета-версии Windows. (Proving Ground)Еще одна новинка – Nail the Grab. Дарит возможность лично выдумывать уникальные связки Grab-трюков. (Proving Ground)
Новая волна
Совсем другое дело новая Skate. Как и обещали разработчики, игра совершенно не похожа на детище Тони Хока. Здесь все управление сосредоточено на правом аналоговом стике, а кнопками мы с вами будем… барабанная дробь… отталкиваться ногами! Да, одна кнопка – толчок левой ногой, вторая – правой. А трюки делаем только аналогом, потянули его вниз, дернули ровно вверх – вуаля, наш персонаж сделал ollie. Потянули вниз, затем по диагонали влево-вверх – вот вам heelflip. Снова вниз, затем полукруг вправо – Pop Shove-it. Чтобы сделать какой-то grab-трюк, нужно в воздухе зажать правый или левый курок, которые отвечают за правую и левую руку соответственно. Как видите, все очень интуитивно и, самое главное, действительно дарит ощущение какого-то сопричастия к происходящему на экране: вы не просто нажали группу кнопок, а действительно совершили какие-то сложные «спортивные» движения и самолично выполнили красивый трюк. Вам не терпится узнать, как же тут делаются скольжения? Проще простого: нужно вспрыгнуть на подходящую грань, и последующий grind будет зависеть только от того, какой частью доски вы встали на препятствие. Никакого больше автоматического «прилипания» спортсмена к перилам, вся игровая физика в ваших руках! Как итог – трюки здесь имеют совершенно другую ценность; если вам удалось сделать красивую связку из flip и скольжения, то это уже маленький подвиг, давшийся лишь с упорной тренировкой и истинным понимаем того, что и как нужно делать – все, как в реальной жизни. Причем с помощью хитрых манипуляций с аналогом вы сможете делать и Hardflip, и Varial kickflip, и Laser flip, и всевозможные 360-элементы. И есть своя фишечка: под прицелом виртуальной камеры всегда находится не персонаж, а его борд; вкупе с отличной анимацией даже самые простые трюки, на которые в играх имени Тони Хока вы и вовсе не обращали внимания, здесь выглядят просто завораживающе. А уж если удалось провести длинную связку из трех или четырех разнообразных трюков – не посмотреть замедленный повтор этого феерического зрелища будет сущим кощунством.
VS: Музыка
Какой же экстрим без залихватского саунда? Нас уже приучили, что если игра о скейтборде, сноуборде, вейкборде или каком другом неудобном средстве передвижения, она обязательно будет грохотать альтернативной музыкой от самых известных групп, разговаривать с нами голосом самых известных хип-хоп команд и радовать только настоящими хитами. Вот ровно как в Tony Hawk’s Proving Ground, где есть все – модные Block Party, все еще очень популярные Beastie Boys, нестареющие Foo Fighters, The Sex Pistols и Nirvana. Ну и множество никому не известных групп, которые будут прорываться в мир из ваших колонок по ходу всей игры. Skate изначально подходит к музыке совсем по-другому. На настройках «по умолчанию» в игре вообще нет музыки, вы рассекаете по городу на своем скейте, слушая звук улиц, шум машин и пение птиц, а если и услышите музыку, значит поблизости какое-то скейтерское местечко. Но никто не мешает вам включить музыку из меню и постоянно наслаждаться хитами от Дэвида Боуи, Motorhead, Nirvana, White Stripes, Slayer и многих-многих других. Особенно нам понравились эксклюзивные инструментальные треки от Томми Гуерреро. Ничья!
Новинка в системе управления – Nail the Manual, дающая возможность после прыжка приземлиться на два колеса в замедленном времени. (Proving Ground)
Долгая дорога в дюнах
Но перейдем от управления к собственно игре – тому, зачем мы вообще делаем все эти хитрые выкрутасы с доской. Конечно, просто для удовольствия, и потому каждая из представленных на этих страницах игр дарит нам целый город для свободного передвижения. Города эти непохожи: если мегаполис в THPG весь заставлен трамплинами, рампами и прочими скейт-приспособлениями, зовущими накручивать безостановочные трюк-комбо, то город в Skate, на первый взгляд, совершенно обычный: тротуары, заборы, перила, лестницы, деревья и прохожие. Здесь сложность и красота трюка зависит в первую очередь от фантазии игрока. Даже скромный выезд с подземной парковки может стать тем местом, где вы проведете свое самое эффектное выступление. Кстати, интересно, что обе игры совершенно по-разному относятся даже к такой, казалось бы, сугубо декоративной детали интерьеров, как прохожие. Если в THPG они буквально отпрыгивают от вас, а если не успевают – падают, как после удара грузовика, в то время как вы преспокойно едете дальше, то в Skate любое столкновение оканчивается падением: как-никак симулятор.
Что интересно, каждая игра совершенно по-своему пытается поощрять не только выполнение сюжетных миссий, но и свободное катание. Так, в Tony Hawk’s весь город испещрен маркерами с различными мини-испытаниями. Если вы видите на бордюре, стене или асфальте метку Grind, Wallride, Distance или еще какую, это означает, что здесь есть короткое задание, не имеющее отношения к сюжету, а сделанное просто ради проверки ваших умений, ну и, конечно, для получения дополнительных очков опыта. В общем, классика. В Skate все сделано несколько более необычно: свободно разъезжая по городу, вы натыкаетесь на различные сходки, особо любимые скейтерами, – чаще всего это какие-нибудь городские достопримечательности, лестницы, парки со скамейками, детские площадки. Найдя такой Spot, вы можете попытаться «завоевать» его, поставив новый рекорд по количеству очков за один трюк. Всего таких сходок раскидано по городу ровно сто штук, так что когда разберетесь с сюжетными заданиями, вам еще будет чем себя занять, как минимум, пару недель.
VS: Онлайн
Многопользовательский режим в обеих играх заслуживает самого пристального внимания, хоть и является далеко не основным. Скажем, если в гонках это всегда второй режим после карьеры, а то и вовсе единственный нужный, то в скейтерских играх явное соревнование отсутствует и онлайн нужен лишь для разнообразия и возможности отдохнуть с друзьями. Tony Hawk’s Proving Ground поддерживает до восьми человек одновременно и позволяет как ограничить пространство небольшой площадкой, так и дать участникам возможность разъехаться по всему городу. Все базовые соревнования тут направлены, конечно, на набор очков за заданное время, хотя найдутся и режимы, ставящие и другие цели, например, в Graffiti, нужно оставлять метки на стенах в определенных местах, по необходимости закрашивая чужие художества. Skate может похвастать одновременным сбором лишь шести игроков, но и этого бывает слишком много, так как места для встреч всегда ограничены небольшими участками. Если вы устраиваете соревнования, вроде Best Trick Contest, готовьтесь к полному хаосу постоянно сталкивающихся скейтеров. Здорово, что онлайн-режимов тут много и все они способны доставить массу удовольствия.
Скольжения – самые популярные трюки в игре. Особенно удобно вязать их в комбо с fliptrick’ами. (Skate)Помимо кастомизации самого персонажа, вы можете изменять внешний вид скейта, например поставить на него розовые эмо-колеса. (Skate)
Житие доски
Вот мы и подошли к сюжету, без которого любая современная игра немыслима. Особенно эта часть интересна в Tony Hawk’s Proving Ground, где размеренный ход выполнения основных заданий разбавляется аж тремя параллельными историями. Хотя ничего столь же безумного, как в American Wasteland, не ждите, формально игра лишь презентует три стиля катания. Есть ветка «Hardcore», где вас будут учить перепрыгивать огромные Gap’ы, расталкивать назойливых прохожих плечами и умело использовать agrokick. Есть карьерный вариант, где вы будете обучаться различным вариантам «Nail the» трюков, снимать видео и работать на публику. И последняя ветка – «Rigger», самое неоднозначное нововведение в игре; этакий, скорее, конструктор, нежели скейтбординг. Расскажем о нем чуть подробнее. Суть большинства заданий здесь – сделать трюк в каком-нибудь труднодоступном месте. Например, как вам grind по перилам балкона третьего этажа? Чтобы туда добраться, пригодится специальное меню, где по ходу выполнения миссий, будут появляться все новые и новые «детали», из которых и нужно сооружать самые немыслимые конструкции, помогающие забираться в такие вот труднодоступные места. И все бы хорошо, если бы не сырость и глючность этого самого rigger menu. И если бы многие задания не были такими мучительно сложными уже с самого начала игры. И если бы персонажи в заставках были анимированы получше. Но больше всего отталкивает именно сложность заданий: игра явно создавалась с прицелом на давних фанатов сериала, которым совершенно не составит труда с лету сделать связку на сто пятьдесят тысяч и запрыгнуть на крышу дома, раскатавшись в рампе. А уж про задания, где нужно до доли секунды выверять применение agrokick для прыжков в длину, мы и вовсе умолчим.
В Skate встроен отличный редактор повторов, где вы можете на свое усмотрение расставить маркеры, задать положение камер и скорость воспроизведения, а затем опубликовать ваш риплей на офсайте игры. (Skate)
Другое дело Skate, которая начинается с совершенно безумного интро: ваш персонаж попадает в аварию и его срочно везут в больницу делать пластическую операцию. И здесь, кстати, в отличие от THPG, возможностей для создания виртуального протеже море разливанное. Если повезет, даже сможете сделать скейтера, всерьез похожего на вас. А далее – открытый мир и продвижение от обычного дворового парня до профессионала. Первая цель: обзавестись спонсорами. Для этого нужно наделать фото для журналов, наснимать видео и выполнить несколько заданий про-скейтеров. И, кстати, если в THPG их представляют «живыми» видеороликами, в которых они делают по меркам игры не такие уж и сложные связки трюков, то в Skate «презентация» проводится на движке игры, причем трюки они делают зачастую даже поинтереснее, чем в видео у Тони Хока. Сами же задания поначалу совсем не сложны: сделать grind на перилах, перепрыгнуть стол, сделать Wallride – в таком духе. Skate затягивает постепенно, позволяя игроку насладиться своей крутостью и посмаковать красоту трюков. Дальше – миссии посложнее, например, запрыгнуть на автобусную остановку, сделав на ней обязательный Manual. Или сделать связку «Manual to grind to fliptrick». Но самое сложное – это съемка скейтерского видео, когда за две минуты предстоит выполнить целый список различных условий. И ведь видео дозволено снимать где угодно, в любом месте города, так что самое сложное в видеозаданиях – это найти место, где будет проще всего исполнить заданные трюки.
И последнее важное различие между THPG и Skate: в первом присутствует формальная прокачка персонажа, а во-втором ваша крутость только в ваших руках. Чем дальше вы проходите в Proving Ground, тем выше ваш герой прыгает и дольше скользит, по ходу игры он выучивает новые трюки и получает умения, вроде Nail the Manual. А в Skate все-все доступно сразу же. Просто в курс дела вас вводят постепенно, да и с наскоку чего посложнее сделать едва ли получится – привычка нужна. Так прокачке виртуального героя тут противопоставлено накопление опыта самим игроком – растет ваше умение обращаться с аналоговыми рукоятками. И вот эта, на первый взгляд малозначительная, деталь иному поклоннику спортивных игр может рассказать об обоих проектах больше, чем любой обзор.
SkateTony Hawk’s Proving Ground
И победителем становится…
А вот и нет, однозначного победителя в этой схватке назвать не получится. Так уж вышло, что на первый взгляд прямые конкуренты оказались совершенно разными. Фактически, сравнивать Skate и Tony Hawk’s Proving Ground – все равно что столкнуть лоб в лоб Burnout и Gran Turismo или Guilty Gear и Virtua Fighter. Игры, вроде бы, на одну тему, но для совершенно разных аудиторий. THPG создана для настоящих фанатов прошлых серий, которым обязательно понравятся новинки в давно знакомом управлении, сложность заданий, постепенная прокачка персонажа и «покупка» трюков и, конечно же, мир, испещренный мини-испытаниями на умение делать самые немыслимые выкрутасы. Если же вы всегда мечтали о реалистичном симуляторе скейтборда, в котором даже настройка подвески влияет на успешность проводимого трюка, игре, где нет места прыжкам с высоты десятиэтажного дома, скольжению по проводам и связкам из ста пируэтов подряд, то мир Skate затянет вас на долгие-долгие часы.
VS: Графика
В этой области перевес на стороне детища от EA. Причем в первую очередь из-за правильной подачи картинки. Ведь большую часть экрана всегда занимает великолепно анимированный персонаж и его скейтборд: этот ракурс позволяет во всех нюансах рассмотреть происходящее – движения ног, перенос веса тела – буквально прочувствовать магию сцепления человека с доской. И уже где-то на фоне маячит город, порой почти сокрытый множеством эффектов, засветок и размытием; так он выглядит почти настоящим, даром что склеен из полигонов и не очень-то старательно детализован. Уж с чем, с чем, а со спецэффектами в EA работать умеют, выглядит все в комплексе просто отменно. А вот новый Tony Hawk’s смотрится весьма серенько. Вроде, и город не хуже, и текстуры не хуже, и детализация мира хорошая, но отсутствие ярких эффектов, обыденная анимация и бросающаяся в глаза искусственность компьютерной картинки серьезно портят впечатление. Местами игру спасает эффект замедления времени в «Nail the» трюках, временами она радует реалистичной водой, в которой главный герой почему-то радостно тонет, но угловатость персонажей и еще большая угловатость самого города не дают забыть о графическом несовершенстве.
SkateTony Hawk’s Proving Ground
969 Прочтений • [Обзор игры Skate VS. Tony Hawk’s Proving Ground] [11.04.2012] [Комментариев: 0]