Великая «Цивилизация» гениального Сида Мейера – эксклюзивно для консолей? Не так давно никто бы в такое не поверил. Фантастика почище любых зеленых человечков! Однако создатель одного из самых известных игровых сериалов современности рассудил иначе (возможно, не без помощи со стороны озадаченных заработком издателей), и в результате Civilization:
Revolution за весьма короткий срок из мифа превратилась в реальность. Причем на нескольких платформах сразу – неумолимый прогресс настиг не только могучие PlayStation и Xbox 360, но и не обошел стороной карманную Nintendo DS. Повод для праздничного фейерверка? Для кого-то – возможно. Однако, забегая вперед, предупредим: консольная Civilization, в силу многих причин, понравится далеко не всем. Попробуем разобраться почему.
Запуск баллистических ракет означает большие проблемы для кого-то из соседей.Указав отряду пункт назначения, вы сразу же увидите, сколько ходов понадобится, чтобы до него добраться.
Геополитическая азбука
Приятно, знаете ли, убедить окружающих в том, что они стали свидетелями чего-то революционного, но в нашем случае слово «Revolution» в названии игры едва ли уместно. Это детище Мейера появилось на свет не для того, чтобы в корне изменить дальнейшую судьбу сериала; у него другая задача – приобщить к «Цивилизации» новых поклонников из числа тех, кто до сих пор предпочитал тьму грязных пещер свету просвещения. Те же, кто еще в 1991 году успел приобщиться к великому, вероятно, посчитают Revolution слишком
простой, слишком «автоматизированной», да, пожалуй, еще и слишком быстрой – и, вместе с тем, поверхностной. Перед нами, дамы и господа, не игра, но обширный, досконально продуманный режим Tutorial, призванный ознакомить каждого желающего с основами геополитики и макроэкономики.
Очередному географическому открытию можно присвоить либо какое-нибудь известное еще со школьных времен название, либо придумать что-то свое.Боевые подразделения со временем набирают опыт и становятся сильнее. Что, впрочем, едва ли сделает всадников достойной альтернативой танку.
Начинать, разумеется, придется с малого – крошечной деревеньки (городом огороженное частоколом стойбище называть стыдно) и пары-тройки нестриженых дикарей, потенциальных пращуров будущей многомиллионной нации. К слову, о нациях. По старой-доброй традиции вам предлагают выбрать, кем управлять, и, стоит отметить, список довольно обширен. К вашим услугам шестнадцать народов и, соответственно, шестнадцать правителей, в чьих рядах нашлось место и непременному президенту Линкольну (он в Civilization появляется
чаще, чем на долларовых купюрах), и русской императрице немецкого происхождения Екатерине II. Последняя, кстати, время от времени пытается разговаривать на великом и могучем, но тлетворное влияние Запада дает о себе знать – разобрать бормотание венценосной особы едва ли получится. Как бы то ни было, выбор той или иной национальности определяет, какими бонусами вы будете располагать на начальных этапах (например, дополнительный отряд разведчиков), и в чем сможете получить превосходство над соперниками в
долгосрочной перспективе (скажем, торговля или добыча полезных ископаемых).
Пробы пера
Хотя Revolution стала первым представителем своего славного рода, созданным специально для консолей, это отнюдь не первая часть Civilization, попытавшаяся проявить себя на консольном поприще. Например, оригинальная Civilization в свое время успела добраться до Super Nintendo, а закончила мультиплатформенное путешествие и вовсе на N-Gage – где чувствовала себя не так уж плохо. Ее продолжению, Civilization
II, также стало тесновато на РС, и, немного погодя, игру выпустили на PS one. К сожалению, там ее судьба оказалась незавидной: основная аудитория платформы стратегиями не интересовалась, и до цивилизованного Сида Мейера ей не было никакого дела. Столь холодный прием надолго отбил у разработчиков и издателей желание искать поклонников на «чужой» территории – выпущенные позднее Civilization
III и Civilization IV в сторону консолей даже не смотрели. Впрочем, и другие детища Мейера в жанре глобальных стратегий, вроде слегка подзабытой сейчас Alpha Centauri, не рисковали пускаться на подобные авантюры. Теперь
это уже история.
Варваров традиционно выбирать нельзя – они так и остаются «темной лошадкой», мешающей всем участникам.
Он ваш сосед!
Впрочем, не нужно возлагать большие надежды на заявленные преимущества: в конечном счете успех или провал будет зависеть исключительно от вашего умения направить развитие подотчетной социально-экономической системы в нужное русло, вовремя находя выход из многочисленных кризисных ситуаций. А они не заставят себя ждать. Наиболее распространенная трудность – испорченные взаимоотношения с соседями. Увы, никто не желает жить «в тесноте да не в обиде», даже если речь идет не о коммунальной квартире,
а о целом материке. Англичане и немцы, французы и греки, даже зулусы – и те жаждут мирового господства! И, рано или поздно, наверняка примутся пакостить, презрев любые соглашения и пакты. Прямая дорога к военному конфликту – банальный шантаж и вымогательство. Один начинает требовать денег, другой изъявляет желание узнать секрет какой-нибудь передовой технологии (автор обзора однажды был вынужден, скрепя сердце, рассказать все, что знал о гончарном ремесле), третий недвусмысленно намекает на собственные
планы расширить подконтрольную территорию за счет ВАШИХ городов. Отказ почти неизбежно ведет к разрыву дипломатических отношений, а вместе с ним – к появлению неприятельских копейщиков (катапульт, танков – нужное подчеркнуть) у ваших границ. Что же делать, чтобы предотвратить столь неблагоприятное развитие событий? Как выпутаться?
Способ номер один – заранее настроить экономику на милитаристский лад, сначала форсировав изучение необходимых технологий, а после – наладив набор рекрутов и производство военной техники. Но этого мало. Чтобы закрепить успех, нужно вовремя перехватить у вероятного противника инициативу – то есть атаковать первым. А дальше всеми силами удерживать превосходство на суше, на море и в воздухе, пресекая любые попытки к контрнаступлению. Неплохая тактика, согласны? Но, выбирая путь неукротимого
военного лидера, вы почти наверняка обрекаете себя на вечные пограничные неурядицы, которые непременно скажутся и на обстановке внутри государства.
Неумение или нежелание поспевать за прогрессом может привести к тому, что ваши парусники столкнутся в открытом море с почти неуязвимыми для них броненосцами.Чем большую территорию вы исследуете на ранних этапах игры, тем раньше будете узнавать, где можно поживиться, и откуда приближается вероятный противник.
Способ номер два – облюбовать (точнее, получить с легкой руки «компьютера») тихий уголок вдали от остальных участников большой гонки и сконцентрировать внимание на культурном развитии, на всю катушку вкладываясь во всевозможные науки, философские и религиозные учения. Таким образом вы обеспечите себе не силовое, но интеллектуальное превосходство. А оно, между прочим, тоже дорогого стоит. Минусы пацифистского подхода очевидны: не слишком сильная армия может в решающий момент не справиться
с угрозой извне, и ваши прекрасные высокоразвитые города превратятся в легкую добычу для успевших обзавестись ядерными боеголовками варваров.
Разумеется, никто не мешает вам отыскать некую «золотую» середину, попытавшись соединить философские изыскания со строительством линкоров. Но, как показывает опыт, компромисс не всегда дает желаемые результаты.
Всеобщая автоматизация
Авторы Civilization Revolution очень боялись, что игра окажется чересчур сложной для рядового владельца консоли. Вероятно, они также опасались, что упомянутый рядовой владелец не отличается терпением (либо слишком занят), а потому не в состоянии потратить на развитие виртуального государства пару дней. Итог? Иные умельцы умудряются добиться
желаемого в Civilization Revolution не то что за часы – за минуты! И это, учтите, при «пошаговости» всего и вся! Такая реактивность поначалу развлекает и даже пробуждает здоровый азарт – уложился в два часа, так, может, получится управиться и за час, а то и быстрее?
К сожалению, строительство мирового социализма на скорость быстро приедается; хочется какой-то основательности, размеренности, а не безумного галопа в погоне за очередным открытием. Вдобавок, не покидает ощущение, будто собственно к процессу Игры мы так и не были допущены. Да, глава государства волен определять, в каком направлении развивается страна; да, он может начать войну или заключить мирное соглашение. Но, субъективно, Civilization Revolution катастрофически не хватает десятков и сотен мелочей,
из которых во многом складывался геймплей ее РС-сородичей. Становится ли она от этого плохой игрой? Ни в коем случае! Скорее, претендует на звание экзотического развлечения для узкого круга ценителей. Либо, как мы уже предполагали выше, станет пособием для начинающих – эдаким «трамплином» перед знакомством… ну хотя бы с той же Civilization IV или
грядущей Civilization IV: Colonization.
Недолет
Кроме благополучно добравшихся до магазинных полок версий Civilization Revolution для PlayStation 3, Xbox 360 и Nintendo DS, студия Firaxis планировала выпустить игру на Nintendo Wii. Однако проект застрял на полпути, и его судьба сейчас остается загадкой. Возможно, этой версии Civilization Revolution еще дадут «зеленый свет», если продажи ее более удачливых родственниц окажутся достаточно убедительными. А вот от разработки еще одной версии, для PSP, отказались
по иной причине – не хватило сотрудников.
Цивилизованный подход
Пора подводить итог. Попытка сделать специальную консольную «Цивилизацию», в общем и целом, вполне удалась: Revolution имеет неплохие шансы дать начало самостоятельному сериалу, развитие которого, быть может, пойдет в каком-то новом, пока не слишком предсказуемом направлении. В то же время сейчас игра находится в довольно-таки уязвимом положении: не отказываясь от наследия предшественниц, она старается понравиться тем, кто к подобным играм до сих пор оставался равнодушным. Что из этого получится,
мы, скорее всего, узнаем уже в ближайшие год-полтора.