Слушать, что происходит в Shadows of the Damned, едва ли не страшнее, чем вести мачо Гарсию по закоулкам адского мира, натыкаясь на обезображенные трупы и всаживая обойму за обоймой в охочих до мексиканской крови демонов. Дикое улюлюкание, истеричные женские вопли, отчаянный детский плач, зловещее чавканье и совсем уж не поддающиеся описанию утробные звуки – все вроде бы заточено на то, чтобы трепать нежные геймерские нервы, вселяя страх перед предстоящими этапами. А тут еще и отрубленные женские головы под ноги катятся – все, как одна, с лицом блондинки Полы, так милой сердцу Гарсии. Ужастик? Как бы не так!
Поле, конечно, не позавидуешь. Складывается впечатление, что похитивший ее верховный демон Флеминг слишком сильно увлекался видеоиграми вроде Dead Space. Насмотрелся своими шестью глазами, как Айзека рвут на части некроморфы, воскресил его пару сотен раз благодаря чекпойнтам, и теперь не может оставить пленницу в покое. То она без головы остается, то из нее всякая нечисть прет, раздирая плоть, то кто-нибудь ей закусывает – и не понять, иллюзия это все или происходит на самом деле. Подчиненные Флеминга тоже не отстают: жрут, калечат и убивают друг друга на каждом углу, усеивая кровавыми ошметками окрестности. Отталкивающую картину довершают вечный полумрак и зловещие пупсы-висельники. Правда, местные дьявольские владения все равно не похожи, например, на респектабельную преисподнюю из Dante’s Inferno. Приходишь к торговцу за контрабандным товаром – так он сперва поедает плату, чуть не откусывая герою руку, а затем исторгает из пасти купленное. Слизь хлещет во все стороны, и даже Гарсия не может удержаться от ругани. Хоть он и не неженка, но подобные манипуляции ему явно в новинку. Или, например, устремляешься в новый закоулок, а там уже висит одноглазый медузоподобный монстр, чья цель в жизни – обильно срать. Лежит потом характерная «кучка», искря не хуже барахлящей розетки, – напоминает, какие локации были исследованы. Панковский дух в Shadows of the Damned проявляется во всем: тут и шкалу жизни изображают в виде стилизованного фаллоса, и раны предлагают залечивать спиртным (чем выше градус, тем сильней целебный эффект!), и о повадках аборигенов информируют при помощи пропагандистских карикатурных плакатов. А когда мир окутает Тьма, готовая выпить все силы из заблудшего охотника на нечисть, Гарсии сразу же разъяснят, что спасительную иллюминацию он себе обеспечит, выстрелив по блеющей на стене козлиной голове. Мол, невозможно быть борцом с демонами и не знать – козлы несут свет!
Тьма – едва ли не самый грозный противник героя. Она пугает куда больше, чем перспектива остаться без пуль. Запас патронов у Гарсии не бесконечен, но ящики с боеприпасами расставлены везде, в том числе на аренах во время ключевых схваток. Опустошишь один – на его месте через определенное время возникнет новый. С Тьмой взаимоотношения сложнее. Попав в нее, монстры как будто пропитываются чернильной субстанцией и превращаются в неуязвимых тварей, а Гарсия, напротив, слабеет на глазах. При этом не во всех ситуациях выгодно сразу искать способ прогнать черную пелену. В Shadows of the Damned хватает боссов, неуязвимых при свете, и пазлов, для решения которых нужно стрелять по мишени именно тогда, когда вокруг царит непроглядная ночь. Вдобавок, не всегда от Тьмы позволят отделаться сразу и насовсем. Если в сложной схватке светильник не тухнет сам по себе через каждую минуту, а враг не пытается погасить его или же своровать, то жди еще какого-нибудь сюрприза. Например, что противник ухитрится моментально загадить пространство смертельными сумерками (и «загадить» в случае с подручными Флеминга – не метафора). Богатство ситуаций радует – ограничься все дело только поиском настенных козлов, было бы куда скучнее.
Запомните этого краснорожего монстра: Гарсии придется встретиться с его родственниками еще несколько раз.Спутник-череп умеет превращаться в пистолет, шотган и пулемет.
Гарсия привык полагаться на огнестрельное оружие. Факел годится разве что для того, чтобы оглушать врагов и стряхивать с них Тьму.В уровнях, стилизованных под двухмерный шутер, работают те же правила, что и в основной игре. То есть, здесь тоже есть козлы-светильники и роковая для Гарсии Тьма.
Лишний раз убедиться, что Shadows of the Damned не ставит себе целью непрерывно стращать игрока, лучше всего помогают как раз эпизоды, срежиссированные по образцу и подобию ужастиков. Демоны не всегда используют Полу как приманку для Гарсии – иногда она с дикими воплями кидается за потенциальным спасителем. Если поймает, зацелует насмерть, и отбиться от нее не получится. Задача осложняется тем, что быстро бегать герой не натренирован – пять секунд несется во весь опор, и тут же сбивается обратно на трусцу. Да еще и препятствия на дороге попадаются или демоны вылезают, которых непременно нужно убить. А Гарсии как будто все нипочем: удирая, он с нежностью вспоминает, например, как Пола никогда не отличалась уравновешенностью и однажды, в ответ на неудачную шутку, точно так же гонялась за ним по квартире с ножом. Вместе с тем ни одну драку я не переигрывала настолько часто, как эти сцены. Навыки самонаведения у девушки развиты на редкость хорошо. Дорогу приходится буквально заучивать: когда ускориться, где повернуть, когда перезарядить оружие, чем стрелять. Как-то, из-за бага, Пола исчезла – и я была просто счастлива, потому что безупречно преодолеть дистанцию оказалось отнюдь не проще, чем справиться с некоторыми платформенными этапами в God of War.
В обычных перестрелках действует тот же принцип, что и в схватках с роботами в Vanquish: один и тот же подвид врагов нападает на Гарсию несколько раз, но чтобы встреча не проходила каждый раз по накатанной, что-нибудь да изменится. То арена уменьшится, то неприятель поведет себя по-другому, то к нему присоединятся собратья. Даже с рядовыми упырями нелегко сражаться в крошечной комнатке – чего уж говорить, скажем, о созданиях, которые постоянно вертятся колесом и словно радаром отыскивают героя! Парой выстрелов от них не отделаешься – нужно сперва заставить монстра впечататься во что-нибудь, будь то могильная плита или стена. Тогда-то он рухнет, на пару секунд открыв уязвимое место. Первая встреча с такой особью происходит на импровизированном кладбище, и особых ухищрений для победы не требуется. Достаточно просто притаиться за памятником, чтобы соперник ударялся об него снова и снова. А вот схватка в узком коридоре уже с двумя подобными образинами и драка на кладбище перед крепостью Флеминга вынудят вспомнить об уворотах.
Любовь большинства демонов к метанию по аренам и молниеносным прыжкам в сторону Гарсии прекрасна. Она разнообразит происходящее, ведь игрока вынуждают раз за разом расправляться с неприятелем строго определенным способом, а экспериментировать позволяют лишь в том случае, если речь идет о рядовой нечисти, не страдающей избирательной уязвимостью. Риск промазать – единственное, что не дает заскучать, когда понимаешь, что от тебя не ждут ничего умней, чем несколько десятков раз повторить одну и ту же уловку. И такое случается даже в драках с боссами.
Несомненный плюс – то, что способы борьбы различаются от противника к противнику. Кого-то, как уже говорилось, обезоружит встреча со стеной. Кто-то слабеет только во Тьме, и игроку придется думать и о здоровье Гарсии, которое с каждой секундой пребывания во мраке стремительно тает, и о наседающих приспешниках главной мишени (а они под покровом ночи практически супергерои!). Кому-то наибольший урон нанесут бомбы. Но увы, методы не взаимозаменяемы. Если схватка предполагает, что неприятеля собьет с ног взрыв бочки с концентрированным светом, отступить от генерального плана не выйдет: знай себе, бегай от бочки к бочке. От повышенной чувствительности к строго определенным приемам страдают даже ключевые злыдни. Вот в итоге и получается – чем хаотичней мечется вокруг Гарсии босс, тем интересней от него отстреливаться. Не отвечай за уклонение та же клавиша, что и за разворот на 180 градусов, было бы совсем здорово. А так стоит в пылу боя нажать ее прежде, чем наклонить левый аналоговый стик – и все, врага не видно, он обгрызает незадачливому охотнику спину.
Финальный апгрейд шотгана позволяет плеваться во врагов не только четырьмя черепами разом, а еще и ошарашить их гигантским черепом-бомбой. Этим же снарядом предложат играть в местный боулинг (на скриншоте по соседству).
Раскладка превратилась для меня в сущее наказание и в сценах, стилизованных под двухмерный шутер. Вроде бы все замечательно: есть чекпойнты, чтобы в случае смерти героя не начинать прохождение с самого начала, а на одном из этапов есть даже сюрприз – секретный проход. Ныряешь в него, и голова не болит о том, как преодолевать долгую полосу препятствий. Одна беда: чтобы Гарсия стрелял по диагонали, а не прямо перед собой, нужно наклонять в соответствующую сторону правый аналоговый стик. А «гашетке» соответствует правый верхний шифт. Наверное, у кого-то этот трюк получится безупречно, но лично мне было бы удобней пользоваться левым стиком.
Еще обескураживает, что в драках с гигантскими боссами герою не позволяют бить выше определенного уровня, когда он подбирается к великанам вплотную. Маячат прямо над Гарсией желанные мишени (эдакие красные лампочки), а он даже взять их на прицел не может – сначала придется отойти назад. Вроде бы мелочь, но когда противник проявляет небывалую прыть и постоянно норовит подобраться вплотную, это раздражает.
Зато передать характеры персонажей создателям удалось великолепно – без всяких оговорок. Впечатляет уже внимание к образам боссов. Отталкивающим обликом тут не ограничиваются, и каждому ключевому противнику придумывают биографию-страшилку. Ее зачитывает вслух либо сам Гарсия, либо его верный спутник-череп по прозвищу Джонсон (что на русский можно перевести как Хрен – разумеется, не тот, который растет в огороде), периодически комментируя особо смачные пассажи. Слушать обоих не в пример интереснее, чем образцово-серьезного чтеца дневниковых записей из недавней Lords of Shadow. И ни одна леденящая душу находка вроде чьих-нибудь потрохов не запоминается так, как многочисленные шутки, основанные на игре слов, – часто скабрезные, но от этого не менее смешные.
Гарсии вообще легко симпатизировать. Он достаточно уверен в себе, чтобы шутить даже в аду, и в то же время не настолько привык к жестокости, чтобы с равнодушием смотреть на горы голов или очередную смерть Полы. А череп – прямо близкий родственник говорящего гримуара из Nier. Даже если бы не превращался в оружие, все равно пригодился – и советы дает, и веселит. Разудалые приключения парочки омрачает лишь финал. Представьте, что вам показывают боевик вроде «Неприкасаемых», а в конце внезапно спохватываются: мол, довольно прямолинейного экшна, получите развязку в духе «Начала» и гадайте теперь, что же на самом деле произошло с героями. Поздновато как-то!
Хулиганский (чего стоит только забег по полуобнаженной гигантской женщине) и как будто совсем не мейнстримовый дух Shadows of the Damned как будто намекает, что от нее нужно ждать подвохов вроде некрасивой картинки или топорного управления. На деле же все совсем наоборот: и графика на уровне, и даже некоторые недочеты раскладки не слишком отравляют жизнь, и занятных боевых ситуаций хватает, и пазлов ровно столько, чтобы не надоесть. Возможно, не каждому придутся по вкусу специфические хохмы вроде обоссывания фонтанов, но к счастью, они – не единственное, что здесь есть.
1814 Прочтений • [Обзор игры Shadows of the Damned] [11.04.2012] [Комментариев: 0]