Работать над продолжением почти безупречной игры – задача почти всегда неблагодарная. С одной стороны, нельзя ограничиться самоповтором: критики немедленно обвинят в лени и беспринципности. Вместе с тем, и с нововведениями не стоит перебарщивать, а то, неровен час, разозлишь толпу поклонников, которые тут же поднимут крик и упрекнут в нарушении традиций. Вот и Ninja Gaiden угодила в эту ловушку. Первая часть, выпущенная на Xbox в 2004 году (о 8-битных Ninja Gaiden поговорим как-нибудь в следующий раз), завоевала признание тысяч игроков и стала одной из самых популярных игр на платформе – несмотря на кое-какие технические промашки и завышенный уровень сложности, отпугнувший многих новичков. Появившаяся несколько позднее Ninja Gaiden Black, оказавшаяся чем-то вроде режиссерской версии оригинала, щегольнув некоторым количеством приятных дополнений, продемонстрировала те же недостатки. Запас прочности Ninja Gaiden исчерпан на этом не был, и в 2007 году увидела свет Ninja Gaiden Sigma, очередная переделка Xbox-блокбастера, теперь уже для PlayStation 3. Что до полноценного сиквела – давно ожидаемой Ninja Gaiden II, то его премьера, состоявшись в первых числах июня, сразу же превратилась в одно из главных событий наступившего лета. Однако удалось ли сотрудникам Team Ninja превзойти самих себя и затмить прошлое творение? Попробуем разобраться.
Явление редкое
Перевод консольных игр на русский язык – явление по-прежнему редкое, которое неизменно привлекает в себе внимание. Тем более, когда речь идет о локализации столь заметного проекта, как Ninja Gaiden II. Приятно, знаете ли, обнаружить родную «кириллицу» по соседству с непременными английским, французским и немецким, пусть даже локализаторы решили ограничиться переводом пояснительных текстов и субтитров, оставив озвучку в неприкосновенности. К слову, качество перевода серьезных нареканий не вызывает: выполнено, конечно, без особой фантазии, местами даже топорно, но достаточно старательно. Остается лишь надеется, что этим дело не ограничится, и в будущем большая часть игр для Xbox 360 (или хотя бы те из них, что официально представлены в нашей стране самой Microsoft) наконец-то «заговорят» по-русски.
Первый босс, потерпев поражение, через некоторое время попробует взять реванш – на этот раз с помощью соратников по клану.От мощных суператак Хаябусы недругов не избавят ни блок, ни доспехи. А спасаться бегством местные злодеи не приучены.
Красота не спасет мир
Начнем с того, о чем, как правило, пишут ближе к концу обзора – с художественных достоинств нового блокбастера. Оригинальная Ninja Gaiden, напомним, пользовалась славой чуть ли не самой технологически совершенной игры своего поколения, и даже теперь смотрится неплохо. Чтобы в этом убедиться, достаточно запустить уже упомянутую Ninja Gaiden Sigma на PlayStation 3, где графику четырехлетней давности лишь немного «омолодили» высоким разрешением. Поэтому неудивительно, что от картинки Ninja Gaiden II мы ждали если не очередной революции, то, как минимум, решительного шага вперед – прежние заслуги разработчиков и немалые возможности Xbox 360 не оставляли места для сомнений. Увы, действительность оказалась сурова. Конечно, игра выглядит интересно – местами роскошно, – но иногда откровенно разочаровывает. Да, детализация трехмерных моделей заметно возросла, что особенно бросается в глаза во время многочисленных сюжетных сцен. Да, анимация по-прежнему на высоте и наблюдать за кульбитами Рю и его многочисленных недругов (главным образом тех, что благодаря буйной фантазии разработчиков обрели дополнительные конечности, крылья, головы, а то и все перечисленное разом) одно удовольствие. В то же время спецэффектам (например, трехмерному пламени) явно стоило уделить побольше внимания, да и многие уровни при ближайшем рассмотрении расстраивают невнятными текстурами и унылой палитрой. Усмотреть закономерность в чередовании «красивых» и «некрасивых» эпизодов почти невозможно – скучные коридоры неожиданно сменяются великолепными аренами, а кровопролитная схватка под сенью вишневых деревьев плавно переходит в беготню по однообразным комнатам какого-нибудь здания. Иногда складывается ощущение, что над обликом Ninja Gaiden II работали сразу две команды – причем талант одной с лихвой компенсировался бесталанностью другой.
При первом запуске
При первом запуске игры вам предложат выбрать один из двух уровней сложности. Первый, Path of the Acolyte, по праву считается самым простым, явно предназначенным для тех, кто плохо знаком с Ninja Gaiden, – во всяком случае, предпочтя этот уровень сложности, новички имеют неплохие шансы без особых проблем пройти первые две-три главы и лишь потом столкнуться с настоящими трудностями. Path of the Warrior оказывается куда менее щадящим; браться за него стоит игрокам, уверенным в собственных силах. Впрочем, для чересчур самоуверенных пользователей разработчики припасли Path of the Mentor и Path of the Master Ninja, рассчитанные на законченных маньяков.
Крупные планы, конечно, красивы, но дают противнику отличную возможность незаметно подобраться к протагонисту с тыла.Некоторые сцены навевают воспоминания о God of War – кажется, сотрудники Team Ninja все-таки иногда посматривают на конкурентов.
Демоны из ЦРУ
Не верьте тем, кто утверждает, будто в Ninja Gaiden II имеется увлекательный сюжет – эти люди, скорее всего, просто не знают, о чем говорят. В сценарии по старой привычке намешаны ниндзя, древние мечи и демоны; однако на этот раз авторам не хватило перечисленных ингредиентов для полного счастья, и в ход пошла тяжелая артиллерия, вроде полураздетых агентов ЦРУ, скучающих вервольфов, священной горы Фудзи и Статуи Свободы в придачу. Получившуюся кашу попытались сдобрить изрядным количеством лаконичных и совершенно бессмысленных диалогов, и этим окончательно добили сюжет: чем ближе к финалу, тем больше события Ninja Gaiden II напоминает пародию, довольно сумбурную и не всегда забавную.
Принудительная ампутация
Разработчики обещали сделать Ninja Gaiden II еще более кровавой – и слово свое сдержали. Если раньше вы нет-нет да и отрубали голову противнику, то теперь лишить супостата руки или ноги, проткнуть его насквозь, а то и вовсе разорвать на куски проще простого. Кровь хлещет фонтанами, отсеченные конечности разлетаются во все стороны, но… не торопитесь праздновать победу раньше времени. Даже лишенный руки или ноги противник, как правило, не теряет боевого задора – более того, он жаждет отомстить, а потому становится куда опасней еще не покалеченных товарищей. Упускать из виду «инвалида» настоятельно не рекомендуется, в противном случае запросто прозеваете момент, а через секунду обнаружите, что очередной калека мертвой хваткой вцепился в Рю и собирается… ну, скажем, подорвать себя вместе с ненавистным Хаябусой. Избежать подобного поворота событий можно только одним способом – заблаговременно приканчивать раненных врагов. Например, с помощью кнопки «Y», нажав на которую, вы выполните очень зрелищные «фаталити» (получившие название Obliteration Techniques).
Поверженного врага лучше сразу добить без лишних проволочек.Стрельба из лука в прыжке – своего рода высший пилотаж. Ведь о прицеливании в этом случае приходится забыть.
В движении – жизнь
Впрочем, сюжет никогда не считался сильной стороной Ninja Gaiden, а потому его ущербность можно с чистой совестью признать данью традициям. Другое дело – схватки с многочисленными противниками, давным-давно ставшие визитной карточкой сериала. Вот где разработчики не имели права на ошибку – и где, к счастью, они ошибок не допустили.
Суть происходящего на экране осталась прежней: от третьего лица наблюдая за героем, рубим в капусту все новые и новые отряды недругов, стараясь отбиться от супостатов с минимумом потерь. Что на поверку оказывается весьма непростой задачей уже на первых уровнях: враг не только давит числом, но и зачастую удивляет умением достойно держать удар даже в крайне невыгодной ситуации. Откровенно слабых противников в Ninja Gaiden II попросту нет – есть опасные и есть смертельно опасные, и каждый из них может стать тем самым непреодолимым препятствием на пути Рю Хаябусы, встретившись с которым протагонист будет волей-неволей вынужден начинать все сначала. Ну или, по крайней мере, с ближайшего чекпойнта. Враги имеют дурную привычку появляться неожиданно и нападать со всех сторон разом. Многие из них запросто «пробивают» блок – следовательно, уйти в глухую оборону едва ли получится. Среди них есть лучники, снайперы и колдуны, которые в любую минуту готовы обрушить на вас град горящих стрел, пуль или сгустков пламени. Мы уж не говорим о многочисленных чудищах, вроде тех же вервольфов: эти и без всякого оружия, одними когтями способны разорвать зазевавшегося ниндзя на кусочки. Фантазия разработчиков в этот раз буквально не знала удержу – чем ближе вы подбираетесь к развязке, тем больше когтистых, клыкастых, многоруких и многоногих тварей заступают вам путь. Впрочем, причудливая внешность вовсе не делает монстров неуязвимыми. И пусть справиться с ними нелегко (подчас – катастрофически трудно), любого демона можно одолеть. Если не силой, то хитростью и ловкостью. А иногда – почему бы и нет! – магией. Благо, храбрый Рю давно уже не новичок в ратном деле, свободно владеет многими видами оружия, да и в колдовстве кое-что смыслит.
Бойкий старичок
Торговец Мурамаса, хорошо знакомый поклонникам первой части, благополучно перекочевал и во вторую – где по-прежнему наживается на невзгодах главного героя, продавая ему медикаменты и разнообразные артефакты. Кроме того, Мурамаса владеет небольшим питейным заведением, которое, впрочем, уже в самом начале игры быстро потеряет «товарный вид» по вине клана Черного Паука. Наконец, в Ninja Gaiden II Мурамаса и сам берется за оружие, демонстрируя в битве завидную прыть – хотя до сих пор предпочитал держаться в стороне от схваток и прятаться за спину кого-нибудь вроде Рю.
Цепь, увенчанная с одной стороны острым клинком, а с другой – шипастым набалдашником, на поверку оказывается удивительно удобным и сбалансированным оружием.Хотя сражения зачастую перемещаются из закрытых помещений на городские улицы, уровни Ninja Gaiden II остаются чересчур прямолинейными, не оставляя игрокам права выбрать маршрут.
Арсенал главного героя лишь поначалу скуден – один-единственный меч (пусть и легендарный), да неиссякаемый запас сюрикенов. Очень скоро этот список пополняется тяжелым боевым посохом, парными клинками, короткими, но невероятно острыми «когтями», широко разрекламированной косой и прочей экзотикой.
Разумеется, новое оружие означает и новые возможности, и новые ограничения. Например, пресловутая коса, благодаря длинной рукояти, позволяет многих противников держать на почтительном расстоянии, но из-за огромного веса делает Рю относительно неповоротливым, превращая его в удобную мишень для наиболее проворных супостатов. В свою очередь, «когти» не сковывают движения персонажа, но вынуждают держаться вплотную к недругу. Те же сюрикены наносят малый урон, но швыряться «звездочками» разрешено хоть в прыжке, хоть на бегу – тогда как стрельба из лука наверняка заставит Рю остановиться, чтобы получше прицелиться, сделав его уязвимым для неожиданной атаки с фланга или тыла. Идеального же оружия в Ninja Gaiden II не существует, как не существует универсальной тактики, которая работала бы против всех и каждого. Хотите жить – приспосабливайтесь. И удача непременно вам улыбнется.
Вид из окна
Всем хороша была Ninja Gaiden, но камера порой приводила в бешенство. Задолго до появления Ninja Gaiden II разработчики пообещали «поправить и улучшить», однако слово сдержать не смогли: хотя положение камеры можно регулировать правой аналоговой рукоятью, ее поведение частенько иначе как совершенно возмутительным не назовешь. Выбираемые ракурсы нередко далеки от идеальных, что доставляет немало трудностей во время наиболее хлопотных и напряженных схваток. Наша оценка – «удовлетворительно».
Прыжки, хитроумные сальто и тому подобные трюки становятся одной из старших козырных карт главного героя в бою с превосходящими силами противника.
По заслугам
Главная заслуга Team Ninja не в том, что сотрудники студии выковали идеальное продолжение легендарного хита (как раз этого-то они сделать и не смогли), но в том, что на свет появилась еще одна замечательная, пусть и не лишенная недостатков игра, которая может быть интересна как бывалым «ниндзяведам», уже успевшим пролить реки демонической крови, так и тем, кто впервые решился взять в руки катану и сюрикены. Конечно, не раз упомянутая сложность по-прежнему высока и наверняка станет для многих непреодолимым препятствием, сюжет местами вызывает улыбку, местами – недоумение, а графика порой заставляет усомниться в том, что мы имеем дело с Xbox 360. Однако игровой процесс по-прежнему увлекателен, боевая система выверена до мелочей, а свирепость противников из недостатка быстро превращается в стимул для повторного прохождения. Но и это еще не все – Ninja Gaiden II удалось сохранить дух сериала, оставшись, несмотря ни на что, уникальным представителем своего жанра, непохожим на подавляющее большинство конкурентов. Это ли не повод для пополнения игровой коллекции?
Мнение экспертов Марвин - Если вам нравились прошлые части Ninja Gaiden, то и новая придется по вкусу – еще кровавее и динамичнее! Заставляет просиживать часы, за, в принципе, не самым разнообразным игровым процессом. Хотя графика, сюжет и камера в этой игре зачастую приподносят такие сюрпризы, что хочется закрыть глаза и выключить консоль. 8.0
Александр Устинов - Не шаг вперед и не шаг назад. Нововведений для полноценного сиквела слишком мало, но отдельное «спасибо» за то, что убрали идиотские адвенчурные элементы, сказать обязательно стоит. Ninja Gaiden II – игра исключительно для своих, для тех, кто получает удовольствие от запредельной сложности.
Все прочие не дойдут и до середины. 8.0
Red Cat - Очень и очень неплохо – но без особого восторга. Многое в Ninja Gaiden II осталось на прежнем уровне (что, безусловно, радует), но кое-что у разработчиков явно не задалось. И это, если брать во внимание опыт студии, как минимум удивляет. Впрочем, поклонникам Рю Хаябусы жаловаться решительно не на что. 8.0
Степан Чечулин - Ninja Gaiden II – игра с большой буквы. Это не набор глупых боев и симпатичных картинок, а большое осмысленное приключение, где не получится бездумно жать на кнопки: каждый шаг, удар, прыжок должны делаться осознанно, а каждое действие следует планировать на два шага вперед. Это непросто, но очень интересно. 8.5