В свое время оригинальная Ninety-Nine Nights получила хорошую оценку скорее авансом, чем за действительно выдающиеся достижения. Это была игра, жизненно необходимая Xbox 360. Сложный, своеобразный, привлекательный экшн от третьего лица – вроде бы не было в нем ничего такого, чего мы не видели на предыдущем поколении консолей, но именно в таких вещах и ощущалась острая необходимость.
Cегодня у владельцев Xbox 360 большой выбор экшнов: американские, японские, корейские, да хоть русские – можно только в них и играть, и удовольствие растянется до выхода следующего поколения домашних консолей. Конечно, N3 не забыли. Но от сиквела ждали кардинальных перемен, хотели, чтобы он получился чуть более дружелюбным, понятным, простым и современным. В Konami, получив права на разработку и издание сиквела, рассудили иначе. Японцы действительно решили кое-что изменить в концепции, но перемены эти оказались не то что мелочными, а даже хуже – ненужными. Бесспорно, продолжение привлекло бы куда больше внимания, окажись все задуманные перестановки лишь незначительными прихотями нового издателя. Скажем, поменялись бы персонажи или что-то в этом духе. Но нет, Konami очень уж понравилась идея о «one million troops», а все остальное как-то проскочило мимо внимания.
На самом деле, N3II нужно ценить и уважать. Сегодня таких экшнов стараются не делать, потому что они не отвечают ни одному требованию современной геймерской аудитории. Графика тут держится на пристойном уровне и лишь иногда удивляет по-настоящему убогим небом (собственно, не сразу и понимаешь, что это именно небо – кажется, что не загрузилась текстура потолка) или странными моделями персонажей, которые вроде бы и симпатичные, а все же деталей и проработки им очевидно недостает. Боевая система комплексная и потому сложная, а главное – она вынуждает игрока отрабатывать каждый удар и комбинацию, изучать атаки противника, подбирать особую тактику и разные мелочи для каждого крупного врага и босса. Огромнейшие локации, множество нелепых узких коридоров, отсутствие вообще какой бы то ни было логики в планировании, скажем, замка или подземелья – это как «привет» из тех времен, когда вопрос «почему так, так же не бывает!» не поднимался и никого не интересовал. Редкие чекпоинты, чудища, способные размозжить герою голову за три удара, наконец, прокачка и необходимость раз за разом проходить какую-нибудь миссию из тех, что легче дается, потому что возникает необходимость поднять уровень оружия или аксессуаров, ведь без них дальше просто не выжить. Архаизмы японской школы геймдизайна? Да нет же, вот оно все здесь! Нашелся бы энтузиаст!
Графика в N3II неплохая, но очень уж необычная, странная. Привыкнуть к ней быстро вряд ли получится.Большие локации, к сожалению, означают «унылые коридоры». Но в пылу битвы на это нельзя обращать внимание.
При беглом ознакомлении может сложиться неверное представление об игре, дескать, здесь во главу угла поставлено истребление лавин одинаковых противников, а все остальное выступает фоном и не имеет большого значения. Ничего подобного. После первого же уровня выяснится, что умение уничтожить две тысячи солдат противника само по себе бессмысленно. Важно выполнить поставленные задачи, изучить локацию, найти на ней все бонусы и сундуки с дополнительными красными сферами (выступают одновременно и в виде валюты, и как очки опыта), и как-то одновременно с этим умудриться сохраняться счетчик комбо на максимальной отметке. То есть суетливая рубка и массовая расчлененка – а все, кто настроен враждебно, тут почему-то разваливаются на несколько составных частей и заливают пол кровью – работает как побочный эффект, хотя, может быть, одновременно и является ключевым моментом как раз того самого «нового видения», про которое говорили представители Konami. Суть в том, что если отвлекаться на обозначенные мелочи, дальше первого уровня так и не двинешься. И уже вторая миссия окажется серьезной проблемой, особенно для тех, кто привык выставлять в настройках уровень сложности Hard и не думать о том, что современные видеоигры могут быть трудными в самом нечестном, читерском представлении уже на Normal. Ну, а на Easy как-то и проходить неинтересно. Какой в этом смысл, если нет челленджа, если ничто не вынуждает планировать действия и на протяжении получаса (выполнение некоторых поручений отнимает значительно больше времени, кстати) напряженно вглядываться в экран, рассчитывая свои силы. Скажем, стоит ли спуститься в подземелье или нет? Оно вроде бы и в другой стороне, и там наверняка отрежут все пути к отступлению и заставят сражаться с появляющимися из воздуха всадниками и теми, другими солдатиками с большими мечами. А все же не зря тут спуск есть, значит, там что-то полезное лежит…
Для меня стало откровением то, что многие геймеры посчитали оригинальную N3 слишком сложной, и не смогли пройти некоторые уровни из-за отсутствия мидсэйвов. В сиквеле их тоже нет, зато есть чекпоинты, причем разбросаны они равномерно по всей локации, и после загрузки герою щедро восстанавливают здоровье. Даже перед битвой с боссом линейка жизни оказывается полной! Но эти поблажки, в действительности, мало помогают. Есть риск не добежать до следующего чекпоинта, потому что по пути редко попадаются зеленые целебные зелья, или потому что кавалерия бросилась в преследование, или прямо перед новым алтарем появляется стая птиц и одновременно выстреливает прожектайлами, и в этот самый момент сотня лучников с горы выпускает в воздух стрелы, которые добивают не успевшего подняться на ноги героя. Играть в N3II очень трудно, это чистая правда. И вовсе необязательно, что все трудности связаны именно с задумкой дизайнеров. Но прохождение видится увлекательным и интересным как раз за счет брошенного игроку вызова. Принять его, значит, доказать себе, что модные сегодня перебежки от укрытия к укрытию и почти моментальное восстановление здоровья еще не окончательно вытеснили старые идеи, когда за каждую ошибку приходится платить временем, а препятствия преодолеваются не по воле случая и не с полпинка, а настойчивостью, уверенностью, готовностью переигрывать самые сложные эпизоды лишь только ради того, чтобы заслужить максимальный ранг и, может быть, попасть в таблицу рекордов.
Multiplayer Multiplier
Так Фудзи, продюсер N3II, комментирует: «ONE MILLION TROOPS! WOOOOOOW!»
Как ни странно, но мультиплеер в N3II… присутствует. Обидно, конечно, что нет возможности совместного прохождения кампании, зато есть несколько занятных режимов игры. Скажем, Survival, Race (убить one million troops раньше другого игрока!), Escort (сопровождение группы несчастных солдат) – этого должно быть достаточно, чтобы хотя бы один раз запустить многопользовательский режим и самому разобраться, что к чему. Впрочем, как раз одного раза всем хватило. На момент подготовки материала не нашлось ни одного желающего попробовать отвести группу солдат в безопасное место. Вообще ни одного!
На самом деле, верзила в конце второй миссии – не босс. Так, противник посильнее.Враги бывают черные, красные и золотые. Нет, серьезно, Konami, откуда такое стремление все упрощать?
Пазлов на локациях не очень много. Это, наверное, даже к лучшему, иначе прохождение одной миссии растянулось бы на добрые полтора часа.
Зато вызвали удивления оценки западных рецензентов. Кто-то, например, взял грех на душу и поставил три с половиной балла, расписав недостатки по первому часу игры. И он в чем-то прав: этого времени как раз хватит на то, чтобы добраться до первого босса, умереть десять раз, подумать и решить отдать диск за полцены какому-нибудь несмышленому фанату первого выпуска. Конечно, потом будет интереснее. Появятся другие герои (эльфийка с выдающейся грудью, смуглая эльфиечка с трясущейся грудью, здоровяк и корейский гоблин – компания та еще собралась!) со своим набором миссий, интересной историей и, конечно, уникальным боевым стилем. Возможно, не сильно изменятся карты, но это скорее комплимент создателям каждой локации. Надо же было придумать такие площадки, чтобы можно было проложить пять уникальных маршрутов по ним и получить, фактически, пять совершенно непохожих друг на друга уровней. Конечно, играет роль и тот факт, что у доступных персонажей есть дополнительный удар, который позволяет взаимодействовать с некоторыми объектами на локации определенными путем, и поэтому на какие-то участки игрок просто не попадает сразу. Скажем, главный герой может разбивать каменные преграды с трещиной, а эльфийка силой ветра вращать специальные установки, тогда как темнокожая Зизи в любой момент может переключиться на вид от первого лица и расстрелять всех недоброжелателей. Или активировать переключатель на другом конце комнаты. А то и свалить два валуна на головы захватчикам. Другими словами, разнообразия-то на самом деле достаточно, да только оно все больше «для своих» и так поначалу неочевидно, что надо прикладывать усилия и давить зевки. Под конец, кстати, все станет совсем интересно: появятся и QTE-сцены, и гигантские монстры, которые не умещаются на весь экран. Но, опять же, в подобной ситуации это скорее служит показателем проблемы («не предупреждали, первое время все очень скучно и никто не говорит, что будет лучше»), чем достоинством.
Но даже если запастись терпением и дойти до самых волнующих моментов, разочарования все равно не избежать. Может показаться, что все хорошо и все как надо, но только на локальном уровне, т.е. именно в самой N3II. По сравнению с общепризнанными лидерами жанра, да что там, с любыми другими современными представителями, сиквел скорее покажется странным недоразумением, чем достойной покупки игрой. И все же, если настроиться на нужный лад и копнуть глубже, в ней можно найти ряд интересных особенностей и моментов, которые удержат у экрана. Это сработало со мной. Вроде бы и примитивно все устроено: выполняешь какие-то условные задачи на уровне, стараешься, чтобы герой не погиб раньше времени, переходишь в следующую комнату и так далее, пока не появится босс. Убил его, прокачал персонажа и оружие, отравился дальше. Отнимает уйму времени, понервничать придется изрядно, не исключено даже, что какую-нибудь миссию за одного персонажа придется бросить у самого финала, просто потому, что закончится терпение и усидчивость. Но это не отобьет желание изучать фантастический мир дальше, собирать аксессуары и бонусы, улучшать статистику прохождения отдельных эпизодов, что в определенной степени тоже очень важно – игрок не проскакивает миссии, не обращая внимания на мелочи, а замечает каждую деталь. Впрочем, на самом деле их тут просто не так много, чтобы упустить из виду что-то принципиально важное.
Passive Aggressive
Герои N3II могут пользоваться магией. Ее, как и дополнительные аксессуары (пассивные навыки на самом деле, но так проще сообразить, о чем идет речь), надо искать на уровнях, после чего экипировать (т.е. привязывать) на одну из кнопок джойпада. Заклинания у всех персонажей одни и те же, прокачиваются они индивидуально для каждого, и без них, все верно, нельзя рассчитывать на успех. На самом деле, правильное применение мощных заклинаний позволяет расчистить площадку, а вовремя проведенная комбинация ударов – избавиться от особенно сильных и назойливых врагов. Что важно, если речь идет о битве с боссом. Они же никогда одни не появляются, только в сопровождении приспешников!
Больших и страшных боссов не так уж и много. Зато на экране может присутствовать одновременно несколько сотен рядовых противников.Растения на этом уровне выпускают ядовитый газ, отнимающий очень много здоровья. Под конец, кстати, из земли полезут огромные тентакли – это босс-цветочек решит напомнить о себе.
И все же главный вопрос остается в силе: чем вообще способна заинтересовать N3II? Как бы парадоксально это ни звучало, но простотой концепции и понятным геймплеем. Оказавшись в руках новых людей, первоначальная задумка была преобразована в то, что называется Konami-style action. Вспомните NanoBreaker – и этого будет достаточно, чтобы никогда не задавать вопросы относительно такой уж большой необходимости крупного японского издателя выпускать игры на шесть с половиной баллов.
Действительно печально, пожалуй, только одно. Ninety-Nine Nights в своем лучшем виде, по всей вероятности, так и не суждено будет появиться на свет. Продолжение уже сейчас встретило недопонимание, и в этом смысле дела обстоят даже хуже, чем когда состоялся релиз первого выпуска. Возможно, третий издатель, если таковой найдется, решит в очередной раз пересмотреть базу и попробует исправить все недочеты. А до той поры только и остается, что время от времени перепроходить две, безусловно, спорные и далекие от идеала, но все же уникальные, самобытные игры.
Level up – achievement unlocked!
За первые десять минут можно собрать больше десяти «достижений». Это несложно, требуется лишь освоить боевую систему и попробовать набить максимальный счетчик комбо. Остальные ачивменты открываются по мере изучения ролевой системы, которая поначалу производит впечатление ненужной условности, и уже после оказывается, что надо обязательно играть по ее правилам, иначе худо будет.
Так, за победу над противниками герои получают красные сферы. Чтобы повысить уровень персонажа, оружия или аксессуаров, требуется достаточно много сфер (счет идет на тысячи). Прокачка на самом деле очень важна, хотя на уровне сложности Normal можно не уделять ей все свое внимание – достаточно увеличивать запас здоровья и силу удара.
Сферы, кстати, не общие. Каждый из пяти героев зарабатывает опыт сам. Процесс немного утомляет, но никуда от этого не деться – прокачка и должна заставлять страдать!