Звезды… многие столетия человечество гадало, какие секреты хранят эти крошечные огоньки, кутающиеся в черноту ночного неба. Веками люди стремились оторваться от земли и, презрев все мыслимые и немыслимые законы природы, ворваться в бесконечность космоса и познать неизведанное. Десятки сменявших одна другую цивилизаций из поколения в поколение полагали, что стоит воспарить над родной планетой – и судьба рода людского изменится раз и навсегда. Взлетали к облакам дирижабли, строились самолеты, конструировались корабли для путешествий в безвоздушном пространстве. С каждым новым шагом границы Солнечной системы становились все ближе. Наконец, земной шар остался далеко позади – а впереди замаячили астероидные поля и разноцветные туманности, замигала бесчисленными огнями исполинская Цитадель.
Люди добились своего… и тут же угодили в самый водоворот событий. И события эти не предвещают ничего хорошего. Древнее зло, таившееся в недрах галактики, пробудилось; его слуги уже сеют смуту и разрушение, а Совет Цитадели по-прежнему бездействует, закрывая глаза на очевидное. Но не стоит раньше времени заказывать траурный марш. В рукаве тех, кому дорого просвещение, есть еще козыри, да какие! Суперсовременный фрегат «Нормандия» и отважный командор Шепард – вот ответ Земли на козни злоумышленников.
Даже на борту «Нормандии» очень немногие обращают внимание на присутствие Шепарда – большинство предпочитает заниматься собственными делами, полностью игнорируя командора.Прорисованные в мельчайших подробностях лица героев на пару с отменной озвучкой диалогов делают Mass Effect похожей на высокобюджетный кинофильм.
«До сих пор Совет не желал допускать в ряды Спектров людей. Поэтому, Шепард, вам выпал уникальный шанс – доказать, что наша цивилизация ни в чем не отстает от всех прочих. Используете его, и станете легендой. Потерпите неудачу – и нас отбросит на несколько лет назад!»
Капитан Андерсен
Доверять спасение галактики проходимцу без роду и племени, да к тому же даровать ему звание Спектра, будь он хоть трижды герой, Совет не позволит – прежде чем отправиться в путешествие, придется уделить немного времени заполнению «анкетных данных». Список вопросов знаком любому поклоннику ролевых игр (в том числе и от BioWare) и, скорее всего, никаких затруднений не вызовет. Натуры творческие могут для начала поменять имя «Джон» на что-нибудь более с их точки зрения благозвучное (проставить в паспорте патриотическую фамилию «Иванов» вместо англо-саксонской «Шепард», увы, не удастся), а заодно сменить пол: устав Спектров не запрещает нанимать женщин на ответственные посты. Более того – прекрасный пол вправе рассчитывать не только на стандартные бонусы в виде несколько видоизмененных диалогов, но и заметно большее пространство для маневра по части личных взаимоотношений. Представители сильной половины человечества в Mass Effect традиционно не подозревают о существовании однополой любви, зато девушки в этом вопросе куда более сведущи, к тому же не склонны идти на поводу у расовых предрассудков, когда дело касается высоких чувств.
Еще одно обстоятельство, которому стоит уделить внимание: внешность многоликого (многоликой?) Шепарда. Мечта всех инопланетых дам предпенсионного возраста, коротко стриженый красавец с квадратной челюстью и неизменной «легкой небритостью», фигурирующий на большинстве официальных скриншотов, в действительности оказывается лишь одним из доступных вариантов, от него запросто можно и отказаться. Верная себе BioWare предлагает сторонникам пластической хирургии несколько готовых вариантов «морды лица» (признаться, не очень-то симпатичных), хотя есть и другой путь – вылепить будущую знаменитость самостоятельно в специальном редакторе, корректируя длину носа, размер и расположение глаз или, к примеру, размах геройских ушей. До гибкости аналогичного редактора в Oblivion детищу канадской студии пока далековато, но после Knights of the Old Republic и Jade Empire даже сама возможность повлиять на внешность виртуального протеже – уже существенный шаг вперед.
В зависимости от ваших предпочтений, внешность героя……можно менять самым радикальным образом.
Напоследок предстоит разобраться с профессиональными навыками – и тут нужно действовать очень осторожно. Про смену специализации в Mass Effect слыхом не слыхивали, поэтому заранее подумайте, какой из имеющихся вариантов лучше соответствует вашим предпочтениям. Сразу оговоримся, универсальных воинов в предложенном списке нет, не помогут даже полученный со временем опыт и стандартная для жанра «прокачка» отдельных параметров: несмотря ни на что, преимущества в одном неизменно оборачиваются слабостями в чем-то другом – слабостями, которые предстоит компенсировать талантами компаньонов. Скажем, Солдат (Soldier) имеет все шансы обучиться виртуозному владению практически любым огнестрельным оружием и в перспективе может носить каждый из трех классов брони. Однако из-за низких Tech-показателей ему никогда не найти общий язык с электроникой, компьютерными системами и кодовыми замками, да и телепатические Biotic-способности (закамуфлированная под нужды НФ магия) будут развиты крайне слабо. С другой стороны, обученный разнообразным телепатическим трюкам Адепт (Adept) даже на поздних этапах игры имеет весьма смутные представления о том, с какой стороны берутся за снайперскую винтовку, и отличается на редкость хлипким здоровьем, что тут же ставит его в зависимость от Инженера (Engineer), исполняющего одновременно роль врача и хакера. Три компромиссных решения – Infiltrator, Sentinel и Vanguard – помогут несколько расширить сферу применения потенциального Спектра, но не избавят его от известных слабостей, напоминающих о себе в самую неподходящую минуту. Например, в пылу сражения.
Идущие вместе
Моральный облик героя вы определяете собственными решениями по мере прохождения игры. Однако под вашим началом находится еще полдюжины разномастных искателей приключений, личность и мировоззрение которых уже сформированы. О них-то мы и расскажем подробнее.
Кэйдан Аленко (Kaidan Alenko)
Первый из тех, кто вступит в вашу команду. Аленко служит вместе с Шепардом на борту «Нормандии» и среди коллег пользуется репутацией исполнительного, немногословного человека, предпочитающего слушать, а не болтать. Боец из него достаточно слабый, но Кэйдан сносно разбирается в электронике (благодаря хорошим Tech-показателям), да и биотик из него может получиться неплохой. Превратившим Шепарда в женщину на заметку: в этом случае Кэйдан становится главным претендентом на сердце командора.
Эшли Вильямс (Ashley Williams)
Эшли – единственная, кто уцелел при столкновении отряда пехотинцев с полчищем гетов, после чего игрок волен предложить ей перейти на борт «Нормандии». Несмотря на принадлежность к классу Soldier, Вильямс никакими выдающимися талантами не отличается. Разве что время от времени демонстрирует откровенную нелюбовь в представителям других рас и не менее откровенную симпатию – к Шепарду.
Гэррус Вакериан (Garrus Vakarian)
Мрачноватый турианец, некоторое время служивший в силах правопорядка, но позже примкнувший к команде Шепарда. Гэррусу категорически не нравятся бюрократы и бюрократия. Турианец довольно крепок, умело владеет разнообразным оружием и кое-что смыслит в инженерных навыках. Правда, Biotic-способностей в нем ни на грош.
Лиара Т’Сони (Liara T’Soni)
Родная дочь одного из ваших главных недругов, матриарха Бенезии, Лиара не разделяет убеждения матери и до поры увлеченно занимается археологией. Позднее обстоятельства вынуждают ее укрыться на «Нормандии» и вступить в ваш отряд. Лиара – хороший биотик, и чем выше ее уровень, тем разрушительнее становятся атаки. Ближе к финалу синеликая девушка вполне способна составить конкуренцию коротышке Йоде, рискни он заглянуть в Mass Effect из «Звездных войн».
Тали’Зора нар Райа (Tali’Zorah nar Rayya)
Застенчивая представительница расы кворианов – создателей гетов. Как и полагается каждому молодому квориану, Тали отправляется в Паломничество – длительное путешествие, во время которого кворианы ищут новые знания и технологии. Тали – талантливый представитель класса Engineer, но довольно слаба физически и нуждается в прикрытии.
Урднот Врекс (Urdnot Wrex)
Весьма колоритный кроган – немногословный, прагматичный и не склонный к душевным терзаниям (за исключением одного эпизода, о котором мы, впрочем, умолчим). Врекс – настоящий танк, живучий, проворный, к тому же наделенный кое-какими Biotic-талантами. Один из первых кандидатов в команду – особенно если планируется масштабный мордобой.
Сослуживцы частенько выступают советчиками в сложных ситуациях – предлагая диаметрально противоположные решения одной и той же проблемы.Подслушивать чужие разговоры полезно, но вместе с тем и опасно – далеко не все любят делиться своими секретами с первым встречным Спектром.
«Вы когда-нибудь встречались с отрядом асари-коммандос, Шепард? Немногим выпадал такой шанс. И никому еще не удавалось рассказать о подобной встрече другим…»
Матриарх Бенезия
Поверьте нам на слово: спецотряд голубокожих красоток – противник действительно серьезный даже для нюхнувших пороху ветеранов, не говоря уж о зеленых новичках. Асари метко стреляют и виртуозны в обращении с Biotic-атаками – что они и не замедлят продемонстрировать, вздумай вы зазеваться. Но Асари, к сожалению, далеко не единственные, кто мечтает пустить кровь Шепарду по мере его приближения к намеченной цели. Главный недруг командора, зловредный турианец Сэрен, многих успел собрать под своими знаменами. Так что сражаться предстоит и с тяжеловесными ящерообразными кроганами, и с насекомоподобными ракнай и, конечно же, полуразумными гетами – они-то как раз и составляют костяк армии мятежника. Без истребления соплеменников тоже не обойтись: стремясь стать полноправными членами галактического сообщества, люди успели влезть и в большую политику, и в организованную преступность, всюду демонстрируя завидную прыть и нешуточный напор. Так что не слишком удивляйтесь, обнаружив на какой-нибудь богом забытой планетке орудующих в составе пиратской шайки землян – открытый космос гарантирует поистине бескрайние возможности. Главное, не забывать: любопытных чужаков нигде не жалуют и настойчивые попытки сунуть нос в чужие дела почти наверняка приведут к незапланированным конфликтам и вспышкам насилия. И если уж взялись быть в каждой бочке затычкой, извольте подготовиться должным образом. В противном случае вы очень скоро убедитесь – жизнь пацифистов и слабаков в мире Mass Effect коротка и драматична. И это не пустые слова!
По мере роста показателей Paragon и Renegade в диалогах будут появляться новые варианты вопросов и ответных реплик.Масштаб некоторых сцен поражает воображение – но вот свобода передвижения почти всегда заметно ограничена.
Помнится, прошлые творения BioWare не раз упрекали в излишне упрощенных схватках – мол, весело, конечно, быть джедаем и шинковать недругов световым мечом, но уж очень быстро приедаются дуэли, никто не в состоянии оказать достойного сопротивления, некому бросить вызов. Что ж, для всех желающих проверить себя сотрудники студии от души закрутили гайки, изрядно подправили баланс и… превратили некоторые сражения (те же встречи с боссами) в серьезные испытания на прочность, когда любой, даже, казалось бы, незначительный промах грозит поражением. Враги отныне полагаются не только на численное превосходство, но и умело пользуются укрытиями, то и дело пытаются заманить вас под перекрестный огонь, либо норовят зажать в угол, безжалостно отсекая пути к отступлению. Единственный выход в подобных ситуациях – хирургически-аккуратно и за доли секунды планировать собственные атаки, плюс, конечно же, на полную катушку задействовать напарников. Обойтись без них зачастую вообще не удается: одиночек растерявшие всякий стыд супостаты стаптывают за считанные секунды, глумливо игнорируя всякие попытки оказать сопротивление.
Most wanted
Хотя злодеев в Mass Effect не так уж мало, большая их часть – мелкие сошки, на разборки с которыми уйдут считанные минуты. Но есть и такие, с кем придется провозиться куда дольше.
Сэрен Артериус (Saren Arterius)
Бывший Спектр – этого звания он лишился не без участия нашего подопечного – большой человеконенавистник и по совместительству главный недруг Шепарда, Сэрен задумал перекроить мироздание по собственному усмотрению. Во всяком случае, он искренне верит, что действует самостоятельно. Встречи с Артериусом будут редкими, но запоминающимися: настоятельно рекомендуем подготовиться к каждой из них должным образом.
Матриарх Бенезия (Matriarch Benezia)
Асари очень преклонных лет (представительницы этой расы получают звания матриарха лишь на закате жизни) и едва ли не самый могущественный биотик в игре. Об этом вам сначала расскажут, а позже Бенезия и сама охотно устроит показательное выступление. Договориться с дамой, к сожалению, не удастся – волей-неволей придется драться, а потом – смотреть очень драматичную сюжетную сцену.
Соверен (Sovereign)
Так называется личный корабль Сэрена. Казалось бы, что может быть интересного в обычной космической посудине, пусть и очень большого размера? Однако «Соверен» – корабль необычный, в чем вы обязательно убедитесь лично.
Разнообразные системы искусственного интеллекта как правило представлены красивыми, но невероятно занудными голографическими девушками.Фиолетовая аура, окружившая противника, – верный признак того, что невезучему крогану скоро станет ОЧЕНЬ плохо.
«Мне кажется, Шепард, тебе не наплевать на других. Поэтому они верят в тебя и идут за тобой – люди, асари, кроганы. Они думают, ты спасешься сам, но прежде покажешь им путь к этому спасению».
Консорт Шаира
Впрочем, напарники с одинаковым успехом могут стать как гарантией блестящей победы, так и поводом для сильнейшего раздражения – как ни странно, искусственный интеллект ваших сторонников остается для BioWare камнем преткновения еще со времен первой Baldur’s Gate, и в Mass Effect все хронические болезни дружественного AI обострились до предела. Застрять в узком коридоре? Нет проблем, сэр! Прикорнуть где-нибудь в тихом уголке, пока очередная ватага гетов напоминает игроку о пользе Quick Save? О чем разговор! Любой встреченный на пути ящик имеет все шансы превратиться для вашей команды в серьезнейшее препятствие, рядом с которым козни Сэрена покажутся детскими шалостями, а заурядная лестница порой заставляет подчиненных застыть в немом восхищении где-то между второй и третьей ступенькой. Справедливости ради отметим, что и у противников время от времени случается помутнение рассудка – но радоваться этому обстоятельству, по пятому разу воскрешая того или иного бойца, сил обычно уже не хватает.
Шестиколесный броневик на поверку оказывается машиной очень шустрой, хотя и не очень прочной.Снайперская винтовка позволяет отстреливать противников, удерживая их на относительно безопасном расстоянии.
Так почему бы время от времени не переключаться с одного персонажа на другого, личным примером восстанавливая пошатнувшуюся дисциплину, спросят некоторые. А не положено – ответим мы. Боевую систему (и, в частности, модель управления отрядом) в очередной раз существенно перекроили, совершив еще несколько осторожных маневров у границ жанра action – и напрямую контролировать вы можете одного только Шепарда. Для двух других участников команды существует набор простейших распоряжений, которыми, по идее, необходимо призывать ошалевших сослуживцев к порядку. Однако приказной тон работает далеко не всегда – на борту «Нормандии» царит демократия, и слушаются вас не все и не во всем. Свою лепту вносит и почти полный отказ от благ интерактивной паузы – она используется лишь для быстрой смены экипировки и назначения специальных атак, тогда как собственно сражения проходят в реальном времени и скорее напоминают перестрелки из Gears of War, разве что менее динамичные и не столь зрелищные. Вот и попробуйте, лавируя от одного ненадежного укрытия к другому, думать разом и о безопасности главного героя (его смерть автоматически означает Game Over), и о подозрительном поведении здоровяка Врекса, вздумавшего в самый ответственный момент безучастно топтаться в сторонке. Особенно обидно, когда из-за подобных «капризов» приходится несколько раз переигрывать ключевые для сюжета сражения – с той же Бенезией и целой толпой ее приспешников, ничуть не склонных засыпать на ходу.
К счастью, как и полагается породистой RPG, в придачу к военным действиям Mass Effect дает возможность проявить себя и в мирной жизни – благо, простор для добрых дел не так уж мал. Правда, говоря «добрых», мы несколько опережаем события, ведь Шепард, хоть он и не джедай, постоянно вынужден делать выбор между светлой и темной стороной.
Ход броневиком
Поверхность многих планет зачастую не слишком подходит для пеших прогулок – могут возникнуть непредвиденные проблемы со здоровьем. Чтобы предотвратить подобное, на борту «Нормандии» имеется довольно маневренный вездеход, к тому же хорошо вооруженный. С его помощью можно и на хорошо охраняемую неприятельскую базу прорваться, и время сэкономить.
Пустой коридор – верный признак того, что впереди вас ждут крупные неприятности.Система укрытий реализована заметно хуже, чем в Gears of War или недавней Uncharted: Drake’s Fortune.
«Многие называют их мессиями, рыцарями без страха и упрека, защитниками угнетенных и обездоленных. Я вижу совсем другое. Спектры считают себя выше закона, выше порядка. Они думают, будто им дозволено творить все, что вздумается. Они – преступники!»
Исполнитель Паллин
То, что в далекой-предалекой галактике называли Светлой и Темной сторонами Силы, в Mass Effect превратилось в Paragon и Renegade соответственно. Первый путь – вымощенная белым мрамором дорога вечного пионера, друга несчастных старушек, скорбящих мужей и матерей-одиночек. К такому человеку толпами стекаются обиженные и притесняемые, непременно норовя о чем-нибудь попросить. Этого лишили работы, тому не дают увидеться с любимыми родственниками, у третьего назревает конфликт с местным криминалом. Кто поможет? Конечно же, Шепард – витязь в сияющих доспехах и с новехонькой винтовкой за плечами. Перед таким, пожалуй, стушуется и видавший виды гангстер, и проныра-работодатель, и невозмутимый чиновник-крючкотвор. Даже на первых порах авторитет командора становится весомым доводом во многих спорах – нужно только научиться правильно его использовать, обнаруживая слабину в психологической обороне оппонента. Но Paragon – не для тех, кто любит запугивать и, чуть что, хвататься за оружие. Это выбор сторонников тонкой дипломатии и терпимости по отношению к любому разумному существу, и выбор не всегда благодарный. Делая добрые дела, вы будете вынуждены часами слушать нытиков и приставал, каждый раз тщательно подбирать ответы, сохранять хладнокровие в любых ситуациях и… работать бесплатно! Да-да, деньги – редкая награда за широту души, презренный металл любит циников и злодеев. Зато выбравшие Paragon могут рассчитывать на дополнительную порцию experience points и чистосердечное «спасибо». Если вдуматься, не так уж и мало: первое позволит подкачать мускулы, второе добавит плюсик-другой к и без того ослепительно-белой репутации.
Иное дело – Renegade, извилистая тропка для тех, кто не привык задумываться о совести и морали, начхать хотел на общественный порядок, конституционные права и гражданские свободы. Не понравился собеседник? Так прямо ему об этом и скажите! А лучше – сразу бейте по зубам, чтобы не скалился, а понял, с кем имеет дело и чем чревата возможная ссора. Имущественные споры отныне легки и непринужденны – несколько выстрелов в упор, контрольный в голову. Справедливости ради отметим: кое-кому хватает намека на скорый суд и расправу, чтобы пойти на уступки. Но, конечно же, и упрямцев сыщется навалом. Вместе с тем, потенциальные «ренегаты», действуя грубо и прямолинейно, частенько лишают себя довольно интересных дополнительных заданий и, кроме того, рискуют остаться непонятыми своей же командой – хотя и последователи Paragon не застрахованы от идейных разногласий. Одним словом, BioWare и тут остались верны традициям, в очередной раз недвусмысленно предложив вам попробовать оба варианта взаимодействия с окружающими. Тем более что упомянутых «окружающих» в Mass Effect не так уж и много.
Стоит главному герою зайти в лифт, как компаньоны Шепарда немедленно материализуются за спиной командира. Даже если до того вы собирались искать их с собаками.Назначать команды во время паузы лишь поначалу кажется неудобным – на деле это единственный работающий способ добиться толку от подчиненных.
«Мы оставляем наш флот, семью, друзей, чтобы найти новые знания. Даже крупицы неизвестной ранее информации могут быть очень важны для нас. Они помогают нам иначе взглянуть на мир и с новыми силами бороться за существование».
Тали’Зора нар Райа
Озвученные ранее обещания сделать бескрайним мир Mass Effect разработчики формально сдержали – список доступных для исследования планет поначалу вызывает священный трепет и желание попрощаться со свободным временем на ближайшие месяцы. Несколько полноценных солнечных систем, космические туманности, затерянные в астероидных полях исследовательские станции, не говоря уж о титанической Цитадели – кажется, такими просторами могла бы гордиться любая MMORPG. Но приглядитесь к перечисленным объектам – и многие из них окажутся всего-навсего названиями на галактической карте, другие схожи между собой как две детские песочницы (и сильно напоминают их размерами), а третьи не отличаются многолюдностью. Более того – подавляющая часть местных жителей знать не желают никакого Шепарда и на попытки завязать разговор откликаются вяло, отделываясь универсальными фразами в духе «Отлезь, гнида!». К слову, двигаться с места грубияны не желают, предпочитая часами торчать у однажды выбранного фонарного столба…
Sale?
Оружие, броню и снаряжение в Mass Effect можно подбирать на поле боя, а можно приобретать на честно заработанные средства у встреченных по пути торговцев. Первый вариант, как ни странно, предпочтительнее: трофейные экземпляры обычно превосходят те, что находятся в свободной продаже, по всем статьям. Кстати, избавиться от ненужного хлама (либо, наоборот, что-нибудь купить) можно и не покидая родного корабля – штатный техник «Нормандии» всегда рад случайному приработку.
«Да вы только гляньте на эту громадину! Самая большая из космических станций Альянса рядом с нею кажется игрушечной».
Джефф «Джокер» Моро
…до которого вам еще бежать и бежать – ибо демографический кризис авторы Mass Effect восполнили нешуточной архитектурной удалью. Не будь каждая территория в отдельности снабжена подробной картой, ваши похождения очень быстро превратились бы в злоключения героев «Трое в лодке, не считая собаки» в Хэмптно-Кортском лабиринте, где выход, как известно, там же, где и вход. Правда, подобный размах дорого обошелся игре: невероятно красивая картинка страдает от частых и тяжелых приступов эпилепсии, многие эпизоды загружаются неохотно, упрямо напоминая: возможности Xbox 360 отнюдь не безграничны. Впрочем, это вовсе не повод предаваться грустным мыслям – помните, виртуальный мир в большой опасности, и он действительно настолько хорош, чтобы его стоило спасти.
Мнение экспертов Александр Каныгин - Как зовут вашего Шеппарда, товарищ? Он герой войны или колонист? Помнит ли он нападения космических пиратов? Что предпочитает – дробовики или снайперские винтовки? Если вы не знаете ответов на эти вопросы, если не понимаете, к чему эти слова, – вы не в клубе. Это вечеринка для своих.
Марвин - Как ни крути, а перед нами, наверное, лучшая игра года – с множеством мелких недостатков, которые все равно перекрываются огромными ее достоинствами. После прохождения сразу же хочется снова побродить по цитадели, изменить несколько диалогов, спасти вселенную… Mass Effect – как хорошее кино, которое хочется часто пересматривать.
Александр Устинов - Первая по-настоящему next-gen игра, стирающая границу между жанрами. Многогранная, каждому дающая возможность пройти свой особый путь и не дающая и шанса оторваться. К сожалению, не без досадных ошибок и недоработок, да и воспринимается короткой настолько, что остается только мысль: «Это что, была демоверсия?».
Александр Трифонов - Игра, ради которой я купил Xbox 360, о чем нисколько не жалею. Но в личном рейтинге ролевых игр в 2007 году я отдаю предпочтение «Ведьмаку»: неопытность польских дизайнеров хотя бы сглаживается их стремлением сказать что-то новое в жанре. А вот канадцы обленились окончательно.
964 Прочтений • [Обзор игры Mass Effect] [11.04.2012] [Комментариев: 0]