1947 год. Коул Фелпс – отставной морпех с внешностью артиста Аарона Стейтена (Кен Косгроув в «Безумцах»), кавалер «Серебряной звезды» за отвагу в бою на Окинаве, быстро делает карьеру в лос-анджелесской полиции. Перескакивая из патрульных в дознаватели транспортного отдела, оттуда – в детективы убойного отдела и далее по служебной лестнице, Фелпс расследует резонансные убийства, поджоги, отслеживает наркотрафик и убедительно, что называется, светит лицом в игре, где огромное внимание уделено невербальной коммуникации персонажей.
же по предрелизным трейлерам стало ясно, что L.A. Noire – нечто большее, чем «взрослый» вариант детектива Ace Attorney «от создателей Grand Theft Auto» в антураже Mafia (как это представлялось поначалу). Проект австралийской команды Team Bondi можно, конечно, определять и через эти сравнения, но итоговая версия имеет немалое сходство со старыми рисованными квестами в диапазоне от Sam & Max Hit the Road (PC) до Snow Job (3DO), и, кроме того, вызывает ассоциации с давним – вроде Night Trap (Mega-CD) – и недавним, как Heavy Rain (PS3), «интерактивным кино». Еще это новое прочтение романов цикла «Лос-анджелесский квартет» Джеймса Эллроя, внушительный трибьют жанру нуар, «документ эпохи» и эффектный фокус с упаковкой в игровой формат пары сезонов криминальной теледрамы в духе «Подпольной империи» или тех же «Безумцев». С предыдущей игрой Брендана Макнамары, The Getaway (PS2), L.A. Noire роднят потраченный с умом громадный бюджет и, опять-таки, кинематографичность. Можно вспомнить, что премьера The Getaway в кинотеатре Warner Bros. Village на лондонской Лестер-сквер состояла из 40-минутного показа довольно интересного монтажа сюжетных заставок, – а L.A. Noire Макнамара презентовал уже на кинофестивале в Трайбеке, и там она не выглядела притянутой за уши. L.A. Noire только на первый взгляд кажется «песочницей» наподобие Grand Theft Auto. В действительности это, скорее, антипод GTA, современная версия Police Quest – большей частью линейная, минимально завязанная на побочные миссии история, в которой погони и стрельба идут гарниром к основному блюду – расследованиям, а сравнительно небольшой элемент «вольного» геймплея сведен к патрулированию улиц ради необязательных и не влияющих на сюжет достижений. Важный момент: в России L.A. Noire не локализована, продается со скупой переводной инструкцией, и без знания английского языка подступаться к игре, пожалуй, бессмысленно.
Связь, мобильная и не очень
Все полицейские машины оснащены рациями, но если рядом с вами нет патрульного «пандамобиля» или авто детектива, связаться с диспетчером можно при помощи стационарных переговорных устройств – установленных на улицах сине-красных ящиков с яркими голубыми лампами. В крайнем случае, подойдет и телефонный аппарат в квартире свидетеля.
Коул Фелпс (справа) начинает свою работу в полицейском департаменте Лос-Анджелеса (LAPD) простым патрульным.Работать нужно вдвоем; Фелпс в паре главным красавцем участка – Роем Эрлом из отдела нравов.
Разумеется, не обойден вниманием Голливуд, точнее, его кулисы. Детективы направляются в мастерскую спецэффектов.В поисках зацепок для следствия жертв приходится внимательно разглядывать и ощупывать.
Прохождение основной линии займет 20-25 часов, оно разбито на пару дюжин эпизодов-дел (и тем сильнее напоминает ТВ-сериал), часть из которых связана неочевидным поначалу образом. Почти каждое дело стартует с обследования места преступления и тела жертвы (если речь идет об убийстве или несчастном случае) в поисках улик, беседы с коронером и свидетелями. Чтобы выискивание улик не превращалось в муторный пиксель-хантинг, на их примерное местоположение указывают аудиоподсказки – легкие джазовые зарисовки смолкают, когда сцена преступления изучена полностью – и вибрация контроллера. Найдя предмет, его желательно изучить со всех сторон, по возможности открыть, заглянуть внутрь; поверхностного осмотра порой недостаточно.
Опросы свидетелей позволяют оценить технологию лицевой анимации Motion Scan, заслуженно расхваленную пиар-отделом Rockstar. Высокоточная передача мимики актеров здесь – важный элемент геймплея. Наблюдая за реакцией свидетелей на вопросы Фелпса, игрок должен определять степень правдивости их ответов. Подсказками выступают невербальные аспекты коммуникации – мимика, жесты, взгляд, осанка; иными словами, требуется «читать лица». Это страшно увлекательный аспект игры, ключевая ее инновация и просто главная фишка. Один свидетель уверенно говорит, но отводит глаза всторонку. Другой подозрительно часто моргает. У кого-то легкий нервный тик – то ли следствие стресса от встречи с полицией, то ли признак лжи. Кто-то, наоборот, обманчиво спокоен. Или это кажущаяся обманчивость, и человеку правда нечего скрывать? Оперируя известными ему фактами (данные обо всех уликах и свидетельствах доступны в блокноте) и следя за реакцией собеседников, Фелпс старается выводить злоумышленников на чистую воду, переквалифицируя наиболее скользких свидетелей в подозреваемые, а затем, на основе новых проверок и открывшихся фактов, выносит обвинения и подкрепляет свои выкладки доказательствами. За достижения Фелпс получает очки интуиции, которые можно потратить в проблемных местах на «помощь зала» – чтобы исключить из трех вариантов ответа неверные или показать расположение всех улик в пределах локации. Игра на удивление щадяще относится к детективам-неудачникам (и это явный ее минус): даже если напортачить в опросах и на допросах, это не помешает продвижению по основной сюжетной линии, хотя и вызовет бурную реакцию начальства. Придется нести груз совести, если за решетку отправлен человек, против которого собрано вдоволь улик, но который, возможно, не является убийцей. Однако совсем уж невинную овечку Фелпс в тюрьму не упечет: когда нужно определяться между двумя подозреваемыми, обоих, как правило, нельзя назвать добропорядочными гражданами; в случае неудачного выбора (видно по рейтингу в конце главки) лучше всё-таки переиграть сцену заново.
Разошлись в показаниях
Механизм опросов иногда дает сбои. Так, беседуя с Мишель Моллер, чья мать накануне была найдена мертвой, Фелпс спрашивает, знает ли Мишель что-нибудь о принадлежавших матери кольце и часах. Девочка отвечает, что не интересовалась ими, беспокойно стреляя глазами. Конечно, она переживает смерть ближайшего человека, но ответ всё равно подозрительный: чтобы пятнадцатилетняя дочь – и не интересовалась мамиными украшениями? Если Фелпс усомнится в правдивости Мишель (выбор Doubt), девочка замыкается. Выходит, по логике игры она всё же говорила правду (выбор Truth) – что не мешает ей минутой позже рассказать о драгоценностях подробнее. Таких нестыковок несколько, на общем логичном фоне они запоминаются.
Единственное, что известно о досуге Фелпса: он не пропускает выступлений Эльзы Лихтманн в ночном клубе The Blue Room.Машина с военной базы (со звездой) не секретная, хотя, чтобы ее обнаружить, придется покружить по юго-восточным окрестностям города.
Бюро находок
В нагрузку к главной сюжетной линии предусмотрено множество факультативных развлечений. Партрулируя город, Фелпс с напарником получают по радио информацию об уличных преступлениях – ограблениях, захватах заложников, случаях хулиганства – которые можно пресечь, подъехав в нужный район (точка появляется на карте). Всего таких преступлений 40. Кроме того, в городе можно собрать 50 пленочных бобин из-под фильмов жанра нуар, сфотографировать 30 достопримечательностей и перепробовать все 95 моделей автомобилей (15 из них спрятаны в гаражах с логотипом Angel City Security). Также в ходе прохождения не забудьте прочитать разбросанные по уровням 13 газет – они рассказывают побочную историю, с определенного момента дополняющую основной сюжет.
Отдохнуть между эпизодами допросов, переключиться на другой лад помогают равномерно разбросанные по сюжету экшн-сценки со стрельбой, пешим и автомобильным преследованием подозреваемых, несколько стелс-эпизодов со скрытой слежкой. Не сказать, чтобы управление в бою было очень удобным – оно терпимое; виртуальная камера работает удовлетворительно, интеллект врагов сведен к бесконечному повтору связки действий «выглянуть из укрытия, пальнуть и спрятаться», погони скриптовые (то есть настичь оппонента удается только в заранее определенных точках), а напарники, может быть, слишком часто застревают в узких коридорах, – но все эти обстоятельства едва ли раздражают. Приоритеты разработчиков понятны, при наличии такой увлекательной детективной части совсем, честно говоря, не тянет предъявлять претензии по поводу незамысловатых сцен действия. Они есть, они функциональны, почти не напрягают и в целом мало уступают экшн-составляющей GTA IV. Шальная камера и недоделанное управление The Getaway остались в прошлом, и ладно.
Пройтись хочется вот по чему. В большинстве отделов Фелпсу везет – ему попадаютсяна на редкость живые, харизматичные напарники: не-такой-уж-лодырь Бековски из транспортного, тертый калач Финбар Гэллоуэй в убойном, франт и прощелыга Рой Эрл из отдела нравов, расследующий поджоги «человек-учреждение» Хершел Биггс. Замечательно сыгран начальник отдела убийств Джеймс Донелли (артист Эндрю Конолли). На фоне выпуклых характеров персонаж самого Фелпса смотрится до обидного блекло. Даже учитывая флэшбеки с событиями японской кампании, о Фелпсе мало что известно, ему сложно сопереживать – слишком велика дистанция. Ну да, амбиционзный, смелый, рассудительный. Не циник. Но какой он вне службы? Неизвестно. Отдыхает ли с коллегами в баре? Есть ли у него хобби? Нет ответа. Носит обручальное кольцо, но жена и дети за всю игру мелькают всего дважды, в коротких вставках, и когда Фелпс ставит под вопрос будущее своей семьи (очень важная – переломная, по задумке авторов, сцена), должным образом прочувствовать ситуацию не удается: для игрока они остаются совершенно чужими людьми. Примерно то же с роковой ошибкой, допущенной на войне – вплоть до самого финала невозможно определить, насколько сильно героя гложет сделанный на Окинаве выбор. Развязка позволяет взглянуть на Фелпса под новым углом, и не вполне ясно, что мешало вести аудиторию к этому знанию постепенно, не лишая ее эмоционального контакта с таким трагическим, если говорить прямо, персонажем.
Rockstar Pass
DLC для L.A. Noire продается в магазинах PlayStation Store и Xbox Live как по отдельности, так и в наборе Rockstar Pass, куда на момент подготовки этого текста входят два дополнительных дела (The Naked City, где Фелпс расследует самоубийство модели, и скучноватое дело об авторэкетирах A Slip of the Tongue), два бонусных костюма (Broderick улучшает характеристики в рукопашном бою, Sharpshooter повышает меткость при стрельбе) и задание The Badge Pursuit Challenge, в рамках которого на городских просторах надо разыскать 20 полицейских блях. Награда за поиски – костюм The Button Man, увеличивающий чисто патронов. В течение лета в набор добавят еще два дела: Nicholson Electroplating (о поджоге, в продаже с 21 июня) и Reefer Madness (про поставки марихуаны, с 12 июля). В американскую розничную-версию игры для PS3 еще входит дело The Consul’s Car (об угоне дипломатического лимузина) – информации о том, войдет ли оно в набор DLC, пока нет.
Блокнот – не менее важное, орудие детектива, чем пулемет. Не хватает только «лейки».
Секрет укладки
Примечательно, что у всех живых женщин в игре (с мужчинами и так всё ясно) волосы собраны в клубки, зачесаны назад или старательно уложены: на фоне выдающейся анимации лиц растрепанные волосы воспринимались бы как жесткие парики, чувствовался бы подвох – нынешние технологии все-таки недостаточно хороши для обмана зрения.
За этим исключением игровая драматургия выстроена безупречно – это именно что полноценный телесериал, упакованный в игровую обложку.
Останавливаться на технических аспектах подробно, видимо, не стоит: там всё в полном порядке. Игру делали пять лет, визуальная сторона с любовью отполирована, Лос-Анджелес 1947 года скрупулезно воссоздан по аэрофотоснимкам, глюков графики минимум, все трейлеры смонтированы из геймплейного видео, в них ничего не приукрашено. Единственно, глаз замечает, что лица персонажей анимированы лучше, чем тела, – в дальнейшем продюсер Макнамара планирует использовать Motion Scan для захвата вообще всех движений героев. В версии для PS3 используется незначительно улучшающая картинку технология освещения SSAO, других отличий от Xbox-варианта (3 DVD) не чувствуется. L.A. Noire – еще один триумф Rockstar, блестящий дебют Team Bondi. Насыщенный, атмосферный проект высокого класса, чьи недостатки теряют вес на фоне уникальных достоинств. Прорывная технология анимации лиц позволяет игре если не претендовать на лидерство в жанре детективного квеста, то, по крайней мере, переоткрыть этот жанр с новой стороны, стать следующей вехой его эволюции – более-менее тем же, чем прошлогодняя Heavy Rain стала для жанра «интерактивного кино». Интересно, как Rockstar распорядится наработки в дальнейшем. Брендан Макнамара уверен, что создание продолжения, коли нужда в нём возникнет, точно займет меньше пяти лет.
L.A. Noire: The Collected Stories
Одновременно с выпуском игры Rockstar и издательский дом Mulholland Books представили в Сети сборник из восьми рассказов, написанных по мотивам L.A. Noire американскими литераторами. До 12 июня скачать его в магазинах электронных книг Amazon, iTunes и Barnes & Noble можно было бесплатно, сейчас файл с антологией стоит 99 центов.
Кросс-обзор
У наших экспертов L.A. Noire вызывает разные чувства. им есть что рассказать об этой игре!
Александр Устинов, СТАТУС: Римейк самого себя
Предпочтения: Blade Runner, RDR, inFamous, Mafia II
Не очень люблю open-world и sandbox игры за то, что очень сильно отвлекают от повествования. Однако получал удовольствие от Red Dead Redemption, inFamous и Mafia II. Детективные адвенчуры люблю, но считаю, что лучше Bladerunner уже ничего не сделают.
Почти все дела в L.A. Noire проходят по одинаковой схеме: ищем улики, допрашиваем подозреваемых, гонимся за кем-то, по праздникам стреляем. Лишь изредка игра подкидывает что-то из ряда вон. При длительных заходах такая схема кажется венцом однообразия, но в целом геймплей вызывает восторг.
Торжество психоделики – угловатые буратины с гиперреалистичными лицами. Сначала вызывает недоумение – потом осознание, что после LA Noire на деревянную мимику из других игр без слез уже не взглянешь. Жаль только, что внимание к мелочам соседствует с издержками уже устаревшего движка.
Глоток свежего воздуха на заводе по производству однотипных игр. Выстрел здесь – последняя мера. Многие не пройдут, многие не поймут. Но при этом L.A. Noire открыта для всех смельчаков, которые решатся ее проходить – проведет за ручку и подстроится под любого, благодаря системе «пропусков». Оценка: 9.5
Евгений Закиров, СТАТУС: Рецензент
Предпочтения: L.A. Noire, Red Dead Redemption
Игры от Rockstar Games – это всегда что-то особенное. То, как люди работают с сеттингом, атмосферой, диалогами, как на своих плечах поднимают жанр – все это вызывает восхищение. Лучшее подтверждение этих слов – Red Dead Redemption и L.A. Noire.
На мой взгляд, важно сразу понять: это не игра про расследования убийств, но история полицейского, города и времени. Хотя поиски улик, допросы и все остальное здесь проработаны блестяще, после прохождения вспоминаешь в первую очередь улицы Лос-Анджелеса и множество ярких деталей.
Лицевая анимация выше всяких похвал. В то же время, персонажи «резиновые», головы существуют отдельно, глаза будто бы никуда не смотрят, движения часто неестественные. Но к этому привыкаешь. А вот к тому, что версии для Xbox 360 и PS3 заметно различаются внешне, привыкнуть сложно.
Титанический труд. L.A. Noire нельзя прочитать как открытую книгу. Город, людей, реалии того времени надо изучать, как надо изучать каждую деталь, что подбрасывает игра, – только тогда пазл сложится воедино. Совет: скачайте DLC и проходите уже с «дополнительными» делами – они многое расскажут о Фэлпсе. Оценка: 9.5
Юрий «Voron» Левандовский, СТАТУС: Оператор «Звезды Смерти»
Предпочтения: Bladerunner, Heavy Rain
Очень люблю сюжетно ориентированные игры, когда они не про бандюков и супергероев. На всю жизнь запомнил гениальнейший квест Bladerunner и давно жду, когда хоть кто-то переведет его в 3D. Пока что с удовольствием прошел Heavy Rain и наконец-то дождался L.A. Noire.
Сочетание настоящего видеоквеста с кучей диалогов, поиском улик, сопоставлением данных, мини-играми с GTA-элементами. Благо, что погонь, перестрелок и разъездов в игре значительно меньше, чем диалогов. Поэтому кривая система укрытий и топорное управление не мешают наслаждаться игрой.
На эти лица можно смотреть бесконечно, это самые эмоциональные персонажи игр со времен девяностых, когда герои видеоквестов были настоящими актерами. Ах да, еще здесь есть не слишком красивый город, странное освещение и не больно шикарные текстуры. Но вы лучше посмотрите на эти лица! L.A. Noire – это не игра, это настоящий телесериал, в котором принимаешь непосредственное участие. Каждая серия всегда должна прийти к своему прописанному концу, но вы вольны менять то, как будут вести себя персонажи. Да, повторения Bladerunner’а мы снова не получили, но, может быть, оно и к лучшему. Оценка: 9.0
Наталья Одинцова, СТАТУС: Демонический редактор
Предпочтения: Phoenix Wright: Ace Attorney, Ghost Trick
Ух, ну и приходилось же иногда помучаться, угадывая логику сценаристов в «Фениксе Райте». Ни за что не поверю, что легко догадаться по крохотной картинке, для какой руки предназначалась та бейсбольная перчатка! Как бы то ни было, детективные квесты я очень люблю.
Собираем улики, допрашиваем подозреваемых и все равно отправляем под суд невиновных, даже если дело явно шито белыми нитками. Отличный шанс почувствовать себя инспектором Лестрейдом! Автопромотка погонь после пары неудачных попыток – настоящее спасение, даёт сосредоточиться на квесте.
Очень милые мелкие штрихи, вроде названий дел, которые пишут так, будто речь идет о титрах старых кинофильмов. Не самые красивые декорации, но все-таки это open-world. Больше всего люблю смотреть, как по-разному собеседники елозят глазами, когда пытаются утаить информацию. L.A. Noire – о том, как тяжела доля полицейского, а не о том, что убийца – дворецкий. Копом быть и впрямь трудно: ты думаешь, что сейчас тебе подбросят супердопрос, а все заканчивается очередной погоней. Зато можно сполна насладиться духом эпохи и прожить детективный сериал. Оценка: 8.5
2350 Прочтений • [Обзор игры L.A. Noire] [11.04.2012] [Комментариев: 0]