Густая растительность служит хорошим прикрытием для противников – пока вы не воспользуетесь Нектаром.
Название английской студии Free Radical Design сегодня, наверное, знакомо каждому, кто увлекается консольными шутерами от первого лица. Причем прославились британцы не только своим успешным сериалом TimeSplitters. Именно этот коллектив, будучи частью знаменитой Rare, подарил миру легендарные GoldenEye 007 и Perfect Dark для Nintendo 64. Слава этих двух игр благополучно пережила два поколения консолей – и, вероятно, переживет третье.
Так что неудивительно, что анонс Haze, состоявшийся на Е3 в 2006 году, превратился в одно из главных событий выставки, а дальнейшая судьба проекта долгие два года будоражила умы критиков и простых игроков. Масла в огонь подливала и компания Ubisoft – издатель Haze. Они никак не могли определиться со списком платформ, на которых появится игра, а летом 2007 года вдруг отменили почти готовые версии для РС и Xbox 360, превратив Haze в PS3-эксклюзив.
Сотрудники Free Radical, в свою очередь, регулярно меняли дату выхода, оправдывая бесконечные задержки необходимостью довести до ума графику, подправить баланс и надраить до блеска многопользовательский режим. Наконец, в мае этого года Haze все-таки добралась до магазинных полок… и незамедлительно получила унизительное звание «разочарование года». Убогий движок, неинтересный сюжет, шаблонные персонажи – вот лишь краткий перечень недостатков, обнаруженных в Haze скорыми на расправу критиками. Прекрасный лебедь неожиданно обернулся гадким утенком. Или все-таки нет?
Когда персонаж остается без Нектара, у него иногда начинается натуральная «ломка» – которая может серьезно осложнить жизнь. Особенно если начнется в разгар перестрелки.Сбои в системе снабжения Нектаром приводят к тому, что солдаты корпорации теряют рассудок, без разбора расстреливая своих и чужих.
Здесь могла быть ваша реклама
Если бы Haze вышла четыре года назад, да не на PlayStation 3, а, например, на первой Xbox, никому бы в голову не пришло называть игру устаревшей и уж тем более уродливой. Однако сегодня другой спрос. То, что восхищало несколько лет назад, теперь вызывает лишь снисходительную усмешку. Увы, Haze некрасива и даже не пытается это скрыть. Убогие размазанные текстуры мозолят глаза с первых минут пребывания на борту авианосца корпорации Mantel. Большинство персонажей, независимо от роли в сюжете, своим обликом недвусмысленно намекают на близкое родство с деревянным Буратино – особенно не повезло предводителю мятежников, седобородому демагогу Мерино. Спасти положение пытаются спецэффекты, но получается слабо – кого сейчас удивишь красочными взрывами и реалистичным дымом?
Усугубляется ситуация блеклостью картинки и многочисленными темными закутками – о том, что сегодня считается хорошим тоном вручать герою фонарик, Free Radical, очевидно, не слышали. Зато у вас будет шанс побегать по тропическому болоту в темноте, ориентируясь на…светлячков.
Не стыдясь сомнительного внешнего вида, Haze регулярно «радует» зрителей роликами на движке. Заставки скучны и затянуты, а монологи персонажей прописаны из рук вон плохо. Все-таки, Шейн Карпентер (главный герой игры) – не Джон-117 (он же Master Chief – главный персонаж сериала Halo), а Free Radical далековато до Bungie Studios.
Это, кстати, подтверждается и неуклюже написанным сценарием, где в одну кучу смешаны злобная корпорация, озабоченная идеей тотального контроля над всем, и невнятные рассуждения о «тварях дрожащих», которые «тоже право имеют».
В свое время
В свое время многопользовательский режим стал одним из главных козырей GoldenEye 007 и Perfect Dark. Немало лестных слов было сказано и в адрес сетевых баталий TimeSplitters. Однако online-составляющую Haze поругивают, хотя, в общем, ничего плохого в ней нет. К вашим услугам режим совместного прохождения (в том числе по split-screen) на четверых, есть набор стандартных «мясорубок», где могут участвовать до шестнадцати человек. Так в чем же дело? Да в том, что снова ждали чего-то особенного, а получили стандарт.
Транспорт повстанцев не слишком надежный, зато позволит быстро добраться до развалин крепости, где окопался неприятель.Перестрелки в закрытых помещениях не всегда оставляют пространство для маневра, зато позволяют активно использовать укрытия.
По прямой
Каждый уровень Haze оживляет в памяти простенькие математические задачки о поездах, следующих со всеми остановками (читай, многочисленными «чекпойнтами») из пункта «А» в пункт «Б» без каких-либо отклонений от маршрута. Попытки вырваться на свободу неизменно терпят фиаско. Дорогу вольнодумцам преграждают какие-то баррикады, хлипкие на вид заборчики (через которые перепрыгнуть не позволяется) и... да, запертые двери. Чуть позже в ход пускают тяжелую артиллерию – глубокие водоемы и густой кустарник, каковые не преодолеть даже верхом на каком-нибудь транспортном средстве: боевые джипы, угодив в воду, взрываются, а герой мучительно умирает под аккомпанемент собственных хрипов.
Но вот парадокс. Несмотря на тотальную линейность, некоторые уровни могут поставить неподготовленного человека в тупик. Так, однажды попав на металлоперерабатывающий завод, ваш покорный слуга битый час пытался сообразить, каким образом цивилизованные люди добираются до нижнего яруса с галереи второго этажа. Разгадка оказалась до смешного простой: нужно было отыскать небольшой пролом в перилах и... спрыгнуть с нескольких метров вниз.
Утиная охота
Шутер есть шутер, и оружию в Haze предсказуемо уделяется повышенное внимание. Благо, в арсенале попадаются действительно интересные экземпляры. Разумеется, большую часть времени вы будете таскать обычные для такого рода игр автоматы, винтовки и дробовики, время от времени вынимая нож или пистолет. Тем приятнее держать в руках огнемет (его для начала придется отобрать у кого-нибудь из повстанцев) или ручной пулемет – универсальное средство борьбы с решившимся на контратаку взводом противника.
В Haze действует обычное для современных шутеров ограничение – два «ствола» в одни руки. Своего рода утешительным призом тем, кто надеялся получить больше, станут четыре гранаты – хотя, признаться, пользы от них немного. Противники моментально обращаются в бегство, стоит только взрывоопасной игрушке приземлиться где-нибудь поблизости, и в девяти случаях из десяти благополучно избегают гибели. И, да, рукопашный бой в Haze тоже возможен, однако расстреливать недругов, соблюдая при этом дистанцию, все-таки намного удобнее.
Снайперская винтовка – лучший способ никогда не встречаться с противником лицом к лицу.Вертолеты корпорации Mantel служат не только для переброски десанта, но и для прикрытия пехоты с воздуха.
Галлюцинации и воровство
Самое время поговорить о том, что же в Haze есть хорошего, а то, знаете, слишком мрачная вырисовывается картина. Ведь есть у игры все-таки плюсы и интересные находки.
Взять хотя бы пресловутый Нектар – наркотик, до предела обостряющий чувства главного героя. Попробуйте-ка отказаться от регулярных вливаний – и стычки с противниками моментально перестанут казаться детской забавой. Дело в том, что Нектар ощутимо упрощает жизнь, позволяя замечать злодеев на очень больших расстояниях, вести прицельную стрельбу в полной темноте; без него вы рискуете угодить в засаду на первом же повороте – бунтовщики любят прятаться по углам и редко ведут бой на открытых пространствах. На протяжении первых глав Нектар – основа основ всех ваших успехов. А что же делать после того, как главный герой перейдет на сторону повстанцев и с зависимостью от Нектара будет покончено? Ответ очевиден – импровизировать.
Оказавшись по другую сторону линии фронта, Карпентер примется осваивать новые таланты, о которых в рядах корпорации Mantel и слыхом не слыхивали. Получили тяжелое ранение и вынуждены дать измотанному организму передышку? Прикиньтесь трупом на пару минут, пока недруги не потеряют к вам интерес. Проблема нехватки патронов к винтовке решается на удивление просто: подбираем любой попавшийся магазин и при помощи нехитрых манипуляций превращаем его в обойму нужного типа. Найденные на поле боя капсулы с Нектаром тоже пригодятся в борьбе за равноправие – из них получаются отличные гранаты, которые в буквальном смысле сводят с ума солдат корпорации. Даже с пустыми руками протагонист способен на небольшие подвиги – например, ловко обезоружить противника, если получилось застать его врасплох.
Удивительно, но когда вы переходите на сторону мятежников, простенький, вроде бы, шутер вдруг показывает себя с совершенно неожиданной стороны, пробуждая интерес и здоровый азарт. Жаль, что происходит это превращение с некоторым опозданием.
Ваши сослуживцы... И будущие злейшие враги.Армейская техника – штука весьма надежная, но даже ее следует беречь от хитро запрятанных мин.
Причины и следствия
Назвать Haze провалом мы бы все-таки не решились. У этой игры есть ряд достоинств, которые отчасти компенсируют многочисленные минусы. Своих поклонников Haze наверняка найдет. Другое дело, что мы с вами ждали появления высокобюджетного, ладно скроенного блокбастера, а получили среднюю в целом стрелялку, которая через пару месяцев после выхода не затеряется в толпе таких же невыразительных шутеров только благодаря добротной русской локализации.
Рассказ был бы неполным
Рассказ о Haze был бы неполным, не упомяни мы, что игра вышла в России полностью на русском языке, да к тому же уровень перевода не вызывает нареканий. А ведь на консолях нынешнего поколения локализации пока встречаются ох как редко. И пусть графика не становится от этого краше, а уровни – интереснее, играть все-таки намного приятнее.
1442 Прочтений • [Обзор игры Haze] [11.04.2012] [Комментариев: 0]