Любая история рано или поздно подходит к концу. Вот и создатели Halo решили если не поставить точку в знаменитом сериале (этого руководство почти наверняка не допустит), то, во всяком случае, сделать паузу и до поры отправить последнего Спартанца на покой – но не раньше, чем знаменитый суперсолдат скажет решающее слово в войне за будущее человечества. Воевать предстоит на нескольких фронтах разом, ведь герою нужно защищать соплеменников и от Ковенантов, и от чудовищного The Flood, в чьи планы входит подчинить себе все живое в космосе. Ну а кроме того, Halo 3 – это еще и сотни, а то и тысячи невинно убиенных часов свободного времени, потраченного на совместные прохождения и ожесточенные сетевые баталии в Xbox Live. Впрочем, не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.
Тяжелая поступь героев
Говоря об игровом процессе сюжетной кампании, приходится – одновременно и с облегчением, и с некоторой досадой – признать, что никаких серьезных нововведений нам в Halo 3 обнаружить не удалось, хотя мы честно старались их отыскать. Разработчики сочли излишним что-либо радикально менять или переделывать и ограничились повторением материала, многократно пройденного и освоенного еще во времена Halo 2 (которой в ноябре, кстати, исполняется три года). Перед нами по-прежнему шутер от первого лица, где игроку на протяжении девяти больших уровней (это не так уж много, поверьте) приходится выполнять различные промежуточные задания для достижения той или иной глобальной цели. Немногословный Master Chief то продирается сквозь густые заросли, чтобы спасти угодивших в ловушку сослуживцев, то мечется по лабиринтам военного комплекса, пытаясь предотвратить наступление Ковенантов и обезвредить бомбу, то, ежесекундно рискуя жизнью, уничтожает неприятельские системы ПВО, дабы расчистить путь для земного флота. Наконец, дойдет дело и до куда более серьезных миссий, ставкой в которых станет судьба не только Земли, но и всех разумных форм жизни в галактике.
Разные на словах, задания обычно не слишком отличаются друг от друга по содержанию – ведь, в конечном счете, для достижения той или иной цели от вас в первую очередь требуется уничтожить силы противника, используя любые подручные средства. К слову, в последних Master Chief никогда не испытывал недостатка – и Halo 3 не стала исключением. К услугам игрока огромный арсенал самого разнообразного оружия – от примитивного (но чрезвычайно опасного в руках профессионала) пистолета до причудливых творений военно-промышленного комплекса Ковенантов, вроде здоровенного боевого молота, способного вызвать небольшое землетрясение.
Служба поддержки
Кроме основного и вспомогательного оружия, в Halo 3 появился довольно внушительный список вспомогательных предметов, которым можно найти самое разное применение. Есть парочка энергощитов – они позволят выжить под шквальным огнем супостатов. Есть и более хитроумные приспособления, вроде ослепляющих шашек, «глушителей» радаров и мин замедленного действия.
Вся команда персонажей в сборе – Master Chief, Арбитр и два новичка-энтузиаста.Стрельба с двух рук позволяет за считанные секунды обрушить на противника шквал огня. Главное, чтобы патронов хватило.
Увы, подобное разнообразие оборачивается постоянными муками выбора – ведь, как и прежде, герой может носить на себе не более двух видов оружия одновременно, не считая гранат, так что вы просто вынуждены то и дело в чем-то себе отказывать. Причем раз и навсегда отдать предпочтение какой-нибудь винтовке или дробовику едва ли получится: в Bungie решили бороться с «любимчиками» примитивным, но крайне эффективным способом: обеспечивая вечный дефицит боеприпасов. Патронов постоянно не хватает, и вам, едва опустеет магазин подобранного пару-тройку минут назад автомата, вновь придется выбрасывать полюбившуюся пушку, доверяя свою жизнь новому подвернувшемуся под руку трофею. Ведь вряд ли кому-нибудь захочется в решающий момент оказаться перед лицом врага без средств самообороны. Расценивать такой подход как достоинство или недостаток – решать вам, но игру он, вне всяких сомнений, разнообразит.
Отдельного упоминания заслуживает так называемое Support Weapon. В эту категорию попадают пулеметы, стационарные огнеметы и тому подобные весьма и весьма серьезные приспособления. Прежде ими приходилось пользоваться в буквальном смысле «не отходя от кассы», теперь же герои научились без всяких угрызений совести отрывать и уносить с собой даже то казенное имущество, что тщательно прибито гвоздями или еще чем покрепче. Так, любая громадина-турель превращается в грозное оружие наступления – правда, одноразового использования.
Ну и нельзя не сказать о представленной в игре технике – тем более что пользоваться ею предстоит достаточно часто. Список транспортных средств несколько вырос со времен Halo 2: в ряд с уже знакомыми ветеранам Warthog и Ghost встали такие новинки, как Mangoose (компактный и невероятно маневренный квадроцикл) и отменно защищенный и отнюдь не безоружный Brute Prowler. Больше всего они пригодятся в многопользовательском режиме – но и любители совершать подвиги в одиночку едва ли откажутся от предложенных диковин.
Master Chief
О том, как маленький мальчик с захолустной планетки превратился в легендарного воина Master Chief и как началась война землян с Ковенантами, вы можете прочитать в статье, посвященной истории студии Bungie. Мы же сосредоточим внимание на событиях, непосредственным участником которых мог стать любой желающий, поиграв последовательно в Halo: Combat Evolved, Halo 2 и, разумеется, Halo 3.
Итак, знакомство с миром Halo начиналось с пробуждения Master Chief на борту земного корабля Pillar of Autumn – только это судно прорвалось сквозь блокаду осажденной планеты Рич, совершив гиперпространственный прыжок в неизвестность. Однако далеко уйти не удалось: неподалеку от исполинской космической станции непонятного назначения корабль был взят преследователями на абордаж. Ковенанты прорвались внутрь в попытке прибрать посудину к рукам, завязался бой и… Сражение закончилось аварийной посадкой на поверхность гигантского объекта (который Ковенанты называли Halo) и дальнейшие события привели к появлению в космосе враждебной расы-паразита The Flood, бегству Master Chief и его электронной помощницы Кортаны на Землю и уничтожению загадочного Кольца Halo. Победа? Не тут-то было.
В сиквеле Ковенанты вычислили-таки координаты Земли и немедленно обрушили на колыбель человечества всю свою военную мощь, пока земное командование чествовало Master Chief за заслуги перед Отечеством. Тем временем в обществе Ковенантов наметился политический раскол, вызванный интригами Проповедников (Prophets) и противостоянием двух сильнейших ковенантских рас, Элитов (Elites) и Брутов (Brutes). В результате на сцену выходит еще один ключевой персонаж, Арбитр – поначалу верный слуга Проповедников, а позднее, когда правда о причинах и целях войны выплыла наружу, – злейший их враг. Ему предстоит возглавить Элитов во вспыхнувшей гражданской войне и стать главной надеждой Ковенантов на выживание. И не забудьте о паразитирующем на живых организмах The Flood – в Halo 2 его жертвами становятся и люди, и Ковенанты. И даже Кортана пропала по его вине, когда Цитадель Ковенантов поглотила космическая зараза.
В Halo 3 главный герой вновь оказался на Земле, туда же прибыл и Арбитр. Общими усилиями им предстоит остановить войска Проповедника Правды, единственного из трех, дожившего до решающей битвы. Однако обезумевший от ненависти фанатик – не единственная забота игроков, придется и уделить внимание спасению Кортаны, и расправиться с The Flood. И, конечно, разгадать загадку Halo.
Любимый тактический прием противника – высадить десант практически вам на голову.Как и прежде, Master Chief свободно пользуется любым найденным оружием – в том числе и инопланетным.
В одной упряжке
Что до многопользовательского режима, его без колебаний можно назвать главным достижением разработчиков – и главным достоинством Halo 3. Кое-что сотрудники Bungie переделали, кое-что убрали, некоторые элементы, наоборот, добавили. В результате получился отменный подарок тем, кто не мыслит игр без совместных прохождений или матчей по принципу «стенка на стенку» – а здесь найдется и то, и другое.
Режим Cooperative позволяет проходить кампанию четырем пользователям одновременно (против двух в Halo 2), в том числе и на одной консоли – посредством старого доброго разделения экрана. Причем если раньше соучастники играли за разноцветных Спартанцев и в сюжетных сценах фигурировал только один из них (собственно главный герой), то теперь ситуация иная: первый игрок управляет Master Chief, второй берет под контроль Арбитра, третий и четвертый отвечают за двух молодых Ковенантов, N’tho ‘Sraom и Usze ‘Taham. Возможности всех персонажей более или менее совпадают, отличается лишь стартовый арсенал. Сразу предупредим: проходить вчетвером (и даже вдвоем) кампанию на стандартном уровне сложности – занятие веселое, но имеющее все шансы наскучить вам в самом скором времени. Другое дело, если вы найдете в себе силы и смелость бросить вызов Ковенантам и The Flood на уровне сложности Legendary, где каждая ошибка грозит гибелью всей группы разом с последующим возвращением к давно пройденному чекпойнту, а успех в первую очередь зависит от умения слаженно работать в команде. Мы уж не говорим о секретной концовке, которая станет наградой лишь за прохождение Legendary.
Не менее интересны и сетевые баталии на шестнадцать человек – пусть даже большинство из них сводятся к привычным Deathmatch и Capture the Flag. Желающим поиграть во что-то более оригинальное, вероятно, понравится режим Infection, где часть бойцов начинает матч в роли зараженных The Flood «зомби» и могут драться только врукопашную. Задача «больных» – заразить всех «здоровых» в команде противника (пырнуть энергомечом), после чего новоявленный «зомби» переходит в стан недавнего противника. Сражение длится до тех пор, пока на поле не останется последний незараженный участник.
Пока что доступно одиннадцать многопользовательских карт – однако в Bungie уже поговаривают о работе над различными дополнениями к Halo 3, поэтому рискнем предположить, что число карт со временем заметно увеличится, как это было с игрой-предшественницей.
По заслугам
В дополнение к уже знакомому показателю Skill, в многопользовательском режиме появился и другой параметр, по которому оценивают ваши успехи, – опыт (experience). Опыт прямо влияет на военное звание игроков (например, «Рекрут» или «Генерал») и зарабатывается участием в матчах. То есть чем дольше и чаще вы сражаетесь, тем больше опыта сможете заработать и тем выше будет ваше звание. Так же как и параметр Skill, опыт измеряется в очках рейтинга (Rating Points или просто RP), которые можно не только заработать, но и потерять. Например, желание преждевременно покинуть поле боя и бросить товарищей на произвол судьбы обойдется вам ровно в два RP. Трусость и недисциплинированность в Halo 3 наказуема.
Мобильные генераторы защитного поля могут стать надежной защитой для противника и серьезной преградой для вас. Или наоборот – смотря кто подберет прибор первым.Лишившись брони, огромные Бруты нередко очертя голову бросаются в рукопашную, понадеявшись на свою прыткость и грубую силу.
Говорит и показывает Halo 3
Помнится, сразу после появления сетевой бета-версии игры мы довольно много писали о графике – в частности, выражали сомнения в том, что Bungie сможет превзойти конкурентов по части высоких технологий. Что ж, теперь, когда Halo 3 добралась до магазинных полок, есть отличный повод обсудить ее внешний вид еще раз, попутно решив, где ставить запятую в приговоре «казнить нельзя помиловать».
Перво-наперво, будьте морально готовы к тому, что ничего сверхъестественного вы не увидите – наоборот, начальные этапы не столько удивят, сколько разочаруют. После ТАКОЙ рекламной кампании и ТАКИХ бюджетов ждешь, по меньшей мере, откровения. Между тем начальные этапы Halo 3 не впечатляют. Местным джунглям не тягаться с буйной растительностью в грядущих Crysis и Haze, а военная база ничем не отличается от десятков и сотен военных баз, виденных нами в других шутерах – такая же унылая и однообразная. После подобного вступления впору заподозрить разработчиков в недобросовестности… однако с выводами торопиться не стоит. Ведь настоящую силу графического движка удается распознать, только выбравшись на открытое пространство. Вот где сотрудники Bungie расправили плечи, не пожалели ни времени, ни сил – и результат целиком и полностью соответствует затраченным ресурсам. Куда-то исчезают размазанные, похожие одна на другую текстуры; едва ли не каждая следующая сцена оказывается масштабнее предыдущей, и даже спецэффекты выглядят как-то иначе. Конечно, кое-где попадаются избежавшие «чистки» технические шероховатости, но их, к счастью легко простить и забыть. Тем не менее, Halo 3 едва ли может претендовать на звание самой красивой игры для Xbox 360 – найдутся на платформе и более сильные с точки зрения графики проекты, причем некоторые из них появились в продаже довольно давно.
Музыкальное сопровождение, пожалуй, типично для сериала; все аудиотреки, в том числе и новые, звучат на удивление знакомо – разницу заметит разве что очень бдительный меломан. Зато озвучку в очередной раз подняли на новый качественный уровень – благо, болтают персонажи (и ключевые, и второстепенные) постоянно, охотно комментируя любое событие, и актерам было где развернуться. Особенно постарались Джен Тэйлор, в третий раз исполнившая роль Кортаны, и голливудский ветеран Терренс Стамп, чьим голосом вещает один из главных антагонистов, несгибаемый Проповедник Правды.
Кузнецы своего счастья
Весьма любопытным новшеством в многопользовательском режиме стало некое подобие редактора уровней, получившее название Forge. К полноценным редакторам Forge причислить довольно трудно – это скорее средство добавлять на уровни новые объекты, в том числе оружие и технику. Причем игрок может задействовать Forge не только до начала матча, но и во время сражения. Правда, это вовсе не означает, будто очередной «кузнец» становится невидим или неуязвим – другие участники по-прежнему могут убить его, тем самым серьезно осложнив творческий процесс.
Популярность Halo 3 гарантирует наплыв новичков в сетевых баталиях. Вот только жалеть их ветераны наверняка не станут.Даже находясь под управлением AI, Арбитр может оказаться очень полезен в бою – силой и живучестью он не уступает Спартанцу.
Тени сомнения
Поставить Halo 3 одну общую оценку – задача довольно сложная. Так как в действительности перед нами два вполне самостоятельных проекта, которые вполне могли бы существовать отдельно друг от друга. Первый – шикарный сетевой шутер, не имеющий на консолях равных, цель и смысл существования любого уважающего себя подписчика Xbox Live на ближайшие несколько месяцев, а то и на год-другой. И 9.5 баллов (а то и все 10) в данном случае были бы заслужены по праву. Проект за номером два – куда более привычный и обыденный в самом лучшем смысле этого слова. Играть – увлекательно, следить за развитием сюжета – интересно. Но на какие-либо сюрпризы сил (а может быть и желания) у Bungie не хватило. Сотрудники студии просто выполнили свою работу. Выполнили профессионально и очень добросовестно, ни на шаг не отступив от уже дважды проверенной на практике формулы успеха. Фанатам, разумеется, иного и не требуется. Те же, кто не входит в число верных сторонников Master Chief, либо до сих пор только слышал о Halo, но так и не познакомился с сериалом поближе, от третьей части, скорее всего, получат чуть меньше ожидаемого. А потому отдельная оценка для сюжетной кампании оказалась бы пониже – где-то «8.5».
Тем не менее, нам волей-неволей приходится искать золотую середину. И, думается, итоговая «девятка» станет разумным компромиссом – на ней и остановимся.
Мнение экспертов Сергей Цилюрик - Моё знакомство с Halo 3 ограничилось кампанией. Которая была чудовищно коротка, невыносимо пафосна, крайне занудна, предсказуемо линейна и совершенно невнятна в плане сюжета. Мультиплеер же, где боты отсутствуют как класс, заведомо ущербен: а что, если у меня нет «Лайва»?
Red Cat - Не являясь большим поклонником сетевых матчей, оценивал, прежде всего, сюжетную кампанию – которая несколько разочаровала, ожидал я от нее чуть-чуть большего. Тем не менее, в своем жанре Halo 3 встретит не так много достойных конкурентов – как на Xbox 360, так и на любой другой платформе.
Артем Шорохов - При всех условностях и явных огрехах, Halo 3 – одна из немногих игр, сумевших (в который уже раз!) одновременно предложить и отличный сетевой мультиплеер, и приличное одиночное прохождение, и сладкий бонус кооперативного режима на четверых. Но вот к новичкам она ничуть не лояльна. Будьте осторожны!
Александр Устинов - Очень грустно без онлайна и дополнительных режимов игры. Я разочарован: Sega-AM2, которая так тонко угадывает настроения игроков в аркадах, совсем не понимает душу заграничного консольщика. Опять сделали тренажер для японцев и «лучшую игру, в которую никто не будет играть». Какой потенциал пропадает...
Оружие ближнего боя, в том числе и энергетические мечи, по-прежнему остается важным элементом игровой механики.Бесполезный в перестрелках на открытых пространствах шотган может очень пригодиться в тесных коридорах.
1249 Прочтений • [Обзор игры Halo 3] [11.04.2012] [Комментариев: 0]