Forza Motorsport прошла тяжелый путь развития до серьезного симулятора. Однако это не стало последней остановкой для теперь уже единственного эксклюзивного гоночного сериала на Xbox 360. Конечная – это выполнение функции услады автомобильного фетишизма. То есть тот случай, когда смотреть интереснее, чем трогать.
Если раньше в этом еще можно было сомневаться, то четвертый выпуск Forza Motorsport расставляет все точки. Какие они – фанаты консольных гоночных симуляторов? Так ли им интересна возможность подключить дорогостоящий руль, почувствовать кочку, малейшую неровность дороги? Или душа трепещет уже от списка представленных в игре машин? Вокруг чего возводить культ? Есть ли разница между аудиториями GT и FM? Спустя много лет Turn 10 наконец-то решили, что есть – и настолько очевидная, что непонятно, как не заметили раньше.
Соревноваться с Gran Turismo 5 – сложно и в какой-то степени даже глупо. Бессмысленно. В конце концов, это вопрос не столько вкусовых предпочтений и обширного багажа автолюбительских знаний, сколько «политики». И как всегда бывает в таких случаях, комфортнее других чувствуют себя те, кому плевать на эксклюзивность, у кого дома есть две актуальные домашние платформы и кто может позволить себе скупать все, что выходит в отдельно взятом жанре. Однако Turn 10 выбрали необычную, хотя и на сто процентов оправдавшую себя тактику, которая позволяет дистанцироваться от гонки вооружений, но при этом все равно заполучить первые места в важных номинациях при подведении итогов года. Скажем, за самый лучший (и подробный) рассказ об авто. Или за превосходно вылепленные модели… авто. Или за реалистичное поведение, кхм, авто на трассе. И плевать на то, что трассы «так себе» – они в конкурсной программе, допустим, не участвуют. Зато все, что касается машин, сделано с такой дотошностью и любовью, что пройти мимо не смогут даже те, кому все эти автосимы никогда не нравились.
Раньше я говорил, что Forza Motorsport – это идеальная игра для тех, кто читает Top Gear, смотрит Top Gear, но при этом не умеет водить и даже не задумывается о том, чтобы купить машину. Я и представить не мог, что это суждение оправдается таким простым способом. Одна из ключевых особенностей четвертого выпуска заключается как раз в тесном сотрудничестве с Top Gear, которое помимо всего прочего включает разъяснения за авторством Джереми Кларксона (и озвученные им же). Все верно: не пять новых трасс, не возможность импортировать данные из третьего выпуска, и уж точно не доведенный до сияющего совершенства режим раскрасок автомобилей вручную. Хотя, наверное, на использование старых сейвов все-таки стоит обратить внимание.
режиме Autovista можно сидеть сутками – это как огромная иллюстрированная энциклопедия автопрома, только круче.Не в FM4 придумали эту шутку, и все равно она кажется забавной. Правда, в российской локализации смысл как-то теряется.
Дело в том, что при первом запуске четвертая часть сильно напоминает дополнение, которое должно было быть названо Forza Motorsport 3.5. Автопарк практически тот же, но визуально существенно преобразившийся. Трассы тоже. Вообще, все остальное, что уже было в предыдущих выпусках, претерпело минимальные изменения. Кроме, пожалуй, карьерного режима, но это объясняется очень просто. Если вы считаете себя счастью лояльной сериалу аудитории и бережно храните на жестком диске сейв от предыдущего выпуска, то он послужит поводом выдать вам награду в виде какой-нибудь крутой тачки (или нескольких, зависит от уровня и статуса), которую при обычном раскладе так просто заполучить было бы нельзя. Пришлось бы накручивать круги по одним и тем же дорогам, сидя в одном и том же авто, а на бумажке составлять план: сколько проехать, какая прибыль, сколько уйдет. Здесь этого нет. Здесь прекрасно понимают, что карьерный режим навсегда останется центром гоночной игры. Что его не надо упрощать – это уже давно возложено на тонкую настройку уровня сложности. Напротив, карьерный режим надо расширять, надо вносить в него разнообразие не идиотскими вариациями заездов, но предоставляя возможность использовать авто разных классов. Чтобы та самая «лояльная аудитория» не была вынуждена заново проходить путь из грязи в князи. Чтобы новые игроки не заскучали после первого же часа, а вместо этого отправились бы тратить виртуальные деньги на местном аукционе. И чтобы самые щедрые из них покупали в Marketplace токены, которые потом обменивали бы на безумно дорогие автомобили.
Притом что выглядит это ну очень просто: вот карта мира, вот на ней размечены, условно, «локации». Карьерный режим разбит на несколько серий состязаний, в каждой около десяти заездов. Перед каждым заездом предлагается выбор, по каким именно правилам играть, какие машины будут принимать участие. Вот и все. Никаких сложных меню и необходимости копаться во внутренностях автомобиля, чтобы соответствовать требованиям (в случае чего игра сама мягко намекнет на то, что неплохо было бы авто проапгрейдить, и что стоить это будет столько-то нематериальных денег). Правда, есть одно дополнительное условие, которое в конечном счете может оказаться решающим. Разные заезды – разные награды. В FM действует двойная система накопления опыта: первая засчитывается в копилку самого игрока (что повышает уровень его водительских талантов), вторая отражается на любви к определенному бренду (за что полагаются классные подарки).
Разумеется, основной режим отнимет массу времени. Но вряд ли возникнут какие-нибудь сложности с его прохождением. Следуя последней моде (которая достигла наивысшей точки развития в Dirt 3), FM4, при должном желании, можно упростить до схемы «машина едет – игрок поворачивает». Настраивается, буквально, все. Во второй части многие считали читерским использование зеленой линии разметки, теперь ее можно попросту отключить – зачем она, если есть система автоматического торможения на поворотах? Такая же, кстати, жульническая, как и в Dirt 3. Ее можно (точнее, нужно) сразу отключить. Вообще, в настройки уровня сложности следует залезть первым делом, иначе FM4 может показаться кукольной, неправдоподобной пародией на серьезные гонки. Своего рода диорамой. Детской игрушкой. Впрочем, и это часть общего замысла, смысл которого заключается примерно в следующем: перед нами не испытание для виртуальных гонщиков, не самая хардкорная игра в жанре, но что-то такое, что объединяет всех ценителей современного и не очень авто, неважно кем они на самом деле являются (и кем себя считают) – крутыми экспертами или подписчиками журнала Top Gear. Да хоть читателями журналов «Форсаж» и «Тюнинг Автомобилей», на самом деле. Главное, чтобы «форца» служила своего рода местом встречи энтузиастов. Клубом, если хотите.
Выбор машин невероятный – коллекционерам (виртуальным) будет, где развернуться.Новые световые эффекты иногда, буквально, ослепляют. И это сильно мешает!
Ради чего стоит играть в FM4? Каждый, наверное, начинает по-разному, но неизменно приходит к одному и тому же – к точнейшему до какой-то маниакальной тщательности воссозданнию машин в виртуальном гараже. Их интересно просто собирать, потому что автопарк тут, кроме шуток, огромный. А чтобы он стал еще больше, придется установить пару гигабайт со второго диска. И это притом, что каждый месяц он будет пополняться! Все собранные машины можно фотографировать хоть в стартовом меню, хоть во время непосредственно заезда. Ими можно обмениваться с другими игроками, продавать их, отдавать в общее пользование в рамках клуба (что-то вроде клана), раскрашивать, менять внутренности, настраивать внутренности, сохранять настройки и раскраски в разных вариациях, обмениваться уже ими… В общем, перечислять то, как именно можно взаимодействовать с доставшимися в распоряжение автомобилями можно долго. Это примерно так же утомительно, как и пересказывать списком «что можно сделать» в каком-нибудь Saints Row.
Но самое главное – на машины можно просто смотреть. Казалось бы, эка невидаль, модель виртуальной тачки на большом экране! Но Turn 10 смогли обставить это так, чтобы возможность просто смотреть на потрясающие, изумительно красивые, реалистичные модели автомобилей вызывала щенячий восторг. Следующий шаг – позволить прикоснуться к ним. И это предугадали. Неважно, есть у вас дома Kinect или нет, вы можете зайти в режим Autovista и не просто обойти машину со всех сторон, разглядеть все детали, посмотреть разные цветовые схемы и все в таком духе. Позволяется все: можно открыть двери, сесть в салон, открыть капот и так далее. С Kinect, понятно дело, все выглядит несколько иначе, потому что игрок выполняет все эти действия движениями рук, и вроде как создается иллюзия взаимодействия. Но поверьте, даже используя джойпад, в Autovista захочется проводить часы, а то и дни.
И последнее: в Autovista не просто показывают машины, но и рассказывают о них. Хотите получить исчерпывающие сведения о представленной модели – Джереми Кларксон расскажет. Заинтересовало что-то конкретное? В Forza Motorsport 4 расскажут подробно про любую более-менее значимую деталь. Таким образом, у игры появляется еще одна функция, которую очень сложно назвать «дополнительной» – выходит, что она основная, главная, просто не сразу это понимаешь. Эта функция – быть визуальной энциклопедией современного автопрома. Такой дорогостоящей книгой с иллюстрациями, альбомом, который помимо всего прочего позволяет сесть в салон, надавить на педаль газа и промчаться на гоночном болиде по тестовой трассе Top Gear. FM4 играет на эмоциях автолюбителей как ни одна другая современная видеоигра как раз за счет таких нюансов. Примерно тем же в свое время цепляла Gran Turismo. Однако сейчас «рекреативная» функция в японском сериале, чего уж скрывать, постепенно отходит на второй план. Западный конкурент подхватил знамя и начал победное шествие. Понятно, что второй раз этот трюк не пройдет. Но ничто не мешает радоваться победе сегодня!
Kinect и голова
По сути, все функции, так или иначе связанные с использованием Kinect (head tracking, например) – это лишь рекламный ход и одновременно оправдание выносу на обложке. По-хорошему, меньше всего FM4 нужна поддержка чудо-сенсора. Microsoft стоило задуматься о создании полноценного «руля», контроллера для увлеченных геймеров. Рули в изобилии представлены на PS3, но на Xbox 360 с этим гораздо сложнее – можно, конечно, использовать старый беспроводной, но он «уже не торт». А ничего нового, даже от сторонних производителей, за последний год так и не вышло.
Ситуации, когда машины «толпятся» у поворота, встречаются и в FM4, но крайне редко.Самое смешное, что пустые зрительские места смотрятся лучше. Люди в FM4 даже не картонные, а какие-то… призрачные, что ли.
928 Прочтений • [Обзор игры Forza Motorsport 4] [11.04.2012] [Комментариев: 0]