С английского языка слово «fable» переводится как «басня». Но первые два выпуска спорного сериала скорее напоминали сказки, причем второй зачем-то затронул так много тем и сюжетов, что оказался, буквально, заживо под ними погребенным. Видимо, путь становления Xbox-style RPG был долог и тернист. К счастью, разработчики сумели найти идеальный вариант, который отвечал бы и их амбициям, и вкусовым предпочтениям широкой публики.
Начало прекрасного дня: герой (или героиня) просыпается рано утром, сгоняет с роскошной кровати пса, выбирает наряд и отправляется во двор. Там ее – будем отталкиваться от того, что речь идет о принцессе – встречает возлюбленный, с которым она за ручку проходит на кухню. Спустя пять минут идиллическая картина оскверняется правом выбора. Злой брат Логан, правитель Альбиона, заставляет сестру решать: либо пощадить возлюбленного, но расстрелять митингующих, либо отпустить народ, но лишить жизни дорогого человека. Как-то слишком быстро просят выбирать из двух зол? На самом деле, этот выбор не так уж важен. Настоящее испытание воли будет много позже, а сейчас всего-то и требуется, что распорядиться жизнью нескольких десятков людей. Так или иначе, это решение запомнят все находящиеся в тронном зале, и когда настанет момент истины, кое-кто о нем пожалеет.
При использовании винтовки можно прибегнуть к точному прицеливанию. Хотя если надо подорвать бочку рядом с хобами, то можно не волноваться и бездумно жать кнопку выстрела – игра сама все просчитает так, как надо.Быть злодеем просто! Распознать его тоже легко: он воняет.
Но не будем забегать вперед. Итак, независимо от выбора, принцесса, ее слуга и усатый дядька Уолтер, а также верный пес решают бежать из замка, чтобы подготовить восстание и свергнуть тирана. Тут-то и выясняется самое интересное: покойный отец любящей власть парочки завещал им некоторые магические артефакты, волшебное убежище и, самое главное, печать гильдии. С ее помощью принцесса может свободно перемещаться из одного уголка мира в другой, вести учет своих «избирателей», активировать древние механизмы и улучшать боевые навыки... Вероятно, такое описание кажется сумбурным и каким-то суматошным, но именно такой темп держит сама игра. И разработчикам впервые хочется сказать за это «спасибо».
Первые несколько часов в Fable III заставляют вспомнить вторую часть. Тот же песик, который помогает отыскать на локации сундуки, зарытые в землю вещи и некоторые квестовые предметы. Та же блестящая путеводная нить, делающая исследование карт и поиски нужных людей и мест до неприличия примитивными. Выбор – зажатие кнопок, деньги зарабатываются работой на кузнице или игрой на лютне. И все же первое время не покидает ощущение, что Fable III во многом чище, сдержаннее, чем предыдущий выпуск. От ненужных раздражающих действий избавились, а то, что решили оставить, больше никак не навязывается. Поэтому теперь абсолютно ничто не мешает видеть в очередной истории про то, как герой спасает Альбион, по-настоящему классно рассказанную притчу, с интересным сюжетом, неожиданным финалом и множеством моментов, которые надолго останутся в памяти. Хотя хваленая свобода, которой так гордился Питер Молинье (она здесь понимается так: можно же схватить человека за голову и выпустить газы ему в лицо! ха-ха, как весело!), тоже присутствует, люди, которые не хотят видеть грязи, пошлости и вообще игроки, не испытывающие желания похвастаться числом в счетчике группового секса, могут даже и не догадываться о таком, кхм, богатстве возможностей. Но и наоборот: тем, кому раньше нравилось пинать куриц, могут в один прекрасный момент дойти до того, что выгнать всех из детского дома и устроить в этом здании бордель, после чего отменить сухой закон и разрешить детский труд 24 часа в сутки. Большая политика, как же иначе!
Der Wille zur Macht
Поскольку в игре вообще нет меню (кроме заглавного и опций) и распределять характеристики просто негде, то прокачка показана весьма странным образом. Так, по накоплении определенного числа печатей гильдии или после прохождения важного сюжетного эпизода героя переносят на «путь к власти», где Тереза, бессменный оракул мира Fable, комментирует его успехи и открывает проход дальше. Так вот, там же можно встретить расставленные слева и справа сундуки, открыть которые можно только при наличии установленного количества печатей. Слева обычно расположены всякие эмоции и умения, вроде крепких поцелуев и покупки недвижимости или предприятий. А вот справа поставлены разного рода улучшения: атаки в ближнем бою, дальнем, урон от заклинаний, сами заклинания, умение их комбинировать и использовать два одновременно. Надо сразу оговориться, что собрать все улучшения будет сложно. Уж очень много печатей требуется. Как их заполучить? Можно общаться с людьми, убивать противников или выполнять квесты. Но чтобы собрать хотя бы сто штук, придется изрядно попотеть и потратить слишком много времени.
На карте мира в убежище можно не только выбрать подходящий квест и быстро переместиться на нужную локацию, но и купить дома и магазины.Сначала печатей гильдии очень много и они достаются в награду, буквально, за все. Но потом, когда надо будет иметь по 200 печатей и больше, интерес к ним пропадает.
Сам творец себя
Впрочем, все наиболее важные и интересные решения, затрагивающие темы морали и политики, придется принимать лишь в конце игры. Основную часть времени надо будет потратить на приключения и раздачу тумаков всевозможным угнетателям. Ведь в Альбионе найдется немало людей, недовольных политикой Логана. Первого из них удастся встретить в горах, потом действие перенесется на болота с ходячими скелетами, оттуда в столицу, а там на корабль и до пустынного материка на попутном ветре. Естественно, прежде чем заручиться поддержкой того или иного представителя воли народа, придется выполнить его просьбу. Иногда не одну, а целых три. И еще может понадобиться собрать большое число последователей, прежде чем разрешат двигаться дальше. Рутина? А вот и нет.
Я прошел Fable III «за один присест», т.е. ни разу не выключив консоль и потратив в общей сложности 11 часов. За этот довольно большой временной отрезок игра ни разу не скатилась к повторению, бэктрекингу, скучным очевидным и действиям, клише. Напротив, чем дальше движешься, тем интереснее становится сюжет и сложнее заставить себя отложить джойпад в сторону. Проработка мира, заслуживающая высочайших похвал, затрагивает все, что может приглянуться игроку. Скажем, квесты. Вряд ли можно будет найти вторую action-RPG с такой подборкой заданий. Чего стоит хотя бы эпизод, в котором героиню затягивает в книгу и она вынуждена играть в пьесе, причем принятые в процессе решения будут аккуратно записаны на ее страницах, и позднее можно будет даже посмотреть представление, подготовленное по этому сценарию. Или тот квест, где три мага собрались поздно ночью дома, чтобы еще раз пройти ими самими же придуманную настольную игру. Она представляет собой симпатичный уютный мирок, только вместо NPC – картонки с картинками, да и озвучены персонажи голосами тех же магов. Если игрок согласится, то героиня уменьшится до размеров, как раз необходимых, чтобы стать главным действующим лицом этого небольшого приключения. И вот она бегает по «локациям» в поисках похищенной бароном принцессы, слушает комментарии «разработчиков», сражается с «жуткой огнедышащей курицей из ада», а в финале получает еще один действительно забавный, смешной диалог. И таких ситуаций – десятки.
Надо признать, это подкупает. Отставив в сторону все эти ненужные социальные элементы, доступ к которым теперь открывается при непосредственном взаимодействии с NPC, убрав вообще все меню, кроме опций, разработчики наконец-то смогли показать свое видение жанра. Игра, от прохождения которой решительно невозможно оторваться. Квесты, которые боишься проходить сразу и все, потому что они рано или поздно закончатся. Персонажи, каждый со своим уникальным характером, судьбой и оценкой деятельности игрока как правителя целого государства. Все это создает необыкновенную атмосферу и побуждает двигаться дальше, исследовать новые локации, изучать мир, стараться сделать его лучше или, напротив, оставить его прозябать в нищете, раздорах и разврате.
Деньги! Больше денег! Еще больше денег!
Во время путешествия (тех самых девяти часов истребления всего и вся) как таковой необходимости в денежных средствах нет. Но если захочется купить принцессе новое платье или мушкет, то придется вложиться. А где особе царских кровей взять денег? Казна-то осталась в замке! Очень просто: надо подработать. Есть три подходящих варианта: игра на лютне, работа на кузнице или в пекарне. Как и во второй части, чем выше уровень мини-игры, тем больше денежек капает в карман, но тем и выше сложность.
Некоторые противники умеют воскрешать павших в бою соратников. Таких колдунов надо убивать в первую очередь!По мере развития событий плакаты меняются. До революции они смешные и чистые, во время – изорваны или закрашены.
Убежище!
Фактически, все функции меню выполняет отдельная игровая локация – убежище. Помимо карты мира и возможности перенестись в любой его уголок по щелчку пальцев, там есть специальный пьедестал для подарков (если кто-нибудь дарит), а на стенах висят данные в прошлом обещания. Кроме того, есть несколько комнат, навещать которые придется довольно часто.
Всего их четыре: оружейная, сокровищница, комната LIVE и гардеробная. В первой складируют все накопленное оружие, а также магические перчатки. Вторая служит для учета денежных средств и хранения трофеев. В комнате LIVE разрешают покупать дополнительные предметы (в смысле, те, которые уже выложены в Marketplace), звать друзей в свой мир или наведываться в чужой.
Наконец, в гардеробной складывается вся одежда. Кроме того, там можно прицепить бороду, поменять прическу или раскрасить любимое платье в розовый цвет. Правда, для этого придется открыть определенные сундуки на «пути к власти», ну да они недорого стоят.
Не суперстар
Есть только два момента, которые мешают назвать Fable III той самой action-RPG, без которой невозможно получить полное представление о жанре как таковом. И первая из них до того проста, что это даже усиливает горечь разочарования. Речь идет о графике – устаревшей, серой, невыразительной и тоскливой.
Понятно, что серьезная история должна быть и рассказана с соответствующим настроением. И что правильно подобранная палитра является одним из самых лучших средств воздействия, да само место действия – Альбион – располагает к чему-то дождливому, мрачному, далекому. Но все это – характеристики дизайна, над которым действительно славно поработали. К несчастью, художественная сторона бессильна, если упирается в технические ограничения, подчас до того нелепые, что отказываешься в это верить. Так, лицевая анимация здесь даже хуже, чем в последнем выпуске «Готики». Причем в большинстве случаев ее стараются не показывать, быстро переводя камеру на что-то другое, но зачем же тогда начинать сюжет со сцены, где синхронизация речи дворецкого Джаспера просто вгоняет в ступор? Непонятно. Как непонятно и то, почему модели людей выглядят просто кошмарно, причем главный герой не сильно красивее, чем рядовые обитатели виртуального мирка. Помочь может лишь частая смена костюмов, а еще лучше – разного рода маски и растительность (женщине тоже можно приклеить бороду, более того, по сюжету это даже необходимо и поощряется ачивментом). То есть, конечно, со временем к этому привыкаешь и на все причуды не обращаешь внимания. Несложно и найти оправдание подобного рода «упрощениям»: скорость загрузки. Ведь здесь по нажатии кнопки Start игрока не перебрасывают в главное меню, а показывают отдельную локацию с картой мира (доступ к ней тоже сиюсекундный) и разными комнатами, где можно переодеться и поменять оружие. В любую точку мира – за пару секунд. Переход с одной локации на другую – две секунды. Конечно, это дорогого стоит. Но вот не слишком ли велика цена, решать уже самому игроку.
Для бездомных из глубинки – цены в два раза выше!
А вот в финале игры деньги понадобятся очень сильно. Не как «обязаловка», просто лучше, если монарх не будет чувствовать себя стесненным в средствах. Поэтому хорошо бы на протяжении всей игры не тратить время попусту, а потихоньку скупать недвижимость. Это дает ощутимый доход, особенно если речь идет о богатых районах или предприятиях. Примечательно, что если купить дом и отремонтировать его, то арендная плата возрастет. Помимо этого, можно покупать магазины или уличные лавки и самому устанавливать там цены.
Мини-игра с мортирой – одна из самых веселых. Финал этого эпизода тоже заставит улыбнуться. «Лейтенант, я приказываю вам оставаться в могиле!»Чем больше квестов герой выполнил, тем больше друзей он встретит на пути к власти.
Одной кнопкой
Вторая же проблема связана с боевой системой и тем, что осталось от ролевого содержания. Вернее, это как раз пример того, как разработчики вроде и признали ошибочность многих смелых решений, но отказаться от них полностью все же не смогли. Так, в игре по-прежнему нельзя умереть, зато очень много ситуаций, когда в запертой комнате на персонажей нападают армии противников. Здесь нет показателя здоровья и маны, заклинания можно использовать сколько душе угодно, а индикатором плохого самочувствия оказываются красные уголки на экране. Появились – значит, дело худо, надо побегать вокруг противников какое-то время и все пройдет. А уж если убили, то придется… проститься с накопленной единицей печати! Причем она не отнимается, не идет в минус, просто вычитывается все накопленное до следующего «уровня». С таким подходом боевой системы могло бы вообще не быть. Ну, в самом деле, какой тут челлендж, если ничего не теряешь? Может быть, что-то тогда приобретаешь? На самом деле, именно так все и работает.
Разновидностей противников не очень много, зато каждый следующий вид вынуждает прокачиваться и вкладывать те самые печати в развитие, скажем, умения обращаться с огнестрельным оружием. Если этого не делать, то каждая стычка растянется на полчаса. Если сделать, то даже боссы будут валяться у ноги жалобно скулить. В свою очередь, в зависимости от того, чем чаще пользуется герой, будет меняться и его внешний вид. Любит помахать мечом – вырастет мускулистым, предпочитает винтовки – скоро окажется самым высоким в городе, активно пользуется магией – значит, того и жди появится таинственное свечение. Если воевать слишком уж часто, то быстро появятся шрамы или, если говорить про девушек, следы преждевременного старения кожи. Часто кормить спасителя Альбиона тоже не рекомендуется, потому что он быстро может растолстеть и стать неповоротливым увальнем.
Звучит сложно, на деле на все это не обращаешь никакого внимания до тех пор, пока следы изменений не заставят призадуматься, мол, что же пошло не так. Так, царица под моим управлением стала высокой и бледной, и так как я выполнял много именно боевых квестов, то ее внешний вид выдавал это все без прикрас. Помимо этого, на внешность героя сильно влияет то, как он ведет себя в обществе и какие решения принимает. Система сложного морального выбора на деле до того примитивна, что до последнего момента отказываешься верить в ее состоятельность. Ну, правда, вот есть выбор: кнопочка А подсвечена яркими огнями – это значит «хорошо», кнопочка X – адским пламенем – «плохо», а Y не горит – ни то, ни се, нейтральный вариант. Вау, как сложно, должно быть, принять решение в таких условиях! Того и гляди ошибешься, не распознаешь пламя! В общем, ничего нового в этом плане найти не удастся. Зато в зависимости от того, что игрок чаще делает, меняется его облик – он становится светлее или более мрачным, люди бегут ему навстречу или деревенские детишки разбегаются по домам, едва завидев его грозную фигуру. При этом «добрые» решения всегда очевидны и работают на популярность, а вот злые могут в одно мгновение разрушить благоприятный имидж и развеять хорошее представление.
Коллекционное издание
В день старта продаж в России в продажу поступило как стандартное издание, так и коллекционное, причем по очень привлекательной цене.
В других странах мира еще до этого можно было приобрести джойпад, оформленный в стиле Fable III.
Лучшая лицевая анимация здесь почему-то досталась каменным лицам.Чтобы поиздеваться над человеком или попробовать понравиться ему и привлечь на свою сторону, надо сначала подойти и поговорить. Собрать вокруг себя толпу просто так теперь нельзя, да оно и к лучшему.
Игра по-крупному
А где басня? Где поучительный рассказ? В действительности, если новая глава Fable не зацепила с самого начала, то она вряд ли сможет привлечь внимание или удержать у экрана до самого главного – морали. Несмотря на то, что она практически лишена условностей, и что все в ней реализовано максимально удобно для играющего, ее можно просто не понять и отложить в сторону. Стоит ли сделать усилие? Безусловно, стоит. Потому что те девять часов приключений пускай и будут лишены вызова по части геймплея, зато они расскажут удивительную историю, заставят обратить внимание на разного рода детали, а проще говоря – накопить знания и опыт. Только изучив мир Альбиона, как следует разобравшись в том, как он устроен, можно рассчитывать на успех. А вот какого рода успех – это вопрос, который здесь считается личным.
Когда придет час решать судьбу своего народа – появится и риск в одночасье потерять все. Если до этого главный герой был сущим ангелом и никого не обижал, и люди любили его, то оказавшись на троне ему придется решать задачи, которые, кроме шуток, заставляют почувствовать груз ответственности. Все представление о сюжете переворачивается с ног на голову, все эти романтические бредни и смелые речи об изменениях во внутренней политике, о том, как надо менять общество изнутри, и что стоит только просвещенному монарху взойти на престол, как проблемы разом решатся, оказываются всего лишь пшиком. Пустым сотрясанием воздуха. Бесполезным набором ничего, в сущности, не значащих фраз.
Проблемы, волновавшие раньше, покажутся ничтожными. Но самое главное испытание, через которое предстоит пройти не герою этого рассказа, но самому игроку, касается данных когда-то обещаний. Нелепейшая с виду затея оборачивается пыткой и мукой, когда приходит время отвечать за свои слова. А по мере прохождения их будет сказано немало. Помогли старикашке с разбойниками и провизией для его народа, а он взамен взял обещание помогать и впредь находящемуся на отшибе заснеженному краю? Вроде бы и ладно, подумаешь, какие пустяки! Вот даже контракт бутафорский на экране появляется, на нем написано в чем суть сделки, наверху – имя игрока и его иконка, а внизу – место для подписи. И таких договоров будет заключено немало! А потом придет время, когда каждое обещание (кроме, возможно, одного, но там своя трагедия) придется исполнять, либо же отказываться от него. И перед тем как принять решения, придется выслушать прерии сторон, учесть десятки самых разных факторов. От выбора игрока будет, буквально, зависеть судьба населения Альбиона. Если он не позаботится о своем королевстве, то после финальной битвы никого не останется. Совсем никого!
Возможно, кого-то расстроит тот факт, что опять масштаб происходящего ни в какое сравнение не идет с тем, что обещали разработчики. Да и технические нюансы вряд ли можно назвать мелкими и незначительными. Однако на сегодняшний день именно Fable III является, пожалуй, самой необычной и самобытной ролевой игрой. Там, где другие давно свернули с пути инноваций и принялись заново окучивать классический геймплей, Lionhead Studios упрямо гнули свою линию. И, кажется, пришли к тому, чего хотели добиться еще много лет назад.
Дела амурные
Что это за герой, если у него нет поклонников? Что это за поклонники, если они не хотят попасть в постель к герою? В мире Fable изначально с персонажем заигрывают разве что проститутки, но стоит подойти к какому-нибудь мирному жителю и завести с ним беседу, как он вмиг проявит живейший интерес к личности собеседника. Если часто и много болтать с одним и тем же человеком, то он рано или поздно попросит подарок. Получив его, он начнет чуть ли не в любви признаваться. Стоит добить его рукопожатием, поцелуем или объятьями, и тот живо попросится в супруги. Только напомнит, что понадобится колечко и дом, а также выбор места, где провести церемонию, сколько людей собрать и какие деньги вложить. Купив дом, можно сразу же начинать радоваться семейной жизни. То есть, брать свою виртуальную любовь за ручку и вести к койке. Там выбрать безопасный секс или незащищенный и… Ну, в последнем случае возможны два варианта развития событий. Либо дурная болезнь, либо ребенок. Да, в тот же день. Время-то не терпит!
Ривер – главный предприниматель в Fable III. Сначала он показан как угнетающий пролетариат злодей, позднее – как толковый экономист и автор множества спасительных для царской казны решений. Его методы непопулярны, а по ночам он устраивает пьяные оргии в компании оборотней. Ой.Первый серьезный и, наверное, даже шокирующий выбор предстоит сделать спустя пять минут после начала игры. Остальные – спустя девять часов.
2515 Прочтений • [Обзор игры Fable III] [11.04.2012] [Комментариев: 0]