Спит Воробышек и видит сон. Вместе со своей сестрой Розой он играет на ферме: из пистолета по бутылкам стреляет, кур в загон отправляет пинками, деревянным мечом колотит жуков. Просыпается Воробышек рано утром – сестра будит. Засыпает вечером, когда на землю спускаются сумерки. Ночью слышится музыка, манит. Подходит он к окну, смотрит на открытые ворота, а сестра его успокаивает, велит спать идти. Проходит так день за днем, каждое утро Роза рассказывает, как дела у их родителей, когда они приедут, каждое
утро играет с Воробышком – пока не засыпает сад, не погружается в сон ферма, не приходит время возвращаться в дом.
Это – идеальный мир, нарисованный создателями Fable II для одного из важнейших сюжетных эпизодов, который вместе с тем является еще и точным отражением уютной вселенной, сотворенной Lionhead Studios для сиквела одной из лучших игр на Xbox. Хочешь – гуляй по идеальному миру, выполняйдополнительные задания, спасай рабов или приноси в жертву жен,
не хочешь – выбирай поручение и отправляйся сражаться с приспешниками главного злодея. В Fable II можно очень долго изучать все эти «ситуации», но никто не запретит пробежаться галопом по сюжетным квестам, а за дополнительные и вовсе не браться. Вот и приходится думать, как быть: пройти игру за десять часов, затем пройти снова и еще разок перепройти, или сразу стараться ухватить как можно больше заданий, чтобы к моменту расправы над антагонистом иметь пол-Альбиона во владении и стабильный
доход в несколько миллионов.
Пожалуй, только в Fable II по внешности героя можно догадаться, бил ли он в детстве жуков или бочкиРазучивая новые умения из категории «Сила», герой овладевает навыком уклонения, контратаки и трехударного комбо
Альбион в Fable II, быть может, и не так велик, каким его описывали разработчики. Он состоит из нескольких крупных городов и участков между ними, а также потайных пещер да доступных только после выполнения определенных квестов локаций. Открытые пространства красивые, просторные, скрывают много сундуков с сокровищами и мест, где можно выкопать полезные в быту предметы. Благодаря тому, что герой, Воробышек, без устали носится из одного города в другой («ускорение» не ограничено, надо
зажать кнопку – и герой умчится далеко вперед), игровые зоны кажутся небольшими, но стоит начать изучать их внимательно, и записывать это в минус сразу расхочется.
Пожалуй, единственное место, где не получается с ходу разобраться, куда бежать и что делать, – город при замке. Деяния героя не меняют обстановку в мире как таковом, но изменяют «настроение» населенных пунктов; другими словами, если творить добро и ловить преступников, то и горожане будут любить героя и уважать, а стражники пропустят без лишних вопросов. Если же рубить мещан прямо на площади, то уж и нечего тогда спрашивать, почему детишки автографы не просят, а женщины разбегаются по
домам и запирают двери (которые все равно можно выломать, если уж есть такая нужда). При этом независимо от того, чью роль вы отыгрываете, добряка или тирана, на дорогах все равно будут нападать бандиты, все равно придется покупать недвижимость и никуда не денется необходимость менять семейный бюджет в зависимости от достатка.
Рука, сердце и безопасный секс
Наверное, первое, что сразу интересует молодых геймеров, – возможность завести семью. Скажем сразу, одной только семьей дело не ограничится. Для получения всех «достижений» (achievements), придется еще несколько домашних очагов разжечь и познакомить любимых друг с другом. Лучше не бросаться с места в карьер, а подождать, пока не появится задание с призраком, жаждущим отмщения. Встретив его на мысе, пообещайте отомстить бежавшей невесте. Найдите ее в городе, привлеките внимание, сверьтесь
со списком ее любимых вещей (скажем, ей могут нравиться свежесорваные цветы) и соорудите подарок. Когда она будет готова к свадьбе, подарите ей кольцо подороже, дом купите поновее (без кольца и дома свадьбы никакой не бывает), обставьте его. Очень скоро она начнет шутить про сеновал – вот тут-то и придется хорошенько подумать. Небезопасный секс с городской девушкой уже через несколько секунд после появления «темного экрана» воздастся ребенком (в моем случае почему-то получился рыжий негр), а
безопасный потребует наличия презервативов – они продаются в магазине за углом. А вот при контактах с проститутками о контрацепции и задумываться нечего! Да, венерические заболевания в Fable II тоже есть.
Игра позволяет создавать и хранить несколько профилей героев. Поэтому если вы начали за мальчика, но вдруг поняли, что хотели бы познакомиться с Альбионом в образе девочки, начните игру заново. Слоты в начале игры – это не сохранения (слот для сохранений один на каждый профиль), а именно сами начатые историиЧем старше герой, тем больше рунических символов появляется на его теле. В одном из сюжетных квестов герою одним махом могут накинуть двадцать лет – будьте внимательны: уж лучше получить несколько отрицательных очков кармы, чем потерять молодость
В Fable II есть несколько ключевых моментов, когда можно изменить настроение горожан и судьбу самого города. Один из них связан с начальным эпизодом, «детской фазой», когда от Воробышка требуется принять первое важное решение – отдать листовки с описанием преступников городскому стражнику, или отнести их синюшному дядьке в странной шляпе. И ни «добро», ни «зло» не имеют предсказуемого противопоставления, и именно за это многие западные рецензенты журили Fable
II. Что бы ни делал игрок, всегда найдется объяснение его поступкам, своего рода «искупление». Скажем, все в том же вступлении Роза встанет на сторону Воробышка независимо от того, отдаст ли он бутылку вина алкоголику или заботящейся о нем женщине, разорит ли он склад торговца или, напротив, поможет избавиться от жуков, отнесет ли письмо любовника адресату или продаст злой матери.
Ход истории эти тонкости никак не затронут. На сюжетном пути герой (или злодей) «главную» развилку не найдет до самого финала, из-за чего снова поднимается вопрос: так и стоит ли вообще стремиться к развязке истории, если есть полно дел и помимо спасения Альбиона? Скажем, заняться перекупкой недвижимости. Чем больше владений у игрока, тем больше семей у него будет, тем больше его доход, тем больше мест, где можно переночевать не просто бесплатно, но и с пользой для своей репутации. Но для покупки,
скажем, парикмахерской нужны деньги, а стартового капитала у Воробышка нет. Придется зарабатывать на пропитание у кузнеца, выковывая мечи или нарубая дрова. Выполнено это в виде мини-игр, основанных на схожей идее – есть шкала, по которой перекатывается шарик, и его нужно остановить в тот момент, когда внутренняя шкала, цветная, станет зеленой. Эта же мини-игра используется и при позировании для скульптора или фотографа.
«Огонь» имеет два способа применения. Первый – «напольный», с большим радиусом действия. Второй – «точечный», поражает противников фаерболом на больших расстоянияхВ отличие от красивейших открытых пространств, внутренние убранства помещений не оставляют хорошего впечатления. Размытые текстуры в каждой второй пещере только прибавляют желания выбраться из нее поскорее
Рубка дров и ковка мечей приносит денег немного (поначалу), зато занятие это не слишком обременительное. С прохождением определенных денежных порогов возрастает ставка, усложняется и мини-игра, поднимается отмеченный звездочкой уровень. Дошли до максимального – получите ачивмент и возможность на одних только дровишках зашибать неплохую деньгу. К тому времени уже должно скопиться достаточно средств для вкладов, сначала небольших (рыбные лавки, бакалея), затем крупных и, наконец, серьезных –
таверн и гостиниц. Купив жилплощадь, можно оставить ее «как есть», а можно сдать внаем, при этом накрутив цену повыше. Люди от этого милее и доброжелательнее не станут, зато возрастет доход, а следовательно, укрупнится семейный бюджет. Уделять много внимания своей «половинке» действительно необходимо, по одной простой причине: не будет заботы – жена уйдет, а развод здесь почему-то считается самым тяжким грехом. Лучше уж надоевшую жену принести в жертву, чем дожидаться губительного
для репутации развода.
Общение с торговцами и простыми обывателями, пожалуй, даже интереснее, чем сражения со сваливающимися буквально с небес монстрами да бандитами. Изначально у героя есть определенный набор стоек, эмоций, танцев и т.п. – все они разделены по типам. К таким группам можно отнести, например, действия из «романтического» набора или «для ухода за питомцем». После выполнения добрых дел за героем по городу начинают бегать детишки, просящие автограф, – бумагу для него можно купить
почти в любом городе. Подарив ребенку автограф, хорошо бы станцевать, показать «класс!», выразить одобрение и принять героическую позу. Вмиг соберется толпа зевак, станут хлопать, барда позовут, а он за несколько золотых и песню про подвиги сочинить может.
Славянский Альбион
В России Fable II появилась на несколько дней позже мирового релиза, зато с приятным подарком и полностью на русском языке. Геймеры, купившие игру в день премьеры, получили бейсболку Xbox 360 – пустячок, а приятно. К локализации Fable II отнеслись поначалу настороженно, а зря – перевод достойный, актеры подобраны удачно. Первое время глаза напрягает шрифт да медленное начитывание нагоняет тоску, из-за чего само озвучение начинает казаться скучным, неинтересным. На самом деле, все
ровно так же и в английской версии игры (там, кстати, одну из ролей озвучил Стивен Фрай), так стоит ли спрашивать с локализаторов? После пролога это впечатление исчезает само собой, зато появляются местечковые «ляпы» – то фразы логически не обоснованы, то девица молодая да красивая говорит безжизненным голосом. Но обидно не это, а вот что: при цене, превышающей общеевропейскую (и английскую в том числе), «русская версия» не дает сменить озвучку на оригинальную. Даже
субтитры – и те только русские!
Хоббы – существа трусливые. Одно пиротехническое представление, вроде «Огня» на максимальном уровне, и они в ужасе разбегаются по угламЧтобы победить болотного тролля, требуется стрелять по наростам на его теле. Следите за здоровьем собаки – она то и дело попадает под его атаки-землятресения
А подвиги тут – все сплошь боевые. С наводящей страх на торговцев бандой разбойников разобраться (перебив двадцать человек и главаря), рабов освободить (перебив двадцать человек и босса), от тролля лесного избавиться (тут, слава богу, только сам тролль). Боевая и ролевая системы понятные, доступные, многого не требуют – знай режь да бей противников, сферки копи, покупай улучшения. Развивать героя в каком-то одном направлении смысла никакого нет, благо прокачаться достаточно просто, а уметь
и заклинания мощные творить, и мечами шустро размахивать, и из ружья метко стрелять всегда полезно. С магией, правда, попроще, для нее не требуется никаких денежных затрат. А вот с оружием возможен казус: в сражениях с некоторыми противниками окажется, что у героя просто-напросто недостаточно мощный клинок или пистолет, и с таким хламом злодея заведомо не одолеть. Уже захотелось бежать в город, два дня рубить дрова, возвращаться обратно и снова искать бандитов?
Среди магических умений назвать однозначно полезные и второстепенные сложно, потому что все они поначалу представляют собой слабую альтернативу холодному оружию, и только к четвертому уровню мастерства набираются действительно разрушительной силы. Примечательно, что запаса маны у героя нет, то есть волшбу творить он может хоть каждую секунду. Единственная задержка по времени, которая ему грозит, касается только «накопления уровня заклинания», то есть, грубо говоря, чтобы фаербол жахнул со
всей мощью, надо секунд десять постоять просто так. То же, впрочем, касается, и оружия.
С дополнительными заданиями, кстати, не все так хорошо, как может поначалу показаться. Часто случается, что от квеста к квесту меняется лишь формулировка задания, иногда – босс в конце, но суть остается той же: вернуться в трижды до этого пройденную пещеру хоббов и снова с ними, с хоббами, сразиться. Один раз – чтобы провести путника, другой – чтобы разгадать замысел торговца, третий – просто потому, что там опять завелись монстры, четвертый – потому что туда
забежал возомнивший себя героем сыночек. Выполнение этих заданий ни к чему не приведет и зачищать пещеры можно хоть до старости, раз за разом получая за это бонус к популярности, да чтоб покрасоваться перед деревенскими красотками, после чего возвращаться к жене и выслушивать ее жалобы в духе «Как-то бедноват у нас интерьер, не мебель, а дешевка» и «Как плохо одет наш мальчик, не то что другие дети».
Разумеется, встречаются и по-настоящему интересные задания, причем подчас с весьма привлекательными наградами. Иногда выполнять второстепенные квесты интересно просто потому, что делать больше нечего: для перехода к новой главе истории всего-то и нужно – добиться уважения (повысить показатель) среди людей. Вот и приходится драться с призраками пиратов, чтобы найти карту сокровищ, с которой уплыть на необитаемый остров, где зарыты мешочки с золотом. Какое-то разнообразие это привносит, безусловно,
но достаточно ли этого – вопрос спорный.
Чтобы оценить значимость Fable II для жанра в целом, мало перечислить достоинства и недостатки игры, мало рассказать о заложенных в ней кумулятивных идеях, о том, сколь безупречной она кажется. Хотя после первого (да и повторного) прохождения только об этом и хочется говорить. Так и тянет пересказать историю своей жизни от лица героя этой сказки, похвастаться, какие подвиги он совершил, какие статуи возвели в его честь, что рассказывал о нем народ, сколько жен у него было. Но в сути, неоспоримое
и главное достоинство у Fable II одно: игроку предоставляют возможность прожить несколько сказочных жизней по-разному, каждый раз открывая для себя что-то новое, меняя города вокруг, да и себя тоже. И это, без ложной скромности, достоинство гениальное, пускай и не совсем «эксклюзивное». Как правильно говорит Константин Говорун, «Fable II – самый бесполезный эксклюзив на Xbox 360». И одновременно сильнейший козырь в рукаве Microsoft.
Комментарий
Алексей Бутрин: Я вполне понимаю восторг многих игроков по поводу возможностей Fable II, но не разделяю его. Схожие чувства испытывают родители грудного ребенка, когда тот упоенно трясет новой погремушкой. С небольшой натяжкой и большой порцией цинизма в аналогичные погремушки можно (и даже нужно) записать и Fable, причем сразу обе части. Причина проста: практически все геймплейные возможности тут так и не вышли из ясельного возраста. Это игра, в которой
можно работать, но нет ни одной интересной профессии; игра, в которой можно жениться или выйти замуж, но нет ни одного симпатичного кандидата на роль второй половинки; игра, в которой можно скупить практически всю недвижимость и побить личный рекорд дедушки Ленина по количеству памятников на единицу площади, но нет стимула это делать. Единственное, что радует – возможность поубивать всех и каждого, ибо иного умственно отсталые жители Альбиона на самом деле не заслуживают. Второе достойное
применение Fable II – «курсы повышения квалификации» для казуальных и начинающих игроков, которые делают только первые шаги в мир больших и сложных ролевых игр.
С уважением, ваша Баба-Яга.
1749 Прочтений • [Обзор игры Fable II] [11.04.2012] [Комментариев: 0]