Чувствуете некоторую неудовлетворенность финальными кадрами Dragon Age: Origins? Прошли все дополнения, испробовали все моды? Не переживайте. Штамповальная машина DLC запущена на полную мощность и в ближайшее время не остановится. Добро пожаловать в «рассказ о том, что началось, когда все кончилось».
Итак. Мор остановлен, мертвый дракон-Архидемон издох повторно, из наличных врагов остались лишь дворцовые интриганы. Вопросы есть? Ну разумеется! От банального – как дела у Морриган, до подвергающего сомнению всю космогонию BioWare – почему эльфов обижать неполиткорректно, а моровых тварей – очень даже. Кроме того, весьма интересно: что происходит в Тени? Когда будет восстановлен Темный Город? Когда придет новый Мор и что будет, когда драконы закончатся?
Увы. Всем любопытным следует ждать. Не более одного ответа за ваши сорок баксов. В этот раз освещается лишь тема политкорректности истребления морового народа. Да так, что вопросов остается еще больше.
Сын мятежного эрла Хоу может, при определенном желании, стать из заклятых врагов нашим преданнейшим союзником.Нам еще раз придется на какое-то время переместиться в Тень. Нынешнее посещение оформлено приятным фильтром, оставляющим цвета только в самом центре изображения и сводящим края картинки в черно-белую гамму.
Прошло полгода с момента эпического месилова в Денериме. Если вы доиграли до финала основной части, то знаете, что сюжет Dragon Age, вроде бы, не предполагает какого-то «правильного исхода». Мор остановлен, ну а цена, которую пришлось заплатить за это, – на совести игрока. Тем удивительней обнаружить, что разработчики внезапно вводят ограничения и как бы подталкивают нас к тому, что некоторые события финала «правильней», чем другие. Главный герой пожертвовал собой? Нет-нет, это ошибка, самоотверженность – бяка, вернитесь немедленно в игру и продолжите за неизвестно как уцелевшего Стража. О какой глубине философии можно говорить в таком случае? Мораль выживания любой ценой проста и незатейлива.
Нравственные это ограничения или технические? Нравственные, и вот почему: второстепенные-то события как раз замечательно учитывают финал основной части. Вы можете встретить или не встретить Винн или быть или не быть супругой Алистера, например. Что-то жидковата мораль для саги, замахнувшейся на пародию на единобожие, прямо скажем.
Но к делу. Полгода со дня решающей битвы прошло, а darkspawn все не унимаются. Серые Стражи, меж тем, стягивают силы в крепость Vigil’s Keep, дом предателя эрла Хоу, отданный королем под базу ордена.
Мы, главный герой и почетный Warden-Commander Shepard, в сопровождении дамы-рыцаря во-от с такими... хм-хм, рогульками на шлеме приближаемся к дарованной нам крепости, а там... полный бардак. Стражу кто-то пришиб, слуги разбежались, из ворот на нас несется обезумевший «милиционер» с рассказом о каких-то «разумных моровых отродьях».
Новый вид моровых тварей, «детишки»-Childer вырастают с повышением уровня драк до жутких червяков на паучьих ногах. Дизайнерам этого безобразия, наверное, положено бесплатное молоко за вредность и личный психотерапевт при ночных кошмарах.Герои крутеют, крутеют, и, в конце концов, весь арсенал доступной им крутости перестает влезать даже в максимально раздвинутый по экрану слот навыков. До «второго этажа» растянуть его почему-то нельзя.
Ну конечно же, прославленный и легендарный страж разгонит мерзких тварей, спасет уцелевших и немедленно организует кампанию по расследованию подозрительного поведения врагов. Организует, возглавит и проведет. Причем довольно быстро. Достаточно посетить соседний город Амарантайн, поспрашивать жителей, набрать заданий у торговой гильдии (не забудьте прихватить письма вассалов с мелкими просьбами у личного секретаря, прокачку никто не отменял). Поищите пропавшего стража Кристофа, поинтересуйтесь таинственным провалом посреди полей. Пройдитесь, одним словом, очистительным ураганом праведного гнева по окрестностям. Патчи внесли изменения в баланс игры (приблизив версию для PC к консольным). На «легком» уровне сложности геймплей превратился в сон, навеянный полетом фаербола мимо офиса Blizzard за секунду до выпуска Diablo в продажу. Игроку остается только тыкать мышкой в тех врагов, низведения которых он желает в настоящий момент, однопартийцы сами забросают несчастного наиболее эффектными заклинаниями, зарежут и превратят в шашлык на огненной стреле. Можно, конечно, выбрать запредельную сложность, но она по-прежнему не увлекает, а раздражает. Стрелы все еще летят по кривой, враги отрубают героям по полздоровья с расстояния в пять метров, а те теряют цель каждые две секунды, в автономном режиме ведут себя как идиоты-самоубийцы, в режиме полного контроля требуют микро-микроменеджмента. Ну его, этот ИИ. Хочется вернуться к трах-бабаху. Хотя... Это, конечно, красиво и живенько, однако лишает игру как процесс последнего повода напрячь мозги.
В сущности, шевелить извилиной над ролевой игрой как явлением геймер может по двум поводам: тактически сложные драки и головоломный сюжет. С последним, и об этом уже было сказано в обзоре основной части, в Dragon Age не все так безоблачно, как пытаются представить нам авторы в диалогах с псевдовыборами. По-прежнему режут глаз и терзают душу ситуации, когда выбирая между A и В, мы во всех случаях получаем С. Хотя в дополнении положение попытались исправить. Или, возможно, сценаристу просто лучше удается раскрывать менее эпические темы, чем спасение мира. Закулисные интриги «благородных господ» и симуляция жизни крупного землевладельца («Кого будем защищать, хозяин: крестьян, горожан или дороги?») по сравнению с борьбой за мир на фоне Мора выглядят более похожими на правду.
В «классическом» виде игра недалеко ушла по графике от великих спрайтовых RPG. Да, камеру можно вращать, но зачастую она столь же неудобна и малоинформативна, как в Neverwinter Nights 2.Торговый город Амарантайн состоит из скромных размеров центральной площади и полуразрушенного предместья перед воротами. Такое и городом-то называть не хочется.
Убедительно, но неоригинально – совершеннейшая какая-то Neverwinter Nights 2 получается. То есть буквально. Замените Vigil’s Keep на Crossroads Keep и получите главу вторую из упомянутой игры, вплоть до мельчайших подробностей вроде необходимости отстраивать стены крепости.
Впрочем, события, происходящие вне родных стен, несколько более оригинальны. Понравятся они, прежде всего, поклонникам психологии во всех ее формах, а особенно фрейдизма и юнгианства. Сюжет так плотно завязан на темах Хорошей и Плохой Матери, сепарации и невротического союза, что впору в диалогах внедрять варианты вроде «Разбудить эдипов комплекс – надавить на комплекс кастрации». И, одновременно, непохоже, чтобы весь этот тонкий мир полунамеков был соткан сознательно. Слишком отличается неясное мерцание филигранной недосказанности нескольких эпизодов от грубых сюжетных «кирпичей» с драками, двигающих геймплейную часть игры. Может быть, часть истории написал сценарист, а часть – геймдизайнер? Я все же поставлю на то, что перед нами витрина незапланированного аутопсихоанализа авторов.
Гномы в Ферелдене пишут объявления на греческом?!
Кстати, о витринах. Забавно смотреть, как приключенцы подбирают в локациях какие-то непонятные вещи, вроде свежего драконьего яйца или обломков брони голема, а потом оказывается, что это знаки нашей крутости, украшающие тронный зал Vigil’s Keep. Это помещение – замена «лагерю» из основной части. Если хотите поменять состав партии – возвращайтесь сюда. Удивительно, но поговорить с соратниками тут не получится, отныне все значимые беседы привязаны к конкретным точкам на карте или сюжетным событиям. А так бы хотелось потрепаться за жизнь с некоторыми из особо любопытных сопровождающих, ведь состав их сменился почти полностью. Хотя в эпизодических ролях мы увидим и Алистера, и, возможно, Анору и Винн, поуправлять из «старой гвардии» дают лишь Огреном. Остальные пять с половиной спутников – новички. Среди них попадаются как субъекты с замысловатой биографией, похожей на судьбу Shale из дополнения Stone Prisoner, так и «среднестатистические стервочки» обожаемого разработчиками типа. Веланна, эльфийская хранительница, обликом и по темпераменту – вылитая Морриган, только что блондинка и уши острые. Но закрутить роман с ней не получится, и вовсе не по причине брака с Анорой. Просто в этой части сюжета, как в Советском Союзе, секса нет.
Там же, в тронном зале стоит сундук, в который можно сбросить награбленное... э... то есть, добытое в честном бою. Если вы выбираете «восстановить» вашего прежнего персонажа, весь скарб из последнего сейва основной игры останется с ним. Страшным барахольщикам вроде меня сундук – спасение, хотя две трети его содержимого лучше сразу продать, скорее всего вы так и не вынете ничего из запасов до самого конца. Из той же серии «есть, но не используется» добрая половина навыков героев. Скудость сюжетных выборов не лучшим образом сказывается на желании перепройти дополнение, а вот умений, подклассов и всего остального – на три дюжины возможных комбинаций партии. Впрочем, что одному игроку не нужно – вполне может пригодиться другому даже в рамках единственного прохождения.
***
Вот хороший пример, показывающий непродуманность ролевой системы Dragon Age. Вы можете набрать в партию (которая по-прежнему вмещает до четырех персонажей) исключительно разбойников и прокачать им стелс до максимального уровня, а потом просто пробежать многие локации из конца в конец, никого не трогая, и вам зачтут «победу над великими ордами», но без опыта от их убийства. С другой стороны, трюк не из легких, ибо даже в режиме «полного управления» герои то и дело норовят вопреки принудительному контролю достать оружие и обнаружить себя – никто в BioWare, видимо, не озаботился отладкой «трусливой» тактики. Ну и, конечно, прокачка накроется медным тазом, а вместе с ней и шанс на нормальное прохождение следующих фрагментов, ибо есть места, где нельзя просто выбежать из драки «на другом конце уровня». Впрочем, эту стратегию нельзя назвать совсем тупиковой. Понизьте сложность, вызовите фамильяров, возьмите в партию Веланну, и сможете, пусть не с первого раза, одолеть те участки игры, которые нельзя «обмануть», даже без обязательной прокачки.
Антураж этой случайной стычки настолько необычен, что кажется приветом из каких-то еще не вышедших дополнений.Walk like an Egyptian!