Долгое время подборка буллетхеллов для Xbox 360 оставляла желать лучшего. Для японцев ситуация изменилась в 2009-м, когда на консоль портировали качественную, оригинальную и запоминающуюся DeathSmiles. А спустя еще год, на радость поклонникам жанра, игра перебралась через океан. Стоп, может быть, вы не знаете, что такое буллетхеллы? Наш обзор исправит это упущение!
Известные на родине как данмаку, а за ее пределами как буллетхеллы, «маниакальные» скроллшутеры даже для потомков самураев всегда оставались нишевым развлечением, а уж на Западе об их существовании подозревают единицы. Игры, где одинокий корабль маневрирует среди огромного количества пуль, а геймер должен демонстрировать чудеса координации и запоминать, как выглядит едва ли не каждая волна залпов, предсказуемо не могли снискать особой популярности. На протяжении многих лет одним из самых успешных разработчиков в жанре является компания Cave. На ее счету немало известных и очень сложных скроллшутеров: например, культовая тетралогия DonPachi и прослывшая среди американцев «самой сложной в мире» Mushihime-sama. Каждый год в Cave готовят несколько новинок для аркадных автоматов, а затем портируют их на домашние консоли. От этой схемы не отказались и в случае с DeathSmiles, вторым за всю историю компании горизонтальным данмаку (экраны скроллятся слева направо, а не снизу вверх). Версия для Xbox 360 продалась неплохим тиражом, в фэнских кругах ее пообсуждали пару месяцев, но потом переключились на новые игры. И вдруг случилось то, чего никто не мог предположить: пока авторы DeathSmiles трудились над сиквелом, небольшое издательство Aksys (ответственное за выпуск BlazBlue и Record of Agarest War в Штатах) объявило, что порадует соотечественников первой частью. Событие знаменательно вдвойне: во-первых, за пределами родины продукты Cave не выходили аж с 2001 года. А во-вторых, выбор пал на нетипичную для студии вещь, да к тому же про готических лолит!
Боссы в игре в самых лучших традициях Cave безумны и очень сложны.Очень многие враги и ситуации в игре дадут повод улыбнуться.
Описывать сюжеты скроллшутеров Cave – дело достаточно бесполезное, смысла в них – ноль и, по большому счету, без них можно было бы обойтись и вовсе. Другое дело – антураж, общая стилистика. Например, темами DonPachi всегда были футуристические миры и… осы. А вот Mushihime-sama навсегда запомнилась нам «экологической» направленностью: путешествовать пришлось по лесу, а врагами выступили различные насекомые. В DS же все завязано на готике и викторианском стиле. Героини – вполне себе ведьмочки, среди врагов хватает позаимствованных из европейского фольклора чудищ, этапы, в свою очередь, вдохновлены образцами средневековой архитектуры. Нужно понимать, что данмаку – жанр, в котором странность, гротеск и фантастичность возведены в абсолют. Так что все упомянутые «старосветские» элементы в дизайне – не более чем своеобразный базис, на котором разработчики создали уникальный, яркий, неповторимый мир. Добавьте к этому отчетливо «металлический» саундтрек, и получится попурри одинаково странное и самобытное.
Но, разумеется, не это главное. Как и в случае с остальными работами Cave, очаровывает в первую очередь отточенный, отлично сбалансированный геймплей. Базовая механика в жанре за долгие годы фактически не изменилась, так что если вам знакома любая из частей R-Type и Thunder Force, то и здесь вы сориентируетесь моментально. Ключевое отличие от той же Mushihime-sama: сложность в DeathSmiles чаще проявляется не в количестве пуль на экране, а в скорости их движения и непривычности траекторий. Люди, собаку съевшие на вертикальных шутерах, привыкли к определенной плотности потока пуль и к тому, что обстрел почти всегда идет с верха экрана. А в горизонтальной DeathSmiles, во-первых, «пулевая завеса» достаточно разрежена, а, во-вторых, источник опасности не ограничен только одной стороной экрана. Часто враги наседают и справа, и слева, поэтому старые стратегии приходится отбрасывать и придумывать на ходу новые. Но, как уже было сказано, баланс cил безупречен, поэтому у опытного геймера никогда не возникнет ощущение, что смена ведущей оси координат сделала прохождение слишком легким или наоборот, чересчур выматывающим.
Надписи Level 1, 2 и 3 внизу экрана – дополнительный уровень сложности для каждого конкретного этапа. А в Black Label максимальный уровень – 999.
Более того, люди, выросшие на Ikaruga и играх Eighting, наверняка не найдут в DeathSmiles никаких недостатков, не остановятся перед максимальным уровнем сложности и попросят добавки в виде Black Label. Но сложно предсказать, вызовет ли новинка такую же положительную реакцию у людей, с жанром не знакомых. Любой из шутеров Cave – в первую очередь игра, порожденная культурой японских аркад, предназначенная для японской аудитории и для тех западных геймеров, которых эта культура привлекает. Соответственно, если готические лолиты вызывают у вас чувство отторжения, а мириады разноцветных снарядов – решительный протест, то, попробовав DeathSmiles, вы свое мнение вряд ли измените. Зато поклонникам данмаку пропускать ее ни в коем случае нельзя, и приятно, что экзотичность жанра издателя не отпугнула.
***
Готовя версию Deathsmiles для Xbox 360, в Cave подправили графику, приведя ее в относительное соответствие с возможностями консоли. Фоны и модели выглядят получше, чем на аркадных автоматах, но ничего сверхъестественного с игрой делать не стали. Буквально косметическим изменениям подверглось управление, плюс максимальное значение для Item counter’a был увеличено до 999999, что немного изменило баланс. Кроме того, через платный DLC (1200 MSP) добавили режим Mega Black Label. Первоначально Black Label – улучшенная, дополненная версия DeathSmiles, вышедшая для аркад очень ограниченным тиражом (150 копий). Самые главные ее отличия – дополнительный уровень сложности (в духе супер-сложных режимов Black Label других игр Cave), возможность играть за Сакуру, а также совершенно новый этап. Все эти изменения стали доступны владельцам Xbox 360 одновременно с выходом самой DeathSmiles.
933 Прочтений • [Обзор игры DeathSmiles] [11.04.2012] [Комментариев: 0]