Одно из крупнейших японских издательств, компания Capcom, не раз и не два за свою долгую историю подвергалось критике за нежелание – или неумение – оставить в покое такие популярные сериалы, как Street Fighter, Resident Evil или Mega Man, и предложить фанатам что-нибудь новое и оригинальное.
Впрочем, не поймите упомянутых фанатов неправильно – они, конечно, всегда готовы еще разок отлупить зазнавшегося Бизона или помочь Крису Редфилду разрушить злодейские планы Вескера, но ведь надо же время от времени и отдыхать! В Capcom это, вроде бы, понимают, а потому то и дело пытаются удивить поклонников чем-то, даже отдаленно на Street Fighter не похожим. Правда, результат таких попыток зачастую оказывается непредсказуемым и к тому же не всегда оправдывает финансовые надежды самого издателя. Очень самобытная Viewtiful Joe, воздушно-акварельная Okami, странноватая P.N.03, многообещающая, но не добившаяся широкого признания Bionic Commando – каждой из перечисленных игр было уготовано большое будущее и многократная «сиквелизация», так и не ставшие реальностью. Предмет данного обзора, «вертикальный шутер» Dark Void, во многом повторяет судьбу предшественниц: интересный замысел, немалые амбиции и… очень спорный результат. А начиналось все с попытки наконец-то раскрыть тайну Бермудского треугольника.
Война в Пустоте идет не на жизнь, а на смерть – но крови в Dark Void проливается немного, в силу некоторых физиологических особенностей Наблюдателей.Реактивный ранец – ключ ко многим тактическим приемам не только во время полетов в открытом небе, но и в наземных перестрелках.
Полет в Пустоту
Давно известно, что даже самые безобидные с виду экспедиции в компании бывших (или потенциальных) подружек редко заканчиваются благополучным прибытием в пункт назначения. Увы, главный герой Dark Void, бравый малый по имени Уилл, ни о чем таком не подозревал, и со спокойной душой принял деловое предложение красотки Эвы доставить ее из точки А в точку Б, по пути миновав тот самый печально известный треугольник. Дальнейшие события развиваются предсказуемо стремительно: подозрительный шторм, столкновение с НЛО, падение в бесконечность – и добро пожаловать в другое измерение! Параллельный мир, получивший название Пустота, лишь на первый взгляд похож на нашу с вами реальность и уже не одну сотню лет служит прибежищем расе Наблюдателей – могущественных существ, когда-то правивших Землей под личиной богов, а затем изгнанных людьми. Казалось бы, зачем ворошить прошлое? Но Наблюдатели придерживаются иного мнения на сей счет…
Запутанная генеалогияСтудия Airtight Games, основанная в 2004 году, пока не принадлежит к числу широко известных в индустрии коллективов, однако послужной список ее сотрудников в действительности весьма обширен и знаком многим из нас. Так, ядро компании составляют выходцы из FASA Studio (бывшей FASA Interactive), некогда создавшей последнюю на сегодняшний день серию легендарной MechWarrior – MechWarrior 4: Vengeance, выпущенную в 2000 году. Та же FASA двумя годами ранее попыталась перенести MechWarrior на рельсы жанра RTS, создав MechCommander. Что еще интереснее – именно те сотрудники FASA, которые впоследствии организовали Airtight Games, отвечали за разработку игры Crimson Skies: High Road to Revenge, культового, но сейчас почти забытого шутера для Xbox. Сюжет High Road to Revenge рассказывал об отважном предводителе воздушных пиратов и его приключениях в небе над альтернативной Америкой 30-х годов, раздробленной и полной опасностей. Основную часть времени в High Road to Revenge вы проводили за штурвалом самолета – но, тем не менее, сходство этой игры (в том числе внешность героев) и Dark Void очевидно.
Подняться в воздух в горячке боя – лучший способ обеспечить себе пространство для маневрирования.Слишком темная цветовая палитра зачастую всерьез затрудняет обзор – врагов удается заметить лишь тогда, когда раздаются первые выстрелы.
Неравносторонний треугольник
Dark Void – проект с двумя лицами, притом лицами очень разными. Первое из них – скучная физиономия типичного шутера, со всеми присущими этому жанру клише и «болячками». Вид из-за плеча, прицел в центре экрана, наведение левой аналоговой рукоятью и до боли знакомые перебежки от укрытия к укрытию, не претерпевшие со времен Gears of War, Dark Sector и обеих Uncharted ровным счетом никаких изменений. Рядовые враги сравнительно умны и демонстрируют завидную живучесть, умудряясь держаться на ногах даже после прямого попадания в голову, но ведут себя пассивно, предпочитая до последнего отсиживаться под защитой баррикад, время от времени высовываясь из-за угла, дабы сделать несколько выстрелов. Впрочем, когда дело доходит до рукопашной, Наблюдатели оказываются существами на удивление хрупкими – и куда охотнее расстаются с жизнью. Они, к тому же, словно сошли с одного конвейера и успевают надоесть, несмотря на скоротечность сюжетной кампании, задолго до появления на экране финальных титров. Некое подобие головоломок тоже не внушает особого оптимизма; в Airtight Games явно решили, что этот элемент игрового процесса в шутере будет лишним, и упростили его до зачаточного состояния. Тут, пожалуй, можно было бы и закончить обзор – но пресловутая «вертикальная» составляющая Dark Void, о которой взахлеб рассказывали пресс-релизы, спасает проект от полного разгрома, позволяя ему держаться на плаву. Точнее, в воздухе. Вот оно – второе лицо.
Никола Тесла – частый гость в разнообразных фантастических проектах. В Dark Void именно благодаря ему главный герой получает способность летать.
Обретя (не без помощи гениального Николы Теслы) реактивный ранец, Уилл получает возможность не только ходить по земле, но и, наплевав на силу притяжения, летать, а также выполнять немалое количество трюков – например, зависнув в нескольких метрах от пола, расстреливать супостатов, вроде бы надежно спрятавшихся за грудой контейнеров. Дальше – больше. В умелых руках ранец становится вашим главным козырем в противостоянии с Наблюдателями, позволяя маневрировать над полем боя, быстро отступать, если перевес сил оказывается на стороне противника, или нападать с тыла. Тот же ранец поможет перебираться с одного уступа на другой, даже если их разделяет несколько метров – причем, повиснув на каком-нибудь утесе над глубокой пропастью, Уилл по-прежнему способен вести прицельный огонь по недругам, засевшим «этажом» выше или ниже.
Однако лучшее, что есть в Dark Void, – это возможность с помощью того же ранца взмыть ввысь, где уже кружатся летающие «блюдца» врагов, чтобы затеять с ними смертельно опасную дуэль. А немного погодя, уклоняясь от перекрестного огня, взять одно из неприятельских суденышек на абордаж, вышвырнуть ко всем чертям пилота и на несколько минут ощутить себя героем фильма «День независимости», ну или, на худой конец, «Звездные врата». Искренне жаль, что рано или поздно очередной поворот событий заставит Уилла вернуться на землю…
***Незадолго до поступления Dark Void в продажу стало известно, что игрой всерьез заинтересовались в Голливуде. Да не кто-нибудь, а знаменитый Брэд Питт. Основанная актером продюсерская компания Plan B Entertainment заявила о намерении подыскать для будущей кинокартины сценариста, режиссера и, разумеется, подходящих исполнителей главных ролей. Поговаривают, будто бы сам Питт не прочь примерить летную куртку Уилла – если, конечно, не будет слишком занят на других проектах.
Наблюдатели получились персонажами в меру зловещими и интригующими. К сожалению, экранного времени им уделено немного.Свобода перемещения в небе порой грозит неприятностями с обзором, которые могут всерьез затруднить ориентацию в пространстве.
Оч.умелые ручки
Широко известный Unreal Engine 3.0 – ровесник современных игровых платформ и, вероятно, самый востребованный графический движок из представленных сегодня на рынке. В свое время о его возможностях существовало множество домыслов и откровенных небылиц, но годы практического применения ясно доказали лишь одно: созданный Epic Games инструментарий капризен, требует аккуратного с собой обращения и с легкостью ставит подножку недостаточно бдительным разработчикам, отнюдь не являясь гарантией эффектной внешности. Облик Dark Void – наглядное тому свидетельство.
С первых же кадров становится понятно, к чему стремились сотрудники Airtight Games – к огромным, архитектурно-сложным уровням, с запутанными, устремленными вверх и вниз лабиринтами баз, непролазными джунглями, бездонными ущельями и бескрайней высотой неба. Все это как будто присутствует на экране, но вот беда – большого впечатления не производит, уступая место приглушенно-серой цветовой палитре, довольно ограниченному набору спецэффектов и на удивление невыразительным физиономиям большинства действующих лиц. Добавьте в «копилку» слишком уж явное отсутствие антиалайсинга, местами подчеркнуто аскетичный дизайн уровней и блеклость текстур – и вы быстро поймете, почему графика Dark Void тянет в лучшем случае на «четверку» с жирным минусом. Где-то недоработали программисты, но основная ответственность за всего-навсего удовлетворительный результат лежит, пожалуй, все-таки на художниках, чья фантазия не ушла дальше клише, привычных по бесконечному списку игр и фильмов в жанре sci-fi. А ведь сама по себе идея вселенной-ловушки, существующей вне времени и параллельно с нашим собственным миром, уже давала немалый простор для творческих экспериментов. Увы, в Airtight Games, кажется, просто-напросто решили не рисковать…
«Блюдца» наблюдателей неплохо вооружены, но толстой броней похвастать не могут, а потому не стоит рассчитывать на их неуязвимость.
Незапланированное приземление
На создание Dark Void ушло достаточно сил и времени, чтобы у нас с вами не было возможности упрекнуть авторов игры в торопливости, либо желании подсунуть потенциальным поклонникам незавершенный продукт. Ведь три с лишним года – срок немалый. И, тем не менее, команде Airtight Games его оказалось недостаточно. Трудно сказать, что помешало разработчикам добиться желаемого результата, но от фактов уже никуда не скрыться. Вместо единственного в своем роде «вертикального шутера» мы получили игру, где заурядное подражание Gears of War и ей подобным старается ужиться с идеей позиционной войны из положения «снизу вверх», которая, к сожалению, быстро удаляется на второй план – так же как и не лишенные известной увлекательности воздушные дуэли. Вдобавок Dark Void не может похвастать сногсшибательной графикой и лихо закрученным сюжетом, которые наверняка сгодились бы для маскировки многих несуразностей. Итог для подобной ситуации предсказуем: один из самых амбициозных проектов Capcom за последнее время, Dark Void наверняка останется незамеченной многими, затерявшись в толпе более ярких соперников. И лишь отъявленные энтузиасты рискнут нацепить реактивный ранец и очертя голову броситься навстречу многочисленным опасностям, что таятся за невидимыми стенами Бермудского треугольника.
Void Zero (DSiWare)
Вместо DLC на движке игры, представляющего интерес исключительно для фанатов, Capcom сделала приквел в духе восьмибитной эры. Помимо ностальгии Dark Void Zero готова предложить отличный геймплей уровня Contra или Bionic Commando на трех немаленьких локациях, напоминающих скорее о Metroid, нежели о «простых» платформерах. Ситуация абсурдная: пятидолларовая Zero, по мнению многих, оказалась интереснее самой Dark Void. В таком свете «легенда» разработчиков об отмене выпуска готовой игры еще в конце восьмидесятых приобретает комичный оттенок. Пока что это эксклюзив для DSiWare, но в ближайшее время появятся версии для PC и iPhone.
Алексей Харитонов
875 Прочтений • [Обзор игры Dark Void] [11.04.2012] [Комментариев: 0]