На фото: Фрэнк Уилсон (вверху) Брендон Форд (слева) Джош Бэар (в центре) Майкл Уилфорд (справа)
Стремление во что бы то ни стало от души похихикать может вывести Comic Jumper в один ряд с Super Paper Mario. Они постоят рядом, переглянутся… и поймут, что никого кроме них на этой высоте как будто больше и нет.
Twisted Pixel – та студия, за чьим творчеством приятно следить: их игры неизменно обращают на себя внимание. Даже если не знать разработчиков в лицо и не замечать логотип перед запуском The Maw, ‘Splosion Man или Comic Jumper, а просто покупать время от времени понравившиеся игры, в какой-то момент это случится (во всяком случае, случилось со мной): вдруг понимаешь, что невольно стал обладателем полной коллекции авторских работ искрометного техасского трио – Майкла Уилфорда, Фрэнка Уилсона и Джоша Бэара. Вообще-то дружный коллектив насчитывает десять имён (а над Comic Jumper и вовсе трудилось пятнадцать человек), но максимум внимания поклонников и прессы достаётся именно этой троице – исполнительному, техническому и креативному директорам, а до кучи еще и основателям студии, возглавляемой Джошем. Впрочем, в нашем конкретном случае уместно будет назвать ещё одно имя. Брендон Форд – так зовут человека с безумными глазами и мощным ирокезом, который обожает ниндзя и очень, очень много рисует. Строго говоря, без него проект Comic Jumper едва ли состоялся бы. И вовсе не потому, что он талантливый иллюстратор, нет. Он – генератор арт-идей, вокруг которых выстроена игра. Безумная троица из Twisted Pixel хватала эти идеи, выворачивала наизнанку и претворяла в жизнь. «Сначала мы хотели создать нечто о феодальной Японии, и Брендон был буквально одержим рисованием ниндзя. Но как только мы выяснили, что именно делает его счастливым, тут же решили ничего из этого не добавлять в игру, а делать всё противоположно тому, как он хотел. Ха! Мы офигенные!» – такими подколками снабжены гигантские залежи неиспользованного арта, живописующего то упомянутых ниндзя, а то синего кролика-самурая, фехтующего своим другом – гигантской редькой.
Серебряный век американских комиксов запомнился не только приметной стилистикой и именами классиков, это ещё и война за самостоятельность и годы самоцензуры.Оригинально оформлены челленджи, замаскированные под заметки маркетологов о том, что нравится читателям, и, соответственно принесёт дополнительную прибыль. Жаль, что за изящными формулировками, как правило, кроется одно и то же задание: пройти отрезок пути «чисто», не получив урона (это, впрочем, ещё аукнется на предпоследнем уровне).
88 миль в час – скорость путешествия во времени!
Но шутки шутками, а родилась концепция Comic Jumper и впрямь интересным способом – из детской любви главы студии к комиксам. Главного героя, капитана Смайлика, маленький Джош придумал, ещё когда ходил в начальную школу. Тогда же он кое-как нарисовал «настоящую книжку комиксов» и даже пытался продать её друзьям. Годы шли, приключения Капитана Смайлика изменялись, прыгая из жанра в жанр, и уже к колледжу облепленная низкопробными комикс-штампами концепция начала приобретать черты, из которых впоследствии и вырос Comic Jumper – такой, каким мы его знаем. Но это была вовсе не видеоигра, а некая абстрактная идея о супергерое стремительно теряющего популярность комикса, который нанимается в чужие истории, чтобы примелькаться фэнам и подзаработать деньжат на перезапуск собственной серии. И отправиться бы ей в гаражное хоум-видео, когда повзрослевший и, очевидно, поумневший Джош вдруг осознал, что в рисовании преуспел не больше, чем Капитан Смайлик – в спасении вселенной, да вот удача – помыкавшись по чужим студиям и поднабравшись опыта, фонтанирующий идеями Джош создал наконец свою студию, созвал братьев по разуму и принялся делать видеоигры. Да не простые, а особой «новой породы», такие, чтоб в них главенствовали indie-идеи, но при этом – с узнаваемыми персонажами-мэскотами и обязательно весёлые. А главное – изначально нацеленные на цифровую дистрибуцию, причём самый верхний – наиболее качественный – её сегмент. Чтоб все кругом недоумевали: «А почему бы не выпустить такое чудо в дисковом формате?» Там-то, в стенах Twisted Pixel, и состоялось судьбоносное знакомство с художником Брендоном, человеком, который за зарплату берётся воплотить все детские фантазии основателя компании. И очень быстро по офису начали гулять обложки несуществующих комиксов о похождениях Капитана Смайлика. Их-то, собственно, и показали боссам Microsoft вместе с на скорую руку собранным видеороликом, под них и получили добро на будущую игру.
Царские бонусы
Помимо горы шуток и тонны озвучки здесь ещё и океан бонусов. Если вас удивляет огромный размер игры (более полутора гигабайт), так и знайте: всё ушло на озвучку и бонусы. Покончив с прочими разделами (где есть даже то самое видео, с которым разработчики заявляли концепт игры в Microsoft), можно надолго застрять в просто-таки необъятных залежах концепт-арта, поминутно удивляясь, сколько всего было для игры придумано, но так в результате в неё и не вошло, вытесненное более удачливыми идеями. А какие здесь комикс-обложки! Есть даже сами комиксы (несколько страничек были использованы в заставках игры, совмещающих «живое» видео из реального мира и выдуманную вселенную), включая работы «друзей проекта» и самого Джоша Бэара, придумавшего Капитана Смайлика, в семилетнем возрасте на уроке географии. Каждая (каждая!) картинка снабжена текстовым комментарием, зачастую довольно-таки забавным. И, что самое приятное, все эти бонусы участвуют в прокачке! Любой купленный за игровые деньги «артефакт» сообразно стоимости добавляет несколько процентов к множителю «гонорара» по окончании любой главы. И если вы геймер хитрый, то обязательно инвестируете в них все добытые на первых уровнях деньги, чтобы впоследствии единым махом загребать баснословные барыши (максимальный множитель – 325%) и, уже не скупясь, приобретать в местном магазинчике (если так можно назвать безумного учёного, потерявшего работу в прохудившемся комиксе Смайли) апгрейды к характеристикам. Кстати, по хорошей традиции Twisted Pixel, здесь же вы получите цацки для аватара, Premium-тему и даже комплект дополнительных уровней к ‘Splosion Man!
Время от времени камера меняет положение и скролшутер превращается в лайтган-тир. К особенностям управления нужно будет привыкнуть…Харизматичный бородач Фрэнк Уилсон – наш кумир, своим умнейшим лбом он вдребезги разносит четвёртую стену, а вместе с ней - и всех экранных врагов. Только, зараза, очень деньги любит. Пять тыщ за первый вызов, десять за второй, пятнадцать за третий.
In your face!
Скажем это сразу, смело, в лицо: концептуально Comic Jumper слабее обеих предыдущих работ Twisted Pixel, за что и получила свою порцию критики. Но что это значит для нас с вами? Лишь то, что жанр игры чётко определён и имеет обширные корни в бурном прошлом всея индустрии. Разработчики источников вдохновения не скрывают: Contra и Gunstar Heroes узнаются легко и с самыми тёплыми чувствами. Конечно, есть и собственные наработки, и интересные находки, и целые секции «постороннего» геймплея, вроде QTE-пробежек, «3D-участков», раскланивающихся перед лайтган-шутерами, и даже двухкнопочная пародия на beat’em up, когда в ход идут кулачные комбо. Но в сердце геймплея, конечно же, старая-добрая Contra. Это очень приятно всем поклонникам жанра, хоть и уступает в оригинальности придумкам The Maw и ‘Splosion Man. Зато Comic Jumper куда как более насыщена стилистически и художественно. Если вы в состоянии представить этакую «Контру на стероидах» – с обилием озвучки, диалогов, видеороликов, где на шутке ещё десять шуток сидит и у одиннадцатой лапка соскальзывает, – то понимаете смятение рецензентов. С одной стороны – неглубокий нео-ретро геймплей, пусть и с детства любимый, но давно знакомый и даже заезженный, с другой – невероятное качество исполнения всего, что этот геймплей обрамляет. Поначалу это здорово фрустрирует: ощущение, будто в минуту Twisted Pixel забивает мешок гвоздей самым дорогим микроскопом. На первых уровнях хорошо заметно, что Comic Jumper не стесняется растягивать пробежки, ради того чтобы впихнуть побольше вложенных шуток – визуальных шуток, диалоговых шуток, да любых шуток, какие только народились! Вам ведь несложно расстрелять ещё десяток-другой горячих цыпочкообразных роботов, лишь бы улыбка не сходила с лица? Авторы несколько лет целенаправленно шли к этой игре, попутно пробуя силы на «этапных» – геймплейно-ориентированных – проектах, которые стали полигоном для испытания движка и умения Twisted Pixel скриптовать видеоролики и рассказывать анекдоты. Итог: порой появляется ощущение, что Джошу Бэару стоило бы запустить собственный комикс, а лучше – мультсериал про героически-одномерного Капитана Смайлика и его бесполезного (да чего там – вредного!) «как бы напарника» Звездуна, который мало того, что заливает всё вокруг шкворчащим и дымящимся сарказмом, так ещё ни в грош не ставит хозяина и вообще – главный фанат одного из эпизодических злодеев.
Впрочем, если вы не любите комиксы и не разбираетесь в них, добрая половина первоклассных хохм пройдёт мимо вас. Бояться нечего – и в том, что осталось, можно утопить не одного геймера. Но всё же тематика игры обязывает к какому-никакому, а багажу определённых знаний. Тем более что шутки-прибаутки подчас простираются далеко за пределы диалогового измерения. Так, например, в мире старых комиксов (вы ведь знаете, что такое Silver Age, верно?) господствует цензура, и всякий раз, когда вы стреляете по невинным людям (а вам, поверьте, придётся) или, скажем, незатыкаемый Звездун встречает очередного врага цветистым трёхэтажником, красный штамп цензурного комитета на секунду перекрывает видимость, усложняя маневрирование. В мире сёдзё-манги всё действие простирается справа налево, а уворачиваться от чёрно-белых прожектайлов, одновременно отстреливаясь от чёрно-белых школьниц, накручивающих tatsumaku, вдвойне тяжело. Впрочем, ещё тяжелее Смайлику приходится в конце главы, когда по контракту положено петь тупую песенку – например, чтобы душа издохшего единорога отправилась в рай, где много вкусной еды и никогда не болит животик. И напротив: когда в героической саге о варварах Звездун подобьёт вас на убийство NPC, сославшись на то, что жизнь в этом жанре ничего не стоит, расхлёбывать последствия содеянного придётся ещё долго, а кончится дело недовольством читателей чрезмерной немотивированной жестокостью героя, вырезавшего в порядке самообороны всех друзей и родственников жертвы. Шуток «для своих», комических стилизаций и пародий не просто много, а неправдоподобно много. Авторы в теме настолько глубоко, что некоторые журналисты поначалу даже приняли весь этот стёб за чистую монету и разругали демоверсию за «дурные приколы».
По сценарию, именно разработчики из Twisted Pixel помогают Капитану Смайлику разобраться с проблемами. Громадный экран на базе постоянно демонстрирует их офис, откуда они иногда подглядывают за происходящим. Такие штуки в видеоигре, признаться, ошеломляют.Рукопашный бой здесь нарочито шутовской: знай себе утыкивай врагов трёхударным однокнопочным комбо! Но, как и везде здесь, есть второе дно: ещё одна кнопка, которая отталкивает врагов по обе стороны от героя. Только с её помощью можно пройти рукопашные отрезки «чисто».
Звездун – изрядное трепло, жирный тролль, неистребимая заноза в заднице. Если бы не он, жизнь у Капитана Смайлика была бы куда спокойнее и... скучнее.
Shut up and shoot!
Формальная идея (путешествие по непохожим мирам-комиксам) Comic Jumper будто бы напрашивается на сравнение со Spider-Man: Shattered Dimensions и, нужно признать, поначалу производит впечатление наличия тех же просчётов: в рамках какой бы стилистики вы ни оказались, стрелять во всё, что движется, предстоит совершенно одинаково. И не только стрелять: все прочие «кубики» геймплея, будь то рукопашные секции, лайтган-секции или QTE-секции, повстречаются не раз и не два. Но, в отличие от работы Beenox, здесь эти кубики поданы правильно: они видоизменяются от уровня к уровню, обогащаются новыми элементами… Но главное – даже в середине, даже в финале игры запросто появляются новые. Comic Jumper нельзя назвать предсказуемой, и это очень выгодное отличие. Второе – в том, что каждый следующий уровень – обязательно, всенепременно лучше предыдущего. Это не комплимент первым двум, которые всё-таки скучноваты и нудноваты, но глубокий поклон всем остальным. И, конечно, боссы – краса и гордость здешнего шут-геймплея. Взяв всё лучшее у 16-битных предков, авторы пошли дальше, сделали свой небольшой вклад. Например, здешние боссы запросто меняют палитру атак. Можно выучить фазы, но всё равно нельзя быть уверенным, что видел их все, как нельзя и угадать очерёдность атак. Растратил жизнь на то, чтобы разобраться, что и как делать в каждом эпизоде боя, погиб, а в следующий раз босс вдруг применяет совершенно другие атаки, которых ты ещё и в глаза не видел, и, соответственно, ключик к ним всё ещё не подобран. И в третий раз удивляет. И в четвёртый. Это очень круто для жанра, держит в напряжении, не давая ощущения безопасности, качает адреналин.
Да и простые противники не лыком шиты. Потратив пару часов и освоившись в игре, замечаешь, что едва ли не каждый враг или даже препятствие имеют «второе дно», открывающееся лишь тогда, когда ситуация усугубляется. Сам по себе никакой злодей не страшен, но стоит им одновременно появиться на экране (а это ситуация обычная – ближе к финалу игра вплотную приближается к определению Bullet hell), как запросы игры возрастают, и она требует от вас понимания множества тонкостей и поспешной адаптации к тактическому узору боя не меньше, чем острого глаза и ловкого пальца. Для Contra-жанра это действительно полезно и важно: заучивать приходится не столько сам уровень, сколько микротактические шаблоны, из которых в разных комбинациях составлена та или иная ситуация. Каких врагов отстреливать в первую очередь, как перемещаться, на чём сосредоточить огонь – все эти решения принимаются чуть ли не автоматически, спинным мозгом в обход головного. Comic Jumper отнюдь не так сложен, как фэнские скролшутеры, но и халявить не даёт: перебежки от чекпойнта к чекпойнту заставляют выложиться на полную (порой – немножко сверх того), но при этом почти никогда не возникает ощущения, будто ситуация вышла из-под контроля, гибель неизбежна, и единственное спасение – позвать на помощь разработчиков (это делается кнопкой Y). Если вы любите, когда игра бросает вам вызов, но благоразумно побаиваетесь буллет-хеллов, Comic Jumper – лучший вариант. Чёртов «настоящий финальный босс» вытащил из меня всё до нитки, но я аплодирую его гениальности стоя. Больше того – я требую введения в «Стране Игр» отдельных медалей «За могучего босса» и «За сломанный джойстик»! И ещё можно – «За самый крутой финал». Да, и не забывайте правильно прокачиваться, иначе так и не узнаете, чем же там всё-таки кончилось.
***
В Comic Jumper представлены четыре комикс-мира или, что вернее, четыре линейки супергеройских комиксов, ставшие объектом бесчисленных шуток и пародий. The Adventures of Captain Smiley – родная вселенная главных героев игры, заштатный комикс из ранних девяностых, выполненный в стилистике «вырви глаз», с трудом выживающий в нынешние времена. Здесь предстоит провести совсем немного времени, но именно здешние обитатели пройдут с вами через всю игру. Nanoc the Obliviator – вневременное «варварское фэнтези», пародия на мир Конана Разрушителя. Мрачный, коричневый и первый из тех, в которых Смайли предстоит побывать в качестве приглашённой звезды. Он, признаться, скучноват, зато здорово оформлен. Опять-таки самонаводящиеся курицы и колоритные аборигены не могут не понравиться.
Improbable Paper Pals! – представитель Серебряного века, комикс конца шестидесятых. Cоциальные распри Америки, включая мужской шовинизм и расовую нетерпимость, – вот тот бэкграунд, на котором по негласному перемирию с цензорами выживали преувеличенно детские геройские комиксы, примерившие на себя роль наставника детсадовцев. Потрясающая стилизация и рванувшее вверх качество геймплея – именно здесь, можно сказать, начинается настоящая игра! Cutie Cutie Kid Cupids – махровая девчачья сёдзё-манга для самых маленьких – с единорогом и песенками. Первоначально этот мир задумывался как «комикс, в котором Смайли не хотел бы оказаться ни за что на свете» и в качестве прототипа обсуждался американский мультсериал The Powerpuff Girls. Как видно, это оказалось недостаточно радикально, и теперь чёрно-белый Смайли поливает хихикающих младшеклассниц из водяного пистолета, говворритт оочченнь мееедленнно и ежесекундно излучает сердечки на фоне школьных плакатов «Go Go Fight Tentacles!!» На базе все над ним потешаются, так что в последней главе наш герой всё-таки променяет сердечки-радуги на разрывные пули и оторвётся на полную…
1461 Прочтений • [Обзор игры Comic Jumper] [11.04.2012] [Комментариев: 0]