Сделать пазл о кризисе среднего возраста и заставить говорить о нем всю индустрию – плевое дело для геймдизайнеров и художников культового JRPG-цикла Persona. Куда труднее было собрать игру из простых, дешевых, кое-где даже бракованных кубиков, и заставить все это безобразие действительно работать – чтобы Catherine прогоняла перед геймером калейдоскоп кошмаров, проклятых вопросов, неудобных ассоциаций, и так пока что-то не попадет в цель.
В прошлом году Женя Закиров уже писал о японской версии игры, однако перед европейским релизом я заказал американскую версию и решил сделать для вас уже полноценную рецензию, с оценкой. Она, оценка, впрочем, значит не так уж много – по вкладу в развитие геймдизайна Catherine не уступает Heavy Rain. Все зависит от богатства личного опыта: чем ближе вы к целевой аудитории, тем полнее вы понимаете игру. Геймерам моложе шестнадцати лет здесь делать нечего, а я – всего лишь на год моложе главного героя. Если проводить прямые аналогии, я скорее похож (не внешне) на другого персонажа, кого именно – попробуйте догадаться. Но погружение в игру от лица Винсента и не требуется – Catherine сделана как театральная постановка для геймеров-зрителей. Смотреть на историю нужно со стороны.
Немного фактов для введения вас в тему. Главный герой – офисный служащий Винсент, раздолбай-неудачник 32 лет от роду. У него есть девушка, Катерина (Katherine), сверстница, более успешная, обеспеченная, серьезная, думает о будущем. С Катериной Винсент пьет кофе. В баре Stray Sheep, где герой оттягивается с друзьями, он познакомился с другой девушкой – назовем ее Катарина (Catherine). Ей двадцать два года, она одевается откровенно, готова лечь в постель с понравившимся парнем в первую же ночь, живет одним днем. С Катариной Винсент пьет виски. Лежащая на поверхности тема игры: кого предпочтет герой, особенно когда Катерина расскажет, что ждет ребенка? Менее очевидная: причем тут разговоры о полетах в космос?
Вилка – страшное оружие в руках опытной женщины. Винсент в курсе, поэтому в кошмарах оказывается в роли тортика.На выбор предлагают пиво, виски, сакэ и коктейли. Кстати, заядлых алкоголиков игра научит делать коктейль «Николашка». Серьезно.
А вот это снится мужчине, который узнал о незапланированной беременности любимой. Очень похоже.
Технически игра выстроена так: Винсент шатается по бару, разговаривая с людьми, прикладываясь к бокалу и читая SMS-сообщения от обеих Кать. Это приключенческая часть. Рано или поздно он уходит домой, засыпает, а в кошмарах составляет из кубиков лестницу и карабкается наверх в поисках выхода. Это пазл-часть. Они перемежаются длинными неинтерактивными сюжетными роликами – как трехмерными, на движке игры, так и чисто анимационными, рисованными. Ближе к концу вы поймете, что у Catherine есть еще одно измерение – это сложный психологический тест с перекрестными проверками правдивости ответов. Самые яркие его эпизоды – исповедальня между этажами пазл-башни, где Винсенту задают вопросы о смысле жизни, о браке, о детях, о сексуальных фантазиях. «Свадьба – это начало жизни или ее конец?» или «Готовы ли вы рискнуть ради любви всем, включая и жизнь?» – и только два варианта, без робких «не знаю». Эти моменты блистательно подчеркнуты и единственной онлайн-фичей Catherine: ответы всех геймеров при первом прохождении хранятся на сервере, и вы можете посмотреть, как распределились голоса других владельцев игры. Очень любопытно.
В кошмарах Винсент превращается в овцу, карабкающуюся по лестнице жизни. Он не один – есть и другие. Люди-овцы безжалостно сталкивает друг друга в пропасть в кошмарах, но на коротких остановках-передышках между этажами не прочь поговорить и поделиться опытом. Довольно быстро геймер (но не Винсент) осознает, что в кошмарах ему встречаются те же персонажи, что и в баре Stray Sheep, и тут начинается самое интересное – Catherine превращается в детектив. В игре нет ничего «просто так» – и автомат с видеоигрой «Рапунцель», и необходимость бегать в туалет, чтобы смотреть фотки Катарины в неглиже, и реплики других завсегдатаев бара в определенный момент выстреливают, складываются в четкую картину. Конечно, найдется в ней место и телерепортажам о серии загадочных смертей среди мужчин, как на подбор – завсегдатаев именно этого самого бара. Лично я не угадал дворецкого, но, быть может, у вас получится лучше (только не вздумайте лезть в гайды и википедию – тот случай, когда спойлеры убивают половину удовольствия).
Коллекционная версия
Я взял американскую Deluxe-версию Love is Over, куда входят:
Футболка женская белого цвета с названием “Catherine’s Empty”. Размер: L
Трусы Винсента в розовый горошек, размер: L
Наволочка для подушки с нарисованной Катериной, стандартного размера, двойная
Коробка для пиццы “Stray Sheep”
Диск с игрой
Саундтрек
Артбук
Ничего пока не знаю о европейском релизе и его завозе в Россию, но эту версию пока еще можно купить на videoigr.net. Благодаря тому, что у PlayStation 3 нет региональной защиты, ее смело рекомендую всем желающим.
Многих моих знакомых смущала именно пазл-часть, которую все видели в демке. «Неужели там вся игра такая – таскаешь блоки и прыгаешь?» – типичный вопрос. Честно говоря, я тоже сомневался, что пазл можно сделать интересным и разнообразным, даже если добавить в него визуальные страшилки на тему детей и свадьбы. Но геймдизайнерам удалось с каждым новым уровнем вводить новые условия и типы кубиков: блоки взрываются, скользят, ловят героя шипами, затягивают в черную дыру, передвигаются самостоятельно… Повторяется игра только в одном: проходить пазл в Catherine чертовски сложно – ломаются и мозг, и пальцы; каждый новый уровень – тяжелая, трудовая победа. В Heavy Rain аналогичная задача решалась так: требовалось зажимать какие-то невероятно неудобные комбинации клавиш. Тоже работало, но в Catherine эффект все же масштабнее – вплоть до броска контроллером в телевизор и матерной тирады. Да, и на легком уровне сложности, конечно, играть нельзя – не опускайтесь до этого, пожалуйста.
Закончив очередной уровень кошмара, Винсент просыпается – и в реальной жизни его поджидает еще более сильный удар по мозгам. Он умудряется постоянно попадать в ситуацию «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – голову отрубят, а прямо – еще хуже будет». И, глядя на его бегающие глаза, на выражение неподдельного ужаса на лице, на капельки пота на лбу, я каждый раз прекрасно понимал его чувства и восторгался мастерству авторов, так точно передавших бесконечное напряжение момента. Чтобы обойтись без спойлеров, воспользуюсь игрой, которой меня научили сотрудники компании «Акелла»: из перечисленных далее фактов, имеющих отношение к Catherine, неверен один. Однажды в моей жизни тоже были две девушки по имени Катя, одна узнала о другой, мне пришлось принимать очень важное решение, и выбор я тоже сделал неправильно. Была и такая, что утверждала, будто послана ангелом, чтобы наставить меня на путь истинный, и представила убедительные доказательства. Ах да, и один из персонажей Catherine – транссексуал.
В Catherine есть восемь концовок – поэтому внимательнее относитесь к тому, что делаете в игре, и отвечайте честно (жуликов ждут плохие финалы). В конце авторы на всякий случай ломают четвертую стену и прямо объясняют не выползшим из танка геймерам о том, где в Catherine зарыты метафоры о смысле жизни. Чтобы прочувствовать их сполна, за игру можно сесть и во второй раз, пробуя скорректировать ее итог. И не только ее. Никогда не поздно сменить приоритеты, отказаться от покоя и стабильности ради безумства наслаждений, или достичь истинной свободы, отринув стереотипы общества. В конце концов, в 32 года жизнь только начинается.
О проблемах пазла
Проходя уровни, Винсент зарабатывает деньги, которые можно потратить на покупку предметов у жирной овцы. Фишка в том, что это практически бесполезно – переносить с собой можно только один бонус (например, «создание кубика из воздуха» или «временная способность забираться сразу на два кубика наверх»), и в начале нового уровня вам обычно и так предлагают какой-то один (и часто более ценный).
В игре есть ограниченные continue (!), запас которых можно пополнять призами в форме подушки. Если их у вас осталось мало, то стоит воспользоваться дурацким лайвхаком, позволяющим размножить continue до бесконечности. Найдите место, где почти сразу после чекпойнта лежит подушка. Добегаете до нее, берете (+2 continue), умираете, возрождаетесь (-1 continue), добегаете до подушки (+2), умираете… Поняли идею, правда?
Однажды я взял чекпойнт в неудачный момент – через две секунды после возрождения на нем Винсент гарантированно умирал. Пришлось начинать уровень заново.
Один из боссов, ребенок с бензопилой, раскидывает хаотично перемещающиеся убивалки (иначе не могу их назвать). Мне никак не удавалось их преодолеть, потому что часто натыкался на них случайно, не имея возможности уклониться. Спасла возможность откатывать решения на несколько действий Винсента назад (нужна для того, чтобы вы не поломали загадку и не застряли навсегда). При ее использовании уже выпущенные убивалки не восстанавливались (хотя должны были бы), и босс тратил еще с десяток секунд на то, чтобы снова ими воспользоваться. На мой взгляд, это тоже чит, не предусмотренный игровой механикой.
Конечно, можно сказать, что все вышеперечисленные претензии – это такая метафора несовершенства лестницы жизни, но лучше бы ее в игре не было.
1184 Прочтений • [Обзор игры Catherine] [11.04.2012] [Комментариев: 0]