Издавна повелось, что переход от 2D к 3D – штука очень тонкая. Одним он идет на пользу, и вряд ли кто-либо будет спорить, что Metroid или Legend of Zelda, перейдя в трехмерное пространство, стали значительно лучше. Другим трехмерность только вредила, и больше всего, пожалуй, досталось сериалу Castlevania, который лишь с пятой попытки добился того, что удалось провернуть с Metroid'ом в далеком 2002-м. Тем интереснее становится ситуация, ведь новая Castlevania: Lords of Shadow если и не шедевр на все времена, то как минимум один из лучших приключенческих экшнов года. Девелоперы из MercurySteam в третий раз работают с известными личностями: сначала был Американ МакГи (Scrapland), затем Клайв Баркер (Jericho), а за разработкой Lords of Shadow приглядывал не кто-нибудь, а сам Хидео Кодзима.
С чистого листа
Прежде чем начинать анализ и делать какие-либо выводы, стоит разобраться – что же изначально задумывали разработчики. Перед нами не очередная глава сериала, а совершенно новый проект, со своими героями и злодеями, мифологией и скелетами в шкафу. Хотя, де-факто, злодеи все те же, да и в героях числятся Бэльмонты, так что с перезапуском обошлись очень бережно, но и рисковать не боялись – «своего» у Lords of Shadow предостаточно.
На дворе 1047-й, вокруг – полная неразбериха. Мир на грани катастрофы: силы зла в очередной раз ополчились на человечество, в открытую нападают на мирных жителей, а силы добра ничего толкового с этим сделать не могут. Ситуация принимает совсем нешуточный оборот, ведь даже боги решают отвернуться от рода людского. На помощь бросается лишь Братство Света, куда и входит Габриель Бэльмонт – наш протагонист. Вообще, у него не было личных причин ввязываться в эту войну, но темные силы и об этом позаботились: жену героя убили, и теперь ее призрак, запертый в чистилище, помогает Габриелю и его напарнику Зобеку узнавать о замыслах неприятеля. Мотивация у героя практически железная, и строится она не на том, что враги «сожгли родную хату»: только одолев Лордов Тьмы и заполучив могущественный артефакт – Маску Бога, он сможет вернуть к жизни покойную супругу. А сделать это будет очень непросто, т.к. лишь по-настоящему могущественная и древняя нечисть числится в Лордах. Собственно, вот она, завязка игры, остальное – спойлер спойлером погоняет. Конечно, тут стоит сказать спасибо сценаристам, которые не ленились и создали пусть и не идеальную, но действительно захватывающую историю, за которой внимательно наблюдаешь на протяжении всего прохождения. Единственным ее недостатком можно счесть редкие «сопливые» моменты, которые напоминают дешевую мелодраму. К примеру, умудренный опытом Зобек говорит лишь на повышенных тонах, высоким штилем и в героической позе, что часто не стыкуется с происходящим на экране. Приятно, что Бэльмонт, по негласной традиции, тот еще кремень и эмоции выплескивает редко – это лишний раз доказывает серьезность его намерений. Завершая «сюжетную часть», нельзя не вспомнить весьма нетривиальный финал с кардинальной трансформацией героя и развязкой, уходящей на века вперед.
Блистательное техническое исполнение – один из главных козырей игры. Графика – немногим хуже, чем в Uncharted 2 и God of War III!Основное оружие главного героя – крест, совмещенный с кнутом – неоднократно будет улучшаться. В игре также есть мечи и секиры, но дополнительные типы оружия пасуют перед основным.
Даже подземелья, которые, по идее, должны смотреться слабо, выглядят потрясающе красиво.Вампиры, как всегда, являются основными антагонистами героя, но в отличие от прошлых выпусков Castlevania, в Lords of Shadow кровососы теперь выступают и в качестве рядовых противников.
Конечно, сюжет – это хорошо, а хороший сюжет – хорошо вдвойне, но без грамотной постановки на происходящее попросту было бы неинтересно смотреть. К счастью для нас всех, MercurySteam знает толк в качественной режиссуре, и наблюдать за многочисленными сценарными коллизиями как минимум приятно. В сюжетных роликах, большая часть из которых строится на движке, камера всегда показывает нужные ракурсы, да так, чтобы этот самый движок как следует поиграл мускулами. А играть на самом деле есть чем. Величественные замки, чьи башни уходят далеко в облака; заснеженные горы, с ледяных голов которых ветер волнами срывает снег; грациозные леса, с мелкими прудами и струнами солнечных лучей, тоненькими струями пробивающимися сквозь кроны деревьев, – и все это буквально «дышит», живет своей жизнью. Моделям персонажей повезло не меньше – страшно даже подумать, сколько полигонов уходит на нашего протеже. Если бы пару лет назад нам сказали, что толком никому не известный испанский разработчик сумеет сделать самую красивую игру из ныне существующих, мы бы, прямо скажем, сильно удивились. Тем не менее факт остается фактом: Lords of Shadow – это, судя по всему, самый красивый мультиплатформенный проект на данный момент. Он выглядит даже лучше, чем Halo: Reach, Resident Evil 5 и даже Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Особняком стоят лишь Uncharted 2: Among Thieves и God of War III, до которых творение испанцев в техническом плане чуть-чуть недотянуло. В частности, озадачивает не слишком стабильный фреймрейт в версии для Xbox 360, но об этом вы можете прочитать в соответствующей врезке. Во внешнем виде игры действительно нет ни одного серьезного промаха, а учитывая мультиплатформенность, этот факт можно считать настоящим достижением. В угоду техническому совершенству арт-дизайн также не вызывает ни малейшего сомнения. По словам самих разработчиков, вдохновение они черпали не из всем известной Symphony of the Night, а из Castlevania IV для SNES, и это чувствуется. Сам подход к дизайну не похож на тот, к которому мы привыкли за все эти годы, и такая верность «корням» со стороны MercurySteam заслуживает аплодисментов. К тому же олдскульный арт-дизайн в 3D смотрится актуально, в отличие от работ Аяне Кодзимы, которые только испортили Lament of Innocence 2004 года выхода.
Под стать графике, музыка в Lords of Shadow напоминает другую вселенную с «Lord» в названии. Влияние «Властелина Колец» на современные кино- и игроиндустрии сложно переоценить, и в MercurySteam пошли по пути наименьшего сопротивления. Игра-то пафосная – все же мы мир спасаем, вот и саундтрек как раз под такое настроение. Локации буквально оживают, когда из колонок звучит потрясающе красивая симфония, сплетающаяся воедино с отменным вокализом. Озвучка не отстает ни на шаг от музыкального сопровождения – на роли Габриеля и Зобека пригласили голливудских звезд. Так, протагониста озвучил гениальный британский актер Роберт Карлайл, сыгравший Дона Харриса в «28 неделях спустя». Зобеку, по большому счету, повезло даже больше – его сыграл Сэр Патрик Стюарт. Для обоих, кстати, это не первый опыт работы над видеоиграми, и это, что характерно, чувствуется. Хотя, может, просто талантливые люди талантливы во всем, за что берутся.
Битва титанов: PS3 vs. Xbox 360
Версии игры для разных платформ, с графической точки зрения, абсолютно идентичны. То же разрешение 720p, то же освещение, количество полигонов, и даже текстуры один в один такие же. Разница заключается в чуть менее стабильной частоте кадров на Xbox 360 и в необходимости менять диски на этой же консоли. PS3-версия вышла на Blu-ray, и все 12 гигабайт уютно уместились на одном носителе. Что касается фрэймрейта, то это объясняется просто: PS3 была ведущей платформой. Тем не менее, вне зависимости от платформы и ввиду минимальных отличий разных версий, игру рекомендуем брать на обе консоли.
Загадки и головоломки, присущие скорее сериалу «Принц Персии», чем Castlevania, в новой игре выполнены на «пятерку». Решать их интересно и не наскучивает на протяжении всего прохождения.Lords of Shadow – игра очень эмоциональная, и пейзажи соответствуют атмосфере на все 100%.
Габриель обучен целому ряду акробатических приемов, умеет карабкаться по уступам и стенам…… а также лихо обращается с кнутом, словно заправский Индиана Джонс.
Ни разу не God of War
Конечно же в подзаголовке мы схитрили, и Lords of Shadow местами все-таки напоминает сериал о приключениях разгневанного спартанца, но прямого сравнения нет и быть не может. Главное отличие новой Castlevania в том, что там, где на десятом часу геймплея God of War плавно заканчивался, творение MercurySteam только начинает набирать обороты. Полдюжины боссов позади, а вместе с ними и гоблинские болота, и непроходимые чащи лесов, но впереди еще столько всего, что на две-три игры хватило бы. Естественно, продолжительность в 20-25 часов – далеко не главное отличие обозреваемого проекта от многочисленных конкурентов. Lords of Shadow подкупает, прежде всего, беспрецедентной глубиной геймплея, где сотни мелких штрихов сливаются в единое полотно, рождая совершенно уникальный результат.
Первое, с чего хотелось бы начать разговор о геймплее, – боевая система. Она устроена иначе, чем в God of War или Devil May Cry. Мы привыкли, что базовый набор приемов у нас на руках с самого начала, а все остальное – лишь прокачанный базис плюс многочисленные комбо, которые чаще всего получаются сами собой. В Lords of Shadow все устроено совершенно по-другому. Мы с самого начала имеем на руках не только дюжину приемов, но и солидный набор комбинаций, и уже в первых главах двадцатиэтажные комбо – норма. Прокачка открывает доступ именно к расширенным, особенно забористым наборам атак, которые простой долбежкой по кнопкам никак не достичь. Легкий удар, сильный, затем опять легкий, но держим кнопку атаки около секунды, потом лихо долбим легкий удар 5 раз, и вот она – заветная цепочка ударов. Шесть тысяч очков опыта за сверхмощную атаку в воздухе с использованием магии теней – это серьезный шаг, т.к. вы сами должны понимать, будете ли пользоваться данным комбо или лучше потратить заветные очки на что-нибудь попроще и подешевле. Игра очень четко отделяет хардкорщиков от казуалов, да так, как и филигранной Bayonetta не снилось. При этом, на первый взгляд, боевка новой Castlevania кажется кондовой и неудобной и, без шуток, раздражает первые пару часов. Потом уже, когда входишь во вкус, осваиваешься с системой уклонений и блоком и получаешь магические способности, все возвращается на круги своя, но первые уровни буквально со скрежетом, сцепив зубы, проходишь, проклиная все на свете. В общем-то это относится и ко всей игре в целом – она просто сделана иначе, чем God of War, а нам любые перемены кажутся неуместными или неудобными. Однако же после Lords of Shadow прохождение любого «Бога Войны» покажется хоть и не прогулкой по парку, но занятием как минимум попсовым – слишком уж часто мы привыкли к послаблениям в экшнах, коим попросту не нашлось места в Castlevania.
Поединки с вампирскими генералами чаще всего проходят гладко. Тактика боя не требует особой смекалки, но расслабляться все равно не советуем.Земляной Титан, несмотря на колоссальные габариты, – достаточно простой босс. Если играли в Shadow of the Colossus – разберетесь без проблем.
Первая встреча с троллем. Поначалу здоровяк кажется практически непобедимым…… но уже через пару минут склеит ласты после череды удачных атак и коротенькой QTE-сценки.
Боевая система сильно спасовала бы, не озаботься разработчики созданием магической системы и построением древа прокачки таким образом, что каждый делает выбор самостоятельно и с расчетом на свой конкретный стиль прохождения. Типов магии по факту два – светлая и темная. Светлая очень ценна на высоких уровнях сложности – именно благодаря ей, при каждом попадании по противнику, восстанавливается частичка линейки здоровья. Темная, в противовес светлой, жизненную энергию не восполняет, зато сила атаки с ее помощью возрастает чуть ли не вдвое. Прокачка магии, да и прокачка героя в целом – это единственный способ пройти игру до конца без сквернословия и разбитых контроллеров. Не столь уж полезные, на первый взгляд, и очень дорогие приемы не раз и не два спасут вам жизнь в таких ситуациях, когда спасения вроде бы и нет. Так, схватка с первым Лордом Теней – предводителем Ликанов Корнеллом – закончится разгромным поражением, если не учитывать особенность данного конкретного противника. Так уж устроена Lords of Shadow: каждый враг требует особого подхода, игнорировать который, прямо скажем, нежелательно. Познания о любом рядовом тролле, оборотне или боссе скрываются под кнопкой «Back» (на Xbox 360). Короче говоря, разработчики явно не щадили себя и внедрили в игру настоящую энциклопедию, из которой можно узнать, что заряженный магией теней нож дико не нравится оборотням, а вампиры терпеть не могут святую воду, причем даже боссы. Иногда решения проблемы не столь тривиальны, и, например, поймать проказника Чупакабру помогут феи – мелкий негодник отвлечется на них, а тут вы его и схватите. Феи, раз уж вспомнили этих красавиц, – один из типов вспомогательных предметов. Выше уже упоминались заветные ножи и непортящаяся святая вода, которые также относятся к классу вспомогательных предметов. Самый мощный из них – темный кристалл, собирать который надо по кусочкам, и лучше использовать сей артефакт в битвах с боссами.
Боевая система для приключенческого экшна – только полдела. Исследования и решение головоломок иногда играют даже более важную роль, чем потасовки, и хотя в Lords of Shadow поединки преобладают, приключенческая составляющая все равно выполнена на «отлично». Располагает к этому, прежде всего, отменный дизайн уровней. Любая локация – огромный лабиринт, в котором запрятаны десятки секретов и потайных ходов. Даже болотный уровень – всего-навсего третий по счету – таит в себе четыре апгрейда здоровья и улучшение для склянок со святой водой. А ведь эту самую воду мы получим аж в пятой главе, у сумасшедшего Аббата. Что это значит? А то, что возвращение в уже пройденные локации – не прихоть, но жизненная необходимость. В финале игры придется нелегко, если вы не удосужились пройтись по уровням повторно хотя бы разок. Да чего уж там, до финала еще дойти надо, а начиная с шестой главы вас ждет такой кавардак, что волей неволей захочется посмотреть, что же упущено в прошлый раз на давным-давно пройденных локациях. Возвращаясь к головоломкам, хочется признаться, что со времен God of War II не видел такого грамотного взаимопроникновения экшна в адвенчуру. Вроде бы ничего особенного, но подавляющее большинство местных загадок требует банального знания жанровых тенденций и условностей. Начиная с Prince of Persia: The Sands of Time, ни один порядочный приключенческий боевик не обходится без загадки со светом и отражающим его зеркалам, которые надо двигать, дабы открылась нужная дверь. И кто бы мог подумать, такая же загадка есть и в Castlevania. Но разработчики, видимо, любят поощрять своего геймера и за самостоятельное решение любой головоломки отстегивают от 300 до 1000 очков опыта. Хитрецов и проныр, правда, тоже не забыли – всегда можно залезть в энциклопедию и узнать решение загадки, но заветные очки опыта уже никто не подарит – не заслужили.
Напоследок о грустном. Управление и работа камеры – бич многих схожих проектов – увы, Lords of Shadow тоже стороной не обошел. Габриэль часто не вовремя откликается на команды, а при переходе из одной комнаты в другую нередки случаи, когда герой бежит не пойми куда. Все потому, что камера сменила положение, а управление не успело перестроиться – и мы в другой комнате, с другим ракурсом камеры, но герой бежит по старому алгоритму. Доходит до смешного: в битвах с боссами приходится останавливаться и заново начинать движение героем. Это мелочи, и вряд ли они испортят общее впечатление от игры, но шила в мешке не утаишь.
Король умер, да здравствует король!
После 20 часов геймплея, дюжины зверских боссов, десятков уровней и локаций сложно прийти в себя и трезво обдумать случившееся. Количество сил, времени, труда, человеко-часов и любви, вложенных разработчиками в Lords of Shadow, крайне сложно переоценить. Здесь и сейчас, на наших глазах, творится история. Именно так, и никак иначе, возможно было перенести 2D-концепцию сериала в трехмерное пространство, и какие-либо придирки сводятся к вопросам ваших предпочтений и вкусов. Это действительно шедевральный проект, конкурировать с которым может только God of War III.
Злодеи рулят
Боссы в Lords of Shadow – очередной предмет гордости разработчиков. Во-первых, их действительно много, во-вторых, каждый из них требует своей собственной тактики боя, лишь изредка дублируя чужую. И наконец, в-третьих, схватки с ними, как правило, очень сложны. Помимо десятков обычных силачей, драться с которыми надо привычными способами, встречаются и враги иного толка. Так, в игру неспроста запихнули двух титанов, биться с которыми надо прямо как в Shadow of the Colossus – это неплохо разнообразит игровой процесс. В общем, с боссами полный порядок.
Мы привыкли, что скелеты – слабейшие, наравне с зомби, враги, но в Lords of Shadows они представляют достаточно серьезную угрозу…… как и Темные Рыцари, которые всегда сдавались далеко не сразу.
1517 Прочтений • [Обзор игры Castlevania: Lords of Shadow] [11.04.2012] [Комментариев: 0]