«Хвала игре Borderlands, в кузнице Gearbox выкованной!» У последнего творения техасцев есть хороший шанс стать любимой электронной забавой народов всего мира, причем даже нашего, русского – на земле, обильно поросшей MMO-сорняками.
А все почему? Именно такие самородки, как Borderlands, не дают окончательно кануть в Лету славной традиции рассказывать взахлеб о своих виртуальных подвигах, совершенных накануне: какую крутую пушку нашел, как, возвращаясь с «охоты», нарвался на патрульный конвой и как с пятой попытки забил-таки огромного жука. Любители MMO, если хоть когда-нибудь делают передышки, знают об этом не понаслышке; но эта прослойка геймеров – весьма специфическая, и далеко не каждый имеет к ней
отношение. В ориентированных на одиночное прохождение играх власть скрипта (или пусть будет «дизайнерской мысли») непоколебима, и опыт общения с ними зачастую у всех более-менее одинаковый, с незначительными изменениями в зависимости от личных предпочтений. Возможно поэтому игры когорты Diablo, в первую очередь благодаря системе случайно генерируемого контента (а во вторую – много чему еще), занимают в наших сердцах особое место. А тех, кто посягает на это место, мы
часто люто ненавидим (есть и приятные исключения, вроде Titan Quest), против собственной воли сравнивая с полюбившимся «эталоном». У Borderlands, зверя той же породы, к счастью, достаточно наглости и оригинальности (а у ее создателей – идей), чтобы понравиться многим.
HUD очень удобен и информативен: тут и активное задание, и радар, и степень готовности особого умения, и состояние оружия, и статус помощников. Все будто бы проецируется на сетчатку персонажа, как в Halo и Section 8.Эта прекрасная картина не нуждается ни в какой подписи.
И тем не менее, поначалу она может ввести в замешательство. Стильная обложка словно предупреждает: «Эта игра снесет вам башку!» И как же отлично она это делает! Но важно отметить – отнюдь не теми средствами, о которых думаешь в первую очередь. Тут почти нет сюжета, крайне мало разговоров (в основном, монологов), примерно столько же скриптовых сцен, живая речь слышна хорошо если раз в полчаса – у Borderlands не развито то, что зарубежные журналисты называют presentation,
способ, которым игра подает себя геймеру, стремится его впечатлить. Единственное ожидание, что не испаряется с обескураживающим пшиком в первые же несколько минут, – это визуальный стиль и графика. Если вдруг вы, гуляя по улице, встретите одного из сотрудников Gearbox (еще невероятнее окажется то, что вы знаете в лицо хоть одного из них) и скажете, какой у них классный получился cel-shading, он, скорее всего, обидится. «Это не просто cel-shading – это собственная уникальная разработка, плод
совместных творческих усилий наших программистов и дизайнеров, – примерно так создатели описывали оригинальное визуальное решение. – Нам удалось то, чего не могли добиться другие: перенести яркие концепт-арты художников в трехмерный мир с минимальными изменениями». На практике это мало чем отличается от игр тех разработчиков, которые открыто говорят об использовании «мультяшной» технологии затемнения объектов – но какая разница, если результат выглядит хорошо в обоих
случаях? Это не живописная абстрактность Okami, не нарочитая грубость XIII и не почти осязаемая «бумажность» Wind Waker – это нечто свое, причем получилось очень и очень недурно, не в последнюю очередь благодаря выбранному
сеттингу послеядерного упадка.
Под постапокалипсисом в большинстве случаев подразумевается грязь, кровь и все оттенки коричневого с жирными мазками ядовито-зеленого (еще мутанты, панки и разруха, но с этим тут все предсказуемо хорошо). А в Borderlands мир хмурого будущего – яркий, с кричащими цветами и неслабой дозой комиксного фарса. Да еще с грубоватым юмором и «южным» акцентом – родные края дают о себе знать. Многое тут позаимствовано из Fallout («Убежище»,
торговые автоматы), из «Безумного Макса» (анархистские банды, разъезжающие на фантастическом транспорте) и даже из «Звездных Войн» (разговорчивые помощники-дроиды). Все эти штрихи нарочито очевидны, но в руках Gearbox они буквально заиграли новыми красками. И ведь посреди этого бесшабашного цирка на руинах нередки проявления откровенного насилия, даже садизма, причем в общем и целом такая игра на контрастах выгодно выделяет Borderlands на фоне конкурентов.
Следуя заветам классика, то есть Diablo, игра распределяет все вещи по цветовым категориям – для наглядности и для услады наших очей. Самые простые предметы светятся белым – такие можно даже не поднимать. Вещи с дополнительными характеристиками (а стало быть, поценнее) относятся к «зеленым». Далее идут синие, фиолетовые, желтые, оранжевые и – легендарные – бордовые. Какая маленькая деталь, а сколько интриги добавляет! Кстати, на официальных (и не очень)
форумах один за другим открываются самые настоящие базары, где игроки договариваются о встрече и обмениваются редкими предметами. Определенно, у этой игры большое будущее! Если в Gearbox не кипит вовсю работа над аддоном, мир на студию не на шутку обидится.
К сожалению, транспортных средств в игре всего один вид. Зато раскрашивать можно в самые разные цвета. Как, кстати, и самих героев.Если у «имени» противника есть приставка «badass», значит это особо злой и живучий экземпляр. Его имеет смысл убивать в первую очередь. А продолжите качаться – увидите еще и не такие причудливые «звания».
Но вернемся же к вопросу о сносе башни. Ничуть не графика делает Borderlands столь привлекательной, а необычность жанра и многообразие «начинки». Выглядит происходящее на экране как шутер от первого лица, и играется оно, по сути, точно так же, как выглядит. Но уже по всплывающим над головами врагов циферкам урона можно заподозрить игру в теснейшей связи с ролевыми собратьями – как ерничает рекламный плакат, два жанра «слились в экстазе и заделали ребеночка».
Бастарда сами же родители в Gearbox прозвали Role-Playing Shooter, и это настолько удачное имя, что «Стране Игр» пора вносить его в свою систему жанров. И самое примечательное, что обе составляющие совершенно полноценны: шутер именно такой, каким мы привыкли его видеть в «чистокровных» представителях жанра, а ролевая система – отнюдь не пятая нога и действительно влияет на геймплей. Все зиждется на жестко заданном классовом принципе: единожды выбрав один из четырех классов,
игрок не может переквалифицироваться или изучить чужие способности – к профессии геймер привязывается всерьез и надолго (всегда, впрочем, можно создать нового героя). У каждого класса имеется своя особенность – вроде «метательного» сокола у Охотника – и три уникальных ветки умений: одна отвечает за развитие профильного навыка, вторая – за защиту и третья – за умение обращаться с оружием. Таким образом, даже в рамках выбранной профессии можно сместить акценты
в развитии персонажа, сделать его более живучим или более метким. Вдобавок ко всему, разрешается использовать «классовые модификаторы», дарующие подопечному специализацию: например, Солдат может стать лидером или «саппортом» – это дает сильные бонусы в бою.
Если вдруг вас все же подстрелят, прежде чем звать на помощь или, того хуже, респауниться вдалеке от поля боя и платить процент с накоплений, можно попробовать отомстить. Каждый раз, когда заканчивается линейка здоровья, персонаж падает на колени и из последних сил целится во врага. Успеешь перед смертью кого-нибудь убить – возродишься тут же с полностью восстановленным щитом.Эти психи-карлики очень забавны. Некоторые таскают с собой мощный дробовик, отдача которого настолько сильна, что лилипуты то и дело плюхаются на спину, пропадая из поля зрения снайпера. А ведь и без того в маленьких поганцев тяжело попасть издалека!
Выбрали шкуру – едем дальше, чем же заняться в мире Borderlands? Это прозвучит несколько странно, но дел на планете Пандора, где разворачивается все действие, одновременно и много, и почти нет. Колесить и бегать предстоит по sandbox-мирку, не запертому ни в какие узкие коридоры или сюжетные рамки, а многочисленные персонажи, живущие на руинах да в хибарах, знай себе выдают задания. Если собрать их в кучу (задания, а не персонажей) и пересчитать, то выйдет почти две сотни поручений. Это
хорошая новость. Почти все сводятся к убийству цели – это... тоже хорошая новость. Вот только сами квесты не блещут разнообразием, да и с формулировкой работодатели не слишком мудрят: «сними с трупа и принеси мне» красной линией проходит через всю игру. Десятки часов мы только и делаем, что истребляем население Пандоры исключительно ради наживы. И в ней-то, в вожделенной награде, и кроется соль всей игры. Параллели с Diablo не просто напрашиваются –
они берут за пуговицу, заливаются соловьями: помимо огромных толп кровожадных врагов, Borderlands использует хитрую систему генерации оружия, врагов, содержимого контейнеров – иными словами, никогда заранее не знаешь, что выпадет из кармана подстреленного амбала. Главная ценность, конечно же, – оружие. Разработчики и журналисты называют какие-то космические цифры: от полутора тысяч до трех миллионов. Даже если принять за правду первую, количество все равно выходит очень впечатляющим.
Залипать в инвентаре или магазине, по полчаса сверяя характеристики и выбирая ствол подлиннее да обойму потолще, – вот чем вы будете заниматься в свободное от стрельбы и сбыта лута время. Убивать ради того, чтобы убивать лучше. Замкнутый круг. Вообще, этот процесс, хоть и увлекателен до ужаса, с трудом поддается правильному описанию – тут уместнее руководствоваться не квазиобъективными критериями «хорошо/плохо», а личным отношением: «нравится/не нравится». Кому-то бесконечный
процесс ради промежуточного результата вот уже много лет подряд покажется бессмысленным, а кто-то обязательно воскликнет: «Вот! Вот! Это как раз то, чего мне так не хватало!» В чем тут дело, в детской любви к «дьявольской» продукции Blizzard или в (не)пересечении ожиданий и предоставляемых возможностей, трудно сказать наверняка. Потому-то, как нам кажется, Интернет и разрывается полярными мнениями.
1. Роланд, солдат. Золотая середина: в меру живуч, неплохо стреляет и умеет лечить. Особый навык: развертывает мобильную автоматическую турель.
2. Лилит, сирена. Ловкая и быстрая. Особый навык: умеет становиться невидимой и очень быстрой. Владеет способностями, ошеломляющими и замедляющими врагов.
3. Марходей, охотник. Специалист по дальнему бою, использует пистолеты и снайперские винтовки. Особый навык: выпускает в бой прирученного сокола.
4. Брик, берсерк. Здоровенный громила с неисчерпаемой линейкой здоровья и склонностью к рукопашной. Особый навык: режим ярости, когда сам бьет на рубль, а в ответ получает копейки.
Среди более тривиальных недовольств встречаются и вполне резонные. Например, совершенно очевидно, что старт Borderlands берет никудышный: нас высаживают на пустынной остановке, ведут по учебному коридору в виде свалки, выдают небольшую охапку одинаковых квестов и говорят: «Ну, чего встал, иди работай!» Первые час-полтора-два опасливо бродишь среди холмов, роешься в горстке едва работающего хлама, который на себя потом и надеваешь, и отстреливаешь постапокалиптических собакоподобных
скагов. Нет ни расхваленного разнообразия пушек, ни транспорта, ни разношерстных врагов. Но дайте игре раскачаться, и она утянет с головой: появятся и самые разнообразные стволы, и багги с ракетной установкой, и модификаторы для классовых способностей, и телепортация между районами, и много чего еще. По-настоящему Borderlands расцветает часу к шестому-восьмому, с прибытием в Нью-Хэвен – более-менее цивилизованный город на Пандоре, где еще поддерживается порядок. Единственное, что так
и не раскачается никогда – и это очень расстраивает, – так это сюжет. Gearbox пытается скормить нам историю о поиске полумифического Убежища, хранящего несметные богатства и технологии пришельцев, – но разве можно заинтересоваться этим, если пересказ всей истории умещается в маленьком окошке текста и десятисекундной голограмме? Да и какое, к чертям, Убежище, когда под ногами столько лута?! Взгляните на количество желающих поохотиться за редким предметом в онлайне – ответ
очевиден.
В таком малюсеньком окошке (слева) умещается вся ролевая система. И работает ведь! Кстати, максимально возможный уровень – пятидесятый. Несложно подсчитать, что из двадцати одного навыка до максимума реально прокачать меньше половины. Трудный выбор!
Главный бриллиант в короне Borderlands, сетевой режим, удачно сочетает в себе и кооперативную игру, и соревновательность. В любой момент к вам может присоединиться от одного до трех персонажей любого класса – хоть все три Солдата. В зависимости от того, сколько товарищей бегает с вами и какой у них уровень, меняется и живучесть монстров, и ценность вываливающегося из них добра. Но в разумных пределах, конечно: в начальной зоне собаки не вырастут на несколько десятков уровней, а
вот в здоровье прибавят. Опыт за выполненное задание все получают одинаковый, причем завершенные в кооперативе миссии остаются таковыми и в одиночном режиме. Никакой системы распределения лута между игроками нет, так что делить предметы приходится по устной договоренности. Если же партия не пришла к консенсусу, все решит дуэль! Ее можно начать в любой момент в любой точке на карте (вокруг поля боя появится силовой барьер, отгораживающий от зевак), но никакого удовлетворения, кроме морального, от этого не
ждите. Более цивилизованный метод предполагает использование особых арен: заводишь туда друзей и начинаешь deathmatch с призовыми. Удобно и практично. За что хочется отдельно поблагодарить разработчиков, так это за тонко соблюденный баланс при кооперативном прохождении: не обязательно иметь четырех человек в команде, чтобы справиться с особо сложными заданиями или, шире, получать «полноценное» удовольствие. И в одиночку, и вдвоем, и втроем, и, конечно, вчетвером Borderlands играется
одинаково превосходно, как вполне самодостаточная игра без всяких скидок на «если бы». Если бы только свободного времени на нее было побольше...
Кросс-обзор
У наших экспертов Borderlands вызывает разные чувства. Им есть что рассказать об этой игре!
Денис «Солдат» Никишин Lv.48
Статус: Старший режиссер видеомонтажа
Предпочтения:
Bioshock, Diablo
Не люблю сетевые шутеры, но обожаю мультиплеер Call of Duty 4. Нахожу жанр hack’n’slash скучным, но питаю глубокую симпатию к первой Diablo. К идее кооперативного прохождения по сети отношусь со скепсисом, да и к Left4Dead остался
равнодушен. А вот Borderlands мне понравилась!
Геймплей: Соединив 3D-шутер и hack’n’slash, Gearbox создала динамичную ролевушку, в которой нужно не тупо закликивать толпы монстров, а выцеливать криты в голову, параллельно увлеченно возясь в инвентаре с именной винтовкой «+100% к дэмаджу». Ну и раскидывать очки умений на классовые навыки тоже надо не забывать.
Графика: Выбранный создателями стиль графического оформления можно признать удачным. Полигонов не много, но, как уже не раз доказывали нам в других играх, – количество полигонов не главное, когда дело касается графики. Главное – выдержать стиль, чтобы мир игры выглядел единым целым. С этим у Borderlands все в порядке.
Общее впечатление: Играть в компании с тремя друзьями – очень увлекательно. Жаль, что Borderlands выезжает только на одной этой голой идее. Ничего выдающегося в Borderlands, по сути, нет, и сядь я играть один – выключил бы консоль очень скоро. И тем не менее, часы, проведенные в онлайне с друзьями, – бесценны.
Оценка: 7.5
Александр «Хантер» Солярский Lv.25
Статус: Режиссер видеомонтажа
Предпочтения:
Halo, Quake 2, Left 4 Dead
Близкое знакомство с шутерами произошло во времена посиделок в компьютерных клубах. Нельзя сказать, что шутеры от первого лица стали для меня откровением, но часы, проведенные за ними с друзьями, можно исчислять сотнями. В последнее время несколько к ним охладел, играю только в лучшие.
Геймплей: Привычные перестрелки отлично уживаются с деревом умений и прокачкой. «Хэдшоты» здесь заменены на «критикалы», а обилие экипировки наводит на мысль о Diablo от первого лица. Легкое недоумение, пожалуй, вызывают лишь поездки на машинах: четырехколесные друзья больше напоминают спичечные коробки, нежели полноценный транспорт.
Графика: Звезд с неба, конечно, не хватает, но и состроить недовольную гримасу повода не дает. Окружение наводит на мысль о комиксах, но назвать картинку несерьезной или слабо детализированной было бы опрометчиво. С другой стороны, раздражает анимация персонажей и утомляют бесконечные противники-клоны.
Общее впечатление: Сильно вдохновляет в начале и совершенно наскучивает ближе к концу. В игре есть сюжет, но он такой, что лучше бы его и не было вовсе. Однако Borderlands полностью преображается, если в нее играть с друзьями. На фоне командных рейдов меркнут многие недостатки, а путешествие по пустоши превращается в веселый аттракцион.
Оценка: 8.0
Артём «Сирена» Шорохов Lv.39
Статус: Консольный редактор
Предпочтения: Diablo, KuF: Circle of Doom, Duke Nukem 3D, Fallout 2
В шутерах от первого лица разборчив до привередливости, например, BioShock при мне лучше и не упоминать. Если подумать – считаю, что в классическом смысле жанр себя попросту изжил. С Diablo-клонами романа не вышло, но, так сказать, расстались друзьями. А вот в co-op влюблен без памяти!
Геймплей: Фундамент заложен на загляденье, да и «поженили» жанры столь удачно, словно подобные игры по три в месяц нарождаются. Что далеко ходить: не успели мы порвать финального босса, как тут же пошли на второй круг. И удовольствия ни на чуть не убавилось! Gearbox срочно нужно закреплять успех – все же пока в игре всего очень мало.
Графика: Обидно признавать, что при должной детализации и вообще внимании к, собственно, графике, а не стилистике, Borderlands была бы краше раза эдак в три. При этом совсем уж сносит крышу от осознания того, сколь удачна и выдержана эта самая стилистика, раз уж и в нынешнем виде игра выглядит на загляденье. Короче, другой нам и не надо!
Общее впечатление: И даже в одиночку играется хорошо, хоть никто и не верит, пока не попробует. Borderlands – этакий гадкий утенок, много трудившийся и прокачавшийся наконец до прекрасного лебедя. Всего мало, все бедно, на все поскупились – а ведь, гляди-ка, все равно цепляет так, что не отвяжешься. Но – осторожно! – цепляет далеко не всех. Ждем аддонов!
Оценка: 8.5
Алексей «Берсерк» Косожихин Lv.33
Статус: Ведущий Live Network Channel
Предпочтения:
Counter-Strike: Source, Battlefield 1943
К мультиплееру большинства игр не притрагиваюсь: я предпочитаю соревновательным режимам co-op, а разработчики, увы, нет. Даже в MMO-играх больше ценю, например, живую экономику, а не возможность навалиться толпой в сто человек на одного босса. Но в редких случаях могу сделать и исключение.
Геймплей: Игра сперва вызвала у меня недоумение – я ожидал шутер, а получил World of Warcraft. Но, как и вышеупомянутый онлайн-наркотик, Borderlands очень быстро подсаживает игрока и на тонны принципиально друг от друга не отличающихся квестов, и на раскапывание лута в поисках полезного, и на «строительство» персонажа.
Графика: «Мультяшный» стиль игры поначалу раздражает, потом к нему привыкаешь, а ко второй половине игры и не представляешь, как было бы без него. С его помощью многочисленные сражения выглядят еще стремительнее и эффектнее, словно листаешь комикс, в котором единственные реплики – это «БУМ», «БДЫЩ» и «АРРРГХ».
Общее впечатление: От Fallout 3 эта игра тоже отличается кардинально: там Одинокий Странник – здесь команда товарищей, там герой сбегает из бункера – здесь он к нему стремится. Как ни странно, обе постапокалиптические повести справляются с воссозданием сеттинга практически идеально, хоть и рассказывают совершенно разные истории.
Оценка: 9.0
1836 Прочтений • [Обзор игры Borderlands] [11.04.2012] [Комментариев: 0]