Один из районов Готэма по решению властей становится тюрьмой. На улицах, где раньше честные обыватели ходить побаивались, теперь страшно и преступникам: вечный полумрак, разруха, дикий холод и ощущение постоянной неотвратимой угрозы. Еще бы – пока доктор Хьюго Стрейндж и его наемники следят, чтобы никто не удрал за пределы Аркхэм-сити, самые одиозные заключенные ни в чем себе не отказывают. Вон Двуликий, поговаривают, разделывает подчиненных бензопилой, а Джокер забавы ради превращает рекрутов в живые факелы. А тут еще из-за угла то и дело раздаются настойчивые трели таксофона, хотя все аппараты уже давно должны были умолкнуть. Или проносится слух: мол, Бэтмен близко! Отморозки всех мастей крепче сжимают биты и автоматы, сбиваются в стаи: авось, сегодня не придется болтаться на горгулье вверх тормашками. Врагов у Темного Рыцаря – весь город, кому-нибудь да удастся расправиться с назойливым супергероем . Знаменитый борец с преступностью слышит все эти перешептывания, но опасность его не пугает. Среди зловещих теней он – в своей стихии и наконец может по-настоящему расправить крылья.
Первая часть, Arkham Asylum, оказалась больше, чем отличным action-adventure с элементами стелса: она показала, что о Бэтмене можно сделать игру, в любви к которой не стыдно расписаться. Каждая схватка с преступниками убеждала: герой более чем в состоянии распутать любой заговор, при этом придерживаясь своего главного правила – никого не убивать. Если понадобится драться, он будет с издевательской для неприятелей ловкостью проделывать трюки, которые рассчитываешь увидеть разве что в видеоролике, – например, не глядя отбиваться от ударов в спину. Враги похватали автоматы, держат на прицеле заложников? Возмездие все равно настигнет негодяев – кое-кто умеет незаметно подкрадываться сзади, ловко прятаться за углами и под зарешеченным полом. В комиксах персонажу случалось быть разным – когда о тебе сочиняют истории больше семидесяти лет, успеваешь побыть и старым, и слабым, и даже взаправдашним вампиром. Но Rocksteady стоит поблагодарить за то, что они подарили миру такого Бэтмена, которым просто приятно побыть. Arkham City продолжает традицию: Бэтмен по-прежнему более чем готов к любым испытаниям, которые сулит ему сюжетная кампания. У него всегда есть шанс выглядеть умнее, изворотливее и предприимчивей соперников – так, чтобы воодушевлять того, кто им управляет. Это сперва тянет поиронизировать над собой: мол, в досье героя написано, что его физические и умственные способности развиты по максимуму, а благодаря тебе он ведет себя как идиот – битых полчаса обшаривает очередную закрытую комнату в поисках выхода. Но потом так проникаешься происходящим, что едва завершив прохождение, спешишь начать все заново: в режиме New Game +, со всеми усовершенствованными гаджетами наготове. Враги в отместку становятся крепче здоровьем, но теперь-то против них Бэтмен в самом расцвете сил. Он помнит решения всех ребусов и им, опять же, просто приятно быть.
***
Случалось, что те, кто проходил Arkham Asylum, почти не успевали насладиться красотами декораций: постоянно держали активированным так называемое «детективное зрение» Бэтмена. В этом режиме видишь врагов даже сквозь стены, сразу же замечаешь, какую стену можно разрушить с помощью взрывчатки, а какую решетку удастся выломать парой пинков. Во второй части к этому навыку героя тоже прибегаешь довольно часто – правда, теперь разработчики стараются почаще напоминать игроку, что мир вокруг Темного Рыцаря пусть и мрачный, но куда красочней, чем можно увидеть «особым глазом». Например, если в схватке кому-нибудь из бандитов удастся попасть по Бэтмену, картина тут же становится обычной – не то, что в предыдущей части.
Загадочник все так же любит ребусы, ответы на которые спрятаны в декорациях. А если учесть, что иногда загадку узнаешь, только отсканировав предмет-разгадку, сразу не хочется душить в бою информаторов: пусть поделятся наводками.«Детективное зрение» сильно выручает в драках: сразу видно, кто держит автомат. Но стоит пропустить удар и вам тут же напоминают, как выглядит реальность – никаких синих и красных силуэтов.
***
В Rocksteady не берут за образец Бэтмена из какого-то одного-единственного комикса или фильма. «Нам близко любое произведение о Бэтмене, в котором Темный Рыцарь сталкивается с какой-то психологической дилеммой, а не только с конфликтами, которые можно решить с помощью силы, – говорит Джеми Уокер, директор Rocksteady. – Но нам нужно думать иначе, чем авторам фильмов и комиксов, ведь мы делаем Бэтмена, которым вы можете управлять и которого видите главным образом со спины. Вдобавок этот персонаж держит все эмоции в себе. И поэтому мы должны сделать его плащ выразительным, использовать его как способ оповещать игрока о переживаниях героя». Начало, конечно, положила Arkham Asylum, а Arkham City приняла эстафету: плащ Бэтмена не только живет собственной жизнью, но и становится, как и весь костюм, все более истрепанным по мере приближения финала.
Хваленая свобода полета, про которую столько говорили, пока игра находилась в разработке, сперва не кажется чем-то выдающимся. Ее принимаешь как должное – а потом, вернувшись к сюжетной кампании Arkham Asylum, чувствуешь, что чего-то не хватает: Бэтмена как будто стреножили. Нет, его обучают азам использования Бэткогтя как способа быстро взлететь на какой-нибудь уступ, позволяют парить в воздухе, но побывать на всех зданиях колоритной Аркхэмской психушки, ни разу не коснувшись земли, – увольте. То ли дело теперь! Десятки крыш, самые разные металлические конструкции (от строительных кранов до колеса обозрения): все необходимое для воспроизведения классического образа «Бэтмен реет над Готэмом» – как на блюдечке. Путешествовать по воздуху так же естественно, как рыскать по улицам на своих двоих. Хочешь – входишь в пике, чтобы затем взмыть вверх и подольше остаться в небе, хочешь – набираешь скорость, чтобы не просто камнем упасть на голову незадачливому бандиту, а буквально припечатать бедолагу к мостовой. Бэтмен, как уже говорилось, никого не убивает. Но калечить негодяев ему не зазорно.
Герой во время первого прохождения часто проговаривает про себя подсказки для рулевого: мол, не забыть отсканировать дырки от пуль, чтобы высчитать траекторию полета, не лезть в этот раз на горгулий, они все равно заминированы. Точно так же заботилась о геймере Arkham Asylum: вас вроде бы не ведут за руку ежесекундно, но в то же время не бросают на произвол судьбы. Нехватку заботы в сюжетном режиме Arkham City испытываешь только в одном случае: когда ситуация требует задействовать некую особенность гаджета, про которую ты уже благополучно забыл. Или которой никогда не пользовался, потому что в кампании не заставляли, а побочные задания, обыгрывавшие ту же тему, благополучно прошли мимо тебя. Справедливости ради замечу: со мной подобное произошло лишь однажды. Оказалось, я умудрилась проигнорировать необязательные квесты, где ключ к разгадке – зарядить управляемый Бэтаранг электричеством, хотя их подсовывали с самого начала.
Вообще бесстыдное изобилие дополнительных дел, «секреток» и прочих поводов облазить каждый закоулок Аркхэм-сити – то, что полностью оправдывает разросшийся арсенал Бэтмена и не позволяет жаловаться: дескать, обучили пользоваться тросометом так, чтобы в полете менять направление движения героя, а сугубо для прохождения это нужно редко. Первая пробежка по сюжетному режиму – все равно что ознакомительный тур: приглашение собрать все гаджеты и познакомиться с доступными трюками. Какие-то функции девайсов будут востребованы всегда, какие-то окажутся актуальны лишь в избранных паззлах. Самое прекрасное, разумеется, – то, что большинство приборов годится как для исследования местности, так для боя. Но, конечно, с каким удовольствием я вновь зарядила Бэтаранг электричеством при первой же подвернувшейся оказии – не передать. Как взаправдашний Бэтмен! Уж он-то не забывает, что и как у него работает. «Кстати, а как изобилие необязательных заданий соотносится с тем, что у героя есть основная цель, а он не из тех, кто бросает дела на полпути?» – спросила я у Джейми Уокера, директора Rocksteady. «Когда персонаж попадает в нелегкие ситуации, делает нелегкий выбор – тут-то и проявляется его истинный характер. Поэтому, на мой взгляд, очень правильно, что мы даем ему – и вам – выбор. Решая, что делать, вы вживаетесь в образ Бэтмена».
***
«Мы выбираем злодеев так, чтобы в стычках с ними Темный Рыцарь показывал себя с разных сторон, – объясняет принципы выбора ключевых противников директор Rocksteady, Джеми Уокер. – Например, Загадочник аппелирует к детективу в Бэтмене, к его готовности «идти по следу», заинтересованности в ребусах. А тот же мистер Фриз устраивает ему проверку на сообразительность. Каждый наш антигерой необходим, чтобы вы почувствовали, насколько Бэтмен многогранен».
В Arkham Asylum повсюду с мерзким хихиканьем скакали игрушечные челюсти: их предлагали разбивать в обмен на горсть призовых очков опыта. В Arkham City список бонусных мишеней расширился: тут и пингвинчики, и шарики с клоунскими рожами.Как за пару минут облететь всю импровизированную тюрьму, полагаясь на плащ и Бэткоготь? Необязательное расследование преступлений Виктора Зэса даст Бэтмену повод досконально изучить этот вопрос.
***
Женщина-Кошка – скачиваемый персонаж, которого придется покупать за свои кровные, если вы приобретаете подержанную копию Arkham City. На ее долю достается не так уж много заданий – и это не случайно: в Rocksteady подчеркивают, что их «Бэтмен» – прежде всего игра о том, как быть Бэтменом. С другой стороны, кто, как не Женщина-Кошка, позволит исследовать Аркхэм-сити не в роли служителя правосудия, а в роли преступника? Заберется туда, куда Бэтмен попросту не попадет? Есть и еще один повод изучить миссии красавицы-воровки: ее похождения – шанс узнать больше о Темном Рыцаре.
К слову, управление гаджетами стало гораздо удобнее. Мне, например, пришлось очень по вкусу то, что пилотируемый Бэтаранг можно сразу же кидать снова – не выжидая, пока истечет время на специальном таймере. И очень порадовало, что героя не вынуждают опять разучивать абсолютно все способности с нуля. Скажем, чтобы схватить бандита за шкирку, пока он топчется внизу под горгульей, не нужно покупать специальный прием – Бэтмен все уже знает. Может показаться, что некоторые новые навыки какие-то «читерские» – ну так я Arkham Asylum прошла на нормальном уровне сложности, забыв проапгрейдить броню выше второго уровня. И ничего, даже внимания не обратила. Это, скажем, в Dark Souls вы сначала выживаете, а потом вам позволяют стать чуть сильнее, чтобы вы продолжали выживать и дальше. Тут концепция другая: вы и сначала круты, а можете стать совсем уж невыносимо крутым.
Бои с рядовыми подонками в Arkham Asylum никогда не были чересчур замысловатыми. В самом деле, раз уж герой в одной из сцен утверждает: «Я таких подонков – одной левой», превращать каждую потасовку в упражнение на выживание – нелепо. Обратная сторона крутости Бэтмена – иногда кажется, что победы в кампании даются ему чересчур уж легко. В Arkham City разработчики постарались и былую кинематографичность драк сохранить, и врагов так снарядить, чтобы азарт сохранялся. В схватках по-прежнему наказывают тех, кто бездумно долбит по клавишам – не дают выстроить долгие комбо. Однако стоит усвоить, что схватка с рядовыми бандитами подчиняется определенному ритму – ударил, наклонил левый стик и перелетел к новому неприятелю, снова ударил и так далее – как цепочки из обычных и контрприемов выстраиваются интуитивно. Плюс к зрелищности – возможность контратаковать нескольких противников сразу (от двух до более, чем десяти в особо драматичных эпизодах), более удобная раскладка с «горячими клавишами» для многочисленных девайсов. Плюс к азарту – враги, которые умеют прятаться за щитами, утрамбовываются в броню и вообще требуют особого к себе подхода. Вот в Arkham Asylum все мидбоссы теряли голову, получив во время разбега Бэтарангом в харю. Концепция «ключевого приема» сохранилась, но когда на тебя одновременно наседают все разновидности местного отребья – ощущение собственного героизма просто переполняет.
Боссы стали заметно лучше. Не сложнее – завершив кампанию, я не смогла вспомнить ни одной схватки, которая бы потребовала от меня действительно проявить чудеса ловкости. Но вот пример: скажем, в схватке с Убийцей Кроком в Arkham Asylum у Бэтмена не самый большой выбор средств – следи, где из-под воды вылезет чудовище и меть в ошейник Бэтарангом. Другое дело – сражение с Мистером Фризом в Arkham City. В лоб атаковать безумного ученого нельзя, зато можно действовать по-бэтменовски: использовать особенности локации против негодяя. Тот запоминает, что его захватили врасплох ударом из-за угла или притянули магнитом к стене – второй раз на знакомые уловки не ведется, а значит, нужно отыскать несколько способов напасть внезапно. Игра, правда, портит удовольствие, услужливо подкидывая список подсказок – справиться самостоятельно все же было бы интересней. Или другой случай: сражаясь с Ядовитым Плющом в Arkham Asylum, можно без особой спешки уворачиваться от тех лиан, которые она выращивает – при небольшом везении даже получается на месте постоять (по крайней мере, пока зомбированные миньоны на арене не появляются). А вот в схватке с не-скажу-кем в Arkham City (намек: Бэтмена пытаются нашинковать энергетическими саблями) вертеться всегда приходится точно угрю. И кстати, чтобы уворачиваться, теперь не нужно дважды жать на «крестик» – и одного нажатия хватит. Платформенные испытания Пугала, правда, остались в прошлом. Желающие промыть мозги герою найдутся, но действовать будут не с таким размахом. Может, оно и к лучшему – к третьей встрече Пугало успевает порядком надоесть.
***
В Rocksteady гордятся тем, что предоставляют игроку свободу действий, когда дело доходит до выбора апгрейдов. Дескать, каким хочешь видеть своего Бэтмена, такие навыки и развиваешь в первую очередь. И это тоже накладывает свой отпечаток на характер испытаний. Сделаешь обязательные схватки действительно сложными – накажешь тех, кто сперва приобретает стелс-приемы, стеснишь их свободу. Поступишь наоборот – в пролете будут те, кому больше по душе драться с негодяями лицом к лицу. Правда, в результате складывается курьезная ситуация: зарабатывать максимально крутые приемы выгодно, если планируешь углубиться в Challenge Mode или New Game +. Не планируешь – они повиснут мертвым грузом, ведь и без них все складывается неплохо.
Раньше поговаривали, что Женщина-Кошка срисована с Одри Хепберн. Создатели клянутся: источников вдохновения было куда больше.Охранники будут высматривать Бэтмена под решетками в полу, если вдруг увидят поблизости от этих укрытий тело товарища. Если комната маленькая – придется туго, но в большинстве случаев залы такие вместительные, что даже странно, почему злодеям не приходит в голову выставить патруль, скажем, из двенадцати человек.
В Challenge Mode найдется то, чего кампания не дает: стычки, в которых можно сознательно ухудшать для себя расклад, выбирая модификаторы, которые вредят герою. Упражнения по избавлению от охранников на время тоже представлены.Batman: Arkham City полностью переведена на русский (в сюжетных сценах используются субтитры). Пара опечаток, немножко стилистических шероховатостей – но в целом перевод хороший.
Наслаждаться всемогуществом Бэтмена предлагают и в стелс-эпизодах. Как и в первой части, противники с завидным рвением палят по фигуре в плаще, едва заметив (а против пяти вооруженных автоматами бойцов персонажу не выстоять), но все еще не передвигаются по помещениям так, чтобы маршрут каждого непременно требовалось заучить. Они чаще берут заложников, причем иногда мысль прикрыться каким-нибудь несчастным осеняет их на середине задания. Еще бы, секунду назад все подельники были живехоньки, а теперь уже двое валяются в отключке – верный признак, что Темный Рыцарь где-то рядом. Главари чаще следят за здоровьем подчиненных с помощью специальных приборов: неутомимо предупреждают бедолаг по рации, что пора пересчитать отряд (а значит, выбывших из игры коллег те находят быстрее). Однако даже не пользуясь продвинутыми функциями гаджетов, удастся зачистить любой зал – разве что времени уйдет больше. В Rocksteady не усложняют правила игры в «кошки-мышки»: пусть, когда дело доходит до стелса в сюжетных миссиях, Бэтмен тоже не выживает из последних сил, а доводит бандитов до нервного тика своим всемогуществом. Не стали развивать в кампании и тему комнат, в которых нужно сперва обезвредить какого-то одного, спрятавшегося в самом труднодоступном месте подонка, ни в коем случае не трогая его коллег и не попадаясь им на глаза. Взамен появилась вот такая особенность: после того, как будет взят один из побочных квестов, выясняется, что в каждой шайке есть информатор Загадочника. Если добраться до него в последнюю очередь, он поделится местоположением нескольких «секреток». Накал страстей вроде бы не тот, но я каждый раз старалась не задевать «языка». Это в обычной схватке можно махнуть плащом, и преступник ошалеет на время, а когда он – один из пятерых ребят с автоматами, все сразу становится гораздо интересней. А уж если захочется почувствовать себя вконец героическим спасителем, поразгадывать ребусы – Загадочник не подведет. Не зря же он рассадил нескольких заложников по комнатам-ловушкам. Пусть, мол, Бэтмен, а вместе с ним и игрок гадает, как выручить очередного бедолагу, не поджарившись на электрическом полу или не угодив еще в какой переплет. Arkham Сity – это Arkham Asylum, которая выросла вширь и обросла еще большим количеством дополнительных заданий. Ее создатели сдержали обещание насчет встреч с теми боссами, о которых в первой части упоминали вскользь – вроде того же Пингвина или Мистера Фриза, или персонажа, показанного за стеклом в одной из комнат психушки. В некоторых эпизодах мне хотелось бы, чтобы она была строже ко мне как к игроку – чтобы драки с боссами я потом взахлеб пересказывала друзьям (как могу пересказывать финальную схватку в DMC4, например), а неизмеримое превосходство Бэтмена над обычными патрульными ощущала не так ярко. В отдельных сценах мне было жаль, что я чересчур надолго задерживаюсь из-за побочных заданий в некоторых районах – перебранки заключенных начинали повторяться и действовать на нервы. Но в то же время стоит признать: Rocksteady уже во второй раз удается убедить меня, что я – Бэтмен. И это – дорогого стоит.
Кросс-обзор
Александр Устинов Статус: Не знает, чего хочет – день 2 Предпочтения: Batman: Arkham Asylum Arkham Asylum стала настоящим откровением – почти идеальной игрой, которая, к сожалению, разочаровывала плоским картонным финалом. Зато это первая игра, в которой не поленился собрать все секреты – настолько интересно они были поданы.
Открытый город здесь – всего лишь декорация с дверками в АА; игра практически не изменилась. Городом пользуются только сайдквесты, которые мало того, что интересны сами по себе, так еще и напоминают, что Бэтмен – в первую очередь детектив, и только потом – костолом.
Готэм получился совершенно чудесным. Отдельной похвалы заслуживает анимация Женщины-кошки. Разочаровывает только интерфейс: из «стильного черно-белого» он стал «безликим хай-теком».
Увы, стать лучшей игрой на свете AC не суждено. АА был более целостной вещью в себе – «Аркхем Сити» же порой напоминает разрозненный сериал. И никуда не делась расстраивающая картонность отдельных эпизодов. Личная оценка: 9.5
Юрий Левандовский Статус: Сам себе режиссер Предпочтения: InFamous 2, Mass Effect
Честно, совсем не фанат Бэтмена, не читал про него комиксов, просто знаком с фильмами и персонажами вселенной. Но в первую часть играл с удовольствием и с интересом взглянул на вторую.
Очень крутой Бэтмен падает всем на головы и бьет бедных врагов о стены. Если серьезно, то все как в прошлой части, только больше. Больше гаджетов, больше ударов и перехватов, больше способов бесшумно убить врага. Жаль, сложность со всеми этими «больше» стала почему-то «меньше».
Почти совершенная игра на движке Unreal. Шикарные персонажи, отличная лицевая анимация, красивый город, текстуры, свет – все здорово. Штука в том, что это уже предел нынешних консолей, выше головы и устаревшего железа уже не прыгнешь.
Очень красивая, разнообразная игра с большим количеством героев, диалогов и врагов. И не важно, что с приходом открытого мира, появилось много глупостей с этим связанных, играть все равно очень интересно.
Личная оценка: 9.0
Наталья Одинцова Статус: зам. глав. редактора Предпочтения: Bayonetta, Devil May Cry
Обычно не люблю, когда разработчики гонятся за десятком зайцев сразу: вот чтоб и стелс был, и драки хорошие, и пазлы. Всегда опасаешься – а ну как в итоге все будет никаким. Но Arkham Asylum выдержала испытание изобилием, а главное – здесь оно очень уместно. Убеждает, что ты – Бэтмен.
Первое впечатление от Arkham City: ух ты, Arkham Asylum вырос. Особо сложных испытаний от сюжетной кампании я не ждала, так что сильно не расстроилась. Понравилось, как широко развернулся Загадочник: побочных миссий – завались и всегда можно найти что-нибудь интересное для себя.
Полигры я прошлялась с включенным «детективным зрением». Оно, на мой взгляд, теперь красивее, от него меньше устают глаза. Вдобавок, в Rocksteady честно постарались помешать мне пробегать так все время. Arkham City давит количеством: больше приемов для героя, больше гаджетов, больше квестов. Сюжетная кампания, правда, в результате выглядит расширенным учебным курсом – добирать сложность предлагают за счет New Game+ и побочных заданий.
Личная оценка: 9.5
Артём Шорохов Статус: Редактор на пенсии Предпочтения: Batman: Arkham Asylum, God Hand Arkham Asylum возникла из ниоткуда и сразу добилась эталонных результатов, ворвавшись в мир AAA-игр и расшвыряв конкурентов словно котят. Сиквел был неизбежен, разработчики и сами понимали это. И мучали меня весь год разочаровывающими трейлерами...
Слава богу, ломать ничего (ну, почти ничего) не стали – ограничились лишь дежурным апгрейдом всего и вся и не менее дежурным отуплением игры для прикорма широких масс. Главная потеря – обломанные клыки стелса. Главное приобретение – небольшой рост в качестве рукопашки. От сэндбокса геймплею ни жарко, ни холодно. Оно и к лучшему. Риддлер крут.
Картинка все та же, а вот скрупулезность дизайнеров заметно выросла. Жаль, интригующий «белый арт» так и остался классными картинками, никак не проявившимися в игре.
Все еще круто, но уже вовсе не так смело и совсем не цельно. Это уровень BTAS, но не Year One. Хоть и must have.
Личная оценка: 9.0