Невероятный успех оригинальной Arkham Asylum сложно было предугадать или спрогнозировать. Против Rocksteady Studios говорило практически все. Во-первых, по вселенной «Бэтмена» хороших игр не выходило со времен NES. Во-вторых, за плечами у коллектива был всего один завершенный проект – странноватая Urban Chaos: Riot Response. И, наконец, в-третьих, первые продемонстрированные кадры, хоть и впечатляли, но вызывали больше вопросов, чем ответов. Тем интереснее, что игра оказалась не просто «условно хорошей», а лучшей из лучших – многие западные и отечественные журналисты именно Batman: Arkham Asylum удостоили звания «Game of the Year» (впоследствии вышло даже переиздание с таким подзаголовком).
Но то было два года назад. Сегодня Rocksteady – уже не подающая надежды студия, а один из наиболее ярких разработчиков. Амбиции у ребят тоже подросли: Arkham City позиционировался как один из важнейших релизов года – о нем писали и до сих пор пишут в прессе и говорят на форумах, его ждали миллионы игроков по всему миру.
Перед тем, как мы двинемся дальше, должен вас предупредить – читайте этот обзор исключительно на свой страх и риск. Потому что только углубленный анализ (со спойлерами, увы) способен раскрыть истинную суть шедевра под названием Arkham City. Если не хотите портить себе впечатление от игры, просто поверьте в нашу «десятку» и закройте эту страницу от греха подальше.
Добро пожаловать домой, Брюс Уэйн!
Доктор Хьюго Стрейндж знает то, о чем другие даже не догадываются. Именно он «пригласит в гости» миллиардера Брюса Уэйна в свой «райский уголок» – Акрхэм Сити. И именно он сделает все, чтобы сломать в итоге «человека в маске».
Жаль, доктор не подумал о том, что далеко не он один стремится покончить с Бэтменом. И если Двуликий или Пингвин выступят в этот раз скорее на правах массовки, то наш любимый весельчак никак не смирится с ролью второго плана. Да, как мы и предполагали, Джокер вернулся. Он изуродован, болен, опустошен, но все еще полон сил. Конечно, Аркхэм Сити – более не его аттракцион, и «вечеринкой» заправляет Стрейндж, но это не помешает клоуну обставить все так, как ему одному угодно.
С этого, в общем-то, начинается Arkham City, предыдущие два абзаца – пересказ всего лишь первых 20 минут. Теперь представьте, насколько плотно напичкана событиями игра, если одиночную кампанию реально пройти за 10-12 часов (само собой, если не заморачиваться с поиском секретов). Благодарить за это стоит Пола Дини – знаменитого сценариста, который не первый год работает со вселенной «Бэтмена». Историю, конечно, нельзя назвать невероятно увлекательной, но в ней есть главное – интрига, причем, что немаловажно, настоящая, а не высосанная из пальца.
Эмоциональная составляющая игры, в любом случае, цепляет намного сильнее сюжета. Можно подобрать с полдюжины самых красочных эпитетов, но даже они не раскроют и малой толики тех ощущений, что дарит игра. То одиночество, которое буквально обволакивает играющего… ледяной ветер, вечная метель, промерзшие улицы ночного города – подобным не могла похвастаться даже BioShock.
Игровой мир настолько разросся, что в нем легко потеряться. Каждая локация – запутанный лабиринт, с морем секретов и потайных комнат, и все они вместе составляют один большой город. Психушке из первой части такие просторы и не снились.
Но в тоже время Arkham City не превратилась в очередной экшн с открытым миром. Здешний город (точнее несколько районов Готэма) уместнее сравнивать не с Венецией из Assassin’s Creed II, а с мирами Metroid или The Legend of Zelda. Несомненные преимущества такого подхода – повышенное внимание к деталям, высококлассная графика и отсутствие «провисаний» в геймплее, которыми, будем честны, грешат многие sandbox-игры.
Постановочный скриншот легко отличить от игрового – картинка в самой игре выглядит естественнее и чуть грубее. Зато персонажи не смотрятся как пластмассовые истуканы – лицевую анимацию разработчики заметно «прокачали».Музыкальное сопровождение и озвучка в Arkham City оставляют далеко позади первую часть. Марк Хэмилл и раньше работал на износ, но здесь он переплюнул самого себя: так Джокера не сыграл бы даже покойный Лэйджер.
Загадочник в обновленном Аркхэме развернул еще большую деятельность. Вообще, ТАКОГО количества дополнительных квестов и секретов я не видел ни в одной другой современной игре: их с лихвой хватило бы на 2-3 проекта.В Arkham City надо действовать по принципу агрессивного стелса: спрятался – «снял» одного противника, спрятался – «снял» следующего и т.д.
Быстрее, выше, сильнее
К сиквелу авторы поднаторели в геймдизайне, и это видно буквально невооруженным взглядом. Дело даже не в потрясающей планировке уровней или классной режиссуре – этим мог похвастаться и первый «Бэтмен». Куда важнее было исправить те немногочисленные недочеты, которые не позволяли поставить Arkham Asylum высший балл.
Например, излишне примитивные схватки с боссами. Лишь битва с Ядовитым Плющом, пусть и с натяжкой, могла бросить хоть какой-то вызов мастерству игрока. Все остальные, включая финальную встречу с Джокером, откровенно разочаровывали. Также огорчало и излишнее однообразие врагов. Да и к самому главному герою были определенные претензии. Мы все готовы простить ему постоянное комментирование происходящего и даже болезненную тягу к всепрощению. Но, к сожалению, помимо этого Бэтмен в Arkham Asylum был чересчур скучным и серьезным.
Похоже, что Rocksteady сами осознали эти промахи: в Arkham City от них не осталось и следа. Боссов много, они злые и интересные (особенно на «харде»). Благодаря введению в актерский состав Двуликого и Пингвина, удалось заодно протащить на сценические подмостки и их приспешников – в том числе бронированных и тяжеловооруженных. А Бэтмен… что ж, он стал безжалостен к недругам, ведь на кону теперь стоит само существование Готэма. И пусть он все еще следует заповеди «не убий», методы его работы отныне куда как более агрессивны.
В итоге, Arkham City, с точки зрения геймплея, ни на шаг не отходит от уже заданных канонов первой части. Но, в тоже время, в ней сглажены все шероховатости. Взять, к примеру, боевую систему. В теории, она ничем, кроме чуть обновленного комбо-листа, не отличается от оригинала. Но на практике, подтянув тайминг, разработчики открыли новые горизонты для тех, кто играет на высоких уровнях сложности. Бандиты, конечно же, не поумнели, но все равно способны пребольно надавать по нашей аристократической шее – этого достаточно, чтобы относиться к ним с должной опаской.
Список доступных гаджетов также разросся. Кто бы мог подумать, что энергетическое ружье и замораживающие гранаты столь органично впишутся в концепцию «Темного рыцаря»? Причем, они не только не рушат баланс, но и напротив – укрепляют его: специально для этого в игру внедрили новых противников, с которыми без свежих «примочек» не справиться.
***
17 часов 24 минуты – ровно столько заняло лично мое путешествие по Arkham City. История закончена: герои отыграли роли, мир спасен, злодеи наказаны. Но концовка… она меняет все. Как грязный трюк исподтишка, бьет по больному, по живому. Ведь кто бы мог подумать, что в ночном городе, полном головорезов и ублюдков, понятия добра и зла сотрутся до той степени, когда различить их уже невозможно? Batman: Arkham City – та игра, которую мы ждали с незапамятных времен. Та, какой для многих не стала Metal Gear Solid 4. Та, что заставит даже прожженных скептиков иначе смотреть на игровую индустрию. Идеал? Он достижим, он здесь и сейчас – перед нами. И пусть вас не смущают отдельные нюансы: ничего настолько же целостного, умного, многогранного и крутого не выходило на протяжении уже многих лет.
Художественная и эмоциональная стороны в игре проработаны настолько дотошно, что буквально кожей ощущаешь каждую снежинку, каждый резкий порыв ветра.В отличие от той же Deus Ex: Human Revolution, в новом Batman схватки с боссами не выделяются из общей канвы. Они разнообразны, хотя и немного старомодны. Что, в принципе, идет им только на пользу.